муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа-интернат №1» городского округа Самара
Технологическая карта
открытого урока по всеобщей истории
Тема урока: «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии»
Класс: 6
Составитель: Колосова А.И.
учитель истории
2016-2017 учеб.год
Цели урока:
1. Формирование представлений о завершающей стадии образования централизованных государств (Франции, Англии);
2. Выявить отличия процесса укрепления королевской власти во Франции и Англии;
3. Обобщение знаний по данной теме.
Задачи урока:
1. Образовательные:
· показать завершающую стадию образования централизованных государств (Франция, Англия);
· познакомить учащихся с понятием абсолютизм;
· сравнивать пути завершения процесса объединения; понимание значения образования централизованного государства (Франция, Англия);
· формирование умений анализировать, сравнивать, высказывать и аргументировать свои мысли
2. Развивающие: формирование интереса к истории других стран;
3. Воспитательные: формирование толерантного отношения к истории других государств.
Тип урока: комбинированный
Формы и методы обучения: фронтальная, парная работа, индивидуальная
Основные понятия темы: сословная монархия, централизованное государство, объединение Франции, война Алой и Белой розы в Англии, последствия объединения Франции и Англии, абсолютизм
Оборудование: карточки с заданиями для проверки домашнего задания; карточки с заданиями по новой теме (работа на уроке).
Используемые источники:
1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвешение, 2014
2. Рабочая тетрадь по истории Средних веков / М.Н. Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Структура урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||
Организационный момент
|
|||||||||||
Приветствие. Сообщение о начале урока.: «Здравствуйте. Приготовьте все необходимое к уроку: ручку, тетрадь, учебник. Сообщите, пожалуйста, кто отсутствует сегодня на занятии» |
Ответное приветствие (словами, просто встают с места), готовятся к уроку (кто не успел за время перемены), сообщают информацию об отсутствующих. |
Личностные: проявление положительного отношения к учебной деятельности. |
|||||||||
Проверка домашнего задания
|
|||||||||||
Проверка выполнения домашнего задания: карточки с заданиями, устные вопросы (фронтальная и индивидуальная). Приложение 1. |
Выполняют задания Осуществляют взаимную проверку |
Познавательные : иллюстрируют усвоение пройденного материала, ориентация в исторических схемах. |
|||||||||
Актуализация знаний и практических и умственных умений
|
|||||||||||
Постановка цели урока:
«Мы с вами на прошлых занятиях говорили о Франции и Англии, о происходящих в этих государствах процессах, были ли они завершены. Также мы разбирали процесс объединения внутри этих государств. А на прошлом уроке мы говорили о том, что Англия и Франция участвовали в войне противдруг друга – Столетняя война. Ребята, как вы думаете, какие последствия повлекла эта война для этих стран?
Но война завершилась, и страны стали постепенно налаживать свои дела и жизнь. Тема урока: «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии». Сегодня мы узнаем, как и при каких обстоятельствах произошло объединение Франции и Англии. |
Приводят свои предположения. Примерные ответы: · уничтожение сел, деревень, городов; · опустошение сел, деревень, городов; · гибель людей; · разрушено сельское хозяйство.
