Окружающий мир, 2 класс
Тема: В гости к осени
Тип урока – урок повторения
Цель: обобщение знаний детей о характерных признаках осени в живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
-повторить характерные признаки осени в живой и неживой природе.
-показать связь между живой и неживой природой.
-повторить изменения смены сезонов в природе.
Развивающие:
-развивать мыслительную и познавательную активность.
-развивать коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение в групповой работе.
Воспитательная:
-воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
Планируемые результаты:
Предметные:
-называют характерные признаки осени в живой и неживой природе.
-обозначают связь между живой и неживой природой.
-называют изменения смены сезонов в природе
Метапредметные:
РУУД: развивают мыслительную и познавательную активность.
КУУД: развивают коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение в групповой работе.
Личностные:
- воспитывают осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
Оборудование: презентация, учебник, карточки для индивидуальной работы, карточки с приметами осени.
План урока:
1. Организационный этап. (3 мин)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин)
3. Актуализация знаний. (8 мин)
4. Применение знаний и умений в знакомой и новой ситуациях. (10 мин)
5. Обобщение и систематизация знаний. (8 мин)
6. Контроль усвоения знаний. (8 мин)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин)
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). (3 мин)
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Используемые формы, методы, приемы и средства |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап. |
Проверить готовность обучающихся к уроку
|
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, всё ли у вас есть на парте? Учебник, дневник и ручка. Готово? Тогда начнем урок.
|
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Формы: фронтальная Средства: рассказ, беседа, презентация. Методы: наглядный, словесный |
КУУД: умеют высказывать свои мысли |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Подвести обучающихся к постановке цели и задач урока. Замотивировать учащихся |
- Ребята, урок хочу начать с загадки.
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся. Это время года как у нас зовётся?
- Так как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Правильно, тема нашего урока будет звучать так «В гости к осени» (тема открывается на доске) - Как вы думаете, чем мы будем заниматься, какие цели перед собой поставим? |
Осень
Об осени
- Узнаем об изменениях в природе осенью; - узнаем о признаках осени. |
Формы: Индивидуальная, фронтальная Средства: рассказ, беседа, карточки, презентация, учебник. Методы: наглядный, словесный. |
ПУУД: используют отгадки для определения темы урока. РУУД: умеют осуществлять самоконтроль в своей деятельности; КУУД: умеют использовать речь при объяснении своих действий. |
3. Проверка домашнего задания |
Проверить домашнюю работу, проверив усвоение знаний |
Проверка домашнего задания.
|
|
Формы: Индивидуальная, фронтальная Средства: рассказ, беседа, карточки, презентация, учебник. Методы: наглядный, словесный
|
ПУУД: используют знания с прошлой темы для актуализации. РУУД: умеют осуществлять самоконтроль в своей деятельности; КУУД: умеют использовать речь при объяснении своих действий. |
4. Актуализация знаний. |
Актуализировать знания, умения обучающихся |
- Ребята, давайте вспомним какая бывает природа? (Открывается схема)
Работа в парах. - Перед вами лежат листочки с заданиями. На них записаны слова, обозначающие предметы живой и неживой природы. Подчеркните красным карандашом предметы живой природы, а предметы неживой природы – зелёным.
- Давайте проверим правильность выполнения задания. |
Живая и неживая
Солнце, ветер, вода, человек, небо, камни, воздух, растения, животные, облака, вода, земля.
Самопроверка |
Формы: Индивидуальная, фронтальная Средства: рассказ, беседа, презентация, учебник. Методы: наглядный, словесный. |
ПУУД: используют карточки для выполнения задания. РУУД: умеют осуществлять самоконтроль в своей деятельности; КУУД: умеют использовать речь при объяснении своих действий. |
5. Применение знаний и умений в знакомой и новой ситуациях. |
Повторить характерные признаки осени в живой и неживой природе.
|
Откройте учебник на с. 44. Прочитаем о неживой природе осенью. Что вы можете сказать об изменениях, в чем они проявляются? Посмотрим на с. 45 прочитаем 3 абзаца. Что вы можете сказать о прочитанных изменениях.
Прочитаем оставшуюся информацию на странице. Про какие изменения еще говорится в учебнике?
-Давайте сделаем вывод: какие основные признаки осени вы вспомнили, они выделены жирным шрифтом. - Все яркие краски мы можем увидеть, если войдём в лес.
- Какие звуки мы можем услышать осенью? "Звуки осени" слушают звуки. -Ребята какие звуки вы услышали? -Один из главных звуков шуршание листьев! Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный. Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин) С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему? - На какие две группы мы можем разделить растения?
-А какое явление происходит осенью. когда деревья сбрасывают листья?
