Технологическая карта урока литературного чтения
(обучение грамоте) 1 класс.
Автор: Петренко Татьяна Филипповна, учитель начальных классов,
МОУ «СОШ №4»
Тема урока: «Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф»
Цели:
- образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.
- развивающая: содействовать развитию умений сравнивать, анализировать условные знаки; характеризировать звуки; овладевать способами послогового чтения.
- воспитательная: создать условия для развития умений работать в парах, группах; воспитания культуры общения, трудолюбия, аккуратности.
Предполагаемые результаты.
Предметные: учащиеся овладеют способами плавного послогового чтения слов, предложений с изучаемой буквой Ф.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определение темы урока, постановка целей урока; контроль и коррекция деятельности.
Познавательные: освоение разных способов чтения, расширение словарного запаса, научиться читать слова со звуками [ф], [ф,].
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах.
Коррекционные цели: развитие мелкой моторики руки и пальцев рук, формирование навыков анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы, расширение кругозора, формирование навыков адекватной самооценки детей.
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная
Методы: проблемный, частично – поисковый, репродуктивный.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Компьютер.
2. Дидактический материал:
- карточки «Фотографирование».
- карточки «Лесенка».
- карточки «Индивидуальное чтение».
- карточки «Соотнеси слова и картинки».
3. Азбука.1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Г. Горецкий, В. А.Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014 -111 с.: ил. – ISBN - 978-5-09-033588
Этапы урока |
Методы и приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предполагаемые результаты |
1. Организационный момент |
Создание эмоционального настроя детей на тему урока. Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок. Будьте внимательны, А еще старательны! |
Приветствие. Пожелание творческой работы. |
Настраиваются на работу, проверяют подготовку к уроку. |
Регулятивные УУД: умение сосредоточить внимание. |
II. Определение темы урока. Постановка целей, задач урока. |
Игра «Полубуковка». Буква Ф разрезана по осям симметрии. Кусочки буквы лежат на парте. Игра «Найди и раскрась букву» Листы лежат на парте. Я буду читать слова, а вы, если слышите в них новые звуки- хлопаете: фабрика, ваза, корабль, телефон, фаза, вокзал, фазан, кофта, файл, шкаф.
|
Предлагает детям рассмотреть фрагменты, попробовать определить задание и выполнить его.
|
Собирают из кусочков букву Ф, дают характеристику звуков [ф], [ф,]. Определяют тему урока, ставят совместно с учителем цель урока, определяют задачи урока. |
Регулятивные УУД: умения определить тему урока, поставить совместно с учителем цель урока, определить задачи урока. Познавательные: умения анализа, синтеза. |
III. Актуализация знаний. |
Учебник, стр. 71, читаем слоги. По цепочке Чтение слогов-слияний: (закр шепотом (хором); громко (хором); радостно (девочки); вопросительно (мальчики) Придумать слова на первые слоги: Фа – фара, факел, фо – форма, фокусник, фу –фуражка, футболист, фе – ферма, фен,фи – фиалка, фигурист, фы – фотографы. «Фотографирование» карточек со слогами с буквой Ф.
|
Держит перед детьми по очереди карточки со слогами в течение 1 секунды. |
Стараются быстро прочесть слоги хором |
Регулятивные УУД: умение сосредоточить внимание. Познавательные: анализ, синтез, умение «сливать» буквы в слоги. |
IV. Подготовка к восприятию нового материала. |
Игра «Помоги филину» Глазастый ловец При свете слепец. Лишь мрак наступает – Слепой прозревает, И, как на работу, Спешит на охоту На мышек-полёвок. Рябчиков в лесу хватает, Куропаток на лугу. Только ночью он летает И кричит: «Угу-угу!» Филин принес нам письмо. (Учитель открывает конверт)
-Уважаемые, первоклассники, у нас в волшебной стране случилась беда, уже несколько недель идет сильный дождь, он прекращается только тогда, когда ученики правильно выполняют задания. А уже две недели ливни! Помогите! Выполните задания, что я прислал правильно.
