Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Морфологический разбор имени существительного"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок объяснения нового материала с использованием приёмов смыслового чтения
Иконка файла материала русский 5 кл. Морфологический разбор имени существительного.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме

«Морфологический разбор имени существительного»

ФИО (полностью): Ортнер Марина Валерьевна

Место работы: МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка

Должность:  учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 5Б

Тема урока «Морфологический разбор имени существительного»

Базовый учебник: «Русский язык, 5 класс», авторы  М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний об имени существительном, повторить ранее изученный материал;  развивать критическое мышление, умение систематизировать, анализировать материал, делать выводы; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, работать в парах и индивидуально; воспитывать интерес к предмету, творческую активность, желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи, извлекать инфор­мацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.

Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительно­го; уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.

Формируемые УУД:

Личностные: мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и  находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, ставить учебные цели в сотрудничестве с учителем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать предложение учителя по устранению ошибок.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, использовать знаково-символические средства для решения задач, обработка, анализ информации, построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, обращаться за помощью, строить монологическое высказывание, слушать собеседника.

Тип урока: урок получения новых знаний

Формы работы учащихся:

индивидуальная, групповая, фронтальная

Необходимое техническое оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

 

Структура и ход занятия

1.Включение в деловой ритм.

На доске: Девятнадцатое апреля, классная работа.

Подготовка класса к работе

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

2. Мотивация  к учебной деятельности и проверка темы прошлого урока

 - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. На ней изображен улыбающийся смайлик. Девиз сегодняшнего дня: «Улыбнись новому дню».

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей).

Буквенный диктант по теме прошлого урока

Камыш..м, туч..й, этаж..м, мяч..м, задач..й, училищ..м, молодц..м, луч..м.

Ключ:  оеооеео

Взаимопроверка, выставление оценок

3. Формулирование темы урока, постановка цели урока

- Какой раздел русского языка мы изучаем?  (морфологию)

- Что изучает этот раздел? ( слово как часть речи)

-Как мы можем доказать, к какой части речи принадлежит слово? (сделать морфологический разбор)

-Записываем тему урока: Морфологический разбор имени существительного.

-Чему мы должны научиться на уроке? ( научиться делать морфологический разбор имени существительного, а для этого надо повторить морфологические признаки существительного).

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, выказывают и обосновывают свою точку зрения.

4. Выявление места и причины затруднения (работа в малых группах)

Взаимопроверка.

Работа с текстом.

Синтаксический разбор предложений (материал  в распечатке).

Ле..кий ветерок гон..т облачка по небу. В тих.. дни над землей летает ли..кая п..утина. Осень - пора сбора птиц к отлету.

В д..лекий путь отправляю..ся дикие гуси. Оставляют свои бо­лота журавли. (И. С. Соколов-Микитов.)

- Сделаем вывод: какова синтаксическая роль существительных в предложении?

Обдумывают от­веты на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы. Знакомят с ре­зультатами рабо­ты группы, слу­шают и обсуж­дают ответы товарищей.

Личностные: имеют желание осознать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

5. Физкультминутка

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют дви­жения в соответ­ствии с текстом

6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, сегодня мы с вами обобщим наши знания об имени существительном, вспомним, какими грамматическими и мор­фологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую синтаксическую роль выполняет существитель­ное в предложении.

 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учи­телем.

Соотносят по­ставленные зада­чи с текстами, знакомятся с ма­териалом. Выде­ляют главное, устанавливают причинно-следственные связи между от­дельными языко­выми явлениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием. 

Познавательные: извле­кают необходимую инфор­мацию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно), необходи­мые действия, операции, работают по плану

7. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта (работа в парах)

Знакомство с порядком морфологического разбора существи­тельного на с. 263, составление на основе этого материала рассказа об имени существительном по опорным словам (материал распечатан):

1) Имя существительное обозначает… 

Отвечает на вопросы… 

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 

2)  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: 

… или …. 

… или … 

Относятся к … или …,  или … роду,  к … , или … , или ….. склонению. 

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. 

Существительные изменяются по … и … . 

3. В предложении имя существительное выполняет синтаксическую роль …, … , … , … , … . 

Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою

точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками

делают выводы

Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Проверка по эталону (на слайде)

8. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Задание. ( текст распечатан на парту)

СТАКАН ВИШНИ

Мама принесла с рынка стакан вишен. Она отдала все вишни Кате.

«Я тоже хочу вишен», - сказал Боря маме. «Ты свои вишни съел весной», - ответила мама и достала из шкатулки вишневую ве­точку с засохшими цветами. Боря посмотрел на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были только цветы».

-Почему мама отдала вишни дочке?

1.Найдите в тексте по одному существительному 1 и 2 склонения, выпишите их в тетрадь и произведите письменно морфо­логический разбор.

1 ученик у доски, остальные в тетрадях: Боря, стакан.

2.Со словом вишня составьте предложения, доказав, что это сло­во может выступать в роли различных членов предложения. Запишите эти предложения в тетрадь

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Личностные: имеют жела­ние осваивать новые виды

деятельности, участвовать в творческом, созидатель­ном процессе.

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возника­ющие трудности, ищут их причины и пути преодо­ления

9. Самостоятельная работа, включение в систему знаний и повторение

Индивидуальные задания по карточкам.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых облаков. В полдень облака стреми­тельно рванулись вверх, к зениту, и на глазах уносились и исче­зали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две не­дели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Задание:

1. Определить стиль текста. Подчеркнуть олицетворения.

2. Подобрать синонимы к слову неслыханная (жара).

3. Каким синонимом можно заменить слово рвались (вверх)?

4. Выписать из текста существительное, состоящее из пристав­ки, корня, суффикса и окончания.

5. Выписать из текста прилагательное, состоящее из корня, суффикса и окончания, и глагол, в состав которого входят приставка, корень, два суф­фикса, окончание и суффикс -ся(сь).

6. Сделать письменный морфологический разбор любого существительного из текста.

Выполняют ин­дивидуальные задания, слушают одноклассников,

оценивают их.

Отвечают на во­просы

Личностные: понимают, в чем значение знаний для

человека.

Познавательные: приоб­ретают умения использо­вать полученные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. 

Коммуникативные: форму­лируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что нового узнали на уроке?

- Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: приобретают мотивацию процесса обра­зования; стремятся к при­обретению новых знаний и умений.

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, анали­тических умений как инте­грированных, сложных умений; приобретают уме­ния мотивированно органи­зовывать свою деятель­ность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

11. Домашнее задание

Для всех: стр.263, выучить порядок морфологического разбора имени существительного,

На выбор: упр.742

Или составить небольшой текст (5 предложений), ответив на вопрос по тексту, использованному на уроке: Почему мама отдала вишни дочке?, дополнительно сделать морфологический разбор одного существительного.


 

Посмотрите также