Технологическая карта урока "Построение таблиц истинности"

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока Построение таблиц истинности.docx

Технологическая карта урока

Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выражений

Цель урока:

Образовательная -  формирование умений строить и заполнять таблицы истинности, применять имеющиеся знания для решения поставленных задач

Воспитательная – воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

Развивающая – продолжить развитие научного мировоззрения, ИКТ – компетентности.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная; групповаяиндивидуальная.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные

изучение этапов построения таблиц истинности, формирование умений применять алгоритм заполнения таблиц истинности,  умение нахождения значение логических выражений посредством построения таблиц истинности

Метапредметные

Познавательные: умение использовать алгоритм построения таблиц истинности, обобщение полученных результатов, прогнозирование ситуаций;

Коммуникативные: организация самостоятельной работы, работы в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

Личностные УУД: выработка культуры общения, взаимопомощь обучающихся, формирование интеллектуальной и эмоциональной активности обучающихся, воспитание чувства ответственности за результаты своего труда. Использование ИКТ как инструмента для достижения своих целей;

Регулятивные УУД:  определение целей, проблемы в своей деятельности. Выдвижение версии, выбор средства достижения цели. Работа по плану, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки, в т.ч. самостоятельно.

Личностные

Выработка уважительно-доброжелательных отношений между обучающимися, учет различных мнений, творческое отношение к процессу обучения.

Основные понятия. Таблица истинности, логическая функция, логическое выражение, наборы входных переменных

Межпредметные связи. математика (логика)

Ресурсы. доска, мультимедийный проектор, компьютерный класс, карточки с  заданием, презентация к уроку.

План урока формирования умений и навыков:

1.       Постановка цели урока (орг. Момент Б, мотивация , актуализация знаний)

2.       Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой

3.       Проведение проверочных упражнений

4.       Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования

5.       Упражнения на их освоение, закрепление, тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции

6.       Упражнения на перенос в сходную ситуацию

7.       Закрепление основных понятий

8.       Задание на дом

9.       Итог урока. Рефлексия

Этапы урока.

 

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Возможные трудности

Оргмомент.

личностные

Подготовка к уроку.

Приветствие. Определение отсутствующих.

Настраиваются на урок

Нет полного перечня необходимого оборудования.

(посадить вместе, или организовать работу с учебным материалом кабинета)

Целеполагание и мотивация.

регулятивные

Делают вывод из двух высказываний. Осмысление важности изучаемого материала.

Хочу обратить ваше внимание на высказывания к нашему уроку.

 

Выдвигают предположения по поступившей проблеме

Сложность в формулировании.

(дать время подумать, из предложенных вариантов ответов  выбрать истинное)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/3a68d943-abac-4927-83f0-8e4fdeb8c644/0/image001.gif

Актуализация знаний

регулятивные

Проверка усвоения основных понятий логики. Умение применять их в решении простых задач.

Задает вопросы на повторение основных понятий.

Отвечают на вопросы.

Произношение новых слов (поправить)

Задать ассоциативные вопросы.

Давайте вспомним,  о чем мы говорили на предыдущем нашем уроке. 

Назовите значения логических переменных.  Значение логических переменных (0 и 1)

Что такое таблица истинности. Таблица истинности – таблица со всеми возможными значениями входных переменных и соответствующими им значениями логической функции.

Какие логические операции вам известны. Инверсия, дизъюнкция, конъюнкция.

Повторение  сформированных умений и навыков, являющихся опорой

Коммуникативные,

Регулятивные, личностные.

Работа в группе для создания справочной, опорной таблицы для решения задач.

Раздает задания в группам

Выполняют задания.

Трудности в воспроизведении знаний. (обратитесь к носителю информации: тетрадь, учебник)

https://documents.infourok.ru/3a68d943-abac-4927-83f0-8e4fdeb8c644/0/image002.gif

Задание для групп. Постройте таблицу истинности для выражения.

 

https://documents.infourok.ru/3a68d943-abac-4927-83f0-8e4fdeb8c644/0/image003.jpghttps://documents.infourok.ru/3a68d943-abac-4927-83f0-8e4fdeb8c644/0/image004.jpghttps://documents.infourok.ru/3a68d943-abac-4927-83f0-8e4fdeb8c644/0/image005.jpg

Проведение проверочных упражнений.

