Технологическая карта к уроку литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Почему?"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
23.12.2018
Цели урока:
Продолжить знакомство учащихся с произведениями В.Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.
Задачи:
- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
техн.карта по лит. чтению.docx
МБОУ «Аликовская СОШ им.И.Я.Яковлева»
Тема. В. Осеева «Почему?».
Цели урока:
Продолжить знакомство учащихся с произведениями В.Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.
Задачи:
Планконспект урока литературного чтения по рассказу В.Осеевой «Почему?.»
Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то,
что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
(УМК «Начальная инновационная школа», автор учебника Меркин Г.С, 3 класс)
Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Оборудование:
Видео урок об авторе, карточки с планом текста, презентация.
Универсальные учебные действия.
1. Личностные
Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Учитель: Иванова Оксана Леонидовна
Уважать мнение одноклассников.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Познавательные:
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной
последовательности.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и
делать выводы
4.Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Этапы урока
Деятельность учителя
1.Организацио
нно
мотивационный
.
Слайд
1,2
Учитель даёт эмоциональный настрой на урок.
Доброе утро, ребята!
Я желаю вам сегодня добра,
Вы желаеете мне сегодня добра,
Если вам будет трудно,
Я вам помогу.
2.Целеполаган
Тему урока можно определить из высказывания.
Деятельность
обучающихся
Эмоционально настраиваются на урок
Контролируют готовность к уроку
УУД
Позитивное отношение к
предстоящей деятельности,
включение в учебную
деятельность.
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества
Управление поведением
партнера
Коммуникативные: ие, выход на
тему урока.
Актуализация
знаний.
Какое слово спрятано?
«… это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что
можно делать и чего нельзя».
Разобраться нам поможет рассказ В.Осеевой
«Почему?»
Первое знакомство с произведением было на прошлом
уроке. Но ведь при первичном чтении трудно всё
понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели
всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и
попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому
настоящему чтению
От чьего имени ведется рассказ? Назовите главных
героев.
Попробуйте восстановить события в рассказе.
У вас на столах карточка, поработайте группами,
расставьте правильно номера событий.
Это… Бум!
Мальчик с собакой.
Чашка разбилась.
Он будет жить в будке.
Бум наказан.
Бум один на крыльце.
Ночью.
Расстроенный лай.
Все дома!
Сын признался.
У каждого свое «почему?»
Умение полно и точно
выражать свои мысли
Регулятивные УУД:
закреплять умение
контролировать и
корректировать свою
деятельность
.
Регулятивные:
Способность фиксировать
учебную проблему,
определять область знания
и незнания, способа
действий
Ведут диалог с педагогом, высказывают
предположения.
1. Мальчик с собакой.
2. Чашка разбилась.
3. Это… Бум!
4. Он будет жить в будке.
5. Бум наказан.
6. Бум один на крыльце.
7. Ночью.
8. Расстроенный лай.
9. Сын признался.
10. Все дома!
11. У каждого свое «почему?»
Анализ
произведения.
1) Что однажды случилось с мальчиком?
2) Почему мальчик не признался маме сразу?
Ведут диалог с педагогом, высказывают
предположения.
Мальчик сильно испугался. Чашка была
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на события,
поступки.
Познавательные УУД:
совершенствовать умение
работать с текстом,
формировать умение
сравнивать, анализировать,
обобщать информацию,
проводить аналогии и
делать выводы
Личностные УУД:
воспитывать вдумчивого
читателя, способного
эмоционально откликаться
на художественное
произведение
3) Как ты думаешь, он обманывал раньше?
4) Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил
блюдце?
: Взрослые всегда могут догадываться, что их
обманывают. Она знает, что чашку разбил сын. Это
понятно по ее внешнему виду.
Учитель: Найдите в тексте, как автор описывает
внешность мамы в этот момент(с.53,абзац 1) 1
Почему мама не показала, что догадалась, кто разбил
чашку?
5) Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?
6) Легко ли было маме принять решение, что Бим
будет жить в будке?(аргумент)
7) Зачем автор приводит описание природы?
8) Какие краски В.Осеева использует для этого?
Перед вами незаполненный кластер, ключевым словом
которого является слово ПРИРОДА. Работая с
текстом в учебнике, заполним недостающие звенья
кластера.
папина, а в семье после смерти отца
берегли каждую его вещь. Чашка очень
была дорога маме и сыну.
Мальчик раньше никогда не обманывал.
Он не встал изза стола, а “Тихонько
сполз”, он понимает, что натворил и
встает неуверенно и боязливо.
