Технологическая карта занятия "Экологические законы Барри Коммонера"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель занятия: познакомить учащихся с законами экологии Барри Коммонера, формировать умение составления описания признаков экологических законов. Задачи, направленные на достижение личностных результатов: - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - формировать уважительное отношение к мнению товарищей. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Познавательные: Познавательные универсальные учебные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач; - устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - смысловое чтение, как осмысление цели чтения; - логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей. Регулятивные:
Иконка файла материала Технологическая карта занятия.doc

Технологическая карта занятия

 (разработчик – Паршукова Надежда Алексеевна, педагог дополнительного образования).

 

Тема занятия: Экологические законы  Барри Коммонера.

Цель занятия: познакомить учащихся с законами экологии Барри Коммонера, формировать умение составления описания признаков экологических законов.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;

- формировать уважительное отношение к мнению товарищей.

Задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Познавательные:

Познавательные  универсальные учебные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач;

- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- смысловое чтение, как осмысление цели чтения;

- логическое  рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

Регулятивные:

- формировать  умения прогнозировать  предстоящую работу;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 Воспитание экологически развитой личности: 
- бережное отношение к окружающей среде; 
- умение ценить, сохранять и преумножать то, что уже имеется, не навредив;
- продолжить формирование ценностного отношения к объектам природы;
- вызвать чувство ответственности за свое поведение в окружающей среде.
 

Тип занятия: совершенствование способов действий и знаний.

Методы и формы: объяснительно-исслюстративные, диалог, частично-поисковый, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Технология: технология проблемного обучения, ИКТ- технологии, здоровьесберегающие технологии.

 

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

 

Организационный

 

Приветствует юных натуралистов, создаёт эмоциональный, психологический настрой на  деятельность и активизация внимания.

- Подарим улыбку и доброе настроение друг другу, согреем наши сердца теплотой и любовью.

Чудесным пусть будет у вас настроение,                    Легко и прелестно даётся учение

 

см  Слайд № 1

Приветствуют учителя, настраиваются  на занятие.

 

Личностные УУД

Формирование мотивации, самоопределение к деятельности.

II

 

Актуализация знаний.

Посмотри,  мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года,
Это всё вокруг….(природа)

 

см  Слайд № 2

 -Какую вы природу сейчас увидели?

- Какие эмоции у вас возникли?

-  Красота природы всегда вызывает положительные эмоции, воспитывает в нас доброту, заботу, любовь.

   Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и  большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем и соблюдать экологические законы. 

 

 

 

 

 

 

 

Заканчивают стихотворение ключевым словом.

см  Слайд № 3

 

Учащиеся отвечают на вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

Включаются в беседу, дискуссию.

 

 

 

Личностные УУД

Нравственно - этическая ориентация

 

III

 

Целеполагание

 Предлагается школьникам  сформулировать тему занятия.

 

Прочитайте эпиграф нашего занятия:

«Мы постоянно на нее воздействуем,
но власти над ней не имеем»  (И.В. Гёте).

см  Слайд №5

 

Формулируют тему занятия: «Экологические законы»

 

см  Слайд № 4

 

Дискуссия

Личностные УУД

Нравственно - этическая ориентация

Коммуникативные  УУД

планирование  сотрудничества

Регулятивные УУД        принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.

IV

 

Этап изучения нового материала. Открытие нового знания

 

 

В начале 70-х годов XX  века американский эколог  Барри Коммонер сформулировал четыре положения о рациональном природопользовании.

Их стали называть законами.

В 1950-х годах Коммонер  протестовал против

 испытаний ядерного оружия в атмосфере, что принесло ему мировую известность.

В 1960-х годах он стал заниматься другой проблемой в области охраны окружающей среды, связанной с ее загрязнением и  энергетическими ресурсами.

Он много выступал и написал множество книг:

«Наука и выживание» (1967 г.); «Замкнутый цикл» (1971 г.); «Энергия и благосостояние человека» (1975 г.); «Бедность власти» (1976 г.); «Политика энергии» (1979 г.); «Подписание мирного договора с планетой» (1990 г.)

