Технологическая карта урока "Усиление королевской власти во Франции и в Англии"

  • docx
  • 02.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТК усиление власт во фр и анг.docx

муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат №1» городского округа Самара

 

 

 

 

 

Технологическая карта

 открытого урока по всеобщей истории

 

 

Тема урока: «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии»

 

 

 

 

 

Класс: 6

 

Составитель: Колосова А.И.

учитель истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-2017 учеб.год

Цели урока:

1.     Формирование представлений о завершающей стадии образования централизованных государств (Франции, Англии);

2.     Выявить отличия процесса укрепления королевской власти во Франции и Англии;

3.     Обобщение знаний по данной теме.

Задачи урока:

1.     Образовательные:

·        показать завершающую стадию образования централизованных государств (Франция, Англия);

·         познакомить учащихся с понятием абсолютизм;

·        сравнивать пути завершения процесса объединения; понимание значения образования централизованного государства (Франция, Англия);

·        формирование умений анализировать, сравнивать, высказывать и аргументировать свои мысли

2.     Развивающие: формирование интереса к истории других стран;

3.     Воспитательные: формирование толерантного отношения к истории других государств.

Тип урока: комбинированный

Формы и методы обучения: фронтальная, парная работа, индивидуальная

Основные понятия темы: сословная монархия, централизованное государство, объединение Франции, война Алой и Белой розы в Англии, последствия объединения Франции и Англии, абсолютизм

Оборудование: карточки  с заданиями для проверки домашнего задания; карточки с заданиями по новой теме (работа на уроке).

Используемые источники:

1.     Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвешение, 2014

2.     Рабочая тетрадь по истории Средних веков / М.Н. Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

 

 

 

 

 

 

 

Структура урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 

Организационный момент

 

Приветствие. Сообщение о начале урока.:

«Здравствуйте. Приготовьте все необходимое к уроку: ручку, тетрадь, учебник. Сообщите, пожалуйста, кто отсутствует сегодня на занятии»

Ответное приветствие (словами, просто встают с места), готовятся  к уроку (кто не успел за время перемены), сообщают информацию об отсутствующих.

Личностные: проявление положительного отношения к учебной деятельности.

 

Проверка домашнего задания

 

Проверка выполнения домашнего задания: карточки с заданиями, устные вопросы (фронтальная и индивидуальная).

Приложение 1.

Выполняют задания

Осуществляют взаимную проверку

Познавательные : иллюстрируют усвоение пройденного материала, ориентация в исторических схемах.

 

Актуализация знаний и практических и умственных умений

 

Постановка цели урока:

 

«Мы с вами на прошлых занятиях говорили о Франции и Англии, о происходящих в этих государствах процессах, были ли они завершены. Также мы разбирали процесс объединения внутри этих государств.

А на прошлом уроке мы говорили о том, что Англия и Франция участвовали в войне противдруг друга – Столетняя война.

Ребята, как вы думаете, какие последствия повлекла эта война для этих стран?

 

 

 

 

Но война завершилась, и страны стали постепенно налаживать свои дела и жизнь.

Тема урока: «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии».

Сегодня мы узнаем, как и при каких обстоятельствах произошло объединение Франции и Англии.

 

 

 

 

 

 

Приводят свои предположения.

Примерные ответы:

·         уничтожение сел, деревень, городов;

·         опустошение сел, деревень, городов;

·         гибель людей;

·         разрушено сельское хозяйство.

 

 

Заносят тему урока в свои тетради

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в сотрудничестве;

Познавательные: воспроизводят изученный материал в сокращенном виде;

Коммуникативные: вступают в речевое общение.

 

Изучение нового материала

 

Рассказ учителя:

А) Завершение объединения Франции:

 

«После войны любое государство стремиться наладить свою жизнь, восстановить свое хозяйство, политику. Так и Франция и Англия начали процесс восстановления.В основном действия направлены на восстановление запустевших земель, восстановление городов и деревень, ремесла.

Положительными показателями улучшения жизни можно считать, что Франция вывозила хлеб за границу, в соседние страны; началось производство тканей, стекла; появились ярмарки.

Ребята, как вы считаете, кто был заинтересован в объединении страны, а кто не очень?

Да, ребята, каждое сословие имело свои интересы. Феодалы, которые захватили земли во время войны, не стремились к объединению. Часть населения, которую поддерживал король своим покровительством и землей, выступали за объединение государства. Это были горожане, рыцари, крестьяне.

