Предмет: русский язык Класс: 5 б Учитель: Захарова И.В.
Тип урока: комбинированный
Технологическая карта
Тема |
Простые и сложные предложения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель |
Выработать навык определения вида предложения по количеству грамматических основ. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи
|
обучающие: дать новые знания по теме урока; развивать умения по определению видов предложения по количеству грамматических основ, развивающие: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, строить простые и сложные предложения; отвечать на вопросы; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; воспитательные: сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, слушать и слышать друг друга. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты:
|
Предметные: знать структурные отличия простых и сложных предложений, признаки деления сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные), опознавательные признаки постановки запятой между простыми предложениями в сложном - наличие двух и более грамматических основ, союза между простыми предложениями; схемы сложных предложений, уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; обосновывать постановку запятой в сложном предложении; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами а, и. Метапредметные: умение аргументировать свою позицию. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия |
Простые и сложные предложения, союзные и бессоюзные предложения, ССП и СПП. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образователь ные ресурсы |
http://www.saharina.ru/tests/ http://festival.1 september.ru |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока, цель |
Обучающие и развивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения (УУД) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению материала. Поможет подготовить уч-ся к работе, создать настрой на путешествие в мир русской древности |
Создание ситуации мотивации к обучению (стартовое желание учиться). Вступительное слово: Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный– Урок сегодня у ребят уж очень важный.
Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти! |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают рабочие материалы на рабочем месте. |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного.
Уточняет ответы учеников.
В беседе обращает внимание на признаки деления сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные), опознавательные признаки постановки запятой между простыми предложениями в сложном - наличие двух и более грамматических основ,
|
1. Индивидуальная работа (у доски) ( у доски работают двое учеников): *первый разбирает предложения, при этом необходимо расставить пропущенные знаки препинания: Присядем, друзья, перед дальней дорогой. […, о, …]. Муравьи – санитары леса. [сущ. – сущ.]. *второй разбирает предложение, в котором нужно расставить знаки препинания: Присяду на камень и слушаю иволги плач. [ ₌₌ и ₌₌ ]. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка. [ ₌₌ ₋₋ ], и [ ₌₌ ₋₋ ]. (В конце пунктуационного разбора ученик должен показать схематически однородные члены.) Вывод: союз И связывает два однородных члена, запятая не ставится. 2. Синтаксическая пятиминутка (работа в парах). Конструирование предложения (записывается постепенно, по мере выполнения задания). 1) Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определение, выраженное прилагательным (желтые), согласовав его с существительным листьями (желтыми листьями). 2) Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение (осень) 3) Добавить обстоятельство образа действия из предложения Осень щедро одаривает леса краской (щедро) 4) Добавить сказуемое предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер (выстлала) 5) Из предложения Вы куда ведете, дороги? взять существительное , которое является обращением (дороги) 6) Добавить союз Ии продолжить предложение однородным членом. Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поляны. 7) Составьте и запишите схему [ ₌₌ и ₌₌ ].
|
Самопроверка Отвечают на вопросы. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.
|
Индивидуальная групповая фронтальная |
Познавательные: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: Планируют необходимые действия, операции Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Коммуникативные: Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Целеполагание (постановка цели и задач урока).
|
Беседа, обсуждение результатов.
Помогает сформулировать тему. Просит уточнить цель урока
|
1) Самоопределение к деятельности - Запишите предложения под диктовку: Полил сильный дождь, и земля быстро намокла. Лошадь испугалась и быстро побежала вперед. Когда я вышел из палатки, за вершинами гор разгоралась заря.
- Сравним предложения, записанные на доске, что в них общего и чем они различаются? Найдем грамматические основы, составим схемы.
- Что общего между 1 и 2 предложениями? (наличие союза И) - Чем они отличаются? (В 1 – союз И связывает две части сложного предложения. Во 2 – однородные сказуемые). - Что общего между 1 и 3 предложениями? Чем они отличаются? (Общее: оба сложные. Различие: в 1 – части предложения не зависят друг от друга – ССП. В 3 – первая часть СП зависит от второй, главной – СПП).
2) Заполнение «немой» схемы: Приложение 3.
