Технологическая карта урока
ФИО педагога: Голубь Екатерина Анатольевна
Должность: учитель истории
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Маршанская средняя школа
Предмет: История Класс: 5
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира.
Тема урока: «Военные походы фараонов»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, иллюстративный материал, карточки с текстом, карточки с вопросительными словами и ключевыми словами, карта по истории Древнего мира.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
Регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень)
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень)
Познавательными УУД:
- осуществлять поисковое чтение, структурировать текст, выделять главное и второстепенное (2 уровень)
Коммуникативными УУД:
- высказывать собственное мнение и аргументировать его
- уметь работать в группе
Личностными УУД:
- выражать устойчивый познавательный интерес
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
| Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | 
| Предметные | Опознают понятия «пехота», «боевая колесница», «возница», «колесничий» , адекватно используют их в собственной речи. Имеют представление о военных походах 
 | 1 уровень – понимание, узнавание 
 2 уровень — воспроизведение | 
| Регулятивные | Самостоятельно ставят новые учебные цели и задачи. Планируют пути достижения целей. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. | 2 уровень — воспроизведение 2 уровень — воспроизведение 2 уровень — воспроизведение | 
| Познавательные | Выдвигают гипотезы о связях событий. Осуществляют поисковое чтение, структурируют текст, выделяют главное и второстепенное. Осуществляют обобщение понятий. | 2 уровень — воспроизведение 3 уровень — самостоятельное выполнение учебного действия, преобразование информации 2 уровень — воспроизведение | 
| Коммуникативные | Умеют работать в группе. Формируют собственное мнение и позицию, аргументируют его. | 3 уровень — самостоятельное выполнение учебного действия 3 уровень — самостоятельное выполнение учебного действия | 
| Личностные | Выражают устойчивый познавательный интерес. 
 | 3 уровень — самостоятельное выполнение учебного действия | 
| № | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| Основные виды деятельности | Формируемые УУД | |||
| 1. | Организационный этап (1 мин) | Приветствие. Создание положительного настроя на продуктивную работу, визуальная проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой учащихся на урок. Начинается урок, И пойдет он всем нам впрок, Постарайся все понять, Учись тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! 
 | Приветствие, подготовка рабочего места, подготовка к самостоятельной работе | Регулятивные: Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность. - демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения | 
| 2. | Проверка домашнего задания (2 минуты) | Слово учителя: 
 1.Посмотрите на экран и скажите, к какой теме относятся данная иллюстрация? (слайд2) 2. Покажите на карте это государство? Игра «верно-неверно» (используются смайлики: веселый смайлик – верно, грустный смайлик – неверно) 
 Вопросы: 1.Древний Египет расположен на полуострове Малая Азия 2.Древний Египет называли «даром Нила» 3.Фараон был главным человеком в Египте 4.Столицей Древнего Египта был город Мемфис 5.Египетские вельможи занимались земледелием 6.Простые египтяне жили в больших и красивых домах, окруженных цветами и фруктовыми деревьями 7. В Египте протекает река Нил. 8.Заниматься земледелием в Египте было легко 
 | Показывают государство на карте. 
 При ответе на вопрос учителя поднимают соответствующий смайлик, корректируют свой ответ в случае ошибки. | Регулятивные: определяют, что усвоено, осознают качество и уровень усвоения | 
| 3. | Мотивационный этап (2 минуты) 
 | Слово учителя: (слайд 3) - Внимательно посмотрите на иллюстрацию на слайде. -Кто изображен на экране? -Сформулируйте тему нашего урока, обсудив ее в группе. -Совершенно верно, тема нашего урока «Военные походы фараонов». Запишите ее в тетрадь. (слайд 3) 
 | актуализируют свои знания о Древнем Египте и его жителях, участвуют в коллективном обсуждении, отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь 
 | Личностные: выражать устойчивый познавательный интерес Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели Познавательные: выдвигать гипотезы о связях событий, уметь строить речевое высказывание Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное | 
| 4 | Целепологание ( 2 минуты) 
 
 | Создает учебную ситуацию целеполагания - Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы узнать о походах фараона? На экране вопросительные слова, с которых вы можете начать вопрос? (слайд 4) - Таким образом, какова цель нашего урока? Цель: Рассмотреть в каких направлениях и с какой целью совершались военные походы? 
 Слово учителя: В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки. После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Давайте прочитаем о встрече вельможи с правителем Египта (слайд 5) -О чем были помыслы правителя Египта? Какую проблему сформулируем на уроке? 
 
