Технологическая карта урока Счастливое детство в современной литературе
Оценка 4.8

Технологическая карта урока Счастливое детство в современной литературе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл—11 кл
06.11.2021
Технологическая карта урока  Счастливое детство в современной литературе
Методическая разработка - урок литературы по рассказу В.Комкова "Я - немец"
Технологическая карта урока Герой-подросток в современной литературе..docx

Технологическая карта урока 

 Герой-подросток в современной литературе.

 (на примере рассказа Артёма Ляховича «Черти лысые»)

Учитель

Терехова Валентина Владимировна

Класс

9 класс

Предмет

литература

Тема

Герой-подросток в современной литературе.

 (на примере рассказа Артёма Ляховича «Черти лысые»)

Планируемые общие результаты урока

Предметные:

1)       пробуждение интереса обучающихся к литературным произведениям современных авторов;

2)       умение характеризовать героев, сопоставлять характеры, образ жизни, внутренний мир героев;

3)        умение делать выводы, рассуждать, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные

·      коммуникативные УУД

ü  участвовать в диалоге;

ü  учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.

·      познавательные УУД 

ü  определять главную мысль текста, формулировать проблему;

ü  искать и выделять необходимую информацию;

ü  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

·      регулятивные УУД 

ü  адекватно оценивать и воспринимать оценку товарищей, учителя;

ü  планировать своё действие с поставленной задачей;

ü  строить речевое высказывание-доказательство.

Личностные:

1)      пробуждать добрые чувства,

      формировать систему моральных норм и ценностей;

      2) уметь делать выводы по содержанию текста;

      3)  уметь работать в группе, осознавать себя

          индивидуальностью и одновременно членом коллектива.

 

Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Деятельностные приёмы: филологическая задача, кластер, синквейн, диалог, приём «Ассоциации».

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся (кратко)

I.                   Ориентировочно-мотивационный этап

1. Мотивация к учебной деятельности

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу.

Слово учителя:  Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя 21 века Артема Ляховича. Герои его произведений - ваши сверстники, ровесники, которые попадают в непривычные обстоятельства, реальные и фантастические, проходят через испытания и взрослеют, делают выводы, учатся на своих ошибках.

2. Актуализация знаний учащихся

§  Читаем слова писателя «Если история о подростках, значит, она для них».  Артём Ляхович

§  Какие ассоциации возникают у вас со словом ПОДРОСТОК? (Записываем ассоциативный ряд: сверстник – ровесник – школа – прыщи - подрос)

§  Возьмём из нашего ряда ассоциаций слово ПОДРОС, ПОДРОСЛИ?  Как вы его понимаете? (ПОДРОСЛИ - ещё не выросли, новые интересы, взгляды, чувства( любовь, одиночество, разочарование).

Герои  повести Артёма Ляховича «Черти лысые»– подростки, ваши сверстники. Они ПОДРОСЛИ, но не выросли. Поэтому, порой, совершают необдуманные поступки, они сталкиваются с первыми недетскими  трудностями, препятствиями.

§  Попытайтесь сформулировать тему нашего урока:

Герой-подросток в современной литературе.

(Обучающиеся формулируют и записывают тему урока)

3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы

§  С какими проблемами сталкиваются современные подростки?       

§  Слово учителя:

- Какие они герои - подростки 21 века? Похожи они на своего читателя – сверстника, ровесника?

С какими проблемами сталкиваются? Можно ли эти проблемы  назвать «вечными»?

Каковы пути решения этих проблем?

Что влияет на внутренний мир героя–подростка?

На эти вопросы мы будем отвечать, анализируя повесть Артёма Ляховича.

II.                Операционно-исполнительный этап

Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений

§  Как можно объяснить название повести? (Домашнее задание) Составляем кластер.

 

§  От  чьего лица ведется повествование? Почему?

(Рассказчик – герой повести.  Ему 14 лет, его мысли, чувства, переживания, речь близки читателю – подростку)

 

III.             Рефлексивно-оценочный этап

1. Первичное закрепление

1)      Групповая работа (Вопросы, задания для работы с текстом были даны на дом):

1 группа  -   семья Марка

 2 группа – семья Миланы

- Что мы узнаем о семье героя?

-  Какие взаимоотношения в семье?

-  Почему Марк (Милана) больше времени находятся вне дома?

3 группа –  Черты характера героя.

- Как складываются отношения с одноклассниками?

- Расскажите о друзьях Марка (Миланы).

4 группа –  Дружба Марика и Миланы

 Как и почему меняются взаимоотношения  Марка и  Миланы?

- Почему именно Милане Марк доверил свою мечту о Синем озере?

- Как и почему  Милана стала Лянкой? А Марик – Кошмариком?

5 группа – Подготовка к побегу.

- Кому пришла идея сбежать из дома. Цель побега.

- Почему ребята не сказали о своей мечте родителям?

- Зачем меняют внешность? 

6 группа –  Побег к мечте.

