ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Урок геометрии 8 класс
Тема: « Определение синуса, косинуса и тангенса угла»
Предмет |
Алгебра и начала математического анализа |
||
Класс |
10 |
||
Тип учебного занятия |
Урок комбинорованный, практикум |
||
Цели урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
- ввести понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса; -рассмотреть знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса; -рассмотреть зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же аргумента; - сформировать умения и навыки нахождения значений выражений, содержащих синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы углов. - формировать умения обобщать, систематизировать;
- развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности. - развивать и совершенствовать
умения применять имеющиеся у учащихся знания в различных ситуациях;
- воспитывать у учащихся аккуратность; |
||
Планируемые образовательные результаты (цели) |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
уметь в процессе реальной ситуации использовать термины, понятия и умения решать основные типы задач. |
уметь воспроизводить смысл различных математических понятий; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности |
умение работать индивидуально и в коллективе, слушать собеседника и умение четко, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи |
|
Технологии обучения или элементы технологий |
Традиционные активные методы обучения, коллективная деятельность обучения, личностно-ориентированное и проблемное обучение |
||
Методы обучения |
Репродуктивно - поисковый, частично-поисковый, проблемный |
||
Средства обучения, дидактическое обеспечение урока |
доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор, , раздаточный материал, листы самоконтроля. (В ходе урока используется презентация «Параллельные прямые в пространстве») |
||
Организационная структура урока
Структура урока (Этапы урока, время) |
Работа учителя (задания, средства, ресурсы) |
Функционал учеников |
Формируемые УУД |
Форма организации |
Форма контроля результата |
1.Организационный этап(1-2 мин) |
Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания учащихся. |
Включаются в деловой ритм урока. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация на обучение |
фронтальная |
|
2.Объяснение нового материала.(3-5 мин) |
На доске ребус разгадайте и узнаете тему урока(ребус предварительно составлен группой обучающихся |
Участвуют в работе: 1. в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
1. фронтальный опрос 2. Мини опрос 3.Работа в парах |
1.Устный опрос 3.Взаимопроверка (в парах) |
3.Изучение нового материала(7-10 мин) |
Рассмотрим окружность радиуса, равного 1 единичному отрезку, в прямоугольной системе координат хОу с центром в начале координат. Такую окружность называют Единичной или тригонометрической.
Рисунок 1 – точка Р на единичной окружности Точка Р (1; 0) при повороте вокруг начала координат на угол переместилась в точку Рₐ. Определим её координаты. (рис. 2). Определения. Синусом угла называется ордината точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол. Обозначается Косинусом угланазывается абсцисса точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол . Обозначается Угол может выражаться и в градусах и в радианах |
Записывают дату в тетрадь, определяют тему, цель, задачи урока. |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
фронтальная |
Устный опрос |
4.Закрепление нового материала Решение задач.(21-23 мин) |
Пример 1. Точка А(1; 0) при повороте на угол 90 (рис. 1) Ордината точки В равна 1, значит или Абсцисса точки В равна 0, значит Пример 2. Точка А(1; 0) при повороте на угол переместилась в точку ( рис. 1) Найдите и Ответ: = 0; Пример 3. Точка А(1; 0) при повороте на угол переместилась в точку (рис. 1) Найдите и Ответ: =1= 0 Рассмотрим ещё два понятия. Определение. Тангенсом угла называется отношение синуса угла к его косинусу. Обозначается tg tg, Пример 4. Найти tg 0. Вычислим по формуле tg = = 0. Определение. Котангенсом угла называется отношение косинуса угла к его синусу. Обозначается сtg сtg Пример 5. Найти сtg . Вычислим по формуле сtg = 2. Меру угла(в радианах) можно рассматривать как действительное число, поэтому и – это числовые выражения. А так как каждая точка единичной окружности имеет координаты х и у такие, что выполняются неравенства -1 ≤ х ≤ 1; -1 ≤ у ≤ 1,то синус и косинус не могут превышать значения, больше . Чтобы решить уравнения = а, нужно считать х неизвестным, число а – заданным. Пример 6. Решить уравнение = 1. Найдем точку с ординатой 1 и запишем, каким числам х она соответствует. На окружности мы видим эту точку: В (0; 1). Она соответствуют числу и всем числам вида Решением уравнения = 1 являются х =. 3. Полезно знать синусы, косинусы, тангенсы некоторых углов. Для этого рассмотрим дугу единичной окружности в I четверти координатной плоскости (рис. 3).
Рисунок 2 – 1 четверть единичной окружности Точки А (1; 0) и В (0; 1) нам знакомы. Рассмотрим ещё несколько точек на окружности и найдем их координаты. Точка С является серединой дуги АВ, значит угол АОС равен половине прямого угла, 45 или . Ордината точки С равна её абсциссе. Их значения нетрудно найти по теореме Пифагора из прямоугольного треугольника ОСF, оно равно А значит, , tg 45 Дуга АМ составляет третью часть прямого угла, . Ордината точки М равна , значит , tg30. Дуга АNсоставляет прямого угла, . Абсцисса точки N равна , поэтому , tg 60. Чтобы легче запомнить эти значения, придумали мнемоническое правило- правило на ладони (рис. 4).
Рисунок 3 - мнемоническое правило- правило на ладони Расположим ладонь так, как на рисунке, пусть мизинцу соответствует угол 0, следующим пальцам– 30, 45, 60 и 90. Так же присвоим им номера: мизинец №0, следующие №1, №2, №3, №4. Чтобы найти синус, используем формулу: =. А для косинуса нумерацию будем вести от большого пальца, выполняя вычисления по той же формуле. =. Например, =, = = . А тангенс можно вычислить по формуле: tg = |
Повторяют определения. Выполняют задания.
|
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные: Умение самостоятельно выполнять задание Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
Групповая и и ндивидуальная работа |
Устный опрос |
5.Рефлексия (подведение итогов урока) (2-3мин)
|
Я на уроке прикреми смайлик. По смайлику будет понятно кто как понял материал |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Оценивают свою работу. |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: Использование полученных знаний в нестандартных ситуациях, оценивание собственной деятельности на уроке |
Индивидуальная работа |
|
6.Информация о домашнем задании(2-3мин) |
комментарий к домашнему заданию. |
Практическая работа на Яклассе |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.