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
- Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Давайте с вами сейчас закроем глаза и послушаем, как звучит осень. Из звуков осени вам были слышны прощальные крики птиц. - Почему крики птиц прощальные? Как называются птицы, которые осенью улетают? Почему они улетают, мы узнаем из учебника на странице 47, но сначала я прочитаю вам статью из жизни птиц. Теперь самостоятельно прочитайте информацию о птицах на странице 47. Почему же улетают птицы осенью? |
Читают
Отвечают из учебника
Читают Отвечают из учебника
Читают Отвечают из учебника
Похолодание, иней, заморозки, туманы, ледостав.
Дождь, крики птиц, животные
С теремом
Хвойные и лиственные Листопад
Думают над ответом
Думают над ответом
Перелетные
Ответы из учебника. |
Формы: Индивидуальная, фронтальная Средства: рассказ, беседа, презентация, учебник. Методы: наглядный, словесный |
ПУУД: используют учебник для изучения новой информации. РУУД: умеют осуществлять самоконтроль в своей деятельности; КУУД: умеют использовать речь при объяснении своих действий. |
6. Обобщение и систематизация знаний. |
Выявить причины затруднения и уровень понимания темы
|
Чтобы узнать какие птицы улетают от нас осенью отгадаем с вами загадки: 1. Угадайте, что за птичка Тёмненькая, невеличка. Беленькая с живота
2. Хвост раздвинут в два хвоста… Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней. Кто же это?
3. Листья медленно с крон облетают И мороз приударил в ночи. Собираются в шумные стаи Перед дальней дорогой… - Кроме этих птиц улетают в тёплые страны журавли, гуси, утки, кукушки, стрижи. Есть и те птицы, которые на всю зиму остаются с нами. Вы знаете как они называются? Ребята, а вы знаете, что для них делают люди? В звуках осени мы услышали животных, а вы знаете как они готовятся к зиме? Давайте разберем: Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост - ее краса. Этот зверь лесной - ….
Лисы к зиме меняют шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что они самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет их от волков и охотничьих собак.
Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.
Осенью у медведя много забот. Ему необходимо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, им нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок.
Зимой беленький, а летом серенький.
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А зайца выручает нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью зайцы линяют: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормится он по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. В начале урока мы отметили, что человек относится к живой природе. С наступлением осени и в нашей жизни наступают изменения, какие? - Как люди готовятся к зиме?
- Почему стали теплее одеваться?
- Как можно укреплять своё здоровье осенью? |
Ласточка
Соловей
Грачи
Зимующие
Делают кормушки, готовят корм.
Лиса
Медведь
Заяц
Одеваемся теплее, следим за здоровьем.
Запасают продукты, чтобы не было нехватки витаминов, запасают соленья.
Из-за наступления холодов. Пить витамины, соблюдать ЗОЖ. |
Формы: Индивидуальная, фронтальная Средства: рассказ, беседа, презентация, учебник. Методы: наглядный, словесный |
ПУУД: используют для работы с новой темой. РУУД: умеют осуществлять самоконтроль в своей деятельности; КУУД: умеют использовать речь при объяснении своих действий. |
7. Контроль усвоения знаний. |
Обозначают связь между живой и неживой природой. |
-Для закрепления попробуем отгадать кроссворд. У нас у вас лежит на партах. Прошу вас выполнить его самостоятельно, а затем обменяться с соседом для проверки.
По горизонтали: 1.Деревья бывают лиственные .а бывают… 4.Птицы делятся на зимующих и … 5.Рыжая плутовка-это.. По вертикале: 2.Осенью все покрывается.. 3.Осеннее явление, когда деревья сбрасывают листья.. 6.Время года, следующее за летом.. 7.Осенью дует сильный..
|
Отгадывают кроссворд |
Формы: Индивидуальная, фронтальная, парная. Средства: рассказ, беседа, презентация, учебник. Методы: наглядный, словесный |
ПУУД: используют знания полученные на уроке для решения кроссворда. РУУД: умеют осуществлять самоконтроль в своей деятельности; КУУД: умеют использовать речь при объяснении своих действий. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Провести инструктаж выполнению домашнего задания
|
Ребята, запишем домашнее задание. Рассказать о явлениях, которые вы наблюдали в природе родного края. Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию? |
Записывают домашнее задание |
Формы: фронтальная Средства: рассказ, учебник. Методы: словесный |
|
9. Рефлексия (подведение итогов занятия). |
Обобщение и оценка знаний, деятельности обучающихся |
Для закрепления знаний об изменениях погоды посмотрим песню-мультфильм о смене сезона. Давайте сделаем выводы к нашему уроку. -Как изменяется осенью высота солнца в небе и продолжительность дня? К чему это приводит? -Назовите несколько осенних явлений в живой и неживой природе. -Как птицы заранее узнают о приближении голодного времени? Спасибо за работу! Урок окончен! |
Смотрят песню-мультфильм.
Отвечают на вопросы. |
Формы: фронтальная Средства: беседа, презентация. Методы: наглядный, словесный |
РУУД: умеют осуществлять самоконтроль в своей деятельности;
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.