Технологическая карта бинарного урока по литературе в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Оценка 4.8

Технологическая карта бинарного урока по литературе в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
10.01.2017
Технологическая карта бинарного урока по литературе в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
В данной разработке представлен урок "открытия" нового знания. Тема урока: таежная природа – бесценный учитель людской (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»). Данный урок совмещает в себе три дисциплины: литературу, ОБЖ и географию. Урок по очереди ведут три учителя-предметника. Цель урока: раскрытие природного своеобразия тайги и её влияние на становление личности героя, попавшего в экстремальную ситуацию, в рассказе В.П. Астафьева. по ходу работы над произведением учащиеся знакомятся с особенностями природной зоны, повторяют и составляют свод правил поведения в ЧС, а также показывают знания и умелое владение материалом текста.Технологическая карта бинарного урока (литература-ОБЖ-география)
технологическая карта бинарного урока.docx

http://esnocsandcor.science/pic-bella01.ru/sites/default/files/field/image/1/2014/03/111111.jpg МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» Г.ЛЮДИНОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

Бинарный урок (литература-география-ОБЖ)

«Таежная природа – бесценный учитель людской»

 (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Класс: 5Б класс

Дата проведения: 16.03.2016 года

 

Авторы: Захаренкова Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

Методическое сопровождение ресурса

Авторский продукт: технологическая карта бинарного урока литературы в 5 классе

Авторы: Захаренкова Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы.

Образовательное учреждение: МКОУ «Средняя школа №4» г.Людинова Калужской области

Предмет: литература.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕМА: Таежная природа – бесценный учитель людской (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Тип урока: «открытие» нового знания

 

 

ЦЕЛЬ: раскрытие природного своеобразия тайги и её влияние на становление личности героя, попавшего в экстремальную ситуацию, в рассказе В.П. Астафьева

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

·         активизировать изучение произведений В.П. Астафьева через установление взаимосвязей с географическим материалом и материалами по основам безопасности жизнедеятельности;

·         продолжить дальнейшее совершенствование навыков анализа литературного произведения, связной речи обучающихся;

·         поддерживать интерес к изучению литературных произведений с помощью текстов научного стиля речи.

 

Развивающие:

 

·         развивать умение анализировать художественное  произведение,  выделять его языковые особенности, умение выражать свои мысли, оценивать поступки героя, обобщать изученное;

·         способствовать развитию умения сравнивать тексты, относящиеся к разным стилям речи, умение сопоставлять, анализировать, обобщать;

·         работать над развитием речи учащихся.

 

Воспитательные:

·         способствовать формированию у учащихся правильного представления о таких понятиях как твердость  духа, самообладание;

·         способствовать становлению личности ребенка;

·         воспитывать бережное отношение к природе.

 

Формирование  универсальных   учебных  действий

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

 

Познавательные УУД

1.         Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2.         Пользоваться изучающим видом чтения.

3.         Извлекать информацию, представленную в разных формах.

4.         Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста сжато, выборочно.

5.         Устанавливать причинно-следственные связи.

6.         Строить рассуждения.

 

Коммуникативные УУД

1.         Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.         Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.         Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.         Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

5.         Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.         Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7.         Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

УМК: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, -2012.

Ахмадуллина Р.Г. Рабочая тетрадь по литературе в двух частях. – М.: Просвещение, - 2015.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, программа Microsoft Office Power Point 2007, авторские презентации «Таежная природа – бесценный учитель людской (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)» (Захаренкова Н.А.), «Природа тайги» (Никифорова Л.В.), «Какие опасности таит в себе лес для жизни человека» (Малецкая Е.А.)

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

·         расширение представления о месте действия рассказа В.П. Астафьева;

·         понимание художественного своеобразия рассказа В.П. Астафьева через сопоставление с текстами географической тематики;

·         умение рисовать словесный портрет главного героя рассказа;

·         выявление и осмысление формы авторской оценки героя.

·         умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения;

·         умение создавать обобщения, строить логическое рассуждение и систематизировать изученное в виде синквейна

·         расширение кругозора учащихся через сопоставление литературных и географических сведений, знаний из области обж;

·         формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

·         формирование восприятия текста, как произведения искусства;

·         понимание практической значимости литературного, географического материала и сведений по обж;

·         воспитание любви, уважения, чувства гордости за свою Родину;

·         формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

обучающихся

Скриншот используемых медиаресурсов

 

1. Актуализация необходимых знаний

Приветствует учащихся, организует работу, создает позитивный настрой на работу:

Мы сегодня за наукой  в лес пойдём.