Коммонер утверждал, что промышленность, использующая ископаемое топливо, особенно загрязняет окружающую среду.

Он  остро чувствовал, что извлечение максимальной  прибыли, в настоящее время,                     имеет приоритет над разумным отношением к окружающей среде.

Коммонер также убежден, что бессмысленно пытаться повернуть вспять процесс разрушения окружающей среды, который мы вызвали.

Вместо этого мы должны обратить особое внимание на предотвращение грядущих катастроф.

Коммонер – рьяный сторонник  неистощимых источников энергии, особенно солнечной энергии, которая будет впоследствии обслуживать большинство предприятий общественного пользования,  и в качестве альтернативного источника энергии будет использоваться большинством ее потребителей.                         Коммонер хорошо представлял себе социальные причины нынешнего состояния окружающей среды.                                                                  Последние 20 лет Барри Коммонер работал                    директором  Биологического Центра природных систем  Королевского колледжа в Нью-Йорк Сити.

см  Слайд №6,7,8,9,10

 Знакомство с экологическими законами                 см  Слайд №11

  1 закон - «Всё связано со всем»

Биосфера – наш общий дом

Всё со всем тесно связано в нём.

Равновесие хрупкое это

Не дано разрушать человеку

см  Слайд №12

1 закон: «Всё связано со всем!» - ребятам предлагается объяснить тип взаимодействия, представленного на  фотографии, привести примеры других взаимодействий и сделать вывод о значимости этого закона в природе.                  см  Слайд №13

Ученики слушают  притчу о рыбаках, которые спорят о том, нужны ли комары и какая от них польза и делают совместный вывод.                        2 закон: «Природа знает лучше»

Должны усвоить все народы-                                   Не надо покорять природу.                                     Нельзя природы быть умнее                                 Она всё лучше нас умеет!

см  Слайд №14

2 закон: «Природа знает лучше!» - ученики по фотографии определяют растение – «росянка обыкновенная» и рассказывают об особенностях этого растения - болотного хищника.  А, также приводят другие примеры приспособленностей растений и животных к условиям среды обитания.

см  Слайд №15

3 закон: «Всё должно куда-то деваться»

Человечество прекрасно понимает -                      Безотходных производств не бывает.                        Так куда ж девать отходы,                                              Не угробить, чтоб природу?                                   Значит, нужно для начала -                                     Чтоб отходов стало мало.

см  Слайд №16                                                         Ребята не просто отгадывают суть закона, но и ставят проблемный вопрос: «Куда девать отходы?» и предлагают пути уменьшения количества отходов и методы утилизации: безотходные технологии, мусороперераба-тывающие заводы, саморазлагающийся пластик и т.д.           см  Слайд №17

4 закон: «За всё надо платить»

Природой пользоваться можно,                                         Но – бережно и осторожно.                                       За то что воздухом дышать,                                    Купаться в море, загорать.                                                  За то, чтобы есть, за то, чтобы пить-                              За всё приходится платить!

см  Слайд №18

4 закон: «За всё надо платить!» - призывает  бережно относиться к природным ресурсам и богатствам природы, таким, как чистый воздух, чистая вода, чистая почва, леса, луга, моря, растения, животные и  т.д.

см  Слайд №19

В ходе показа формируется и  активизируется познавательная деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова произносятся хором (речевая разминка)

 

 

 

 

Приводят примеры  взаимодействия живых организмов и делают вывод о значимости этого закона в природе.                 

 

 

Учащиеся делают вывод о пользе комаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводят  примеры приспособленностей растений и животных к условиям среды обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают пути уменьшения количества отходов и методы утилизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступают в дискуссию, приводят примеры.

 

Коммуникативные УУД

Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем.

 

Познавательные УУД

Логические - установление причинно– следственных связей.

 

Личностные УУД

Действие нравственного - эстетического оценивания;

проявление интереса к изучаемой теме, понимают его важность.

