Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание
Оценка 4.6

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
19.11.2018
Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание
Конспект урока Труд и творчество.docx
Тема урока: Труд и творчество. Класс:  5 Цели урока: сформировать представление о том, какое значение имеет твор­ чество в трудовой деятельности человека; сравнивать трудовую деятельность человека с трудом животных; охарактеризовать виды творчества;  раскрыть значение понятий "творчество, ремесленник, мастер". Планируемые результаты:  1)   предметные:  обучающиеся   научатся   выявлять   характерные   черты трудовой   деятельности   человека;   объяснять   смысл   понятий   "мастер  и ремесленник";   систематизировать   обществоведческую   информацию   и представлять ее в виде таблицы (схемы);  2) метапредметные УУД:  обучающиеся научатся:  ­  обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;  ­ определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;  ­ составлять план действий;  ­ осуществлять расширенный поиск информации с использованием справочной литературы;  обучающиеся получат возможность научиться: ­ анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.  3) личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное   участие   в   общественной   и   государственной   жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества. Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; шаблон  «дерева творчества» и его элементов (плоды, цветы, листья); проектор;  мультимедийная презентация. Тип урока: открытие нового знания. Ход урока I. Организационный момент. ­ Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. ­ Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас много гостей.  Поприветствуйте их и начинаем работать. II. Актуализация знаний . ­ На прошлом уроке мы говорили с вами о том, что такое труд вообще,  насколько он важен, насколько необходим, а также о том, что дает человеку  труд. Немного повторим изученный материал с помощью игры "да ­ нет". На  слайдах  будут появляться некоторые утверждения, вы отвечаете "да" или "нет" с помощью сигнальной карточки.  Напоминаю: красный цвет сигнальной  карточки ­ "нет", зеленый цвет ­ "да" (приложение №1). (слайды №1­5) ­ Следующая игра  называется «Антонимы» (слайд №6). На слайдах будут  появляться слова, характеризующие труд. Ваша задача ­ вспомнить антоним к  этому слову. Кто готов отвечать, поднимает сигнальную карточку.  (Приложение 2).  ­ Следующая игра ­ "Кладовая мыслей" (работа в парах). У вас на столах  карточки со словами. Вам нужно собрать из них предложения. (одни  обучающиеся собирают пословицы о труде, другие ­ высказывания о  творчестве, Приложение 3)  ­ Что у вас получилось? (1. Труд добро творит.                                            2. Труд человека кормит, а лень портит") ­ Какое понятие объединяет эти пословицы? (Труд) ­ А у вас какие высказывания получились? (1. "Способность творить ­   великий дар природы" (В.Г. Белинский) 2. "Творчество ­ начало, дающее человеку бессмертие" (Р. Роллан) ­ Какое понятие объединяет эти высказывания? (Творчество) III. Постановка цели урока. ­ Эпиграфом к уроку я выбрала слова М.Горького: "Нужно любить то, что  делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества".   (слайд №7) ­ Можем ли мы с вами по тем пословицам и высказываниям, а также по  эпиграфу назвать тему сегодняшнего урока? (Труд и творчество). ­ Запишите в тетрадях число и тему урока:  "Труд и творчество". (слайд №8) ­ Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (что означает это слово,  какие виды творчества бывают и т.п.)  ­ Как вы думаете, какие цели мы с вами запланируем на урок? На слайдах у  вас есть подсказки ­ начало предложения. Итак, давайте попробуем  сформулировать цели нашего урока. (научимся объяснять, какое значение  имеет  творчество в трудовой  деятельности человека; сможем сравнить  трудовую деятельность человека с трудом животных;  раскроем значение  понятия "творчество").  (слайд № слайды №9,10,11) ­ Действительно, сегодня мы постараемся достичь не только этих целей, но  может получиться так, что в ходе урока мы узнаем еще что­то новое, получим возможность научиться чему­то другому. В конце урока сравним  поставленные цели с результатами нашей работы.  IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного  материала. ­ Любой ли труд является творческим? Может ли человек научиться работать  творчески? Обсудим эти вопросы на нашем уроке. ­ Рассмотрите слайды. Что вы видите? (слайд №12 ­ Изображения  муравейника, пчелиного улья, бобров, строящих плотину, птицы, строящей  гнездо; слайд №13 ­ Изображения работающих людей).  ­ У вас на столах лежат карточки с текстом. Ваша задача: прочитать текст и  найти ответы на вопросы. Вопросы даны на слайде. Работаем в карточке  карандашом.  (Вопросы (слайд №14): 1)  Можно ли сделать вывод о том, что животные тоже трудятся? (нет) 2) Что лежит в основе деятельности животного?  (условные и безусловные  рефлексы ­ инстинкты) 3) Что лежит в основе деятельности человека? (принцип целеполагания) 4)  В чем отличия деятельности человека от деятельности животного?  (Животное всегда выполняет одни и те же действия, необходимые ему для  жизни. Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать: какую  цель поставит; какие средства подберет для ее достижения, сколько времени  потратит. Человек, используя природные материалы, умеет создавать  различные машины и инструменты.  Человек постоянно видоизменяет  (совершенствует) то, что создал, т. е. умеет творить).  (Проверка выполнения задания (слайд №15).) ­  Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 82­83 учебника.  Прочитайте текст.  Ответьте на следующие вопросы: 1. О ком идет речь? (О. К.Э. Циолковском)  2. Что интересного вы узнали о нем?  3. Какие трудности пришлось преодолеть Циолковскому в детстве? 4. Как вы думаете, что помогло ему их преодолеть? ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – тихонечко всем сесть. ­ Часто можно услышать фразу: «Настоящий мастер своего дела». А что  означает это слово? (ответы детей). ­ А что означает понятие "ремесленник"? Найдите это определение в учебнике и прочитайте его. Как вы думаете,  чем мастер отличается от ремесленника?  (ответы детей). ­ Сейчас мы попробуем с вами выделить отличия ремесленника от мастера с  помощью  фрагментов из разных словарей. У вас на столах карточки с  текстом. Словарь словарь  Ефремовой словарь  Ожегова Мастер Специалист, достигший  высокого искусства в своём  деле. Человек, достигший  высокого искусства в своем  деле, вкладывающий в свой  труд смекалку, творчество,  делающий предметы  необычные и оригинальные. Ремесленник Работник, занимающийся  каким­либо ремеслом. 1. Человек, который занима­ ется, владеет профессио­ нальным ремеслом.   2. Человек, который работает  по шаблону, без творческой  инициативы. 3. В переносном смысле,  ремесленник (в отличие от  художника, творца) — тот, кто работает без творческой  инициативы, вдохновения,  шаблонно. Задание: Прочитайте определения понятий "мастер" и "ремесленник".  Найдите  отличия труда мастера от труда ремесленника, подчеркните их  карандашом прямо в карточке. Что у вас получилось? (проверка выполнения  задания, слайд №16). Ремесленник Работает по шаблону и трафарету Вкладывает в свой труд смекалку, творчество Пользуется известным набором  инструментов Умеет создавать новые оригинальные,  необычные предметы Мастер ­ Среди ремесленников встречаются такие люди, которые вызывают  восхищение любовью к своему делу, погружают нас в приятное созерцание  созданных ими предметов. Об этих ремесленниках говорят: «У них золотые  руки». ­ Рассмотрите иллюстрации на с. 84 учебника.  Как вы думаете, какие предметы сделал ремесленник, а какие — мастер?  Поясните свой ответ. (ответы детей) ­ Я предлагаю вам следующее домашнее задание: подготовить сообщение о  русских народных промыслах по плану. План и название промысла даны на  карточке. Кому какой промысел достанется, решит случай. (учащимся  предлагается вытащить карточку с каким­либо промыслом). Приветствуется,  если ваш рассказ будет сопровождаться рисунками или иллюстрациями.  (Промыслы:  Гжель Палехская миниатюра Дымковская игрушка Хохлома Жостовская роспись Городецкая роспись Оренбургский пуховый платок Матрешка Каслинское литье Вологодское кружево Павловопосадский платок        План сообщения: 1. Место возникновения промысла. 2. Время возникновения промысла. 3. Особенности промысла (его отличия от других).   ­ слайд №16 ­ Динамическая пауза для глаз (учащиеся выполняют упражнения для глаз) ­  Перед вами слова:  фантазия, шаблон, воображение, мастерство (слайд  №18). Какое слово лишнее в перечне и почему?  (ответы детей). ­ Перед вами высказывание советского писателя Николая Островского:  "Творческая работа ­ это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно  радостный труд". (слайд №19) ­ Так что же такое творчество? (ответы детей). Найдите это определение в  учебнике (с.83), прочитайте  и выпишите в тетрадь. (учащиеся выписывают  определение в тетрадь) ­ Занимаетесь ли вы каким­то творчеством? Приведите примеры своего  творческого опыта (ответы детей) — Поработаем с учебником. Какие виды творчества называют авторы  учебника? Попробуем представить их в виде схемы. (Ответы учеников,  составление схемы.) V. Подведение итогов уроков. ­ Скажите, пожалуйста, узнали ли вы на уроке что­то новое, интересное для  себя? (ответы детей) ­ Все ли поставленные цели урока мы достигли? (ответы детей) VI. Рефлексия. ­ Поскольку наш урок был посвящен творчеству, предлагаю украсить «дерево  творчества».  На партах у вас плоды и листья. Красное яблоко  означает ­   "мне не понравился урок, ничего нового я не узнал; зеленое яблоко ­ "мне  понравился урок, я узнал много интересного"; желтый листок ­ "я не очень  доволен своей работой на уроке"; зеленый листок ­ "я доволен своей работой  на уроке". (дети украшают дерево, работают в группах;  затем один ребенок  от группы вывешивает "дерево" на доске). ­ У вас на партах оценочные листы  (Приложение 5). Прочитайте задание и  заполните лист. Обращаю ваше внимание на то, что это не окончательная ваша оценка. Вы сможете получить дополнительную оценку, выполнив домашнее  задание. ­ И завершить урок мне хотелось бы словами Константина Ушинского:  «Если  вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само  отыщет вас». Спасибо за урок!  Приложение 1. Утверждения: 1. Труд ­ это деятельность человека, не требующая знаний и умений. (нет) 2. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. (да) 3.  Пошив платья в ателье ­ это услуга. (да) 4. Заработная плата работника ­ это плата за труд. (да) 5. За добросовестный труд может быть наложено взыскание в виде штрафа.  (нет) Игра "Антонимы" Приложение 2. 1. Временный   (постоянный) 2. Сложный   (простой) 3. Физический (умственный) 4. Безвозмездный  (оплачиваемый) 5. Принудительный (добровольный) 6. Автоматизированный  (ручной) 7. Индивидуальный (коллективный) 8. Традиционный (творческий) Игра "Кладовая мыслей" Приложение 3. 1. Труд добро творит. 2. Труд человека кормит, а лень портит" 1. "Способность творить ­  великий дар природы" (В.Г. Белинский) 2. "Творчество ­ начало, дающее человеку бессмертие" (Р. Роллан) Приложение 4. Животное выполняет всегда одни и те же действия, необходимые ему для жизни: разыскивает пищу, преследует добычу, заготавливает корм. Это условные и безусловные рефлексы, с которыми ты познакомишься на уроках биологии. Ни   одно   животное   не   создаёт   чего­то   нового,   до   него   никем   не виданного, не деланного, не испробованного. Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать: какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, сколько времени на это понадобится. То есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование ­ это черта деятельности человека. Человек учится трудиться. Он может делать только то, чему научился, и настолько хорошо, насколько овладел своим делом. Человек, используя природные материалы, умеет создавать для своей деятельности различные машины и инструменты. Создавать средства труда, облегчающие его, может только человек. Есть ещё одно отличие «труда» животных от трудовой деятельности человека.   Люди   постоянно   изменяют   (совершенствуют)   то,   что   создали. Посмотри фото (с. 82 учебник), какими были первые счётные машины и как выглядят современные суперкомпьютеры. Фамилия, имя___________________________________________ Оценочный лист. Приложение 5. "Я" Отметка "Мой сосед" Отметка  "отлично"  "отлично"   "хорошо"  "хорошо"      "удовлетворительно" "удовлетворительн о"    "плохо"  "плохо" 1. Оцени свою работу на уроке. Поставь любой знак (+, V) в графе "Отметка". 2. Вспомни ответы своего соседа по парте, оцени его работу на уроке, поставь  знак (+, V) в графе "Отметка".

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание

Технологическая карта и презентация урока "Труд и творчество" 5 класс, обществознание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018