Заносят тему урока в свои тетради |
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в сотрудничестве; Познавательные: воспроизводят изученный материал в сокращенном виде; Коммуникативные: вступают в речевое общение. |
|||||||||
Изучение нового материала
|
|||||||||||
Рассказ учителя: А) Завершение объединения Франции:
«После войны любое государство стремиться наладить свою жизнь, восстановить свое хозяйство, политику. Так и Франция и Англия начали процесс восстановления.В основном действия направлены на восстановление запустевших земель, восстановление городов и деревень, ремесла. Положительными показателями улучшения жизни можно считать, что Франция вывозила хлеб за границу, в соседние страны; началось производство тканей, стекла; появились ярмарки. Ребята, как вы считаете, кто был заинтересован в объединении страны, а кто не очень? Да, ребята, каждое сословие имело свои интересы. Феодалы, которые захватили земли во время войны, не стремились к объединению. Часть населения, которую поддерживал король своим покровительством и землей, выступали за объединение государства. Это были горожане, рыцари, крестьяне. В период правления Людовика XI крупные феодал объединились в тайные союзы, во главе которых был герцог Бургундии Карл Смелый. Людовик XI был хитрым, лживым, расчетливым, скупым, целеустремленным. Карл Смелый был противоположностью короля: отважный, простой, жил по законам рыцарской чести, храбрый, честолюбивый»
Рассказывает, записывая в виде схемы на доске:
«И между ними шла борьба. Длилась она 12 лет. В открытой войне король потерпел поражение и был вынужден заключить унизительный мир. Король не мог этого стерпеть, поэтому он натравил на Карла недовольных им соседей. В борьбе соседи разгромили войско Карла Смелого, а его самого убили. В свою же очередь, Людовик XI расправился с остальными противниками. Сейчас я предлагаю вам перенести данную схему к себе в тетрадь»
Б) Работа с картой учебника
«А сейчас обратимся к с. 179 учебника. На ней изображена карта средневековой Франции. Рассмотрите её. Ребята, каким цветом обозначена территория, принадлежавшая королю Франции? Что можно сказать о владениях феодалов? Ребята, какие территории пока не входили в королевские земли? Каким цветом они обозначены?
Делаем заключение: «После победы над Карлом Смелым, большая часть территории его герцогства досталась королю. К Франции присоединились южная область Прованс, город Марсель. Т.о. к концу XV в. объединение Франции завершилось.»
В) Франция – централизованное государство.
«После Столетней войны король заменил отряды вассалов на постоянное войско; создал налог со всей страны на содержание постоянной армии, который собирался ежегодно; король стал сам решать все важные государственные дела (война, мир, законы, суды над подданными); управлял гос-ом с помощью чиновников. Все это свидетельствовало о том что, параллельно с объединением страны шел процесс усиления королевской власти. Так как у короля появилось постоянное войско, и он располагал деньгами, то ему не было нужды с частом созыве Генеральных штатов. И их стали собирать 1 раз в год. Т.О. Франция была к концу XV в.подчинена власти короля, т.е. центру. А это говорит о том, что к этому времени во Франции сформировалось централизованное государство. Ребята, запишите в свои тетради определение понятия «централизованное государство»
«Такое государство управляется из центра, имеет единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско.»
Г)Последствия объединения Франции. Рассказ учителя:
«Любая политика нацелена на получение каких-либо результатов. Так и политика объединения имеет определенные результаты. Сейчас вам предлагаю самостоятельно ознакомиться с последствиями объединения Франции. Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 180-182 и прочитайте соответствующий пункт – «Последствия объединения Франции» (на это дается 2-3 мин.)
Давайте с вами определим, каково значение объединения страны?
Учитель хвалит детей за правильные ответы. (Если дети затрудняются выделить некоторые значения, то учитель задает наводящие вопрос)
Рассказ учителя:
«И так, ребята, мы свами узнали, как проходило усиление власти короля во Франции. Теперь познакомимся с тем, как это процесс происходил в Англии»
Д) Война Алой и Белой розы в Англии
«Спустя всего 2 года после Столетней войны в Англии началась междоусобная война. Противниками были представители двух групп. Это были две ветви династии Плантагенетов: Ланкастеры и Йорки. Междоусобная война шла за английский престол. Продолжалась она 30 лет, и носила название Войны Алой и Белой розы. Ребята, как вы думаете, почему война имела такое название?
Обе эти династии имели на своих гербах изображение розы: у Ланкастеров – алая, у Йорков – белая»
Учитель на доске рисует схему борьбы за английский престол.
«Запишем в свои тетради данную схему и будем постепенно ее продолжать. Противники вели войну очень жестоко: рубили головы, убивали даже детей. Цель борьбы – уничтожить противника. (продолжают схему) В войну за престол вступил дальний родственник Ланкастеров Генрих Тюдор, когда почти все знатные дворяне истребили друг друга. Генрих, победив в последнем сражении, женился на дочери короля из династии Йорков. Эти браком он закончил кровопролитную войну. Он стал основателем династии Тюдоров, соединил в своем гербе алую и белую розу.» (закончили схему)
Е) Правление Генриха Тюдора
«Придя к власти, Генрих Тюдор сделал очень много для укрепления государства и своей власти. Он: · запретил содержать вооружённые отряды феодалам; · вёл войне с непокорными феодалами; · пополнял казну штрафами, налогами; · не пользовался помощью парламента (собирал всего 2 раза); · свои сторонникам раздавал титулы и земли. Все эти действия привели к установлению абсолютизма в Англии.» |
Слушают, делают записи
Предлагают свои варианты: горожане, крестьяне, знать, феодалы и т.п.
