Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"
Оценка 4.9

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
доп. образование детей
4 кл—7 кл
13.01.2020
Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"
Цель: ознакомиться с различными средами обитания организмов, выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания и условия обитания организмов. Задачи: образовательные: сформировать представление о понятие «среда обитания», изучить условия сред обитания и приспособленность организмов к жизни в этих средах. воспитательные: воспитание чувства любви к природе, формирование умения работать в паре, формирование познавательного интереса, воспитывать познавательный интерес к предмету. развивающие: развивать умение ставить цели занятия, исходя из заданной темы, удерживать цель деятельности до получения ее результата, развитие коммуникативных умений, умений логически мыслить, решать задачи проблемного содержания, развивать мышление. Тип занятия: получение новых знаний Методы обучения: частично-поисковый, проблемный. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная. Оборудование: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран), презентация.
Среды жизни.doc

Технологическая карта занятия

 (по дополнительной общеразвивающей программе «Экология родного края». Первый год обучения – «Введение в экологию».                             Тема 3. Понятие о средах жизни. Экологические факторы. Теория: 3.1. Основные среды  жизни).

 

Тема: Основные среды  жизни

Цель: ознакомиться с различными средами обитания организмов, выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания и условия обитания организмов.

Задачи:

образовательные: сформировать представление о понятие «среда обитания», изучить условия сред обитания и приспособленность организмов к жизни в этих средах.

воспитательные: воспитание чувства любви к природе, формирование умения  работать в паре, формирование познавательного интереса, воспитывать познавательный интерес к предмету.

развивающие: развивать умение ставить цели занятия, исходя из заданной темы, удерживать цель деятельности до получения ее результата, развитие коммуникативных умений, умений логически мыслить, решать задачи проблемного содержания, развивать мышление.

Тип занятия: получение новых знаний

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование:  комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран), презентация.

 

Тема

Основные среды  жизни

Цель урока

 

- познакомиться с различными средами обитания организмов;

- выяснить условия существования организмов и особенности приспособленности организмов к среде обитания;

- продолжить воспитание эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.

Планируемые результаты

Предметные: усвоить знания о  многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Метапредметные

- Регулятивные:  определять цель деятельности и удерживать её до получения результата, искать средства для её осуществления; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; обнаруживать учебную проблему совместно с учителем; выполнять задания в соответствии с целью.

- Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, делать выводы на основе, структурировать знания; анализировать знания о существенных признаках приспособленности организмов к среде обитания; производить синтез (составление целого из частей: самостоятельно достраивать таблицу).

 - Коммуникативные: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; оформлять свои мысли в устной и письменной речи, используя информацию, полученную из разных источников  с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Личностные: осознание  единства и целостности окружающего мира, умение оценивать свою деятельность в природе и общении с живыми организмами, проявлять познавательный  интерес к изучению сред жизни организмов на нашей планете; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Ресурсы:

 

ПК, проектор, мультимедийная презентация

Раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, парная

 

Структура и содержание урока

 

Этап занятия

Содержание учебного материала

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный

момент, мотивация к учебной деятельности

 

- Здравствуйте

Присаживайтесь на свои места. 

Сегодня разговор начнём  о том,

Что вся Земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

Слайд 1

 

Приветствует, создает доброжелательную атмосферу,  желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Ученики  настроились на работу

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя

2. Проверка знаний

 

Фронтальный опрос

-Мы с вами живём на удивительной планете. Можем ли мы назвать себя хозяевами на планете Земля?

-Кто живет по соседству с нами?

-А на какие большие группы можно поделить всех живых организмов?

-Перечислите царства живых организмов.

-А к какому из этих царств относимся мы с вами?

-Ребята, скажите, а где в природе мы можем встретиться с нашими соседями?

 

Опрос учащихся

Учащиеся в ходе беседы активно отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, работают самостоятельно

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные:

 проявлять познавательную инициативу в  сотрудничестве;

 

 3. Актуализация

знаний, сообщение темы занятия

 

 

-На столах у вас лежат   конверты, в них картинки с изображением живых организмов.  (Приложение 1)

-Используя свои знания, распределите картинки на  группы (работают в парах)  

-По каким признакам вы их разделили?

Обсуждение результатов выполнения задания. Называют представителей каждой среды. Дают названия средам обитания: наземно- воздушная, водная, почвенная, организменная.

-Ребята давайте попробуем сформулировать тему занятия.