V

 

Этап профилактики утомления.

 

Физкульминутка

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто задорный и веселый,

 Верность правилам храня,

 Бережет нашу природу

 От коварного огня?

 

Кто поджег траву у дома,

 Подпалил ненужный сор,

 А сгорел гараж знакомых

 И строительный забор?

 

Кто из вас в реке купался

 И на пляже загорал?

 А когда домой собрался

 Мусор за собой убрал?

 

На привале кто в лесу

 Жег засохшую сосну?

 А потом так поспешил

 Что костер не затушил?

 

Кто, гуляя на лугу,

 Зря не топчет там траву,

 Насекомых кто не ловит

 И цветы совсем не рвет?

 

Кто животных, птичек любит?

 Кто кормушки мастерит

 Кто природу охраняет?

 За порядком кто следит?

см  Слайд №20

 

Осуществляют профилактику утомления.

 

 

 

Личностные:                     Установка на здоровый образ жизни

 

VI

 

Закрепление новых знаний

 

   Работа в группах. Решение экологических задач по законам Барри Коммонера.

см  Слайд №21

 

 Проверка по шаблону.

 

Задача на I закон «Все связано со всем»

Этих животных называют хранительницами равновесия в природе. Эти удивительные существа могут жить и в воде, и на суше, могут полгода спать, не просыпаясь, полгода не есть, не пить…Они ловко плавают и ныряют, мечут икру в воду, прыгают и ползают по земле, охотясь за червями, насекомыми и их личинками.

Какова роль этих животных в природе?

Кто ими питается?

Что произойдет, если они исчезнут?

 

 

см  Слайд №22

Это земноводные, роль которых в природе очень велика. Они уничтожают большое количество насекомых, их личинок, слизней, червей, мух, комаров и других. При этом сами являются кормом для многих птиц, ежей, барсука, лисы, змей, ящериц и других. Если исчезнут земноводные, нарушится один из законов экологии: «Всё связано со всем», произойдет увеличение численности фитофагов (поедателей растений) и, наоборот, уменьшение численности животных, которые питаются земноводными. Пострадает и человек, так как его посевы будут повреждаться насекомыми-фитофагами, слизнями и другими.

см  Слайд №23

 

Регулятивные УУД

Оценка – выделение и осознание того, что уже освоено.

 

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.                          

 

Коммуникативные  УУД

оформление мысли в устной форме

 

 

 

 

 

Задача на II  закон «Природа знает лучше»

Вы, конечно, помните шуточную песенку о медведе, наступившем лисе на хвост. Подняла лисица крик, зашумел темный лес, и медведь с той поры предпочитает зимой спать. А на самом деле, что же заставляет бурого медведя залегать осенью в берлогу под корнями вывороченного дерева? Залегшего в спячку медведя зима быстро укроет снежным одеялом, лежать под которым и тепло, и безопасно. Но главная причина не в этом. Медведь зверь большой и сильный и может дать отпор кровожадным хищникам. А в чем же дело? Вспомните, чем питается бурый медведь? В основном растительной пищей. Его рацион составляют различные ягоды: малина, смородина, брусника, морошка, черника, черемуха, клюква, рябина, а также кедровые орехи, желуди, зреющие злаки, съедобные корешки, листья, клубни. А еще медведь любит полакомиться медом, муравьями, червями. Только сильный голод заставляет медведя нападать на крупных животных, то есть становиться хищником.

А теперь решите, почему медведь зимой спит?

см  Слайд №24

 

Медведь залегает в зимнюю спячку, потому что зимой не сможет добывать себе пищу. Всё, что он любит, окажется под снегом. Медведь – зверь крупный, пищи ему надо много, но он не приспособлен добывать ее из-под снега. Насекомых, червей, меда зимой тоже не добыть. Поэтому осенью, когда лес полон разнообразной пищи, медведь запасает жир, съедая много пищи. Затем ложится в берлогу, за зиму расходуя свой жировой запас. Если медведь не запасет достаточно жира, то он не ляжет в спячку, а будет бродить по лесу. Такого зверя называют шатуном, он очень опасен.

