Технологическая карта урока
ФИО педагога: Голубь Екатерина Анатольевна
Должность: учитель истории
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Маршанская средняя школа
Предмет: История Класс: 5
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира.
Тема урока: «Военные походы фараонов»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, иллюстративный материал, карточки с текстом, карточки с вопросительными словами и ключевыми словами, карта по истории Древнего мира.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
Регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень)
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень)
Познавательными УУД:
- осуществлять поисковое чтение, структурировать текст, выделять главное и второстепенное (2 уровень)
Коммуникативными УУД:
- высказывать собственное мнение и аргументировать его
- уметь работать в группе
Личностными УУД:
- выражать устойчивый познавательный интерес
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Опознают понятия «пехота», «боевая колесница», «возница», «колесничий» , адекватно используют их в собственной речи. Имеют представление о военных походах
|
1 уровень – понимание, узнавание
2 уровень — воспроизведение |
Регулятивные |
Самостоятельно ставят новые учебные цели и задачи. Планируют пути достижения целей. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. |
2 уровень — воспроизведение 2 уровень — воспроизведение 2 уровень — воспроизведение |
Познавательные |
Выдвигают гипотезы о связях событий. Осуществляют поисковое чтение, структурируют текст, выделяют главное и второстепенное. Осуществляют обобщение понятий. |
2 уровень — воспроизведение 3 уровень — самостоятельное выполнение учебного действия, преобразование информации 2 уровень — воспроизведение |
Коммуникативные |
Умеют работать в группе. Формируют собственное мнение и позицию, аргументируют его. |
3 уровень — самостоятельное выполнение учебного действия 3 уровень — самостоятельное выполнение учебного действия |
Личностные |
Выражают устойчивый познавательный интерес.
|
3 уровень — самостоятельное выполнение учебного действия |
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Основные виды деятельности |
Формируемые УУД |
|||
1. |
Организационный этап (1 мин) |
Приветствие. Создание положительного настроя на продуктивную работу, визуальная проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой учащихся на урок. Начинается урок, И пойдет он всем нам впрок, Постарайся все понять, Учись тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»!
|
Приветствие, подготовка рабочего места, подготовка к самостоятельной работе |
Регулятивные: Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность. - демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения |
2. |
Проверка домашнего задания (2 минуты) |
Слово учителя:
1.Посмотрите на экран и скажите, к какой теме относятся данная иллюстрация? (слайд2) 2. Покажите на карте это государство? Игра «верно-неверно» (используются смайлики: веселый смайлик – верно, грустный смайлик – неверно)
Вопросы: 1.Древний Египет расположен на полуострове Малая Азия 2.Древний Египет называли «даром Нила» 3.Фараон был главным человеком в Египте 4.Столицей Древнего Египта был город Мемфис 5.Египетские вельможи занимались земледелием 6.Простые египтяне жили в больших и красивых домах, окруженных цветами и фруктовыми деревьями 7. В Египте протекает река Нил. 8.Заниматься земледелием в Египте было легко
|
Показывают государство на карте.
При ответе на вопрос учителя поднимают соответствующий смайлик, корректируют свой ответ в случае ошибки. |
Регулятивные: определяют, что усвоено, осознают качество и уровень усвоения |
3. |
Мотивационный этап (2 минуты)
|
Слово учителя: (слайд 3) - Внимательно посмотрите на иллюстрацию на слайде. -Кто изображен на экране? -Сформулируйте тему нашего урока, обсудив ее в группе. -Совершенно верно, тема нашего урока «Военные походы фараонов». Запишите ее в тетрадь. (слайд 3)
|
актуализируют свои знания о Древнем Египте и его жителях, участвуют в коллективном обсуждении, отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь
|
Личностные: выражать устойчивый познавательный интерес Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели Познавательные: выдвигать гипотезы о связях событий, уметь строить речевое высказывание Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное |
4 |
Целепологание ( 2 минуты)
|
Создает учебную ситуацию целеполагания - Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы узнать о походах фараона? На экране вопросительные слова, с которых вы можете начать вопрос? (слайд 4) - Таким образом, какова цель нашего урока? Цель: Рассмотреть в каких направлениях и с какой целью совершались военные походы?
Слово учителя: В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки. После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Давайте прочитаем о встрече вельможи с правителем Египта (слайд 5) -О чем были помыслы правителя Египта? Какую проблему сформулируем на уроке?