И с собой смекалку и находчивость возьмём.
Ведь многое мы усвоить должны,

На нашем сложном таежном пути.

 

Мотивирует учащихся на дальнейшее знакомство с миром книг писателя В.П. Астафьева

Проводит работу в печатных тетрадях по литературе - игра «Восстановитель». Для проверки верности ответов учитель использует групповое обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют пропущенные слова, восстанавливая цитаты из текста рассказа.

 

 

 

Отгадывание загадки с последующим анализом:

Где на Севере у  нас,

Полосой широкой,

Скоростных нет автотрасс

В далях синеоких?

Что за хвойный густой лес, 

Труднопроходимый,

Вырос прямо до небес, 

Весь необозримый?

Где в Сибири нет полей,

И коротко лето,

Что считают на земле

Легкими планеты?

Где метет зимой пурга

Как зовется лес?.. (тайга)

 

- Как вы догадались, что это тайга?

- Что характерно для этой природной зоны?

 

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы об особенностях тайги, указанных в загадке.

 

Постановка задач. Формулировка темы урока

Подводит к теме урока:

·         Может ли тайга представлять  какую - либо опасность для человека?

·         Её можно сравнить с  учителем, который даёт нам определенные знания?

·         Сформулируйте тему нашего урока.

·         Какие вопросы связаны с темой урока?

·         Какой учебный предмет изучает местоположение и природные особенности какой-либо местности?

·         А изучая какой предмет, мы сможем найти выход из чрезвычайных ситуаций, в которые можем попасть?

·         Отмечает особенность урока, на котором переплетаются литература, география и обж.

Под руководством учителя формулируют учебные задачи урока.

- Докажем, что тайга может стать учителем для человека, может помочь раскрыться человеку.

- Приведем примеры, усвоенных на этом уроке знаний, на материале рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

- заполняют проектную карту урока

Познавательные УУД

точное понимание цели работы.

 

 

 

Поиск решения проблемы. Открытие новых знаний

Учитель географии:

- Что же такое тайга, и чем она отличается от других природных зон?

Анализирует особенности флоры и фауны тайги,

Обобщает: что нового узнали о тайге?

Учащиеся приводят свои примеры. Фиксируют в таблицу в таблицу в проектной карте урока известное.

 

Слушают учителя, записывают в таблицу новую информацию

Учитель литературы:

- Какие из услышанных названий животных, птиц, рыб, деревьев вы встретили в тексте?

Выполнение задания игра «Мир природы» в рабочих тетрадях по литературе.

Параллельно знакомятся с названиями ученых, которые занимаются изучением соответствующих видов флоры и фауны.

 

- Почему в рассказе нет подробного описания тайги?

 

 

 

 

- Сравните, как описываются эти места в следующем отрывке? Чем отличаются научное и художественное описание?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какую опасность может представлять  тайга для человека? Приведите примеры.

 

- Что случилось с Васюткой в рассказе?

 

- Почему мальчик заблудился  в тайге?

 

- Что делал главный герой, оказавшись на протяжении нескольких дней один на один с природой тайги? Как это его характеризует?

 

- Давайте представим себя на месте Васютки, который преодолел все трудности, извлек таежные уроки, вернулся домой, и составил памятку тем, кто мог бы оказать  в такой же непростой ситуации, как он сам.

Работают с текстом, приводят примеры: медведь (упоминание), белка, глухарь, кедровка, утки, кедр, сосна…

 

Работая и обсуждая в группах,  записывают названия деревьев, рыб, зверей, птиц, упоминающихся в произведении.

 

 

Предполагают, что в художественном тексте на первом месте стоит художественное изображение описываемых событий, а не точная передача научных сведений.

 

 

Работают в парах с текстом:

Если вам придется когда-то очутится в диком труднопроходимом хвойном лесе, которому не видно ни конца, ни края, знайте, что это все тайга. Это самая большая наземная природная зона, которая занимает около 27% от площади всех лесов нашей планеты. В Евразии тайга берет начало на Скандинавском полуострове и тянется до берегов Тихого океана. Именно евразийская тайга является крупнейшей непрерывной лесной зоной на Земле.

