МОУ Удельнинская СОШ № 34
Технологическая карта урока
Учитель: Шишкина Олеся Алексеевна
Класс: 3 «А»
Предмет: Окружающий мир.
УМК: «Перспектива»
Раздел: «Мир как дома»»
Тема урока: «Мир растений»
Цель урока: Познакомиться с основной классификацией растений и рассмотреть особенности каждой группы растений.
Задачи:
развивающие:
образовательные:
воспитательные:
· воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявлять интерес к изучению темы;
- бережное отношение к растениям;
- позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы.
Метапредметные:
Познавательные:
- определять роль растений для жизни на Земле.
Регулятивные:
- выполнять задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- проводить взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- проводить самопроверку учебного задания.
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера высказывания;
- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;
- формулировать собственное высказывание, используя термины;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные
- различать растения каждой группы, выделять их признаки.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний, урок-экскурсия.
Дидактический материал: Презентация «Мир растений», учебник 1 часть, 3 класс: Плешаков А.А. Новицкая М.Ю., Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир», атлас-определитель «От земли до неба».
Оборудование: Демонстрационные иллюстрации с изображением разных групп растений, схема «Части растения», схема «Питание растений», таблица «Разнообразие растений».
Литература: Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»), 3 класс, Т.Н. Ситникова, учебник 1 часть А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 3 класса, изд-во «Просвещение», г. Москва, 2018 г.
|
Содержание педагогического взаимодействия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Время |
Виды работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организа-ции взимодей-ствия |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Орга-низаци-онный момент. Мотива-ция к учебной деятель-ности. |
1 мин |
Словесное приветствие. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу.
- Здравствуйте, я рада вас вновь видеть. Думаю, что сегодня урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Давайте для начала «просигналим» своё настроение. «Просигнальте» карточками, с каким настроением вы начинаете урок (поднимают карточки – сигналы). - Спасибо. |
Учащиеся осуществляют самооценку готовности к уроку. |
Фронтальная |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуа-изация знаний. |
3 мин |
Проверка домашнего задания. |
- Вспомните, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (О почве). - Что такое почва? (Это верхний плодородный слой земли) - Назовите главное свойство почвы. (Плодородие). - Что растения получают из почвы? (Корни дышат воздухом, который содержится в почве, воду, питательные вещества). - А каких животных почвы вы знаете? (Медведка, дождевой червь, крот). - А как животные влияют на плодородие почвы? (Животные делают в ней ходы, куда проникают вода и воздух. Они перемешивают почву, измельчают остатки растений). - А теперь давайте сделаем вывод. (Почва – верхний плодородный слой земли. Почва является кормилицей растений, животных и человека). |
Дети высказывают свои предположения. Дети высказывают свои мнения о свойствах почвы, о животных, влияющих на ее плодородие, что почвы в жизни растений, делают вывод. |
Фронтальная |
Познавательные: уметь находить ответ на вопрос. Логические: анализ с целью выделения существенных признаков. Умение делать вывод из всего вышесказанного. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, слушать и понимать речь других. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Само-опреде-ление к деятель-ности.
|
2 мин |
Игровой вид работы. |
- Сегодня вести урок мне будут помогать помощники (ученики нашего класса). (1 ученик)
Предлагаю вам, ребятки Отгадать мои загадки. 1). Две сёстры летом зелены, К осени одна краснеет, Другая чернеет. (Смородина) 2). Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. (Подснежник). 3). Что же это за девица – Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (Ель)
- Верно. А как назвать эти слова-отгадки одним словом? (растения). - На какие группы можно разделить эти растения? (Деревья, травы, кустарники). |
Дети отгадывают загадки о растениях, пытаются разделить растения на группы. |
Фронтальная |
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, слушать и понимать речь других. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Поста-новка цели и задач урока.
5. Первичное усвоение знаний.
· П
|
20 мин |
Формулиро-вание темы и цели урока.
Работа с учебником.
Выступле-ние докладчи-ков, ИКТ.
|
- Давайте вспомним. Какие части растений вы знаете? Давайте рассмотрим схему и назовем части растения. (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами). - А какие условия необходимы для жизни растений? (Свет, тепло, влага). - Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете? (высказывания ребят) - И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой. - Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (высказывания ребят). - Как вы считаете, какую цель мы должны поставить перед собой. (высказывания детей). - Молодцы, сегодня мы узнаем о разнообразии растений. Прочитайте 1 абзац текста в учебнике на стр. 78. Рассмотрите иллюстрации. Какие растения изображены на страницах учебника? Ученые делят растения на группы. Давайте представим, что мы с вами ученые и тоже попытаемся разделить их на группы. (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).
