Информационная карта урока в соответствии с ФГОС
ФИО Молчанова Анастасия Сергеевна
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
_________ (_______________) __________ (Иванова И.И.)
«___»___________2024 г «___»___________2024 г.
1 |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
2 |
Класс |
1 |
3 |
Тема |
«Согласные звуки [д] и [д’], буква Д д» |
4 |
Образовательная программа, автор |
Школа России; В.П. Канакина |
5 |
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе |
Обучение грамоте; добукварный период |
6. |
Цель урока |
Способствовать формированию умения плавного слогового чтения с буквой Д; Способствовать формированию умения давать характеристику звукам [д] и [д’] |
7. |
Задачи |
Образовательные: познакомить со звуками [д] и [д’], с буквами Д д, отработать умение характеризовать звуки, находить сходства и различия. Развивающие: развивать умение рассуждать, развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи, развивать умение рассуждать, развивать мышление, речь, память и внимание, навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля; умение анализировать и обобщать, умение рассуждать. Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения; воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества, воспитывать уверенность в себе и своих знаниях. |
8 |
Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования |
Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучени, информационно-коммуникативные технологии, ,технология критического мышления. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
|
Планируемые результаты |
||
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Предметные |
Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) |
Личностные |
|||||||
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Объснительно-иллюстративный, прием Стихотворение |
Здравствуйте, ребята! Создаётся эмоциональный настрой: -Прозвенел звонок, начинается урок! Начинается урок. Он ребятам пойдёт впрок Постарайтесь всё понять, Слова правильно читать |
Здороваются с учителем Слушают учителя. Психологически настраиваются на учебную деятельность, на совместную работу с товарищами, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.
|
Ф |
презентация, интерактивная доска |
Оценка учителя, |
Представление о значимости языка и речи в жизни человека |
К: слушать собеседника и понимать речь других;
|
Положительное отношение к учебному процессу. |
2 Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (4- 5 мин) |
подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Метод проблемного изложения Прием «Лови ошибку» |
1. Речевая разминка Какую букву мы выучили на прошлом уроке? (Б) Что можете про неё сказать? Какие звуки обозначает буква Б? Проведем разминку речевого аппарата. 2. Актуализация знаний Вспомните изученные буквы и разделите их на группы - Назовите гласные буквы? - Назовите согласные буквы? - Назовите согласные буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки - Назовите согласные буквы, которые обозначают глухие согласные звуки? Вы справились с эти заданием 3. Пробное действие Я приготовила для вас иллюстрацию. Составьте предложения по этой иллюстрации. Дети составляют следующие предложения: Это дом. На крыше дома труба. Из трубы идёт дым. Во дворе растёт дуб. Какой звук повторяется чаще всего в предложениях? (звук [д] ) |
Выполняют разминку речевого аппарата. В ходе беседы вспоминают, чем звук отличается от буквы.
Составляют предложение по иллюстрации.
|
Ф, И |
дидактические карточки |
самооценка |
понимать различие между звуками и буквами; различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; |
П: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; Закрепление полученных знаний; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; К: принимать участие в диалоге; |
вызвать желание у детей работать, настроить на трудовую деятельность, развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места. |
3 Этап выявления места и причины затруднения (5-7 мин) |
постановка цели урока. организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
Частично-поисковой |
- Какие затруднения у вас появились? - В чем вы испытали затруднение? - Предлагают поиграть в игру «Закончи предложение». - Я читаю начало предложения, а вы хором договариваете. - Постарайтесь эти слова еще запомнить. - Готовы?
Тут наш… (дом). Из трубы идет … (дым). У дома растет… (дерево). На дереве… (дупло). У дупла сидит… (дятел). К дому ведет… (дорожка). У дома сидит… (дед).