Но это не единственная особенность этой природной зоны. Тайга также является самой северной лесной зоной Земли, ведь она произрастает в суровых климатических условиях. Тайга представляет собой лесную зону, в которой преобладают хвойные породы деревьев, так как лиственные деревья просто не приспособлены к столь суровым условиям. В зоне тайги берут начало многие равнинные реки России — Волга, Онега, Северная Двина, Вятка, Кама, Васюган, Пур, Таз, Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Лена, Вилюй и др. Здесь проходит часть мирового водораздела между бассейнами Северного Ледовитого и Атлантического океанов и замкнутой евразиатской областью внутреннего стока. Крупнейшие реки России — Обь, Енисей и Лена пересекают тайгу с юга на север.

В зоне тайги сосредоточено большое количество болот, озер и крупных водохранилищ (Рыбинское, Камское, Братское, Вилюйское и др.). Тайга богата подземными водами. Таким образом, все природные комплексы тайги имеют достаточное и избыточное увлажнение. Соотношение тепла и влаги в значительной мере определяет развитие растительности и почв.

 

Приводят примеры, среди которых, помимо жизненных, будет пример из текста изучаемого произведения.

Отвечают на вопросы, используя текст учебника

 

 

 

 

 

 

Работают в группах с текстами, в ходе обсуждения составляют памятку «Если ты заблудился в лесу», записывают в проектную карту урока.

 

Учитель ОБЖ

·         Расскажите, как же вел себя Васютка, который заблудился а таежном лесу?

·         А теперь давайте проверим, правильно ли действовал Васютка.

 

Учитель ОБЖ систематизирует ответы учащихся: какой урок мы с вами можем извлечь из всего сказанного? Как вы будете вести себя, если вдруг попадете в такую же ситуацию, как Васютка?

 

 

 

Каждая группа выдвигает спикера, который зачитывает свой вариант памятки

Работа со слайдом презентации (у каждой группы аналогичная памятка на столе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель литературы:

Давайте нарисуем словесный портрет Васютки. - - Каким мы увидели главного героя рассказа?

- Что он почувствовал, когда осознал, что с ним произошло?

- С чем сравнивает мальчик тайгу, как её называет?

- Какие черты характера мальчика тайга помогла раскрыть?  Как это произошло?

Называя личностные качества Васютки, подтвердите свое мнение примерами из текста.

 

Называют качества, подтверждают текстом правильность своего ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Закрепление

Учитель литературы: давайте составим два синквейна, посвященных тайге и нашему главному герою.

При составлении учтем все, о чем мы сегодня говорили на уроке, используя географический, литературный материал и памятки по ОБЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тайга

бескрайняя, щедрая

Испытывает, учит, дарит

Тайга дает уроки жизни

Учитель

 

Васютка

Наблюдательный, умный

Анализирует, вспоминает, не унывает

Васютке помогает жизненный опыт.

Герой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

·         Какую задачу ставили на уроке?

·         Удалось ли решить поставленную задачу?

·         Каким способом?

·         Какие получили результаты?

·         Что нужно сделать ещё?

·         Где можно применить новые знания?

Осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности),

Самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

 

Домашнее задание

На выбор:

1. Иллюстрированное  составление памятки от имени современного Васютки «Если ты заблудился в лесу»

2. Письменный ответ «Чему научила меня таежная природа рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

3. Презентация «Жители тайги на страницах рассказа «Васюткино озеро» В.П. Астафьева.

Записывают домашнее задание

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Методическое сопровождение ресурса

Методическое сопровождение ресурса

Формирование универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий

Какие опасности таит в себе лес для жизни человека» (Малецкая

Какие опасности таит в себе лес для жизни человека» (Малецкая

Восстановитель». Для проверки верности ответов учитель использует групповое обсуждение

Восстановитель». Для проверки верности ответов учитель использует групповое обсуждение

Отмечает особенность урока, на котором переплетаются литература, география и обж

Отмечает особенность урока, на котором переплетаются литература, география и обж

Какую опасность может представлять тайга для человека?

Какую опасность может представлять тайга для человека?

Приведите примеры. - Что случилось с

Приведите примеры. - Что случилось с

Учитель литературы: Давайте нарисуем словесный портрет

Учитель литературы: Давайте нарисуем словесный портрет

Учитель литературы: давайте составим два синквейна, посвященных тайге и нашему главному герою

Учитель литературы: давайте составим два синквейна, посвященных тайге и нашему главному герою
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017