Учитель открывает на доске «немую» схему: «Виды предложений по количеству грамматических основ»
3) Формулирование темы и цели урока Дает подсказку: - Здесь зашифрована тема урока и основное знание, которое вы должны усвоить на уроке. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока,
исходя из наших рассуждений. - Правильно, тема нашего урока «Простые и сложные предложения». - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске. 1) Познакомиться
с ... и ...;
Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся. Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
|
Рассматривают таблицу и переносят ее в тетради.
1) Заполняют таблицу Вывод: предложения делятся на простые и сложные.
Определяют тему урока, записывают её в верхнюю графу таблицы: «Виды предложений по по количеству грамматических основ». Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем: научиться определять вид предложения по количеству грамматических основ, правильно расставлять запятые в сложном предложении.
|
Групповая, индивидуальная |
Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия. Коммуникативные: Строят понятные монологические высказывания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Физкультминутка
|
|
На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались, Ножками топали, ручками хлопали, Вправо-влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет! Всем друзьям физкультпривет! |
Выполняют физкультминутку, сопровождая слова определенными движениями |
Групповая |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Включение в систему знаний. Практическая деятельность.
|
Обобщение полученных знаний. Запись слов в словарь.
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.
Корректирует при необходимости высказывания уч-ся. |
1) Работа с теоретическим материалом учебника. (§ 46, стр. 108 -правило) 2) Работа над упр. 232 (устно) учебника 3) Работа в парах. Анализ синтаксических конструкций. Приложение 4. Учащимся раздаются тексты с заданием: Распределите предложения по двум группам: в первую отнесите предложения с одной грамматической основой, а во вторую – с двумя и более (записать только номера предложений).
1. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
(2, 4 и 5, 6 предложения - это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми. 1, 3, 7 - сложные предложения).
- Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи. (Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование) 4) Эвристическая беседа - Чем сложное предложение отличается от простого? 5) Письменная работа. «Моделирование сложного предложения»
|
1) Работают с теоретическим материалом учебника (§ 46)
2) Принимают участие в работе, отвечают на вопросы. Задают вопросы для уточнения информации. Осуществляют контроль своей деятельности.
Выполняют задания, отвечают на вопросы под руководством педагога. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Участвуют в диалоге, выражают свою позицию. Самостоятельно формулировать ответы на поставленные вопросы, корректировать друг друга.
Формулируют вывод, производят самооценку (получиось составить предложение или нет).
|
Групповая, индивидуальная |
Коммуникативные: Оценка суждения и своей точки зрения. Регулятивные: Осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и их коррекция.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Самостоятельная работа |
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления |
- Анализируя изученный на уроке материал, сделайте обобщение на тему «Сложное предложение» - Работа в группах Составьте и запишите алгоритм работы над СП.
|
Выполняют задание |
Групповая |
Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической позиции Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия |
Рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов. Заключительная беседа по вопросам. |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой. Координирует деятельность уч-ся.
Заключительная беседа по вопросам:
Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся, используя прием «Закончите предложение» - Сегодня на уроке я узнал, что… - Сегодня на уроке я научился… - Больше всего сегодня на уроке мне было интересно тогда, когда… - По теме урока я ещё хотел бы узнать… - Дома я хотел бы по теме урока сделать…
Дом. задание с комментариями § 46, упр. 240 (продолжить предложения) или 237 (составить и записать предложения). |
Высказывают свое мнение. Осознанно используют полученные знания. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Индивидуальная |
Коммуникативные: полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: Оценивают свою работу. |
1. Индивидуальная работа (у доски)
*Запишите предложение, при необходимости расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схему:
Присядем друзья перед дальней дорогой.
2. Индивидуальная работа (у доски)
* Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений:
Присяду на камень и слушаю иволги плач.
Налетел ветер и затрепетала листьями осинка.
Приложение 1.
Сравните предложения, что в них общего и чем они различаются? Найдем грамматические основы, составим схемы, проясним значение некоторых слов.
Бриз усилился и ходко гнал судно воль берега.
Небо посветлело, и на нем тёмным силуэтом вырисовывались паруса судна.
Приложение 2.
Приложение 3. «Немая» схема:
«Виды предложений _________________________________________________________________»
Приложение 4. Работа в парах. Анализ синтаксических конструкций.
Распределите предложения по двум группам: в первую отнесите предложения с одной грамматической основой, а во вторую – с двумя и более.
1. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
Приложение 5.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.