Технологическая карта урока рефлексии по теме "Текст". УМК: "Начальная школа 21 века" (4 класс))
Оценка 4.7

Технологическая карта урока рефлексии по теме "Текст". УМК: "Начальная школа 21 века" (4 класс))

Оценка 4.7
Документация
docx
русский язык
4 кл
16.06.2024
Технологическая карта урока рефлексии по теме "Текст". УМК: "Начальная школа 21 века" (4 класс))
Технологическая карта спроектирована в соответствии с ФГОС НОО 3 поколения. Технологическая карта с приемами понятийного мышления.
6 текст рефлексия.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Сосенко Маргарита Романовна

Предмет: русский язык.

УМК: «Начальная школа 21 века».

Класс: 4 «Г».

Тема урока: «Текст».

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: совершенствование полученных знаний и способов действий при изучении текста.

Планируемые результаты

Задачи урока:

Предметные:

1. Учащиеся обобщат, что такое ключевые слова, тема, заголовок.

 

2. Учащиеся научатся находить в тексте ключевые слова, с помощью них определять основную мысль текста; озаглавливать текст.

Дидактические:

Формировать обобщение о понятиях «ключевые слова»; «тема»; «заголовок».

Формировать закрепление умения: находить в тексте ключевые слова, с помощью них определять основную мысль текста; озаглавливать текст.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Учащиеся научатся: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Познавательные:

- Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- Учащиеся получат возможность научиться: проводить классификацию, строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

- Учащиеся научатся: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

- Учащиеся получат возможность научиться: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

 Развивающие

1. Формировать умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 

 

 

 

2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; проводить классификацию, строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Личностные:

- познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Воспитательные:

-формировать познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Форма контроля

Планируемые результаты

П

М

(Р, П, К)

Л

1. Мотивация учебной деятельности

 

Содержательный анализ

 

Содержательная рефлексия

 

идеализация

Приветствие, проверка готовности.

Работа над высказыванием

«Язык есть окно, через которое мы смотрим на мир». - Иван Тургенев

 

-К чему мы будем стремиться на уроках русского языка?

Приветствие, проверка готовности.

Анализ высказывания.

Желающий читает вслух высказывание.

 

Объясняют, как понимают выражение.

 

 

- К познанию.

Фронтальная

Проектор, презентация, компьютер.

Самоконтроль

 

П: анализировать текстовую информацию.

 

 

 

К: владеть диалогической речью.

 

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

 

 

 

 

 

 

 

Письменный опрос.

Оформление тетради для письменной работы.

-Запишите дату и «Классную работу» в тетради.

Организует актуализацию знаний и осуществление первичного действия.

Организует работу по вопросам, которые дети формулировали на прошлом уроке.

Примеры вопросов: что такое текст? Какие признаки встречаются в тексте? Что такое главная мысль? Тема? Как определить главную мысль текста?

Любой ли набор предложения можно назвать текстом? Из чего состоит текст? Какие виды текста разделяют?

 

 

Оформление тетради для работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы письменно в тетради.

 

 

Фронтальная, индивидуальная

Проектор, презентация, компьютер, тетради.

Взаимопроверка

1. Учащиеся узнают, что такое ключевые слова, тема, заголовок.

 

2. Учащиеся научатся находить в тексте ключевые слова, с помощью них определять основную мысль текста; озаглавливать текст.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию деятельности.

 

 

 

 

К: владеть диалогической речью.

 

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение

Организует выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Инструктирует: дополните понятие, если в нем чего-то не хватает.

 

1)      Текст – это одно или несколько предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя: не все справились с этим заданием.

Нужно сформулировать тему и цель урока.

 

 

 

 

 

 

Выполняют:

 

2)      Текст – это предложения, связанные по смыслу.

3)      Текст – это предложения, связанные по смыслу, имеющие одну тему, законченное по смыслу высказывание.

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

«Текст. Повторение».