Путешествие по царствам растений. - Сейчас мы совершим экскурсию по царствам растений и помогут нам в этом наши экскурсоводы. Первая остановка – Царство водорослей. - Как вы думаете, почему их так назвали? 1 слайд (2 ученик): - Водоросли – жители воды. Например, морская капуста. У нее нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков, ни плодов. Тело морской капусты похоже на длинные ленты, оно называется слоевищем. Морские водоросли используются уже давно в пище людей, как сырье для изготовления лекарств. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. - Ребята, давайте обратимся к атласу-определителю (стр. 5) и посмотрим, что же означает слово слоевище. (Слоевище - тело растений не имеющее сосудисто-волокнистых пучков и не расчлененное на стебель, корень и листья. Слоевище имеется у водорослей). - Продолжаем путешествие. Следующая наша остановка – Царство мхов. 2 слайд (3 ученик): Это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются. Мхи – жители влажных мест. - Давайте поподробнее остановимся на таком растении, как сфагнум. Сфагнум – это род болотных мхов. Сфагнум 3 слайд (4 ученик): Растение, которое прекрасно впитывает влагу. Сфагнум можно встретить в сырых лесах и на болотах. Со временем, отмирая, растения образуют торф. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом растении содержатся вещества способные дезинфицировать рану. - Ребята, давайте снова обратимся к нашему атласу-определителю (стр. 13) и посмотрим, что означает слово торф. (Торф - рыхлая горная порода. Основное растение, образующее торф, - торфяной мох сфагнум). - Третья наша остановка – Царство папоротников. 4,5 слайды (5 ученик): Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у папоротников не бывает. - Следующее царство, в которое мыс вами попадем, попробуйте отгадать сами. 6,7 слайды (6 ученик): Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы. Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы. Листья наши очень колки, называются иголки, И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем. - Как вы думаете, как называются эти растения? (Хвойные). - Назовите представителей этой группы растений. (Сосна, ель, лиственница.) Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. - Давайте дадим краткую характеристику хвойным растениям. Если ли у них корни, стебли, листья, цветки и плоды? (Есть, только вместо листьев – хвоинки, цветков нет, а вместо плодов – шишки, в которых находятся семена). - Последняя наша остановка – Царство самое большое и красивое. 8,9 слайды (7 ученик): Ну а мы, а мы с цветками, Мы цветем, плоды даем, Мы накормим семенами, Мы собой украсим дом. Мы в лесах, лугах и в поле, Мы в пустыне и в воде. По цветкам, как по паролю, Нас узнаете везде. - Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами. - Приведите примеры цветковых растений. (Роза, ирис, ромашка и т.д.). |
Дети вспоминают части растений (знания, полученные еще во 2 классе на уроках окружающего мира), формулируют тему урока, рассматривают иллюстрации в учебнике и пытаются разделить растения на группы.
Дети рассматривают слайды презен-тации, слушают докладчиков, знакомятся с новыми терми-нами при помощи атласа-определителя.
|
Фронтальная |
Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, сравнивать объекты; находить общее и различие. Группировать объекты на основе существенных признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; адекватно использовать речевые средства для представления результата; слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге. Познавательные: определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Личностные: проявлять интерес к изучению темы; стремление расширить свои знания о разнообразии растений; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Физкульт-минутка. |
2 мин |
Физическая активность |
- Мы с вами хорошо потрудились, пришла пора и отдохнуть. У нас в гостях цветочная фея, которую мы попросим провести физкультминутку.
Наши чудные цветки (дети сидят на корточках) |
Учащиеся выполняют движения физкультминутки. |
Коллектив-ная |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Первичная проверка понимания. Выявление трудностей.
|
5 мин |
Самостоя-тельная (практичес-кая) работа с таблицей в парах. |
- Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. Давайте поработаем в парах. У вас на столе есть таблица. Прежде, чем вы приступите, вспомните правила работы в паре. (Работай вместе. Работай тихо. Будь вежлив.) Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.
