Технологическая карта
Учебный предмет |
Литературное чтение |
|||
Учитель |
Мамаева Татьяна Геннадьевна |
|||
Школа, класс |
МОУ «Петропавловская СОШ» п. Петропавловский Верхнеуральского района 4 класс |
|||
Тема урока |
«Чудесный мир классики» |
|||
Тип урока |
Урок развивающего контроля |
|||
Цель изучения (целевые установки урока): |
Обобщить полученные знания по разделу; развивать творческие способности; формирование у учащихся способностей к оцениванию результатов своей деятельности |
|||
Планируемые результаты: |
Личностные |
Метапредметные (УУД) |
Предметные |
|
Гордость за свою родину. Проявление интереса к произведениям великих русских писателей Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.. |
Познавательные: работа с текстом: анализируют, обобщают, делают вывод, сравнивают. Понимание и осмысление высказываний. Интериоризация нового способа действия, применение нового знание в типовых заданиях Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, умение высказывать и доказывать свою точку зрения. Умение слушать и вступать в диалог; умение выражать свои мыслив соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, проводят деятельностную рефлексию; осуществляют проверку по образцу. Формирование у учащихся способностей к оцениванию результатов своей деятельности. Самооценка результатов контрольно-оценочной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности; осознание механизма контрольно–коррекционной деятельности |
Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела. |
||
Материально-техническое обеспечение урока: КИМы, АРМ, |
||||
Учебно-методическая литература: Для учителя: Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, С.В.Кутявина Для обучающихся: КИМы, Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс |
ЦОР |
|||
Ход урока |
||||
1. Мотивация к учебной деятельности |
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|
Приветствие
Создание ситуации успеха
Работа над высказыванием. На доске высказывание: Нет еще на свете такого холма, вершины которого настойчивость, в конце концов, не достигнет. Диккенс Ч. |
Учитель организует приветствие.
- Как понимаете это высказывание? |
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
Учащиеся высказывают своё мнение.
|
Л. формирование системы нравственных ценностей: дружба, доброжелательное отношение к товарищам. П. понимание и осмысление высказываний. Р. Внутренняя актуализация, включение в учебный процесс К. Взаимодействие в паре, учатся высказывать свою точку зрения |
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений |
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|
Алгоритм работы детей |
Мотивирует учащихся к коррекции знаний. -Какой теме была посвящена проверочная работа? -Какие знания вы показали? Какие умения? Анализ выполненной работы: У вас проверочная работа, проверьте ее по эталону У вас на столах карта успешности Отметьте, что у вас получилось, а что не получилось. |
Отвечают на вопросы учителя
Учащиеся вместе с учителем определяют ключевые ошибки, оценивают свои знания и умения по шкале самооценки |
Л. Формировать потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. П. Применение полученных знаний в решении практических задач. Р. Формирование у учащихся способностей к оцениванию результатов своей деятельности» К. Умение слушать и вступать в диалог; умение выражать свои мыслив соответствии с условиями коммуникации. |
|
|
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|
Перечень вопросов: • Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано? • Что я сделал сначала, что потом? • В чем возникло затруднение? • На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение? • Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения? |
Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предлагаю им перечень вопросов: |
С помощью вопросов определяют, на каком конкретном этапе над заданием возникло затруднение, каких знаний и умений не хватило для правильного решения. |
Р. Анализ своих решений и определение мест ошибок. Фиксация способов действий, в которых допущены ошибки. К. Учатся рассуждать, давать полные ответы. |
|
|
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|
План работы: 1. Вспомнить определения, произведения и авторов данного раздела. 2.Чтобы вспомнить, можно обратиться к учебнику 3. Выполнить подобные задания. 4. Исправить неправильно выполненные задания. |
Учитель организует целеполагание. -Какие допустили ошибки? -Что будем повторять, на уроке? Для чего нам это необходимо? -Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы разобраться в своих ошибках? |
Называют свои ошибки
Определяют цель урока, темы, которые нужно повторить каждому, составляют план работы над ошибками (алгоритм)
Приложение 4 |
Р. Анализ своих решений и определение мест ошибок. Фиксация способов действий, в которых допущены ошибки. |
|
|
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД)
|
|
На доске задания: 1. Соотнеси автора произведения. 2. Из какого произведения строки. 3. Подберите синонимы к словам. 4. К какому произведению подходят следующие пословицы? Приложение 6 |
Учитель организует обсуждение типовых ошибок и уделяет время тем учащимся, у которых возникла затруднения. работу над ошибками |
Работа в парах Выполняют работу над ошибками. Ученики, не допустившие ошибок, выполняют другие задания и самостоятельно оценивают себя по карте успешности |
Л. Развитие доброжелательности. Уважительного отношения к друг к другу. Р. Определение алгоритма коррекционной работы. Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий К. Учатся сотрудничать при работе в парах, уважать чужую точку зрения. |
|
|
||||
Содержание
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика . |
Планируемые результаты
|
|
Алгоритм самооценки (приложение 5) |
Учитель создает условия, которые способствуют закреплению способов действий, вызвавших затруднения. -Кто сейчас выполнил задание без ошибок? -Какие трудности у вас возникли? |
Анализируют свои затруднения. Проговаривают алгоритмы |
Л. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.. Р.. Формирование навыков самооценки П.. Закрепление способов действий, вызвавших затруднения. К. Вербальная фиксация формулировок способов действий.