- Задумываются дети о проблемах, трудностях, с  которыми могут столкнуться в дороге? (Нет. У них была карта, на которой лежали деньги. Милана взяла её у отца)

- С какими трудностями столкнулись подростки во время побега?  
 Как  ведут  себя подростки? (На наших глазах Марик взрослеет, чувствует ответственность за девочку)

Ответы подтверждаются цитатами текста, кратким пересказом эпизода.

§  Выводы. Заполняется таблица.

 

Милана

Марк

                                       Семья

 Отец  ни в чем не отказывает дочери. «Вообще Лянку нагрузили по-черному. Пение, мода, и еще плаванье, и спортзал, и языки – итальянский, японский, арабский, и это кроме инглиша, который для всех един, как смерть».

Мама выходит замуж, часто меняют место жительства.  «Она у меня жена декабристов – ездит за своими мужчинами на край света. Я уже из-за этого три школы сменил»… «Дома-то у меня нет. Что это за дом, если на год-полтора»

      Взрослые заняты собой – карьерой, отношениями, своими проблемами.

                        Черты характера. Одноклассники. Друзья.

Девочка темпераментная, с характером, дерзкая, может приврать, доказать свою точку зрения. Находится в центре внимания,  в окружении ребят, ею восхищаются, «девочки, возможно, подражают ей». «Хотя такие же были у всех девчонок класса. То ли они все ей подражали, то ли и Лянка (которая еще Лянкой не была), и они подражали кому-то еще, то ли сами по себе такие были.»

Мечтатель, неуверенный в себе, спокойный, рассудительный. Нет друзей. Чаще бывает один.

Сам говорит, что друзей не имеет, потому что, возможно, опять уедет из этого города. «Белая ворона»

 

 

У  Миланы большой круг общения, но близкой подруги нет. Она, как и Марик, чувствует себя несчастной, одинокой.  

                                              Дружба

 Милана  Виндау собственной персоной!  «Ту самую ложбинку облюбовала, что и я, ну надо же!»

«Вдруг сделалось так, что сердиться ну никак не получается». 

«Мы ухохатывались, лопались, угорали, захлебывались смехом, как шипучкой, и не могли остановиться».

Свел случай.

«Я хотел просветить ее в том плане, что мальчики тоже люди, но понял, что не хватит сил – все на смех вышли. Сил осталось только на правду.
Поэтому я рассказал ей про Синее Озеро.
Никогда не думал, что Милана будет первой, кто об этом узнает. Она не перебивала меня, и я сквозь траву чувствовал, что она слушает» …

И Милана, и Марк хотят иметь друга, с которым можно просто поговорить, довериться. Лянка – это их секрет,  здесь она другая, своя, как и он для неё – Марик – Кошмарик.

 

2)      Диалог.  

- Семья Чуховых. Какое место занимает она в истории Марика и Лянки? (Лянка разговаривает с «мамой Чуховой», прислушивается, звонит родителям. Марик  задает вопросы «отцу Чухову»).

-Почему Лянка хотела бы остаться в этой семье? ( Для Лянки важна семья. «Я осталась бы здесь навсегда. Понимаю, что нельзя, но… Жила бы здесь, девчонок нянчила, и Иннокентия, чтобы он получился такой, как…».  Для неё важна родительская поддержка, опора,  которые царят в Чертёжнике)

- Почему Лянка и Марик всё-таки идут к Синему озеру? (Лянка не привыкла сдаваться, проигрывать: «Ведь если мы не дойдем – получится, что все это зря…Скажи, вот почему так бывает: чего-то хочешь, что-то делаешь, и потом оно надо просто потому, что надо…»)

-Встреча с родителями в полицейском участке. 

-Что ищут герои? Озеро? Или своё навсегда уходящее детство?

(Новый этап жизни – ВЗРОСЛЕНИЕ)

2. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

§  Групповая работа (класс разделён на 6 групп)

§  По окончании работы каждая группа делает выводы о результатах собственных наблюдений, анализа.

§    Диалог. Обучающиеся рассуждают, доказывают свою точку зрения.

3. Оценивание

Оцените поступок подростков: Милана и Марк  уходят из дома, не предупредив родителей. (Ответы, мнения обучающихся)

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Какие проблемы поднимаются в повести?

Выделяем проблемы:

1.      Проблема «отцов» и «детей».

2.      Проблема одиночества

3.      Проблема дружбы, товарищества.

Можно ли эти проблемы  назвать «вечными»?

5. Объяснение домашнего задания

Поделитесь своим мнением о прочитанной повести, можно ли её рекомендовать для чтения  подросткам.

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Актуализация знаний учащихся §

Актуализация знаний учащихся §

I. Рефлексивно-оценочный этап 1

I. Рефлексивно-оценочный этап 1

Девочка темпераментная, с характером, дерзкая, может приврать, доказать свою точку зрения

Девочка темпераментная, с характером, дерзкая, может приврать, доказать свою точку зрения

Первичное закрепление 1)

Первичное закрепление 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021