Проблема: Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?
|
формулируют цель урока
Чтение по ролям
Высказывают предположение
участвуют в формулировании проблемы урока |
Познавательные: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
|
5 |
Актуализация знаний (2 минуты) |
Слово учителя: - Каким образом можно расширить территорию государства? -Какой процесс расширения Египта уже проходил? |
отвечают на поставленные вопросы
|
Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Личностные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Владение устной речью, монологической контекстной речью |
6 |
Физминутка (1 минута) |
|
|
|
7 |
«Открытие» нового знания (25 минут)
|
Слово учителя: 1.Египетская армия Для того, чтобы вести завоевания, фараонам нужно было постоянное войско – большое и хорошо обученное. Писцы вели учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы. Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства (слайд 8). Египетская армия состояла из пехоты и боевых колесниц (слайд 8). Организует работу в группах (текст учебника, иллюстрации)
Учитель передает слово представителям групп для выступления - Итак, кто входит в состав войска фараона? Прицепляет на доске карточки: лучники, копьеносцы, боевые колесницы
- Какой сделаем вывод о египетской армии?
2.Цели и направления военных походов фараонов -Предположите, с какой целью правители Древнего Египта совершали военные походы? Организует работу в парах с текстом учебника. Организует работу с картой.
Слово учителя: -В Египте один из фараонов совершил крупные военные походы, его имя сохранилось в исторических источниках. Ко мне в руки попал папирус с именем этого фараона, помогите расшифровать.
Слово учителя: 3.Военные походы фараона Тутмоса III Самые крупные военные походы совершил около 1500 года до н.э. фараон Тутмос III. (слайд 9)
Летопись царствования Тутмоса III высечена на стенах святилища в Фивах. В этой летописи рассказывается о взятии крепости Мегиддо в 1482 г. до н.э.
Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос - Как люди в Египте становились рабами?
5. Рядовому воину доставались лишь тяготы походной жизни. Итак, мы с вами выяснили, что военную добычу фараон делил между командирами и колесничими. Откройте стр. 50-51, прочитайте и ответьте на вопрос -Что же доставалось обычному рядовому войну от военных походов?
|
Записывают термин в тетрадь
Работают в группах. Первая группа характеризует пешее войско (работает с текстом параграфа стр. 46-47 и иллюстрациями). Вторая группа характеризует боевые колесницы (работает с текстом параграфа стр. 47-48 и иллюстрациями).
Представители групп характеризуют египетскую армию
Учащиеся делают выводы
Высказывают предположение Читают учебник (стр.48). Выполняют в парах задание 1 в рабочем листе Проверяют правильность выполнения задания, сверяют со своими ответами. Находят на карте направления походов фараонов.
Свиток папируса. Отгадывают имя фараона.
Работают по карте, определяя границы
Работают с иллюстрацией, читают текст стр 49.
Читают, отвечают на вопрос
|
Личностные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Владение устной речью, монологической контекстной речью Познавательные : Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот |
8 |
Закрепление нового знания |
Организует работу учащихся с рабочими листами (задание 2)
Организует проверку задания (слайд 10) |
выполняют задание, проверяют ошибки, самостоятельно выставляют отметки |
Познавательные УУД: излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; Личностные УУД: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. |
9 |
Рефлексия и оценивание (2 минуты) |
1.Задает вопросы: Какую проблему мы ставили в начале урока? Удалось ли решить поставленную проблему? Все ли запланированное удалось выполнить? Если не удалось – почему?
2. Организует рефлексию Молодцы. Все узнали. А сейчас попробуем оценить свою работу на уроке. Одним из Семи чудес света являются пирамиды Египта. У меня три разных пирамиды - большая, поменьше и маленькая. Слайд 20. Если вы все усвоили с урока, работать вам было легко - выбирайте большую пирамиду; если вам было интересно, но возникли трудности - среднюю, ну и если вам на уроке было скучно и трудно - маленькую.
|
Отвечают на вопросы, сравнивают цели урока и результаты урока, делают выводы
Оценивают свою работу на уроке |
Личностные УУД: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. |
10 |
Домашнее задание (1 минута) |
Параграф 9, прочитать ответить на опросы. Нарисовать египетское войско (пехотинца лучника, колесницу) |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.