|
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|
Эталон |
Учитель организует освоение нового способа действий. Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений. -Найдите в проверочной работе те задания, в которых вы допустили ошибки, и выполните эти задания.
|
Выполняют самостоятельно задание другого варианта и проводят самопроверку |
Р. Индивидуальная рефлексия .достижения цели. Л. Адекватная самооценка. Ситуация успеха. П. Интериоризация нового способа действия, применение нового знание в типовых заданиях |
|
|
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|
Приложение 7 Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Раздел «Проверим себя и оценим свои достижения». С. 36 – 39
|
Организует выполнение заданий, в которых требуется применить знания при решении творческих задач. |
Выполняют задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач творческого уровня. |
Л, Желание приобретать новые знания, умения. П. Применение знаний для решения задач повышенной сложности и творческие задания. Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала. |
|
|
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|
Алгоритм самооценки. Приложение 5 |
Учитель организует рефлексию деятельности для обучающихся: -Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами? -В чем вам еще нужна помощь? -Изменилась ли оценка ваших знаний и умений? |
Проговаривают механизм деятельности по контролю. Дают оценку полученным результатам, а также фиксацию цели последующей деятельности. |
Р. Самооценка результатов контрольно-оценочной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности; осознание механизма контрольно–коррекционной деятельности |
|
Диагностика достижения планируемых результатов: |
Приложения |
|||
Приложение 1.
Проверочная работа 2. К разделу «Чудесный мир классики»
Фамилия, имя ______________________________________Вариант 1
1) И молния грозно тебя обвивала …
___________________________________________________________
2) Вскормлен грудью облаков …
___________________________________________________________
3) Глядишь в забытые вороты …
___________________________________________________________
4) И редкий солнца луч, и первые морозы …
___________________________________________________________
Укажи название произведения и автора.
1) Где счастье плодится, там и зависть родится.
___________________________________________________________
2) Кто чего сильнее хочет, тот того и добьётся.
___________________________________________________________
3) Хотя и с нуждою, а добился чести.
___________________________________________________________
4) Живи добрее, будешь все милее.
___________________________________________________________
5) Чем крепче дружба, тем легче служба.
Маленький человек, бизоны, Калифорния, мустанги, Америка,
Монтигомо Ястребиный коготь.
_____________________________________________________________
1) Ершов ______________________________________________________
2) Пушкин ____________________________________________________
3) Лермантов __________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Почему? Кто его автор?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Проверочная работа 2. К разделу «Чудесный мир классики»
Фамилия, имя _______________________________________Вариант 2
1) Ты под окном своей светлицы
___________________________________________________________
2) Одна ты наводишь унылую тень
___________________________________________________________
3) И редкий солнца луч, и первые морозы
___________________________________________________________
4) Вскормлен грудью облаков
____________________________________________________________
Укажи название произведения и автора.
1) Недруг поддакивает, а друг спорит.
______._____________________________________________________
2) Чем труднее дело, тем выше честь
______ _____________________________________________________
3) Завистливый по чужому счастью сохнет.
___________________________________________________________
4) Детство – время золотое ест, и пьёт, и спит в покое.:
______ _____________________________________________________
5) Кто чего сильнее хочет, тот того и добьётся
_______._____________________________________________________
Тифлиз, Курщуд – Бек, единственная дочь, Халаф, Туркетан, странник,
Арзерум, Хадерилиаз.
_________________________________________________________________
1) Толстой ____________________________________________________
2) Чехов ______________________________________________________
3) Ершов _____________________________________________________
Почему? Кто его автор?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Приложение 2 ответы
Проверочная работа по теме «Чудесный мир классики».
Фамилия, имя _______________________________________Вариант 1
1.По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.
1) И молния грозно тебя обвивала …
____А.С. Пушкин. Туча______________________________________
2) Вскормлен грудью облаков …
____М.Ю.Лермантов. Дары Терека_____________________________
3) Глядишь в забытые вороты …
_____А.С. Пушкин. Няне_____________________________________
4) И редкий солнца луч, и первые морозы …
_____А.С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!______________
2. К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы?