Тема: Основные среды  жизни   

Слайд 2-14

Выдвигает проблему, задает вопросы и  определяет  тему занятия

Ребята рассматривают картинки, распределяют по группам

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

На основе всего изложенного формируют тему занятия

Личностные: умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю и товарищам.

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

 4. Постановка цели

 

  

-А вы знаете, какое самое большое животное на Земле, и в какой среде оно живет

-А можем мы его встретить в наземно-воздушной среде? А в почве? Почему?

-А в какой среде мы можем встретить поляны различных растений с яркими цветами и вкусными плодами. Почему их нет в почве и в воде?

-А в какой среде живём мы с вами.    А почему не в водной и не в почвенной?

-Ребята, что же нам предстоит сегодня узнать на занятии?     

(Педагог не называет  цели, определяет вместе с детьми на основе обсуждения).

- Мы должны узнать: какие условия характерны для каждой среды, многообразие живых организмов живущих в разных средах, какие приспособления характерны для живых организмов, живущих в разных средах.

 

Обсуждение вопросов.

 

Самым большим животным на  Земле является синий кит. Многие думают, что кит - это рыба из-за того, что он живет в воде, но это не так. Кит является морским млекопитающим, его детеныши появляются не из икринок, а из мамы-кита и до года питаются ее молоком. 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкретизируют цель занятия

регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

 

5.  Усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

-Давайте, с вами определим, что же такое среда обитания?    Среда обитания - это та часть природы, которая окружает живой организм, и с которой он непосредственно взаимодействует. Слайд 15

-Обратите внимание, на столах у вас есть таблички, возьмите их и заполните первые две колонки. (Приложение 2)

 

Почему у нас в стране

Пальмы не растут?

Ясно и тебе и мне

Холодно им тут.

А в походе по грибы

На лесной дороге

Вряд ли встретятся  слоны или носороги.

-Как же так? А почему? Какие условия необходимы организмам для жизни?

Слайд 16

( Что окружает человека  - воздух,  а дождевого червя  - почва; а рыбу  - вода) (вода, солнце, воздух, тепло)

-Предлагаю описать каждую среду. Вам помогут информационные листы, которые так же находятся у вас на парте. (Приложение 3)

Задает вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигает проблему перед учащимися

 

 

 

 

 

 

 

Учитель задает вопросы и выслушивает мнения учащихся и обобщает

 

Проверка работы, обсуждение результатов характеристики сред жизни.

Учащиеся высказывают мнения, слушают

 

 

 

Заполняют таблички

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах, обсуждают, заполняют таблицу

Учащиеся высказывают своё мнение, формулируют выводы

Личностные: умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю и товарищам.

Регулятивные :

умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Физкульт-минутка

 

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче. Слайд 17

------------------------------------

 А, теперь загадки. Карточки с загадками. (Приложение 4)

 

Осуществляют профилактику утомления

 

 

 

 

Учащиеся по одному выходят и загадывают друг другу загадки

 

5.  Усвоение новых знаний.

 

 

-Ребята, скажите, а какие приспособления существуют у организмов населяющих определенную среду обитания?

-Используя полученные знания и дополнительный материал, заполните последнюю колонку в своих табличках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизирует деятельность в процессе выполнения заданий и систематизирует знания обучающихся

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

Читают и работают в паре, заполняют определенную среду обитания, затем заслушивают друг друга и заполняют таблицу

 

 

 

Личностные: умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю и товарищам.

Регулятивные :

умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

6. Закрепление изученного материала

 

-Ребята, вам необходимо выполнить задание, вставить пропущенные слова вместо точек (Приложение 5)

Учитель раздает карточки с заданием

Учащиеся выполняют задания

Личностные: умение соблюдать дисциплину на занятии. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы товарищей.

Регулятивные :

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

 

7. Итог занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

Закончим мы сейчас на том,

Что вся Земля наш общий дом.

Что дом мы наш должны беречь.

И всех людей в добро вовлечь.

 

Давай докажем, что не зря.

На нас надеется Земля!  Слайд 18

 

- Спасибо за работу.

 

Свои  результаты, отрази выбором яблок

Красное яблоко – все знаю.                                               Желтое яблоко – знаю, но есть пробелы.                            Зеленое яблоко –  затрудняюсь себя оценить

1_6t8PX2Rb      d376478f8dd0           3

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на занятии задания используются «Говорящие рисунки».

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй  лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Слайд 19,20.21

 

Учитель задаёт вопросы и формулирует выводы совместно с учениками.

