Технологическая карта урока
Герой-подросток в современной литературе.
(на примере рассказа Артёма Ляховича «Черти лысые»)
Учитель |
Терехова Валентина Владимировна |
||||||||||||||||
Класс |
9 класс |
||||||||||||||||
Предмет |
литература |
||||||||||||||||
Тема |
Герой-подросток в современной литературе. (на примере рассказа Артёма Ляховича «Черти лысые») |
||||||||||||||||
Планируемые общие результаты урока |
Предметные: 1) пробуждение интереса обучающихся к литературным произведениям современных авторов; 2) умение характеризовать героев, сопоставлять характеры, образ жизни, внутренний мир героев; 3) умение делать выводы, рассуждать, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Метапредметные: · коммуникативные УУД ü участвовать в диалоге; ü учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию. · познавательные УУД ü определять главную мысль текста, формулировать проблему; ü искать и выделять необходимую информацию; ü осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. · регулятивные УУД ü адекватно оценивать и воспринимать оценку товарищей, учителя; ü планировать своё действие с поставленной задачей; ü строить речевое высказывание-доказательство. Личностные: 1) пробуждать добрые чувства, формировать систему моральных норм и ценностей; 2) уметь делать выводы по содержанию текста; 3) уметь работать в группе, осознавать себя индивидуальностью и одновременно членом коллектива.
|
||||||||||||||||
Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии |
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Деятельностные приёмы: филологическая задача, кластер, синквейн, диалог, приём «Ассоциации». |
||||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя и учащихся (кратко) |
||||||||||||||||
I. Ориентировочно-мотивационный этап |
|||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности |
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу. Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя 21 века Артема Ляховича. Герои его произведений - ваши сверстники, ровесники, которые попадают в непривычные обстоятельства, реальные и фантастические, проходят через испытания и взрослеют, делают выводы, учатся на своих ошибках. |
||||||||||||||||
2. Актуализация знаний учащихся |
§ Читаем слова писателя «Если история о подростках, значит, она для них». Артём Ляхович § Какие ассоциации возникают у вас со словом ПОДРОСТОК? (Записываем ассоциативный ряд: сверстник – ровесник – школа – прыщи - подрос) § Возьмём из нашего ряда ассоциаций слово ПОДРОС, ПОДРОСЛИ? Как вы его понимаете? (ПОДРОСЛИ - ещё не выросли, новые интересы, взгляды, чувства( любовь, одиночество, разочарование). Герои повести Артёма Ляховича «Черти лысые»– подростки, ваши сверстники. Они ПОДРОСЛИ, но не выросли. Поэтому, порой, совершают необдуманные поступки, они сталкиваются с первыми недетскими трудностями, препятствиями. § Попытайтесь сформулировать тему нашего урока: Герой-подросток в современной литературе. (Обучающиеся формулируют и записывают тему урока) |
||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы |
§ С какими проблемами сталкиваются современные подростки? § Слово учителя: - Какие они герои - подростки 21 века? Похожи они на своего читателя – сверстника, ровесника? С какими проблемами сталкиваются? Можно ли эти проблемы назвать «вечными»? Каковы пути решения этих проблем? Что влияет на внутренний мир героя–подростка? На эти вопросы мы будем отвечать, анализируя повесть Артёма Ляховича. |
||||||||||||||||
II. Операционно-исполнительный этап |
|||||||||||||||||
Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений |
§ Как можно объяснить название повести? (Домашнее задание) Составляем кластер.
§ От чьего лица ведется повествование? Почему? (Рассказчик – герой повести. Ему 14 лет, его мысли, чувства, переживания, речь близки читателю – подростку)
|
||||||||||||||||
III. Рефлексивно-оценочный этап |
|||||||||||||||||
1. Первичное закрепление |
1) Групповая работа (Вопросы, задания для работы с текстом были даны на дом): 1 группа - семья Марка 2 группа – семья Миланы - Что мы узнаем о семье героя? - Какие взаимоотношения в семье? - Почему Марк (Милана) больше времени находятся вне дома? 3 группа – Черты характера героя. - Как складываются отношения с одноклассниками? - Расскажите о друзьях Марка (Миланы). 4 группа – Дружба Марика и Миланы Как и почему меняются взаимоотношения Марка и Миланы? - Почему именно Милане Марк доверил свою мечту о Синем озере? - Как и почему Милана стала Лянкой? А Марик – Кошмариком? 5 группа – Подготовка к побегу. - Кому пришла идея сбежать из дома. Цель побега. - Почему ребята не сказали о своей мечте родителям? - Зачем меняют внешность? 6 группа – Побег к мечте. - Задумываются дети о проблемах, трудностях, с которыми могут столкнуться в дороге? (Нет. У них была карта, на которой лежали деньги. Милана взяла её у отца) -
С какими трудностями столкнулись подростки во время побега? Ответы подтверждаются цитатами текста, кратким пересказом эпизода. § Выводы. Заполняется таблица.
2) Диалог. - Семья Чуховых. Какое место занимает она в истории Марика и Лянки? (Лянка разговаривает с «мамой Чуховой», прислушивается, звонит родителям. Марик задает вопросы «отцу Чухову»). -Почему Лянка хотела бы остаться в этой семье? ( Для Лянки важна семья. «Я осталась бы здесь навсегда. Понимаю, что нельзя, но… Жила бы здесь, девчонок нянчила, и Иннокентия, чтобы он получился такой, как…». Для неё важна родительская поддержка, опора, которые царят в Чертёжнике) - Почему Лянка и Марик всё-таки идут к Синему озеру? (Лянка не привыкла сдаваться, проигрывать: «Ведь если мы не дойдем – получится, что все это зря…Скажи, вот почему так бывает: чего-то хочешь, что-то делаешь, и потом оно надо просто потому, что надо…») -Встреча с родителями в полицейском участке. -Что ищут герои? Озеро? Или своё навсегда уходящее детство? (Новый этап жизни – ВЗРОСЛЕНИЕ) |
||||||||||||||||
2. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний |
§ Групповая работа (класс разделён на 6 групп) § По окончании работы каждая группа делает выводы о результатах собственных наблюдений, анализа. § Диалог. Обучающиеся рассуждают, доказывают свою точку зрения. |
||||||||||||||||
3. Оценивание |
Оцените поступок подростков: Милана и Марк уходят из дома, не предупредив родителей. (Ответы, мнения обучающихся) |
||||||||||||||||
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Какие проблемы поднимаются в повести? Выделяем проблемы: 1. Проблема «отцов» и «детей». 2. Проблема одиночества 3. Проблема дружбы, товарищества. Можно ли эти проблемы назвать «вечными»? |
||||||||||||||||
5. Объяснение домашнего задания |
Поделитесь своим мнением о прочитанной повести, можно ли её рекомендовать для чтения подросткам. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.