- научимся определять главную мысль текста, различать разные тексты.

Фронтальная

Проектор, презентация, компьютер.

Самоконтроль

 

К: владеть диалогической речью.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: сравнивать объекты.

 

4. Построение плана по разрешению возникших затруднений

 

Алгоритм интериоризации умственного действия

 

Организует построение плана по разрешению возникших затруднений.

Помогает в составлении плана урока.

 

 

 

Разгадывают шифра.

Составляют план урока:

 

1.                 Повторить признаки текста.

2.                 Научиться определять основную мысль текста.

3.                 Научится правильно озаглавливать тексты.

Фронтальная

Проектор, презентация, компьютер.

Самоконтроль

 

Р: планировать свою деятельность.

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

5. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

 

 

 

 

 

Алгоритм интериоризации умственного действия

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация

 

 

 

 

 

Лист самоконтроля

Организует реализацию на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

КАРТОЧКА № 3.

1)                Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

1. Они-то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.

2. Листья падали дни и ночи.

3. Начался листопад.

4.Этот дождь шел неделями.

5. Леса моросили дождем облетавшей листвы. 

 

Организация работы по карточке.

КАРТОЧКА № 4 ЗАДАНИЕ. Прочитайте, докажите, что предложения являются текстом.

Признанный мастер реактивного способа передвижения – медуза. Она распускает зонтик, втягивает в него воду, а сама продвигается вперёд или вверх.

Тем же реактивным способом передвигается другое морское животное – кальмар. Он всасывает воду в жабры, затем с силой выталкивает её через особое отверстие. При этом его скорость настолько огромна, что в погоне за добычей кальмар выскакивает из воды и проносится несколько метров над поверхностью.

Задает вопросы:

Объясните значение выделенных слов. Как вы считаете, эти слова будут главными в тексте?

Помогает сделать вывод.

 

 

 

Составление плана выполнения упражнения.

 

1 человек читает задание.

2 человек. Объясняет последовательность действий для решения упражнения.

 

 

Выполняют.

 

(3,2,1,5,4).

 

 

Придумывают заголовки.

 

 

 

Оценивают себя в листах самооценки.

 

 

 

 

 

 

1 человек читает задание.

2 человек. Объясняет последовательность действий для решения упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают, выполняют задание, озаглавливают текст, находят основную мысль.

 

 

 

Работают с выделенными словами.

 

 

 

Делают вывод.

 

Оценивают себя в листах самооценки.

Фронтальная, индивидуальная

Учебник, карточки.

Взаимоконтроль, самоконтроль

 

 

1. Учащиеся узнают, что такое ключевые слова, тема, заголовок.

 

2. Учащиеся научатся находить в тексте ключевые слова, с помощью них определять основную мысль текста; озаглавливать текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учащиеся узнают, что такое ключевые слова, тема, заголовок.

 

2. Учащиеся научатся находить в тексте ключевые слова, с помощью них определять основную мысль текста; озаглавливать текст.

 

 

К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

 

П: устанавливать причинно-следственные связи.

 

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

П: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

 

 

 

П: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

6. Обобщение выявленных затруднений

 

 

 

 

 

 

Восхождение от абстрактного к конкретному

 

 

 

 

 

 

Содержательное абстрагирование

 

 

 

 

 

 

 

 

Дедукция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многократные повторения

 Лист самоконтроля

Организует обобщение выявленных затруднений.

 

Знакомит с понятием «ключевые слова».

 

 Понятие о ключевых словах.

 

Инструктирует: Отметьте в тексте слова, которые вы считаете главными в тексте.

Почему вы отметили именно эти слова?

 

Мы привыкли к берёзе и не замечали порой, как она хороша. А те, кто видит её впервые, глаз не могут отвести. У неё белоснежный ствол в чёрных рябинках, гибкие ветки, ажурная крона с некрупными треугольными листьями.

 

 

Инструктирует:

Озаглавь текст. Определите тему и основную мысль текста.

