Технологическая карта итогового педсовета в школе: рекомендации к составлению

  • Документация
  • Доска объявлений
  • Контроль знаний
  • Мероприятия
  • Памятки
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 24.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Итоговый педсовет в школе должен в корне отличаться от традиционных июньских школьных педсоветов с поспешно подготовленными скучными докладами директора и замов, лихорадочным заполнением «под шумок» журналов, отчетов и прочих документов, призывами принять активное участие в формулировке решения и т.д. и т.п. Как подготовить такой педсовет? Что нужно сделать в первую очередь при подготовке к итоговому педсовету в школе? В какие сроки? Какие проблемы наиболее полно, объективно и всесторонне выявить и очертить? Данная публикация содержит методические рекомендации к составлению технологической карты итогового педсовета.
Иконка файла материала педсовет.docx
Технологическая   карта   итогового   педсовета   в   школе:   рекомендации   к составлению  1. Общие положения итогового педсовета в школе  Цель педсовета: выявить стратегические проблемы школы и определить основные пути их решения.  Задачи педсовета:      сформулировать основные проблемы школы как исходные позиции для ее развития;  создать   в   педагогическом   коллективе   атмосферу   творческой,   позитивной «неудовлетворенности собой»;  оценить достижения педагогического коллектива и отдельных учителей;  определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем.  Ответственный   за   общее   руководство   и   подготовку   педсовета   –   заместитель директора по научно­методической работе (НМР).  Ответственные за отдельные направления:         директор   школы:   анализ   общих   проблем,   утверждение   плана   проведения педсовета, формулировка проекта решения педсовета;  психологическая   служба:   разработка   диагностических   методик   для определения   психологической   комфортности   учащихся,   педагогов   и родителей;  учебная часть: анализ итогов образовательной деятельности школы;  научно­методическая   служба:   разработка   диагностических   методик   для анализа результатов образовательной деятельности школы;  аналитическая   служба:   подготовка   аналитической   записки   по   итогам образовательной деятельности школы;  заместитель   директора   по   воспитательной   работе:   подготовка диагностических методик по определению эффективности воспитательного процесса в школе и анализ результатов воспитательной работы с учащимися;  библиотека:   анализ   деятельности   библиотеки,   характера   и   динамики читательских интересов;   медицинская   служба:   анализ   состояния   здоровья   педагогов   и   учащихся,   динамики заболеваемости;  служба   информационно­технического   обеспечения:   анализ   состояния информационно­технического   обеспечения   образовательного   процесса; информационная поддержка педсовета;  центр   дополнительного   образования:   анализ   работы   по   оказанию дополнительных   образовательных   услуг   населению;   подготовка диагностических методик по изучению образовательных запросов жителей микрорайона;     методические   объединения: научно­методический совет школы: анализ состояния научно­методической работы в школе и ее особенностей; подготовка выставки о педагогических и научно­методических достижениях учителей школы;    анализ   образовательной   деятельности предметного методического объединения, коллективных и индивидуальных достижений педагогов;  родительский комитет: анализ работы родительского комитета, диагностика уровня   удовлетворенности   родителей   результатами   образовательной деятельности школы;  административно­хозяйственная   часть:   анализ   работы   по   материально­ техническому   обеспечению   образовательного   процесса;   оформление кабинета для проведения педсовета;  ученический   комитет:   анализ   деятельности   ученического   комитета; диагностика   уровня   удовлетворенности   школьников   организацией   учебно­ воспитательной работы в школе;   финансовая служба: анализ финансовой политики школы;   секретариат:   информирование   членов   педсовета   о   времени   и   месте   его проведения. 2. Организация аналитической работы на итоговом педсовете в школе  Как   выявить   и   четко   обозначить   имеющиеся   проблемы?   Как   отсечь   мелкие, несущественные   вопросы   от   наиболее   значимых   для   развития   школы?   Как   грамотно сделать   анализ   проведенной   работы?   Ответственный   за   общее   руководство   за   ходом аналитической   работы   –   заместитель   директора   по   НМР.   2.1.   Проблемный   анализ деятельности всех подразделений школы осуществляется по схеме «от конца к началу» (М.М. Поташник, В.