- Повторите слова, которые вы добавили. - Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?
|
Определяют новый звук
Повторяют слова, определяют звуки |
ф |
|
Оценка учителя |
отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки; |
Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель урока, умение сравнивать, анализировать, обобщать Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные : формировать умение различать звуки и буквы, умение составлять схемы слов |
Формирование учебно-познавательного интереса. |
4 Этап построения проекта выхода из затруднения |
организация учащихся по исследованию проблемной ситуации, выбор способа и средств их реализации
|
Проблемное изложение |
- Какова цель нашего урока? Какова тема нашего урока? - Построим план наших действий. (Как будем действовать). -Вы уже познакомились с буквами гласных звуков. Вспомните, как вы действовали, на этих уроках. - С чем вы знакомились вначале? - И на сегодняшнем уроке вы вначале потренируетесь в выделении нового звука в речи. -Что следовало за этим? - И сегодня вы тоже после работы со звуком познакомитесь с буквой, которая этот звук обозначает. - А после этого будете учиться читать слоги с изученной буквой |
Цель: Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает; учиться читать слоги с новой буквой
- со звуками
|
ф |
|
Оценка учителя |
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, |
Р- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи
|
Формирование уважительного отношения к иному мне-нию, |
5 Этап реализации построенного проекта (10 мин) |
Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос |
Аналитико-синтетический метод, словесный, наглядный
Деятельностный |
Отгадайте загадки Без ключа ты мне поверь, не откроешь эту (дверь) Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь(ослик) Через речку лег, пробежать помог (мост) Назовите первые звуки каждого слова, какими буквами означим? Какое слово получилось (ДОМ) Работа со схемами Сколько гласных слышим? Сколько слогов? - Какой звук слышим в начале? ([д]). - Какой он: гласный или согласный? (Согласный) - Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду). - Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, руку к горлу произносят звук [д]). - Согласный звонкий (схема-звонок) - Значит [д] - согласный звонкий, а ещё? - В слове Дом звук [д] твердый, т. к. за [д] слышим [а]- показатель твердости, [д], звучит твердо. Синий башмачок - Итак, звук [д] – согласный звонкий твердый (синий цвет) - Составим схему слова (на доске, дети у себя на партах) - Произносим слово ещё раз. Что слышим в начале слова, отдельный звук или слияние звуков? (слияние) - Каким цветом обозначим на схеме? Почему? - Что слышим дальше, слияние звуков и отдельный звук? - Каким цветом обозначим на схеме? Почему? - Итак, звук [д], какой? Охарактеризуйте его (согл, зв., тверд.)
- Следующее слово вы должны будете отгадать, используя мои подсказки: у нас в классе есть две девочки с одинаковым именем, которое начинается на букву Д. (Диана) - Сколько гласных слышим? Сколько слогов? - Какой звук слышим в начале? ([д’]). - Какой он: гласный или согласный? (Согласный). - Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду). - Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, произносят звук [д’]). - Согласный звонкий - Значит [д’] - согласный звонкий, а ещё? (схема-звонок) - В слове Диана звук [д’] мягкий, т. к. за [д’] слышим [и]- показатель мягкости, [д’], звучит мягко. (зеленый башмачок) - Итак, звук [д’] – согласный звонкий мягкий.
Составьте схему слова у себя на партах. Работайте парами. (Один ученик работает у доски)
- Итак, звук [д’], какой? Охарактеризуйте его (согл, зв., мягк.)
- А с какой буквы мы будем писать слово Диана? Почему? ) - Итак, какие звуки мы выделили? ([д], [д’]) 3 картинка на дерево Физминутка
|
Работа со схемами |
фи |
Дидиктические карточки |
Оценка учителя |
|
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию. |
в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор. |
6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин). |
выявление проблемы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов |
репродуктивный |
Работа по карточкам. Найди букву Д, поменялись проверили. Что можно сотавить из букв ? (слоги) Чтение слогов с буквой Д Что можно составить из слогов? (слова) • Работа в парах - На столе у вас слоги. - Какое задание предложите? - Попробуйте из них составить слова (два человека у доски) (доктор, дрова, Дима, дети)) - Как нужно работать в парах? (слушать друг друга, не перебивать, работать вместе) - На какие группы можно разделить данные слова? Твердый д, мягкий д) 4 картинка на дерево • Работа по учебнику работа над словами -чтение про себя -хоровое чтение вслух
- Какие слова вам непонятны?