Заносят схему в тетрадь Приложение 2
Рассматривают карту. Знакомятся с указателями. Отвечают на вопросы.
Записывают определение: Централизованное государство – это государство, объединившее вокруг сильной центральной власти (короля, императора) ранее разрозненные земли.
Читают пункт параграфа
Дети предлагают варианты (значения):установился единый порядок;большие королевские налоги;рост городов;расширение торговли;появился торговый флот;выгодные условия торговли за границей;складывались единая культура и единый народ;складывается единый французский язык.
Дети приводят свои варианты: разводили розы такого цвета; цвет одежды и т.д.
Переносят начало схемы в свои тетради. Приложение 3
|
Познавательные: выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала; Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: вступают в речевое общение; договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности
|
|||||||||
Закрепление материала
|
|||||||||||
Сейчас мы с вами проверим, как вы внимательно работали на уроке и разобрались с новым материалом. Предлагаю вам сыграть в игру «крестики-нолики». Когда вы будете согласны с тем, что я буду говорить – вы ставите «Х», если не согласны «О». 1. Карл Смелый возглавлял тайный совет феодалов, созданный против Людовика XI. 2. Людовик XI презирал интриги, коварство, притворство. 3. В борьбе между Людовиком XI и Карлом Смелым победу одержал герцог Бургундский. 4. После смерти Карла Смелого большая часть его территорий перешли королю. 5. К концу XV процесс объединения Франции завершился. 6. Война Алой и Белой розы шла между династией Ланкастеров и династией Йорков. 7. Война Алой и Белой розы длилась 30 лет. 8. Когда в войну вступил Генрих Тюдор, действия усугубились. 9. В период правления Генриха Тюдора складывается абсолютизм. В результате должно получиться следующее (на доске)приложение 4
Если у вас получилась буква М, то вы молодец. А если нет, то вы упустили некоторые моменты по данной теме и, следует лучше подготовится во время выполнения домашнего задания. |
Дети выполняют задание, показывают свои знания по данной теме. Должно получиться следующее:
|
Познавательные: структурируют знания, используя знаково-символические средства. Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Регулятивные: используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале.
|
|||||||||
Домашнее задание |
|||||||||||
Домашним задание у вас будет: параграф 21 – пересказ, выписать в тетрадь- словарик понятия централизованное государство и абсолютизм, так же выписать действия Генриха Тюдора во время его правления. |
Записывают домашнее задание |
|
Приложение 1
Примеры карточек с заданиями для проверки домашнего задания по теме «Столетняя война»
Карточка №1 Заполните пропуски в схеме «Столетняя война»
Карточка №2 Заполните пропуски в схеме «Столетняя война»
|
||||||||||||||||||||
Карточка №3 Прочитайте текст и определите, о ком идет речь.
В подъёме народной борьбы против захватчиков и их изгнания большую роль сыграл этот человек. По описанию современников, этот человек был высоким, сильным и выносливым крестьянским человеком. Человек был очень религиозным, ему казалось, что он слышит голоса святых, побуждающие этого человека к военному подвигу. Этот человек, прежде всего, хотел доказать: Бог желает ухода англичан из его страны. После освобождения города этот человек получил необычный успех и славу. Это вызывало страх у французской знати. При защите крепости Компьён этот человек был захвачен в плен бургундами и передан англичанам. Долгое время этот человек находился в темнице, затем был обвинен в колдовстве. В 1431 г. человек был сожжен на костре в городе Руане.
К какому событию в период Столетней войны имеет данный человек?
|
Приложение 2
Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым
Приложение 3
Война Алой и Белой розы (Англия)
![]() |
Приложение 4
|
|
|
Х |
Х |
Х |
Х |
О |
Х |
Молодцы!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.