Осознание своей учебной деятельности,

Определяют степень своего продвижения к цели. Формулируют выводы, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Происходит рефлексия результатов деятельности

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности 

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли 

Познавательные:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

Список литературы

1.Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда»,  2010 г.

2. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013

3. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. - М.: ИНФРА-М, 2002

4. Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2010 г.

5. Иконников Д.Д. Среда обитания /  М.: Вита Нова, 2008

          6. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010
          7.  Формозов, А.Н. Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обитания / А.Н. Формозов. - М.: ЛКИ, 2010.

 

Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

 

Среда обитания

Обитатели

Условия обитания

Приспособления организмов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

              В наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света. Но часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. Вспомните хотя бы кактус, запасающий влагу в своем теле. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема – это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь.

Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. Передние конечности превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими. Вообще полет несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно в двое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.

              В водной среде чего-чего, а уж воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха. А вот кислорода зачастую не хватает. Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом воде. Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованны льдом, может наступить замор рыб. Т.е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки.

Рыбы и ракообразные дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород, необходимый для дыхания. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Освоившие воду млекопитающие дышат легкими, им необходимо периодически подниматься к поверхности воды для вдоха.

Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.

В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров - царство сумерек, а еще ниже – вечная тьма. Соответственно водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Глубоководные животные питаются «падающими» из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.

Особенность многих морских животных – это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей  и моржей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.

               Почвенная среда - дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные: черви, насекомые, приспособленные к рытью звери. Например, кроты. Обитатели почвы находят в ней необходимые для них условия: воздух, воду, пищу, минеральные соли. В почве меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает. Поэтому, населяющие её животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручает их обоняние и осязание.

Крот от рождения до смерти живет под землей, света белого не видит. Как землекоп, он не знает себе равных. Всё у него для рытья приспособлено наилучшим образом. Мех короткий и гладкий, чтобы не цепляться за землю. Глазки у крота крохотные с маковое зернышко. Веки их плотно закрывают, когда это необходимо, а у некоторых кротов глаза и вовсе заросли кожей. Передние лапы у крота главный инструмент для копания. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. За день крот прорывает 20 новых ходов. Подземные лабиринты кротов могут простираться на огромные расстояния.

              Организм – как среда обитания. Эту среду обитания освоили в основном паразитические черви. Такие как аскариды, паразитирующие в тонком кишечнике человека. У паразитов нет недостатка в пище. Правда, их жизненное пространство ограничено организмом хозяина.

Петров крест. Более известен как царь-трава, относится к роду растений семейства Заразиховые. Является растением-паразитом, так как питается за счёт окружающих деревьев и кустарников, цепляясь к их корням. У него полностью отсутствует хлорофилл. Высота примерно 15-30 см. Растение распространённое, но его редко кто видел, так как оно расцветает только весной на несколько недель. После этого наземная часть отмирает и сохраняется только корневище под землёй.

Раффлезия является паразитическим растением. Она относится к семейству молочайных. Ее цветок считается самым большим в мире и достигает более одного метра в диаметре. Вес такого цветка может составлять более одиннадцати килограммов. Большую часть своей жизни этот растительный паразит проводит в тканях растения-хозяина (обычно это лианы из семейства виноградовых, которые произрастают во влажных тропических лесах Филиппин и Индонезии). На первый взгляд это растение вовсе не ужасно, а даже красиво. Однако цветок раффлезии испускает запах разлагающегося мяса, иначе говоря, падали. Так растение привлекает к себе навозных мух и некоторых других насекомых, которые опыляют цветок. Не зря раффлезия получила народное название – трупная лилия.

Повилика - обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие  у растений-хозяев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

  Приложение 4

Загадки

 

У родителей и деток вся одежда из монеток.   (Рыбы)

Прыгает зверюшка, не рот, а ловушка,

Попадет в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)

 

Живет в лесу, ухает как разбойник,

Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)

 

 В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

 

Над цветком порой замрет

Разноцветный вертолет,

На былинке посидит,

Вдруг вспорхнет и улетит. (Стрекоза)

 Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.(Бобры)

 

В Антарктиде есть чудак:    

Днем и ночью носит фрак. (Пингвин)

 

Прыгай в прорубь не дрожи –

Закаляйся, как ….(моржи) . 

 

Подставляя людям спины,

В море нас спасут….(дельфины).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется боль­шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

 

 

Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием

 

Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

 

 

Пропущенные слова: доста­точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле

 

Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным ко­личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц).

 

Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды жизни"

Технологическая карта занятия "Основные среды  жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020