Технологическая карта урока русского языка
по теме «Разносклоняемые имена существительные»
6 класс
Тема урока: Разносклоняемые существительные
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать
Задачи урока:
образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала
развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности
воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.
Предметные результаты:
Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;
Уметь:распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Основные понятия темы: разносклоняемые существительные
Межпредметные связи: Литература
Ресурсы: учебник «Русский язык» Ладыженская Т.А., 6 класс, толковые словари, видеоурок РЭШ.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
Организация рабочей обстановки. Приветствие. Запись даты в тетради.
Работа с эпиграфом: Если запастись терпением и проявить стремление, то посеянные семена знания дадут добрые всходы. Л. Да Винчи
- Как вы понимаете это высказывание известного итальянского художника? (слайд 1) Я предлагаю и вам запастись терпением и проявить стремление, быть активными, чтобы урок прошел интересно, чтобы мы достигли целей, которые поставим чуть позже. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний.
|
Давайте немного разомнемся, вспомним материал, который мы повторяли на прошлых уроках. Определите, верно ли утверждение. 1. Имена существительные обозначают предмет? 2. Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам? 3. В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение. 4. В данном ряду все слова являются существительными 3 склонения: сирень, ночь, женщина? 5. Имена существительные в предложении могут быть разными членами предложения? 6. В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее. 7. Падеж – это непостоянный признак существительного. 8. Имена существительные являются одушевленными и неодушевленными. 9. Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям. |
Отвечают на вопросы , ставя + или – на каждый вопрос. По «цепочке» отвечают на вопросы. Оценивают свою работу.
|
3. Постановка учебной задачи. |
Задание 1. Распределите слова по склонениям: весна, капель, солнце, свет, небо, земля, дерево, тень, время, поле, папа, ночь, имя. - С какими словами возникли трудности? (время, имя) - Почему? (сущ. Ср.р., имеют окончание –Я.) (слайд 3)
Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний. Поэтому следующее задание связано именно с этим правилом.
Давайте просклоняем существительные: папа, поле, ночь, имя.
Обратите внимание: какие падежные окончания имеет слово ИМЯ? (слайд 4) Вывод: в родит., дат., предл. п. – окончания 3 скл. –И В тв. п. – окончание 2 скл. –ЕМ.
Поэтому существительное ИМЯ – разносклоняемое. Запишем тему урока. (слайд 5)
- Какую задачу мы поставим на урок? (узнать, какие имена существительные являются разносклоняемыми) - Чему должны научиться? (видеть разносклоняемые имена существительные, уметь отличать их от существительных 1,2,3 склонений).
|
Выполняют задание.
Отвечают на вопрос.
Выполняют задание в рабочих листах. Отвечают на вопросы, делают вывод: существительное ИМЯ имеет окончания разных склонений.
Записывают тему урока.
Формулируют задачу и цели. |
4. Формирование новых знаний. |
Просмотр видеоурока Российской электронной школы.
Опрос: - Сколько разносклоняемых существительных в русском языке? (11) - Назовите их… - Все ли слова вам понятны? - Еще раз обратимся к толковому словарю: Бремя – 1. тяжелая ноша. 2 перен. Нечто тяжкое, трудное. (слайд 6) Стремя - железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. (слайд 7) Темя – верхняя часть головы между лобными, затылочными и височными костями.(8) Чтобы вам легче и веселее было запомнить эти слова, я предлагаю прочесть стихотворение. Но вот досада, некоторые слова не пропечатались. Ваша задача – вставить разносклоняемые существительные по смыслу. (слайд 9) В стародавнее … В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое … Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове …, Как написать свою фамилию и …, Зачем на лошадь надевать седло и … - Необразованное было это … . Трудно им было жить в эти годы, Угнетало их … забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда поддерживает …, Над тем как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали … . (слайд 10) Обратите внимание: у существительных на – МЯ в родит., дат., тв., пр. падежах в ЕД.Ч. и во всех падежах во множественном числе добавляется суффикс –ЕН/ЁН-.
|
|
5. Физкультминутка |
Вот помощники мои, Их, как хочешь, поверни. Раз, два, три, четыре, пять! Веселее: сжать – разжать! Постучали, повертели И работать захотели. Тихо все на место сели. (слайд 11)
|
|
6. Первичное закрепление полученных знаний. |
У вас в рабочих листах есть пословицы, в которых использованы разносклоняемые существительные. Задание: Вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.
Не в золоте богатство, а в добром имен… . От худого семен… не жди доброго племен… . Нет тяжелее бремен…, чем безделье. Большого пламен… не задуешь. Добрый совет ко времен… хорош. Проверим! (слайд 12) |
Самостоятельно выполняют упражнение. Проверяем «по цепочке».
Работают в парах: Оценивают работу соседа. |
7.Включение в систему знаний и повторение |
1.К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а 2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа 3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) путь; 3) шимпанзе. |
|
8. Рефлексия |
Урок подходит к концу, и завершить его я хочу словами Леонардо да Винчи. В его высказывании также встречается разносклоняемое существительное. (семена)
- Что нового узнали? -Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал? -Какое задание показалось сложным, простым, интересным? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? Подсчитайте общее количество баллов. |
|
Домашнее задание |
Выучить теоретический материал на стр. 136, выполнить упр. 258. |
Записывают задание в дневники. |
Рабочий лист
учени___ 6 ___ класса
1. Верно ли утверждение?
Вопрос |
Ответ |
Имена существительные обозначают предмет? |
|
Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам? |
|
В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение. |
|
В данном ряду все слова являются существительными 3 склонения: сирень, ночь, женщина? |
|
Имена существительные в предложении могут быть разными членами предложения? |
|
В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее. |
|
Падеж – это непостоянный признак существительного. |
|
Имена существительные являются одушевленными и неодушевленными. |
|
Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям. |
|
Итог: _____ баллов
2. Распределите слова по колонкам:
весна, капель, солнце, свет, небо, земля, троллейбус, тень, время, поле, папа, ночь, имя.
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
|
|
|
|
|
__________ баллов
3. Просклоняйте существительные:
Им. |
папа |
поле |
ночь |
имя |
Род. |
|
|
|
|
Дат. |
|
|
|
|
Вин. |
|
|
|
|
Тв. |
|
|
|
|
Пр. |
|
|
|
|
4. Вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.
Не в золоте богатство, а в добром имен… .
От худого семен… не жди доброго племен… .
Нет тяжелее бремен…, чем безделье.
Большого пламен… не задуешь.
Добрый совет ко времен… хорош.
___________ баллов
Итог урока: _____________ баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.