- Если вы готовы, посмотрите на экран и проверьте правильно ли вы заполнили таблицу. У вас на столе лежат осенние листочки. Если все верно, то поднимите оранжевый листочек. Если есть ошибки, то поднимите зеленый листочек. - У каких растений нет корня? (У водорослей и мхов). - Что общего у хвойных и цветковых растений? А чем отличаются? - Чем похожи водоросли, мхи и папоротники? (Размножаются спорами). |
Учащиеся работают в парах, заполняют таблицу, проверяют правильность заполнения. |
Работа в парах. |
Регулятивные: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного материала. Личностные: проявлять интерес к изучению темы; стремление расширить свои знания о разнообразии растений. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Первичное усвоение знаний (продолже-ние). |
2 мин |
Продолже-ние работы по теме урока. Работа с учебником. «Растения – удивитель-ные повара». |
- Давайте подумаем, а какую роль играют растения в природе и жизни людей? (Очищают воздух) - Рассмотрите схему «Питание растений». - Как же растения питаются? Что растения получают из почвы через корни? (Они всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями). - Что показывают красные стрелки? (Растения забирают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород). - Оказывается, растения – удивительные повара, которые из воды и углекислого газа готовят себе пищу – сахар и крахмал. Чудесная «кухня располагается в листьях. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Но работает чудесная «Кухня» только тогда, когда светит солнышко. Солнечный свет несет энергию. |
Дети отвечают на вопросы, рассматривают схему «Питание растение» |
Фронтальная |
Познавательные: уметь находить ответ на вопрос. Логические: анализ с целью выделения существенных признаков. Умение делать вывод из всего вышесказанного. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, слушать и понимать речь других. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Физкультминутка для глаз.
|
1 мин |
Выполнение упражнений для глаз. |
- Ребята, нашим глазкам пора отдохнуть. Давайте попросим нашу цветочную фею провести физкультминутку для глаз.
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (3 раза). 2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (5 раз). 3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. То же самое вправо (2 раза). 4. Поморгать 5 с. Отдохнуть, закрыв глаза. |
Учащиеся выполняют движения физкультминутки для глаз. |
Коллектив-ная |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Первичное закрепле-ние знаний. |
3 мин |
Работа в рабочей тетради. |
- Отдохнули, давайте продолжим работу в рабочей тетради. (Р.Т. № 1 стр. 52). - А теперь. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга (поставьте плюс за правильный ответ и минус – за неправильный). - На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.) - Где растут водоросли? (Жители воды) - Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.) - Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.) - Как называется тело морской капусты? (Слоевище). - Какое растение образует торф? (Мох-сфагнум). - Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник, лиственница). - Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения) |
Учащиеся продолжают работать теме урока, работают в рабочей тетради по теме урока, отвечают на вопросы, меняются тетрадями и оценивают работу друг друга. |
Индиви-дуальная |
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного материала. Личностные: проявлять интерес к изучению темы; стремление расширить свои знания о разнообразии растений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Информа-ция о домашнем задании.
|
1 мин |
Выбор разноуров-невого домашнего задания. |
- пересказ статьи учебника на тему «Мир растений»; - подготовить небольшое сообщение о любом растении; - нарисовать рисунок и придумать загадку о растении. |
Дети выбирают для себя то домашнее задание, которое им больше нравится выполнять и наиболее для них интересное. |
Индиви-дуальная |
Личностные: проявлять интерес к изучению темы; стремление расширить свои знания о разнообразии растений; эмоционально-ценностное отношение к каждой группе растений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
5 мин |
Подведение итогов. |
- Итак, наш урок завершается. Мы сегодня хорошо потрудились. Пришло время получить оценки за вашу работу (выставление оценок помощникам и ученикам за активную работу). - Также, я прошу вас, ребята, оцените свою работу на уроке, дополняя предложения: (на экране появляется слайд со словами) - Сегодня я узнал(а) о(об) … - Мне было интересно выполнять задание… - Кому нужна помощь учителя или товарища? (высказывание учащихся)
- Ребята, в начале урока вы поставили перед собой цель. А теперь я вас попрошу подумать про себя и решить, достигли ли мы с вами цели нашего урока. Если да и вам было интересно - поднимите желтый кленовый листочек, если были какие-то трудности – поднимите зеленый листочек, а если вам было скучно на уроке – поднимите красный листочек. Теперь выходите парами, возьмите клей-карандаш и приклейте на дерево листочки. Вот такое красивое дерево у нас получилось. Спасибо. |
Дети отвечают на вопросы. |
Фронтальная |
Личностные: осознание собственных достижений при освоении учебной темы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.