 Проблема: Почему правители Египта стремились к захвату новых земель? 
 | формулируют цель урока 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Чтение по ролям 
 
 
 Высказывают предположение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 участвуют в формулировании проблемы урока | Познавательные: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; 
 | 
| 5 | Актуализация знаний (2 минуты) | Слово учителя: - Каким образом можно расширить территорию государства? -Какой процесс расширения Египта уже проходил? | отвечают на поставленные вопросы 
 
 | Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Личностные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Владение устной речью, монологической контекстной речью | 
| 6 | Физминутка (1 минута) | 
 | 
 | 
 | 
| 7 | «Открытие» нового знания (25 минут) 
 | Слово учителя: 1.Египетская армия Для того, чтобы вести завоевания, фараонам нужно было постоянное войско – большое и хорошо обученное. Писцы вели учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы. Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства (слайд 8). Египетская армия состояла из пехоты и боевых колесниц (слайд 8). Организует работу в группах (текст учебника, иллюстрации) 
 
 Учитель передает слово представителям групп для выступления - Итак, кто входит в состав войска фараона? Прицепляет на доске карточки: лучники, копьеносцы, боевые колесницы 
 - Какой сделаем вывод о египетской армии? 
 2.Цели и направления военных походов фараонов -Предположите, с какой целью правители Древнего Египта совершали военные походы? Организует работу в парах с текстом учебника. Организует работу с картой. 
 
 
 
 
 Слово учителя: -В Египте один из фараонов совершил крупные военные походы, его имя сохранилось в исторических источниках. Ко мне в руки попал папирус с именем этого фараона, помогите расшифровать. 
 
 
 
 Слово учителя: 3.Военные походы фараона Тутмоса III Самые крупные военные походы совершил около 1500 года до н.э. фараон Тутмос III. (слайд 9) 
 Летопись царствования Тутмоса III высечена на стенах святилища в Фивах. В этой летописи рассказывается о взятии крепости Мегиддо в 1482 г. до н.э. 
 
 Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос - Как люди в Египте становились рабами? 
 5. Рядовому воину доставались лишь тяготы походной жизни. Итак, мы с вами выяснили, что военную добычу фараон делил между командирами и колесничими. Откройте стр. 50-51, прочитайте и ответьте на вопрос -Что же доставалось обычному рядовому войну от военных походов? 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 Записывают термин в тетрадь 
 
 Работают в группах. Первая группа характеризует пешее войско (работает с текстом параграфа стр. 46-47 и иллюстрациями). Вторая группа характеризует боевые колесницы (работает с текстом параграфа стр. 47-48 и иллюстрациями). 
 
 
 
 Представители групп характеризуют египетскую армию 
 
 Учащиеся делают выводы 
 Высказывают предположение Читают учебник (стр.48). Выполняют в парах задание 1 в рабочем листе Проверяют правильность выполнения задания, сверяют со своими ответами. Находят на карте направления походов фараонов. 
 Свиток папируса. Отгадывают имя фараона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работают по карте, определяя границы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работают с иллюстрацией, читают текст стр 49. 
 
 Читают, отвечают на вопрос 
 
 
 | Личностные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Владение устной речью, монологической контекстной речью Познавательные : Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот | 
| 8 | Закрепление нового знания  | Организует работу учащихся с рабочими листами (задание 2) 
 Организует проверку задания (слайд 10) | выполняют задание, проверяют ошибки, самостоятельно выставляют отметки | Познавательные УУД: излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; Личностные УУД: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. | 
| 9 | Рефлексия и оценивание (2 минуты) | 1.Задает вопросы: Какую проблему мы ставили в начале урока? Удалось ли решить поставленную проблему? Все ли запланированное удалось выполнить? Если не удалось – почему? 
 2. Организует рефлексию Молодцы. Все узнали. А сейчас попробуем оценить свою работу на уроке. Одним из Семи чудес света являются пирамиды Египта. У меня три разных пирамиды - большая, поменьше и маленькая. Слайд 20. Если вы все усвоили с урока, работать вам было легко - выбирайте большую пирамиду; если вам было интересно, но возникли трудности - среднюю, ну и если вам на уроке было скучно и трудно - маленькую. 
 
 | Отвечают на вопросы, сравнивают цели урока и результаты урока, делают выводы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Оценивают свою работу на уроке | Личностные УУД: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. | 
| 10 | Домашнее задание (1 минута) | Параграф 9, прочитать ответить на опросы. Нарисовать египетское войско (пехотинца лучника, колесницу) | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.