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(По. В. Бианки.)

 

 

С помощью учебника знакомятся с понятием «ключевые слова».

 

Такие слова называются ключевыми. Ключевые слова-это опорные слова, с помощью которых можно передать смысл текста.

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом.

Находят ключевые слова.

Объясняют.

 

 

 

 

 

Делают вывод.

Оценивают свою работу в листах самооценки.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание,

 

Читают текст.

 

Озаглавливают текст,

 

 

 

определяют основную мысль, с помощью алгоритма.

 

 

 

 

 

 

Делают вывод, оценивают себя в листах самооценки.

Фронтальная, индивидуальная

Проектор, презентация, компьютер, учебник, тетради.

Взаимоконтроль, самоконтроль

1. Учащиеся узнают, что такое ключевые слова, тема, заголовок.

 

2. Учащиеся научатся находить в тексте ключевые слова, с помощью них определять основную мысль текста; озаглавливать текст.

К: владеть диалогической речью.

 

 

 

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение.

 

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимообратные задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самоконтроля

Организация самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

 

Инструктирует: вставьте пропущенные слова.

….. - это предложения, связанные по смыслу и объединенные одной темой.

……- это опорные слова, с помощью которых можно передать смысл текста.

 

Заголовок – это…… мысль текста.

 

Свою готовность показываем, поднимая руку.

Проверяем себя по слайду.

 

 

 

 

 

 

Текст – это предложения, связанные по смыслу и объединенные одной темой.

 

Ключевые слова - это опорные слова, с помощью которых можно передать смысл текста

 

Заголовок – это название, отражающее мысль текста.

 

 

Анализ собственной работы; самопроверка по эталону.

Оценивают себя в листах самооценки.

Индивидуальная

Учебник, тетради, проектор, презентация, компьютер.

Самоконтроль

1. Учащиеся узнают, что такое ключевые слова, тема, заголовок.

 

2. Учащиеся научатся находить в тексте ключевые слова, с помощью них определять основную мысль текста; озаглавливать текст.

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

8. Включение в систему знаний и умений

Содержательная рефлексия

 

 

 

 

 

Многократные повторения

Организация беседы по закрепленному материалу.

Задает вопросы:

- Какие задания мы сегодня выполняли?

-Какая тема и цель были?

Сообщение домашнего задания.

 

 

-Для чего нужно уметь определять основную мысль текста по опорным словам?

 

 

 

 

 

 

Отвечают, предполагают.

 

 

 

Отвечают:

 

 

Чтобы быстро и правильно работать с текстовыми материалами, которые будут встречаться всю жизнь.

Фронтальная

 

 

1. Учащиеся узнают, что такое ключевые слова, тема, заголовок.

 

П: осуществлять обобщение изученного.

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической речью.

 

9. Рефлексия учебной деятельности

Лист самоконтроля

Организует рефлексию учебной деятельности.

-Чтобы оценить себя, предлагаю вам подсчитать баллы в листах самооценки.

Обсуждают успешность урока.

 

Анализируют собственный уровень успешности на уроке, с помощью листов самооценки.

Фронтальная

Проектор, презентация, компьютер.

Взаимоконтроль, самоконтроль

 

Р: осуществлять самооценку деятельности.

 

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Любой ли набор предложения можно назвать текстом?

Любой ли набор предложения можно назвать текстом?

Организует построение плана по разрешению возникших затруднений

Организует построение плана по разрешению возникших затруднений

КАРТОЧКА № 4 ЗАДАНИЕ. Прочитайте, докажите, что предложения являются текстом

КАРТОЧКА № 4 ЗАДАНИЕ. Прочитайте, докажите, что предложения являются текстом

Восхождение от абстрактного к конкретному

Восхождение от абстрактного к конкретному

Многократные повторения Лист самоконтроля

Многократные повторения Лист самоконтроля

Включение в систему знаний и умений

Включение в систему знаний и умений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2024