Технологическая карта урока русского языка во 2 классе:
Урок разработан для учащихся 2 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный урок проводится при закреплении темы «Синонимы» и в начале изучения темы «Антонимы»
Тема: «Слова- антонимы».
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Дидактическая цель |
Создать условия для ознакомления со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин «антонимы», тренировать в подборе антонимов к словам |
Планируемые результаты |
Личностные УУД: - Развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (Познавательные УУД). Предметные: познакомить со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин «антонимы», научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам; |
Методы обучения |
По источнику знаний: словесные, практические, наглядные; По уровню познавательной активности: частично - поисковый; По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный. |
Формы организации познавательной деятельности |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Ресурсы: - основные -дополнитель- ные |
Иванов С.И. "Русский язык". Учебник для 2-ого класса. Часть 2. - бланки, карточки для парной и индивидуальной работы - проектор, экран, компьютер - презентация |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
УУД |
||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности. |
- В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем.
|
|
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
||||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: - организовать актуализацию умений; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности.
|
- Давайте вспомним, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение). Работа в паре- Возьмите карточку 1 белого цвета
- Прошу вас соединить линиями синонимы.
тихий бесшумный радость промах ошибка трусливый смелый веселье
- Проверим, что у вас получилось. - Обратите внимание на пару слов, которая осталась. смелый - трусливый
Почему мы не можем назвать эти слова синонимами? (Потому что у них разное значение) - Знаете ли вы, как называются эти слова? (Нет) - Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Узнать, как называются эти слова.) |
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, обосновывать правильность или ошибочность результата (Регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
|
||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
|
Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит провести проект в роли исследователей. -Кто такие исследователи? -Что будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – три группы молодых учёных.
Работа в парах: -работать дружно -быть внимательными друг к другу, вежливыми -вовремя оказывать помощь
- Возьмите карточку розового цвета и выполните следующее задание. Вставьте пропущенные буквы в словах (слова с безударной гласной в корне слова и умение писать слова с парной согласной в корне слова)
На доске. - Итак, мы с вами выяснили, как называются эти слова? - Какая тема урока ? Какие задачи поставим? Предлагаю работать по плану
Работа со словарем Из истории: Слово антоним состоит из двух частей: «анти» - приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название. (С 62 в учебнике) в словаре
|
(Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.) Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями. Слова с противоположным значением
|
|
||||||||||
IV. Открытие нового знания. Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока.
|
2. Исследование - На какой вопрос отвечают антонимы? Возьмите оранжевые карточки .Работа в паре. Для этого подберём антонимы к словам, вопросы, определим какой частью речи являются слова в парах. 1ряд Шум-тишина Грусть - радость 2 ряд Длинный-короткий Чёрный - белый Холодный-тёплый 3 ряд Строить-ломать Вносить-выносить Поджигать-тушить - Какие слова подобрали? (1 гр., 2 гр., 3гр.) - На какие вопросы отвечают слова? Сделайте вывод .Какие сова называются антонимами? Сравним вывод с учебникомс 62
3. Исследование «Для чего в речи нужны антонимы?» Определения роли антонимов. Фронтальная работа - Прочитайте предложения. Этот пруд глубокий, а тот чистый. Эта ягода горькая, а та спелая. Этот дом просторный, а тот новый. -Всё ли нравится вам в этих предложениях? -В чём ошибка человека, который составил эти предложения? ( не умеет правильно подбирать антонимы). - Какой становится от этого речь? ( Его речь смешная, неправильная). - Исправим предложения. Самостоятельная работа. Если встретятся затруднения, куда обратимся? (Словарь синонимов и антонимов) -Можно ли сделать вывод о роли антонимов в нашей речи? (Антонимы делают нашу речь красивой, правильной, более точной) Физминутка. . - Я вам буду называть синонимы и антонимы. Синонимы приседаем, антонимы поворот влево- вправо
Встать – сесть, радость -веселье ,вверх – вниз ,вперёд – назад, смелый- храбрый, видеть - смотреть День- ночь,
|
Работа со словарем |
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (Познавательные УУД). |
||||||||||
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельност |
VII. Наблюдение за тем, где встречаются антонимы 4. Исследование «Где встречаются антонимы?» - Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами? Возьмите зеленые карточки Из ниже предложенных слов выбрать антонимы, 1 ряд ,которые встречаются на уроках математики, 2ряд на уроках окружающего мира, 3 ряд на уроках физической культуры. Плюс-минус, умножить-разделить, больше – меньше, сложение, вычитание. Живая- неживая, дикие- домашние, расцветают- отцветают. Старт-финиш, вверх-вниз, быстро- медленно.
- А на уроках литературного чтения Исходя из этого упражнения, подумайте, где мы сталкиваемся с тем, что нам необходимо правильно подобрать антонимы? ( когда мы сравниваем что-то противоположное) Например, героев мультфильмов, сказок, рассказов. -Приведите такие примеры противоположных героев. Волк и Заяц, Том Джерри, Марфушенька и Настенька (герои нашей новогодней сказки). - А как их звали в сказке Одоевского? ( Ленивица и Рукодельница) - Слайд (Ленивица и Рукодельница). -Составьте характеристику этих героев, используя антонимы.
|
Вывод: Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи.
Вывод: делают нашу речь более яркой и выразительной. Скудная, неинтересная. Они делают нашу речь богаче, красивее.
(Слова записывают в тетрадь)
Одинаковая часть речи |
|
||||||||||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
|
Я предлагаю вам потренироваться в подборе антонимов. Для этого выполним самостоятельную работу.возьмите желтые карточки.Подберите к словам антонимы и укажите часть речи
Эталон для самопроверки.
Дети проверяют свою работу и оценивают по выбранным критериям. 5- без ошибок 4 – 1-2 ошибки 3 - 3 и более ошибок |
|
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь создавать модели и схемы для решения задач (Познавательные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) |
||||||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цели: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
|
- Возьмите у себя на партах рисунки котиков. - Какой первый котик по выражению лица ? а второй? -Пользуйтесь антонимами: грустный и весёлый оцените работу на уроке.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи |
|
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
||||||||||
Домашнее задание |
С 62 правило, с 63 упр 2 или 3 по выбору |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.