В период правления Людовика XI крупные феодал объединились в тайные союзы, во главе которых был герцог Бургундии Карл Смелый.

Людовик XI был хитрым, лживым, расчетливым, скупым, целеустремленным. Карл Смелый был противоположностью короля: отважный, простой, жил по законам рыцарской чести, храбрый, честолюбивый»

 

Рассказывает, записывая в виде схемы на доске:

 

«И между ними шла борьба. Длилась она 12 лет. В открытой войне король потерпел поражение и был вынужден заключить унизительный мир. Король не мог этого стерпеть, поэтому он натравил на Карла недовольных им соседей. В борьбе соседи разгромили войско Карла Смелого, а его самого убили.  В свою же очередь, Людовик XI расправился с остальными противниками.

Сейчас я предлагаю вам перенести данную схему к себе в тетрадь»

 

Б) Работа с картой учебника

 

«А сейчас обратимся к с. 179 учебника. На ней изображена карта средневековой Франции. Рассмотрите её.

Ребята, каким цветом обозначена территория, принадлежавшая королю Франции?

Что можно сказать о владениях феодалов?

Ребята, какие территории пока не входили в королевские земли? Каким цветом они обозначены?

 

Делаем заключение:

«После победы над Карлом Смелым, большая часть территории его герцогства досталась королю. К Франции присоединились южная область Прованс, город Марсель.

Т.о. к концу XV в. объединение Франции завершилось.»

 

В) Франция – централизованное государство.

 

«После Столетней войны король заменил отряды вассалов на постоянное войско; создал налог со всей страны на содержание постоянной армии, который собирался ежегодно; король стал сам решать все важные государственные дела (война, мир, законы, суды над подданными); управлял гос-ом с помощью чиновников. Все это свидетельствовало о том что, параллельно с объединением страны шел процесс усиления королевской власти.

Так как у короля появилось постоянное войско, и он располагал деньгами, то ему не было нужды с частом созыве Генеральных штатов. И их стали собирать 1 раз в год.

Т.О. Франция была к концу XV в.подчинена власти короля, т.е. центру. А это говорит о том, что к этому времени во Франции сформировалось централизованное государство.

Ребята, запишите в свои тетради определение понятия «централизованное государство»

 

«Такое государство управляется из центра, имеет единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско.»

 

Г)Последствия объединения Франции.

Рассказ учителя:

 

«Любая политика нацелена на получение каких-либо результатов. Так и политика объединения имеет определенные результаты.  Сейчас вам предлагаю самостоятельно ознакомиться с последствиями объединения Франции. Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 180-182 и прочитайте соответствующий пункт – «Последствия объединения Франции» (на это дается 2-3 мин.)

 

Давайте с вами определим,  каково значение объединения страны?

 

 

 

 

Учитель хвалит детей за правильные ответы. (Если дети затрудняются выделить некоторые значения, то учитель задает наводящие вопрос)

 

 

 

Рассказ учителя:

 

«И так, ребята, мы свами узнали, как проходило усиление власти короля во Франции. Теперь познакомимся с тем, как это процесс происходил в Англии»

 

Д) Война Алой и Белой розы в Англии

 

«Спустя всего 2 года после Столетней войны в Англии началась междоусобная война. Противниками были представители двух групп. Это были две ветви династии Плантагенетов: Ланкастеры и Йорки. Междоусобная война шла за английский престол. Продолжалась она 30 лет, и носила название Войны Алой и Белой розы.

Ребята, как вы думаете, почему война имела такое название?

 

Обе эти династии имели на своих гербах изображение розы: у Ланкастеров – алая, у Йорков – белая»

 

Учитель на доске рисует схему борьбы за английский престол.

 

«Запишем в свои тетради данную схему и будем постепенно ее продолжать.

Противники вели войну очень жестоко: рубили головы, убивали даже детей. Цель борьбы – уничтожить противника.

(продолжают схему)

В войну за престол вступил дальний родственник Ланкастеров Генрих Тюдор, когда почти все знатные дворяне истребили друг друга. Генрих, победив в последнем сражении, женился на дочери короля из династии Йорков. Эти браком он закончил кровопролитную войну. Он стал основателем династии Тюдоров, соединил в своем гербе алую и белую розу.»

(закончили схему)

 

Е) Правление Генриха Тюдора

 

«Придя к власти, Генрих Тюдор сделал очень много для укрепления государства и своей власти.