Дети читают строки с аргументами.
Мама пыталась помочь сыну сказать
правду. Дважды она спросила его: “Ты
очень испугался?”, а потом: “Если ты …
нечаянно”…
Лицо у мамы потемнело….. до слов “Я
молчал”.
“лицо потемнело”, “глаза смотрели
поверх стола в одну точку”, “присев к
столу она о чемто задумалась”, “лицо
стало.
Мама пыталась помочь сыну сказать
правду. Дважды она спросила его: “Ты
очень испугался?”, а потом: “Если ты …
нечаянно”…
Автор с помощью описания природы
перед грозой передает чувства мальчика
в этот момент, его переживания
.Валентина Осеева использует темные
тона: серые, черные, темносиние.
Мальчик испытывает тревогу, страх,
переживание, мучение совести и т.д.
Автор с помощью описания природы
перед грозой передает чувства мальчика 9) Какие чувства испытывает мальчик во время грозы?
(аргумент: с.55,2 абзац)
10) Какими красками ты бы изобразил душевное
состояние главного героя?
11) Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме?
12) Какую роль в рассказе играет фотография отца?
13) Попробуй ответить на вопрос, над которым
размышляет главный герой?
14) Какой момент вы считаете кульминационным?
14) Как вы относитесь к мальчику?
в этот момент, его переживания.
Сначала мальчик нам не понравился,
потому что по его вине страдал Бум.
А теперь я думаю, что у героя сильный
характер, потому что он смог сказать
маме правду.
Каждая группа получает 2 палитры: на
одной вы обозначите свое отношение к
главному герою в начале рассказа, а на
другой – в конце рассказа.
15) Как автор относится к своему герою?
. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет
право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти
правильное решение, исправить ее. И еще. Может
быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое
время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы
сегодня не говорили. Именно совесть, которая живёт в
сердце каждого человека, показывает, как правильно
жить и правильно поступать.
. Если бы она хотела показать главного
героя ловким обманщиком и предателем,
то она не стала бы подробно
рассказывать, как выглядел мальчик,
какие чувства испытывал в этот момент.
Автор жалеет. Дает возможность
исправиться.
Обобщение.
Работа над
пословицами.
Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы
вынесли для себя, познакомившись с произведением
В.А.Осеевой “Почему?”.
Учащиеся записывают в тетрадь. От человека утаишь, а от совести не утаишь.
Нечистая совесть спать не дает.
Ошибайся, да сознавайся.
Где правда, там и счастье.
•
•
•
•
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Ребята, вернемся к цели урока, поставленной нами в
начале урока. На все ли вопросы нашли ответы?
Что такое совесть? (см. в толковый словарь)
А теперь попробуем составить синквейн к слову
совесть.
Самооценка.
«СОВЕСТЬ внутреннее сознание
добра и зла; тайник души, в котором
отзывается одобрение или осуждение
каждого поступка; способность
распознавать качество поступка;
чувство, побуждающее к истине и
добру, отвращающее ото лжи и
зла».
Коммуникативные УУД:
формировать умение
работать в паре, в
коллективе
СОВЕСТЬ.
ЧИСТАЯ, БЕСПОКОЙНАЯ.
МУЧАЕТ, ТЕРЗАЕТ, ПОБЕЖДАЕТ
СТЫД НЕ ДЫМ, А ГЛАЗА ЕСТ.
ЧЕСТЬ.
Что объединяет рассказы В.Осеевой?
Ребята работают парами.
Совесть
Тихая, спокойная
Убаюкивает, вдохновляет,
тревожит
Поступаешь праведно, сердце
счастливо
Жизнь
Просмотр видеофильма.
Личностные УУД : Оценка
жизненных ситуаций и
поступков героев с точки
зрения общечеловеческих
норм. 8.Рефлексия
деятельности
Посмотрите на экран, продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
После урока мне захотелось…
На этом уроке я похвалил бы себя за …
Сегодня я сумел…
Дети анализируют урок и продолжают
предложения.
Регулятивные УУД:
закреплять умение
контролировать и
корректировать свою
деятельность
Технологическая карта к уроку литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Почему?"
Технологическая карта к уроку литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Почему?"
Технологическая карта к уроку литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Почему?"
Технологическая карта к уроку литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Почему?"
Технологическая карта к уроку литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Почему?"
Технологическая карта к уроку литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Почему?"
Технологическая карта к уроку литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Почему?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.