|
Объясняет, что урок будет проходить в форме игры. Сегодня к ним на урок прилетел «Филин» и просит выполнить его задания. Они находятся в конверте филина.
|
Отгадывают загадку.
|
Регулятивные УУД: умение воспринимать и удерживать учебную задачу |
V. Этап повторения изученного материала. 1)Чтение слов с новой буквой. |
1.Чтение слов лесенкой. Лесенка Фа Фея Фара Форма Флажок Фуфайка Физминутка. Игра «Том и Тим». - Если вы услышите в словах мягкий согласный звук, то встают друзья Тима (девочки) а если твердый – то друзья Тома (мальчики).
СЛОВА: фабрика, флажок, шофер, форма, Федя, филин, факел, фиалка, светофор, конфета, буфет, кофта.
|
1. Раздаёт карточки, просит определить, в чём состоит задание. 2. Проверяет работу у учеников, выполнивших задание быстрее других.
|
1.Определяют задание, читают в парах по – очереди. 2.Подчёркивают слова с буквой Ф. Работают «консультантами» |
1. Познавательные УУД: Умение «водить» глазами сверху вниз, расширение поля зрения. Коммуникативные: умение внимательно слушать соседа, следить за его глазами. Регулятивные: контроль и коррекция деятельности. Регулятивные: контроль и коррекция деятельности. Коммуникативные: умение адекватно воспринимать замечания одноклассников. |
2) Фонетический анализ слов. |
Загадка. Не галстук я, не воротник, Но шею защищать привык, но защищаю лишь тогда, когда ударят холода. (Шарф) Как ласково сказать - Шарфик |
Работа с карточками. Проверка на доске |
Проводят со словами фонетический анализ данных слов |
Познавательные УУД: умения выделять слоги, определять ударные, давать характеристику звукам. |
3) Чтение слов. |
Игра «Соотнеси слова и картинки». Список слов: филин, фокусник, фартук, кефир, кофта, фрак, шофёр, фиалка, фикус, флажок, конфета, фонтан, афиша, флакон, фуфайка, фазан, ферма, шарф, арфа, фонарик, светофор, фанера, футбол.
|
Раздаёт карточки со словами и картинками. |
Распределятся в группы, выбирают ведущего, читают слова и соотносят их с картинками. |
Регулятивные: контроль и коррекция деятельности. Коммуникативные: адекватно воспринимать замечания одноклассников. Познавательные: умение читать слова целиком, расширение словарного запаса |
VI. Этап применения знаний в нестандартной ситуации. |
Найти слова со звуками [ф], [ф,]. |
Картинка |
Рассматривают рисунок, определяют задание, называют слова и соотносят к нужному звуку. |
Познавательные: умения соотносить звуковую структуру слов с картинкой, удерживать в памяти названные слова. Коммуникативные: умение слушать ответы одноклассников. |
VII. Этап оценки и самооценки деятельности. |
Проходит в течение урока |
Просит учащихся оценить свою деятельность с помощью кружков красного, зелёного и жёлтого цвета. |
Сигнальными цветовыми карточками показывают свою оценку каждого этапа. |
Регулятивные: контроль и коррекция деятельности.
|
VIII. Этап рефлексии
|
Графическая. «Ракета» |
Раздаёт карточки с изображением ракеты; предлагает обсудить, каким образом можно нарисовать своё отношение к деятельности на уроке. |
Если ребёнок считает, что он работал хорошо, всё понял, не было проблем - рисует себя в ракете; если были трудности – рисует себя в космосе; если ничего не понял - рисует себя на Земле. |
Регулятивные: контроль и коррекция деятельности. Познавательные: умение понимать своё эмоциональное состояние на уроке.
|
Используемая литература:
Азбука.1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.Г. Горецкий, В. А.Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014.-111 с.: ил. – ISBN - 978-5-09-033588-1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.