Технологическая карта урока по ФГОС
1. Класс___7__
2. Тема урока: Представление информации.
3. Цели урока для учителя: создать условия для расширения и систематизации представлений учащихся о знаках и знаковых системах.
4. Цель урока для учащихся: систематизировать представления учащихся о знаках и знаковых системах.
5. Задачи урока для учителя:
• 1) расширить и систематизировать представления учащихся о знаках и знаковых системах;
• 2) научить применять теоретические знания для решения практических задач; • 3) установить общее и различия в естественных и формальных языках;
• 4) способствовать развитию информационной грамотности учащихся.
6. Задачи урока для учащихся:
• систематизация представлений о языке как знаковой системе; • систематизация знаний о формах представления информации
7. Тип урока: Урок формирования новых знаний.
8. Планируемые образовательные результаты:
• предметные – обобщѐнные представления о различных способах представления информации;
• метапредметные – понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;
• личностные – представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми.
9. Основные понятия, изучаемые на уроке:
• знак;
• знаковая система;
• естественные языки;
• формальные языки;
• формы представления информации.
10. Оформление и оборудование: магнитно-маркерная доска, доступ в Интернет, проектор, интерактивная доска, Л.Л. Босова Информатика: учебник для 7 класса – Москва.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015 г.
11. Электронное приложение к учебнику:
• презентация «Представление информации» из электронного приложения к учебнику.
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация «Виды знаков по способу восприятия» (N 135070);
2) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Сигналы» (N 135152);
3) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Пиктограммы» (N 135159);
4) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Символы» (N 135002);
5) анимация «Один и тот же символ может обозначать разную информацию» (N 135132);
6) анимация «Использование символов для технических устройств» (N 134848);
7) анимация «Использование символов для живых существ» (N 134916);
8) тест по теме «Знаки» – «Система тестов и заданий N9» (N 135130); 9) демонстрация к лекции «Информация и письменность» (N 119187);
10) демонстрация к лекции «Языки естественные и формальные» (N 119246)
Оценочный лист
Вопрос |
баллы |
Формы представления информации |
|
Формальные и естественные языки |
|
Знаю, где можно применить полученные знания |
|
Умею кодировать информацию |
|
Знаю отличие символа от пиктограммы |
|
3 балла - знаю, умею определять, могу объяснить
2 балла - знаю, умею определять, не могу объяснить
1 балл - не знаю, не умею, не могу
Основные этапы и время организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
Учебная ситуация, которая приведёт к достижению запланированных результатов |
Ценностная нагрузка этапа урока |
На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие |
Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме. |
Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся |
||
Создание учебно познавательных мотивов
6 мин |
Актуализирова ть личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). Вывести на проблемы и затруднения |
Показывает дорожные знаки (пешеход). О какой информации идет речь? В какой форме представлена данная информация? Тема сегодняшнего урока: Представление информации. На этом занятии мы с вами поговорим о знаках, о знаковых системах. Мы узнаем, что такое естественные и формальные языки, а также рассмотрим формы представления информации. |
Творчество и созидание |
Познавательные УУД: умение устанавливать анал огии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи. Коммуникативны е УУД: умение осознанно использовать рече вые средства в соответствии с задачей коммуникации. |
Прогностическое оценивание.
|
На листах А3 составляют кластер и демонстрируют на магнитной доске. (объединяются в группы: 1,3,5 парты разворачиваются). Смотивированы на решение проблемы (нахождение способов познания окружающего мира), выхода из затруднения. Учащиеся делают вывод о том, что для создания изображения необходимо использовать графический редактор. |
Действие целеполагания
5 мин
|
Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность |
Фронтальная работа в режиме учительученик, ученик – ученик. Слайд 5. |
Целеустремле нность и настойчивост ь. Каждый |
Познавательные УУД: Строить логические рассуждения, |
Рефлексивное оценивание. Формулирование темы и целей урока (за верный |
Учащиеся формулируют вопрос урока, цель.
|
|
по определению целей учебного занятия и формулирован ию темы урока. |
Сформулируйте вопрос урока? (какие существуют формы представления информации?) Слайд 6. Из вопроса урока формулируют цель . |
учащийся для себя определяет значимость поиска ответа на вопрос урока (зачем необходимо найти ответ на вопрос урока), значимость формулирова ния темы урока. |
умозаключения и делать выводы. Коммуникативны е УУД: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения |
ответ – 1 балл) |
|
Планирование и организация деятельности
7 мин |
Обеспечить разработку алгоритма действий по поиску ответа на вопрос урока. |
Через побуждающий диалог разрабатывается алгоритм действий по достижению поставленной цели. Слайд 7. Что нам с вами необходимо сделать для поиска ответа на вопрос? |
Творчество и созидание |
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения цели. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество |
Рефлексивное оценивание.
|
Составили план действий по деятельности по достижению цели. |
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели
20 мин
|
Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности с помощью которых были получены новые знания |
Наблюдает, направляет, помогает сформировать представления об основных видах компьютерной графики. №24, 25, 29. Сравните с образцом и заполните лист оценки Презентация. |
Трудолюбие ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательнос ть по |
Познавательные УУД: Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты. Смысловое чтение. формирование и развитие ИКТ– |
Рефлексивное оценивание. - Лист самооценки |
Работа в группах. Учащиеся отвечают на вопросы и заполняют таблицу самостоятельно. Сравнивая с образцом, оценивают результат своей деятельности. Анализируют, делают выводы. Выполняют оценочное |
|
|
№26 (вместе). Предлагает проанализировать полученную информацию, сделать выводы. Давайте воспользуемся и выполним практическую работу. №27, 28, 33 Оцените свою работу! Кто справился? У кого были проблемы? На каком этапе? Какие знания понадобились для выполнения работы. |
отношению к другим |
компетенции. Коммуникативны е УУД: умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение. Регулятивные УУД: Умение пользоваться возможностями графических редакторов, определять размер файла. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом. Умение оценивать правил ьность выполнения учебной задачи. |
|
задание.
|
Рефлексивно оценочные действия
7 мин
|
Организовать осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по получению учебного |
Учащиеся отвечают на вопросы: На какой вопрос отвечали? Какую цель ставили на уроке? Удалось достичь цели? Какие получили результаты? Вы работали |
Трудолюбие ценность знания, стремление к истине
|
Познавательные УУД: умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные |
Ретроспективное оценивание. Самооценка деятельности через диалог и заполнение оценочных листов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Критерии: |
Оценивают свою работу Анализируют свое состояние на всех этапах урока: понимание темы, овладение новыми технологиями.
Записывают д/з в соответствии с результатами оценочного |
|
продукта |
самостоятельно, или с чьей-то помощью? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем еще надо поработать? Оцените эффективность своей работы и запишите домашнее задание (комментарии) |
|
УУД: владение устной и письменной речью. Регулятивные УУД: владение основами самоконтр оля, самооценки. |
9 - 13 балла – оценка «3» 14 - 16 баллов за урок – оценка «4» 17 и более баллов – оценка «5».
|
листа: Менее 14 баллов – базовый уровень (№30) 15-18 баллов – повышенный уровень (№34)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.