Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Природные зоны России»
Составили студентки 332 группы Лобанова Лилиана МАОУ СОШ № , класс 4, каб. № Дата проведения занятия: 07.10.2020 Смена Номер урока Начало урока ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта:
Допущены к проведению урока: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) |
Содержательная цель: Обобщить знания учащихся по разделу «Природные зоны России» Деятельностная цель: создать условия для развития УУД
Задачи: Личностные: формировать мотивацию и познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать навыки сотрудничества; формировать умения и способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Предметные: закрепить знания по разделу «Природные зоны России»
Метапредметные:
Регулятивные: учить сохранять учебную задачу; оценивать учебные действия в соответствии с выполненными заданиями; осуществлять рефлексию полученных знаний.
Познавательные: воспитывать гражданско-патриотические качества личности; воспитывать бережное отношение и любовь к природе своей страны.
Коммуникативные: развивать умения оформлять свои мысли в устной форме; развивать умения вести диалог; расширить словарь детей.
|
Оборудование У учителя:
У учащихся:
Образовательные ресурсы: |
презентация, жетоны.
|
Ход урока:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Приемы |
|
1.Подготовительный |
-Добрый день, ребята, начался урок. Давайте дружно поприветствуем друг друга. Здравствуйте, присаживайтесь. |
|
|
|
2. Основной
|
- На прошлом уроке мы с вами успели познакомиться с природными зонами России. Давайте вспомним, сколько их на территории России? -Верно, сегодня мы с вами продолжим знакомство с ними. Урок наш пройдет в необычной форме, для этого вам нужно разделиться на 3 команды. -Отлично! Сегодня за каждый правильный ответ вы будете получать жетончик. В конце урока мы выявим самых активных ребят. Итак, давайте начнём нашу увлекательную игру под названием «Путешествие по природным зонам нашей Родины». 1 задание. Определите природную зону. 1.До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. 2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. 3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. 4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление. По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. 5.В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. -Ребята, вы большие молодцы! Приступаем к следующему заданию. 2 задание. Узнай растение по описанию и назови природную зону, в которой оно произрастает. · У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. · Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. · Единственное дерево в мире с белой корой. Листья у похожи на сердечко и приятно пахнут. Летом появляются сережки. · Входит в состав многих лекарственных средств. В медицине используют свежие листья. Уникальность целебных свойств обусловлена полупрозрачным густым желе, скрывающимся в листьях. -Отлично, теперь ваша задача разгадать загадки по командам. 3 задание. Загадки о животных. Загадки для команды 1 1.Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. 2.Мха копытами касаясь, Ходит северный красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. 3.Плывет по морю великан, Пускает из воды фонтан. 4.Зимой у этого пушистого хищника на лапах будто валенки надеты, след свой, словно по нитке, лапка в лапку, заметает большим пышным хвостом. 5.Этого млекопитающего называют кораблем. Питается он колючками и солянками. Несколько дней может не пить. Густая шерсть надежно защищает его от дневной жары и ночного холода. Люди используют молоко и шерсть этих животных. Загадки для команда 2 1.Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. 2.Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. 3.Белокрылые хозяйки Над волной летают… 4.Размах крыльев этой птицы около метра. Машет она ими медленно. При полете складывает свою длинную шею пополам, а ноги вытягивает назад. Гнезда строит на деревьях или в тростниковых зарослях. Любит поживиться лягушками и мелкими рыбешками. 5.Эти пресмыкающиеся населяют нашу планету уже 200 миллионов лет. Их обычный возраст около 150 лет. Населяют они и пустыни, и моря, и болота. Размножаются, откладывая яйца только на суше. Загадки для команды 3 1.Из куста шипуля, За ногу тянула. 2.Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения! 3.Меньше тигра, но немножко Больше крупной рыжей кошки. На суку она обычно, Притаившись, ждет добычу. Не робей, не берегись В том лесу, где бродит… 4.Жизнь этих млекопитающих проходит там, где другие животные с трудом переносят высоту и разряженный воздух. Летом они пасутся рядом с ледником, а зимой спускаются ниже в долины, где меньше снега. Телят своих охраняют от волков острыми рогами. Похоже это животное и на корову, и на лошадь, и на козу, и на кабана. Одомашнены они были около 300 лет назад. Человек использует мясо, шкуру, шерсть и даже хвосты этих животных , из которых делают парики, занесены эти животные в Красную книгу. 5.Это животное обнаружили в 1977 году в слоях многолетней мерзлоты на востоке Сибири. Длина его была 115 см, высота – 104 см, длина хобота – 57 см. Туловище покрывала рыжевато-бурая шерсть. Возраст находки – 13-14 тысяч лет. -Ребята, вы большие молодцы! Мы приступаем к последнему заданию. Задание 4.Посмотрите на слайд, вам необходимо установить соответствие. Вам даны 3 зоны: Арктика, тундра, лесная зона, вы должны по описанию определить какая же эта зона. 1. Положение зоны: Вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем. К югу от зоны тундры. 2. Климат: Лето теплое. Зима короче и мягче, чем в тундре. Лето короткое, холодное. Зима длинная. Полгода – полярный день, полгода – полярная ночь. Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокие снега и сильные метели. 3. Растения: Мхи, лишайники, полярный мак. Карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика. Карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика. 4. Животные: Северный олень, песец, лемминг, волк. Морж, тюлень, белый медведь, касатка, кит Барсук, лисица, белка, бурый медведь, куница, рысь, лось. |
10
- Тундра
-Степь
-Пустыня
-Арктическая пустыня
-Лесная зона
- Дуб (Лесная)
- Ягель(Арктика)
- Берёза (Тундра)
-Алоэ (Пустыня)
Ящерица - степь
Олень - тундра
Кит – Север
Лиса – лесная зона
Верблюд - пустыня
Верблюд - пустыня
Лось – лесная зона Чайка – Крайний Север
Цапли - степи
Черепаха - пустыня
Змея - пустыня
Жаворонок - степь
Рысь – лесная зона
Як – субтропики, горные районы
Мамонт - Арктика
Тундра Арктика Лесная зона
Лесная Тундра Арктика
Арктика Тундра Лесная зона
Тундра Арктика Лесная зона
|
|
|
Определение природной зоны по описанию
Определение растения по его описанию
Загадки
Определение зоны по её признакам |
||||
3. Заключительный |
- Ну что ж, наше путешествие закончилось, вы отлично справлялись со всеми заданиями. Подсчитывается общее количество баллов для каждой группы, выявляется группа – победитель. |
Получают жетончики. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.