Личностные, регулятивные.

Отработка навыков устного счета.

Предложить выполнить задания.

Предположения детей

 

Трудности в воспроизведении знаний.

https://documents.infourok.ru/3a68d943-abac-4927-83f0-8e4fdeb8c644/0/image006.gif

Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Умение пользоваться алгоритмом для решения задач.

На основе материала учебника объяснить, как пользоваться алгоритмом при решение задач.

Запись решения в тетради.

 

 

 

 

Снизить темп, чтобы

все учащиеся смогли осмысленно записать.

https://documents.infourok.ru/3a68d943-abac-4927-83f0-8e4fdeb8c644/0/image007.gif https://documents.infourok.ru/3a68d943-abac-4927-83f0-8e4fdeb8c644/0/image008.gif

Упражнения на их освоение. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

научить строить таблицы и находить решения.

Дать фронтальное задание, разрешив работать над ним в малой группе (парта – два человека) из учебника Р. Т.

Решение вывести на экран как, чтобы они проверить.

Совместно решают задачу.

Сравнивают с эталоном.

Трудности в расстановке действий (если у большинства, то попросить объяснить тех учащихся, у кого не вызвало затруднений), если только у группы. Подойти и пояснить.

https://documents.infourok.ru/3a68d943-abac-4927-83f0-8e4fdeb8c644/0/image009.jpg

Упражнения на их закрепление. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

Личностные,

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Познакомить с новым типом заданий.

Предложить задания из ЕГЭ по информатике.

 Решают задачу вместе с учителем.

В определении алгоритма для решения такой задачи.

Сим­во­лом F обо­зна­че­но одно из ука­зан­ных ниже ло­ги­че­ских выра­же­ний от трех ар­гу­мен­тов: X, Y, Z.

Дан фраг­мент таб­ли­цы ис­тин­но­сти вы­ра­же­ния F:

X

Y

Z

F

1

1

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

 

Какое вы­ра­же­ние со­от­вет­ству­ет F?

 

1) ¬X  ¬Y  ¬Z

2) X  Y  ¬Z

 

Карточка для закрепления основных понятий

Личностные,

Познавательные,

Применять знания при решении задач. В том числе творческих.

Раздать каждому карточку.

Решают задания.

Выявить на следующем уроке с комментариями.

Карточка для закрепления основных понятий.

Вариант 1.

Задание 1. А  В  ¬D v ¬C v A

1.      Сколько простых высказываний входит в данное выражение?

2.      Определите количество и порядок выполнения логических операций?

3.      Сколько строк будет содержать таблица истинности данного выражения?

Задание 2. Для ка­ко­го из при­ведённых зна­че­ний числа X ис­тин­но вы­ска­зы­ва­ние: (X < 8) И НЕ (X < 7)?

 1) 9       2) 8            3) 7                  4) 6

 

Карточка для закрепления основных понятий.

Вариант 2.

Задание 1. А v B   ¬C  A

1.      Сколько простых высказываний входит в данное выражение?

2.      Определите количество и  порядок выполнения логических операций?

3.      Сколько строк будет содержать таблица истинности данного выражения?

Задание 2. Для ка­ко­го из при­ведённых имён ис­тин­но вы­ска­зы­ва­ние: НЕ (Пер­вая буква глас­ная) И НЕ (По­след­няя буква со­глас­ная)?

1) Инна    2) Нелли     3) Иван      4) Потап

Замечание. Если время недостаточно, то попросить выполнить только задание 1.

Задание на дом.

 

Личностные. Познавательные.

Запись в дневник домашнего задания.

Пишет задания на доску. Комментирует если необходимо.

Слушают и записывают.

 

Подведение итогов.

Рефлексия.

Личностные.

Научится оценивать процесс учения.

Выставление оценок.

Выбор близкого к ним высказывания, относящегося к процессу приобретения новых знаний и умений.

 

Подведение итогов.  Изучили, правила определения значения истинности сложных высказываний, путем построения таблиц истинности. Научились составлять таблицы истинности.

Рефлексия процесса.

Выберите высказывание, с которым вы могли бы согласиться.

¨  В учении нельзя останавливаться. Сюнь-цзы

¨  Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. Конфуций

¨  Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить. (Восточная мудрость)

¨  Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Монтескье

¨  Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю. Сюнь-цзы

 


 

Посмотрите также