С. Лазарев): • выявление того, что не удовлетворяет в результатах работы школы (подразделения); • определение проблем учебно­воспитательного процесса (вида   деятельности);   •   поиск   недостатков   в   условиях   (кадровое,   научно­методическое, информационно­техническое,   материально­техническое,   финансовое,   мотивационное, нормативно­правовое   обеспечение),   определяющих   дефекты   учебно­воспитательного процесса (вида деятельности). 2.2. На основе этой схемы разрабатываются, подбираются или модифицируются диагностические методики, позволяющие сделать адекватный анализ школьной ситуации. Срок представления пакетов диагностических методик – до 1 марта. 2.3. Пакеты диагностических методик рассматриваются и утверждаются на совещании при директоре   –   3   марта.   2.4.   С   учетом   общей   логики   и   предлагаемых   методик   анализа разрабатываются конкретные схемы аналитических отчетов подразделений школы. Срок представления оригинал­макетов схем – до 15 марта. 2.5. Оригинал­макеты схем отчетов утверждаются на совещании при директоре – 17 марта. Тиражирование схем – до 19 марта. 2.6. Установка и инструктаж о порядке подготовки аналитических отчетов и проведения диагностического исследования даются на заседании научно­методического совета – 20 марта. 2.7. Проведение диагностического исследования – по утвержденному графику – до 20 апреля. 2.8. Анализ полученных материалов, написание текстов аналитических отчетов – до 30 апреля. 2.9. Обобщение аналитических отчетов подразделений школы, подготовка общего аналитического отчета – до 15 мая. 2.10. Анализ школьной ситуации по материаламинформационно­техническая   поддержка, отчета,   выявление   и   формулировка   основных   проблем   школы,   определение   замысла проведения   итогового   педагогического   совета   проводятся   на   заседании   научно­ методического   совета   (возможно   применение   мозгового   штурма   или   другой   активной формы коллективной мыследеятельности) – 19 мая. 3. Проведение итогового педсовета в школе   Кто   разрабатывает   детальный   план   подготовки   и   проведения   педсовета?   Каков порядок   его   реализации?   Ответственный   за   подготовку   и   проведение   педсовета   – заместитель директора по учебно­воспитательной работе (УВР). 3.1. Разработка детального плана и определение формы проведения педагогического совета. Доклад на совещании при директоре – 26 мая. 3.2. Распределение заданий по подготовке педсовета (выступления, оформление,   материально­техническое обеспечение, решение, раздаточный материал и т. д.). Инструктивное совещание – 30 мая. 3.3. Контроль над выполнением индивидуальных и групповых заданий по подготовке к педсовету:   заслушивание   отчетов,   собеседования,   консультации,   проверка   готовности, оказание   конкретной   помощи,   координация   взаимодействия   исполнителей.   Возможно, целесообразно подготовить для каждого краткую письменную инструкцию – до 22 июня. 3.4.   Подготовка   проекта   решения   педагогического   совета,   его   тиражирование   в достаточном   для   эффективного   обсуждения   количестве   –   до   22   июня.   3.5.   Сверочное совещание при директоре о готовности к проведению педагогического совета – 23 июня. 3.6. Проведение итогового педсовета – 25 июня. 3.7. План обсуждения итогов учебного года предположительно должен включать следующие вопросы: • Насколько достигнуты цели   и   задачи   работы   школы   в   текущем   учебном   году?   В   какой   мере   выполнен Государственный   стандарт   образования?   Достигнут   ли   запланированный   уровень обученности учащихся? Произошли ли изменения в уровне воспитанности школьников? Насколько решены программы профессиональной ориентации и профильной подготовки учащихся? Как развиваются познавательные интересы детей? Есть ли успехи в области научно­исследовательской работы учащихся? Укрепляется ли здоровье детей? И т. п. • Какие факторы повлияли отрицательно (положительно) на качество результатов? Какие условия создавались для достижения образовательных и воспитательных целей школы? В какой   мере   удовлетворены   образовательные   потребности   населения?   •   Насколько рационально организован труд учащихся и учителей? Как это отразилось на результатах образовательной   деятельности   школы?   •   Как   изменился   уровень   профессионализма учителей и качество преподавания и воспитания? Как это повлияло на достижение целей школы?   •   Какие   инновационные   и   традиционные   технологии   использовались   и   как   это сказалось   на   результатах   обучения   и   воспитания   учащихся?   Какие   авторские   работы, методики,   технологии   были   созданы   учителями   школы?   Что   было   адаптировано, заимствовано   из   передового   педагогического   опыта?   •   Как   организована   работа   по социальной   адаптации   учащихся,   развитию   творческого   потенциала   детей?   Какие конкретные   результаты   здесь   достигнуты?   •   Каково   состояние   работы   по   обеспечению здорового   образа   жизни   детей   и   сотрудников?   Как   осуществляется   профилактика заболеваний?   •   Как   отразилась   на   качестве   обучения   и   воспитания   деятельность методических   объединений,   творческих   и   научных   коллективов?   Какую   работу   с педагогами   проводила   администрация   и   какова   ее   эффективность?   Каково   состояние микроклимата в коллективе и влияние на качество обучения и воспитания деятельности психологической   службы,  социального  педагога?  •  Насколько   эффективно  проводиласьработа   с   родителями?   Достаточно   ли   действенны   связи   школы   с   общественными   и государственными организациями и учреждениями? • Какое влияние на совершенствование образовательной  деятельности  оказал внутришкольный  контроль?  • Как можно оценить состояние управления школой? В какой мере оно обусловило достижение целей школы? 3.8.   Разработка   плана   реализации   решений   педсовета   –   до   30   июня.   4.   Список ответственных и определение рамок ответственности Кто конкретно отвечает за каждый аспект подготовки  и проведения педсовета? Как взаимодействуют  все исполнители?  К какому   сроку   и   в   какой   форме   должны   быть   представлены   результаты   этой   работы? Заместитель   директора   по   учебно­воспитательной   работе:   •   Проводит   инструктивное совещание   руководителей   методических   объединений   по   организации   аналитической работы. Каждый из них должен получить образцы схем отчетов, диагностических методик, четкую   инструкцию  о  сроках  и  форме  представления  результатов. Главное  –  добиться понимания   значения   и   ответственности   этой   работы.   Положительный   настрой   –   это половина успеха! • Собирает аналитические отчеты учителей, методических объединений, руководителей   факультативов   и   пр.   Ни   в   коем   случае   не   пускать   на   самотек   ход подготовки отчетов и выполнения диагностических процедур! Консультации, проявление интереса,   опросы,   беседы   –   ежедневно.   •   Осуществляет   анализ   результатов образовательной   деятельности,   представив   их   в   наглядной   форме   (таблицы,   графики, диаграммы). В случае затруднения обращается за помощью к заместителю директора по НМР, психологу, директору школы. Определяет основные выводы и проблемы, возможные пути их решения. Оформляет результаты анализа в виде проблемно­аналитического отчета. •   Разрабатывает   детальный   план   проведения   педсовета,   согласовывает   его   с руководителями подразделений школы, заместителем директора по НМР и директором и представляет   на   рассмотрение   на   совещании   при   директоре   в   форме   технологической карты. • Составляет список ответственных за проведение педсовета и памятки­инструкции для них. Проводит  с этими людьми установочное инструктивное совещание.  • Готовит проект решения педсовета, согласовав его с руководителями подразделений и директором школы.   Организовывает   его   тиражирование.   Заместитель   директора   по   воспитательной работе: • Проводит инструктивное совещание с классными руководителями по организации аналитической   работы.   •   Собирает   аналитические   отчеты   классных   руководителей.   • Осуществляет   анализ   эффективности   воспитательной   работы   в   школе.   •   Готовит предложения в проект решения педагогического совета. • Оказывает организационную и консультационную   помощь   ученическому   совету   по   проведению   анализа   его   работы.   • Организовывает   диагностику   психологической   комфортности   учителей,   учащихся   и родителей (совместно с психологической службой). • Руководит  подготовкой выставки лучших   работ   учащихся   по   итогам   года.   Не   будем   утомлять   читателей   дальнейшим описанием   этого   раздела,   поскольку   его   алгоритм   весьма   прост.   Необходимо   только указать точную дату выполнения каждого поручения. 5. Номинации Кто будет награжден за особые педагогические достижения? Как это лучше сделать? Кто должен определять номинантов? 5.1. Лучшие достижения учителей, методических объединений, творческих групп,   подразделений   школы   на   итоговом   педсовете   отмечаются   по   различным номинациям: «Учитель года», «Методическое объединение года», «Поиск и творчество», «Классная   мама»   и   др.   Количество,   названия   номинаций   и   требования   к   номинантам определяются   научно­методическим   советом.   5.2.   Список   номинантов   составляется   наоснове закрытого анонимного анкетирования,  которое  проводится после представления кандидатур номинантов методическими объединениями и научно­методическим советом. 5.3. Победители в номинациях объявляются на итоговом педсовете и соответствующим образом   премируются.   5.4.   На   педсовете,   кроме   того,   должен   получить   надлежащую оценку любой позитивный опыт работы школы.