Водопад - поток воды, стремительно падающий с отвесного уступа Водолаз: - специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением • работа с иллюстрацией - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? Водолазы, аквалангисты. - Есть такой вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно. - Кто знает, как называется этот вид спорта? Дайвинг -Какое оборудование необходимо аквалангисту, чтобы не погибнуть под водой? (маска, трубка, ласты, баллон с кислородом, гидрокостюм) - Что увидели водолазы в море? Сокровища, клад - Каких морских обитателей они встретили? Осьминог, рыбы
- По иллюстрации и ключевым словам давайте попробуем определить, о чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов - предположения) - Давайте проверим предположение, прочитав текст. - Представим, что мы с вами оказались в подводном царстве.
чтение текста (с.105) - О ком я вам прочитала? Кто главные герои?
• чтение по цепочке (вторичное чтение) - Что мы сейчас с вами прочитали? (Это Текст). Докажите, что это текст. - Где ведут работы водолазы? - Какая у них работа? - Чьи папы работают водолазами? - Чем занимаются водолазы на дне реки? - Где теперь идут поезда? - Какое название можно придумать к этому тексту?
• задание к тексту по подгруппам
1 ряд: еще раз прочитают текст и посчитают, сколько здесь предложений. 2 ряд: посчитает сколько раз буква Д встречается в тексте. 3 ряд: прочитайте рассказ еще раз и найдите предложение, в котором рассказывается о том, чем занимались папы Нади и Димы.
- Кто готов, поднимаем руку. - Итак, давайте прочитаем предложение о работе пап Нади и Димы. Спасибо. - Сколько предложений оказалось в нашем рассказе? 5. - Как определили? - Сколько букв Д вы смогли найти? (14)
Вывод: Почему работа водолазов трудна? • работа в темноте и на ощупь • тяжелое снаряжении весом до 80—110 кг • приходится не только спасать купальщиков летом, снимать людей со льдин и вытаскивать рыбаков из прорубей зимой 5 картинка на дерево
|
Выполняют упражнения
Работают в парах с карточками
Работа по учебнику
Работают с иллюстрацией, высказывают своё мнение
Проверяют свои предположения Выполняют анализ текста: высказывают своё мнение; работают над лексическим значением слов; отвечают на вопросы учителя; выбирают и зачитывают предложения. Формулируют конечный результат своей работы над текстом.
Работают в группах, делают выводы
|
ИФПГ |
Азбука В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, 1 класс, 1 часть; Дидактические карточки |
Оценка учителя, самооценка |
Понимать прочитанное; Умение работать по иллюстрации, вычленять информацию |
Познавательные: обогащение словарного запаса учащихся.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Формировать умение работать в парах, коллективно, осуществлять взаимный контроль
|
|
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5-7мин). |
Умение найти решение учащимися учебной задачи с помощью выбранного метода |
репродуктивный |
Работа в карточках. Какой слог лишний в этих рядах, зачеркните.
Оцените работу соседа |
Выполняют задание |
ИП |
Дидиктические карточки |
взимооценка |
Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний |
К принимать участие в работе |
|
8 Включение в систему знаний и повторение (3- 5мин). |
Умение найти решение учащимися учебной задачи с помощью выбранного метода |
Наглядный метод |
У вас на столах лежит листочек с разными заданиями. Вы можете выполнять любые понравившиеся задания. Поиграем в игру «Лучший знаток буквы Д». Кто выполнил все задания- поднимите руку и т.д. |
Выполняют задания |
и |
|
взаимооценка |
|
Р- Принимают и сохраняют учебную задачу. |
|
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин). |
|
|
- Ну вот, наш урок подошел к концу. - А теперь я хочу у вас взять интервью: Какова тема нашего урока? • с какими звуками мы познакомились? • Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели? • какой буквой обозначаются эти звуки ? • на уроке мне понравилось… Посмотрите на дерево. В чем его необычность? С какой буквы начинаются все эти слова? (Д)
- Если вам всё удалось и вы довольны собой, со всеми заданиями справились - Если у вас не всё получилось, но вы старались - Если было очень трудно и вам нужна помощь Мы гостей сегодня ждали Приходите снова к нам, И с волнением встречали. Рады мы всегда гостям! Хорошо ли мы умеем И читать, и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. |
1. Отвечают на вопросы. 2. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. 3. Голосуют. |
ФИ |
|
Самооценка
|
представление о значимости языка и речи в жизни людей |
Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала К- Формулируют собственное мнение. П делать выводы в результате совместной работы класса и учителя . |
понимают значение знаний для человека и принимают его. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.