Он:

·         запретил содержать вооружённые отряды феодалам;

·         вёл войне с непокорными феодалами;

·         пополнял казну штрафами, налогами;

·         не пользовался помощью парламента (собирал всего 2 раза);

·         свои сторонникам раздавал титулы и земли.

Все эти действия привели к установлению абсолютизма в Англии.»

 

 

 

Слушают, делают записи

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты: горожане, крестьяне, знать, феодалы и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заносят схему в тетрадь

Приложение 2

 

 

 

 

Рассматривают карту. Знакомятся с указателями.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение:

Централизованное государство – это государство, объединившее вокруг сильной центральной власти (короля, императора) ранее разрозненные земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают пункт параграфа

 

 

 

Дети предлагают варианты (значения):установился единый порядок;большие королевские налоги;рост городов;расширение торговли;появился торговый флот;выгодные условия торговли за границей;складывались единая культура и единый народ;складывается единый французский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети приводят свои варианты: разводили розы такого цвета; цвет одежды и т.д.

 

 

 

 

 

 

Переносят начало схемы в свои тетради. Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала;

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: вступают в речевое общение; договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление материала

 

Сейчас мы с вами проверим, как вы внимательно работали на уроке и разобрались с новым материалом. Предлагаю вам сыграть в игру «крестики-нолики». Когда вы будете согласны с тем, что я буду говорить – вы ставите «Х», если не согласны «О».

1.      Карл Смелый возглавлял тайный совет феодалов, созданный против Людовика XI.

2.      Людовик XI презирал интриги, коварство, притворство.

3.      В борьбе между Людовиком XI и Карлом Смелым победу одержал герцог Бургундский.

4.      После смерти Карла Смелого большая часть его территорий перешли королю.

5.      К концу XV процесс объединения Франции завершился.

6.      Война Алой и Белой розы шла между династией Ланкастеров и династией Йорков.

7.      Война Алой и Белой розы длилась 30 лет.

8.      Когда в войну вступил Генрих Тюдор, действия усугубились.

9.      В период правления Генриха Тюдора складывается абсолютизм.

В результате должно получиться следующее (на доске)приложение 4

 

Если у вас получилась буква М, то вы молодец. А если нет, то вы упустили некоторые моменты по данной теме и, следует лучше подготовится во время выполнения домашнего задания.

Дети выполняют задание, показывают свои знания по данной теме.

Должно получиться следующее:

 

Х

О

Х

Х

Х

Х

Х

О

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: структурируют знания, используя знаково-символические средства.

Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Регулятивные: используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале.

 

Домашнее задание

Домашним задание у вас будет: параграф 21 – пересказ, выписать в тетрадь- словарик понятия централизованное государство и абсолютизм, так же выписать действия Генриха Тюдора во время его правления.

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Примеры карточек с заданиями для проверки домашнего задания по теме «Столетняя война»

 

Карточка №1

Заполните пропуски в схеме «Столетняя война»

 

 


                                                        ПРОТИВОСТОЯНИЕ

 

Скругленный прямоугольник: ПОВОД
_____________________________________________________________________________
 

 

 

 


                                                                                                            

 

Скругленный прямоугольник: ПРИЧИНЫ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 


                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Карточка №2

Заполните пропуски в схеме «Столетняя война»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Карточка №3

Прочитайте текст и определите, о ком идет речь.

 

       В подъёме народной борьбы против захватчиков и их изгнания большую роль сыграл этот человек. По описанию современников, этот человек был высоким, сильным и выносливым крестьянским человеком.

     Человек был очень религиозным, ему казалось, что он слышит голоса святых, побуждающие этого человека к военному подвигу.  Этот человек, прежде всего, хотел доказать: Бог желает ухода англичан из его страны.

     После освобождения города этот человек получил необычный успех и славу. Это вызывало страх у французской знати.

     При защите крепости Компьён этот человек был захвачен в плен бургундами и передан англичанам. Долгое время этот человек находился в темнице, затем был обвинен в колдовстве. В 1431 г. человек был сожжен на костре в городе Руане.

 

К какому событию в период Столетней войны имеет данный человек?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым

 

 

Приложение 3

 

Война Алой и Белой розы (Англия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                             

 

Приложение 4

 

Х

О

Х

Х

Х

Х

Х

О

Х

 

Молодцы!