см  Слайд №25

 

 

Регулятивные УУД

Оценка – выделение и осознание того, что уже освоено.

 

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.                          

 

Коммуникативные  УУД

оформление мысли в устной форме

 

 

 

Задача на III закон «Все должно куда-то деваться»

Различные виды отходов разлагаются в разные сроки. Пищевые отходы, например, кожура банана переработается за пару месяцев. Срок разложения пластикового мусора исчисляется сотнями лет. Объясните, в чем причина разных сроков разложения различных видов отходов.

см  Слайд №26

 

Пищевые отходы имеют естественное происхождение, в природе имеется огромное количество организмов, которые питаются растениями, их частями, в том числе кожурой плодов. Но в природе нет таких организмов, которые могли бы разлагать и перерабатывать вещества, несвойственные природе, такие как пластмассы. Пластик создан химическим путем, для разложения которого требуется не менее 500лет.                                   см  Слайд №27

 

Регулятивные УУД

Оценка – выделение и осознание того, что уже освоено.

 

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.                          

 

Коммуникативные  УУД

оформление мысли в устной форме

 

 

 

IV закон. «За всё надо платить»

Говорят: «От пала всё пропало!» А ведь как только растает снег, вдоль автомобильных дорог, по железнодорожным откосам, на лужайках и полянках горит сухая прошлогодняя трава. Считается, что после сжигания бурой сухой травы быстрее зазеленеет молодая изумрудная травка. Так ли это?

Подумайте и решите, как сжигание сухой прошлогодней травы скажется на состоянии:

- растений

- животных (насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, гнездящихся на земле, некоторых наземных и подземных зверей)

- почвы

- воздуха

- воды

- человека.

 

см  Слайд №28

Поджог сухой травы приносит вред природе, делать этого нельзя. Обгорают корни многолетних растений, сгорают семена однолетних, подгорают стволы деревьев. Животные, которые живут на земле, а также в почве на небольшой глубине, страдают и погибают от высокой температуры. От высокой температуры нарушается структура и состав почвы, сгорают органические вещества, которые в ней находились, следовательно, уменьшается плодородие почвы. Все вредные газы, углекислый газ, сажа загрязняют атмосферу. В воду попадают продукты горения, причем и в наземные воды и в подземные источники. От сухой травы часто загораются строения, дома, дачи, заборы, и это опасно для жизни человека.

см  Слайд №29

 

Регулятивные УУД

Оценка – выделение и осознание того, что уже освоено.

 

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.                          

 

Коммуникативные  УУД

оформление мысли в устной форме

 

VII

Рефлексия

Организует рефлексию деятельности на занятии, предлагает ответить на вопросы:

Продолжите фразы

          Мне хотелось бы…

          Я желаю ребятам…

          Я желаю себе…

 Какое у вас настроение после занятия?

    

 

Составление синквейна.    см  Слайд №30

Осуществляют самооценку собственной  деятельности, степень ее результативности.

 

Регулятивные УУД

проводят рефлексию  деятельности, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:          ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.     

 

 

 

 

Самоанализ занятия  «Экологические законы  Барри Коммонера».

Согласно, календарно-тематическому планированию по программе «Заповедная школа» - это занятие №8 в разделе «Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем».

Тема занятия: Экологические законы  Барри Коммонера.

Цель занятия: познакомить учащихся с законами экологии Барри Коммонера, формировать умение составления описания признаков экологических законов.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;

- формировать уважительное отношение к мнению товарищей.

Задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Познавательные:

Познавательные  универсальные учебные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач;

- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- смысловое чтение, как осмысление цели чтения;

- логическое  рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

Регулятивные:

- формировать  умения прогнозировать  предстоящую работу;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 Воспитание экологически развитой личности: 
- бережное отношение к окружающей среде; 
- умение ценить, сохранять и преумножать то, что уже имеется, не навредив;
- продолжить формирование ценностного отношения к объектам природы;
- вызвать чувство ответственности за свое поведение в окружающей среде.
 