Укажи название произведения и автора.
1) Где счастье плодится, там и зависть родится.
____П.П. Ершов. Конёк - горбунок_____________________________
2) Кто чего сильнее хочет, тот того и добьётся.
____Л.Н. Толстой. Как мужик камень убрал_____________________
3) Хотя и с нуждою, а добился чести.
___М.Ю. Лермантов. Ашик-Кериб_____________________________
4) Живи добрее, будешь все милее.
___А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.____
5) Чем крепче дружба, тем легче служба.
____А.П. Чехов. Мальчики____________________________________
3. По опорным словам узнай произведение и его автора. Запиши.
Маленький человек, бизоны, Калифорния, мустанги, Америка,
Монтигомо Ястребиный коготь.
_____А.П. Чехов. Мальчики______________________________________
4. К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.
4) Ершов ______Петр Павлович____________________________________
5) Пушкин _____Александр Сергеевич_______________________________
6) Лермантов ___Михаил Юрьевич___________________________________
5. Объясните значение слова «алчный»
___Жадный, корыстный, страстно желающий чего-нибудь____________
6. Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось?
Почему? Кто его автор?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Проверочная работа по теме «Чудесный мир классики».
Фамилия, имя _______________________________________Вариант 2
1.По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши
1) Ты под окном своей светлицы
___А.С. Пушкин. Няне________________________________________________________
2) Одна ты наводишь унылую тень
___А.С. Пушкин. Туча________________________________________________________
3) И редкий солнца луч, и первые морозы
____А.С.Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!_______________________________________________________
4) Вскормлен грудью облаков
_____М.Ю.Лермантов. Дары Терека_______________________________________________________
Укажи название произведения и автора.
1) Недруг поддакивает, а друг спорит.
______А.П.Чехов. Мальчики.________________________________
2) Чем труднее дело, тем выше честь
______М.Ю. Лермантов. Ашик-Кекриб_______________________
3) Завистливый по чужому счастью сохнет.
______А.С. Пушкин.. Мказка о мёртвой царевне и семи богатырях
4) Детство – время золотое ест, и пьёт, и спит в покое.:
______А.Н.Толстой. Детство_______________________________
5) Кто чего сильнее хочет, тот того и добьётся
_______Л.Н.Толстой. Как мужик камень убрал.________________
Тифлиз, Курщуд –Бек, единственная дочь, Халаф, Туркетан, странник,
Арзерум, Хадерилиаз.
_____М.Ю. Лермантов. Ашик - Кериб___________________________
4) Толстой ___Лев Николаевич__________________________________
5) Чехов _____Антон Павлович_________________________________
6) Ершов ____Пётр Павлович______________________________________
_____Упряма, капризна, поступающая как вздумается ____________
Почему? Кто его автор?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Приложение 3
Карта успешности
|
Вызвало затруднение |
У меня получилось |
Могу объяснить |
1. По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. |
|
|
|
2. К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? Укажи название произведения и автора. |
|
|
|
3. По опорным словам узнай произведение и его автора |
|
|
|
4.Правильно объяснил !а) лексическое значение слова. |
|
|
|
4. К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей. |
|
|
|
5. Что означает слово? |
|
|
|
6. Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось? Почему? Кто его автор? |
|
|
|
7. Определи отметку, которую ты можешь себе поставить за самооценку |
|
|
|
Приложение 4
План работы
Приложение 5.
Алгоритм самооценки
Ты прочитал произведения раздела «Чудесный мир классики». Что ты узнал нового, чему научился, а то вызывает у тебя трудности?
Я могу …
○. Восстановить последовательность событий по опорным словам и предложениям, иллюстрациям.
○ Составить план произведения.
○ Сравнить начало и конец сказки.
○ Кратко рассказать о событиях произведения на основе иллюстраций или репродукции картины.
○ Назвать постоянно используемые слова и выражения.
○ Рассказать о герое произведения, сравнить его с другими героями.
Приложение 6.
Соотнеси авторов и их произведения.
П.П. Ершов Мальчики
А.С. Пушкин Ашик - Кериб
М.Ю. Лермонтов Няне
Л.Н. Толстой Конёк - горбунок
А.П. Чехов Детство
Из какого произведения строки:?
И с царевной на крыльцо
Пёс бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет.
Словно сердце пёсье ноет …
Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек. Он о чём-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что, когда его спрашивали о чём-нибудь, встряхивал головой и просил повторить вопрос.
Подберите синонимы к словам «своенравный», «мерзкий».
К какому произведению подходят следующие пословицы:
Мудрым никто не родился, а научился.
Кто сильно хочет, тот того и добьётся.
Приложение 7
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Раздел «Проверим себя и оценим свои достижения». С. 36 – 39
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.