Тип занятия: совершенствование способов действий и знаний.

Методы и формы: объяснительно-исслюстративные, диалог, частично-поисковый, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Технология: технология проблемного обучения, ИКТ- технологии, здоровьесберегающие технологии.

 

Организационная  структура занятия.

Этапы  занятия  соблюдались.

Организационный  момент.

        Прошёл  быстро,  психологически  и  мотивационно  подготовил  учащихся  к  успешной  работе. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство занятия.

    Актуализация знаний.

            Для учащихся было предложено стихотворение, которое они должны были закончить  ключевым словом «Природа». Школьники включаются в беседу, дискуссию. Активизируется познавательная деятельность детей.

 

        Целеполагание

            От этапа занятия – актуализация знаний учащимися была сформулирована тема занятия. Совместно с педагогом определены цели и задачи  данного занятия.

Прочитав эпиграф занятия: «Мы постоянно на нее воздействуем, но власти над ней не имеем»  (И.В. Гёте), школьники активно вступили в дискуссию.

       Этап изучения нового материала

            На данном этапе учащиеся получили информацию об  американском экологе -  Барри Коммонер. Изучили экологические законы о рациональном природопользовании, которые были сформулированы Б. Коммонером. Предложенный материал  воспринимали, осмысливали, запоминали. В ходе просмотра слайдов презентации, учащиеся отвечали на вопросы, формировались навыки сотрудничества, коллективного обсуждения проблем,  проявлялся интереса к изучаемому материалу, понимали его важность.

 

            На этапе профилактики утомления была проведена физкульминутка. Проведена работа по установке на здоровый образ жизни. физкульминутка.

      Этап закрепления

Была организована работа в группах по решению экологических задач по законам Барри Коммонера. При этом, у учащихся формировались регулятивные универсальные учебные действия. Выделяли и осознавали то, что усвоено. Ориентировались в своей системе знаний.  Оформляли мысли в устной форме.

 

Этап рефлексии

           

            Для осуществления самооценки собственной  деятельности, степени ее результативности, осознание качества и уровня усвоения была проведена  рефлексия  деятельности в виде: «Продолжите фразы»:                                                                                                 

 

v Мне хотелось бы…

v Я желаю ребятам…

v Я желаю себе…

А также, поделились своим настроение после занятия?                        

           

Для ориентации в своей системе знаний, анализа, восприятия, интерпретации и обобщения информации учащиеся составили  синквейн. 

v Законы

v Экологические, нужные

v Соблюдать, выполнять, рекламировать

v Бережное отношение к окружающей среде

v  Барри Коммонер – великий эколог, защитник.

Выводы:                                                                                                                                                                                                                              Занятие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС. Для диагностики и формирования универсальных учебных действий целесообразно были использованы различные виды деятельности. Этап рефлексии показал, что  цели и задачи, поставленные в начале занятия, реализованы. Включенность детей во внеурочную деятельность была на должном уровне. Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали элементы занимательности.                                                                                                                                                     При проведении  занятия были использованы различные формы, методы и приёмы, что дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило  вызвать у учащихся умственного напряжения, напряжение глаз. Таким образом, был учтен здоровьесберегающий компонент.                                                                                                                                                                                             Темп занятия оптимален, плотность  достаточная. Атмосфера была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.                                                                                                                                           Считаю, что занятие достигло целей, результативное, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.

 

Педагог дополнительного образования  ________________________  Н.А.Паршукова

 

 

 

 

 

ü    Природа

ü    Загрязненная, беззащитная.

ü    Сохранять, беречь, любить.

ü    Природа требует бережного отношения.

ü    Жизнь.

.

 

Законы

 

 

Экологические, нужные

 

 

Соблюдать, выполнять, рекламировать

 

 

Бережное отношение к окружающей среде

 

Барри Коммонер – великий эколог, защитник.

Посмотрите также