Ф.И.О учителя-логопеда |
Сенич Анна Николаевна |
||
Группа (логопедическое заключение) |
Дети старшей группы с логопедическим заключением «ФФНР. Дизартрия» |
||
Тема занятия, вид занятия. |
Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука ш. |
||
Тип занятия |
Повторение и систематизация знаний |
||
Используемые технологии |
на основе деятельностного подхода: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми речевая исследовательская деятельность информационно-коммуникативная технология игровая технология здоровьесберегающие технологии |
||
Цель занятия |
Актуализация и систематизация знаний о звуке ш, обобщение знаний о звуках и использование в речевой практике |
||
Задачи |
Общеобразовательные |
Коррекционно-развивающие |
Воспитательные |
Развитие социально-коммуникативных навыков. Воспитание звуковой культуры речи - четкое и ясное произнесение звуков родного языка, умелое использование интонационных средств выразительности; формирование правильного речевого дыхания. Воспитание слухового внимания и фонематического слуха. Развитие речевого творчества через практическую деятельность. |
Создать условия для положительного эмоционального и психофизиологического состояния детей. Предполагается, что к окончанию занятия дети будут уметь дифференцировать гласные и согласные звуки по акустическим признакам; применять тактильные приемы распознавания звонких и глухих согласных звуков; составлять последовательную характеристику звука со зрительной опорой; воспроизводить слоговые цепочки в заданной последовательности; распознавать звук в слогах и словах; определять позицию звука в слове; делить слова на слоги; контролировать произношение звука ш; использовать приобретённые знания и умения в речевой практике. |
Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками коммуникации.
Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий.
Формировать установки на здоровый образ жизни и реализацию в реальном поведении. |
Создание предпосылок универсальных учебных действий |
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
развивать способность самоуважения и объективной оценки своей деятельности; способствовать формированию положительного морально-этического опыта; развивать и стимулировать познавательный интерес |
формировать умение прогнозировать предстоящую работу; оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формировать способы самоконтроля и взаимоконтроля |
развивать умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; формировать умение высказывать собственное мнение и внимательно относиться к мнению других, проявлять толерантность |
развивать умения ставить проблему и формулировать цель; получать неизвестную информацию путем использования имеющихся знаний; совершенствовать умения обобщать и аргументировать необходимость полученных навыков |
|
Особенности логопедического занятия |
Виды деятельности на занятии с: учётом психолого-логопедического заключения; учётом возрастных особенностей развития в подгруппе. Действия для осуществления деятельности: формулирование проблемы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития; планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития». |
|||
Средства ИКТ, материалы, аппаратное обеспечение, наименование |
Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация к занятию, голосовое сообщение от лица героя – Маши, карточки-символы обозначений согласных звуков (глухих - звонких, твердых- мягких), карандаши, чистые листы бумаги, документ-камера, программно-дидактический комплекс «Логомер 2», видео картинки из мультфильма «Маша и Медведь», куклы бибабо, предметные картинки, картинки с изображением поезда (с одним, двумя, тремя вагонами), видеомонтаж к песенке с чистоговорками, картинки смайлов с изображением веселого и грустного настроения. |
Организационная структура логопедического занятия
Этап логопедического занятия |
Длительность этапа |
Задачи |
Методы и приёмы работы |
Формы организации деятельности |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность учащихся |
Контроль результатов деятельности |
I этап - мотивация |
2 мин |
Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
|
Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы. Практический метод: игровой приём (звонок телефона и аудио сообщение) Наглядный прием: на экране (ИКТ технологии) изображение сказочного персонажа. |
подгрупповая |
Создание мотивации на предстоящую деятельность. Вызвать интерес к предстоящей деятельности. - Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение? У меня тоже. Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, друзья, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют разные сказки.) А вы хотите побывать в сказке? В свою сказку нас приглашает Маша. (Слайд 1. Картинка с Машей.) Звучит звонок с голосом Маши. («Меня зовут Маса, я хочу к Мисе. Я высла на опуску леса, а потом всё сла, сла и к мыске присла. Я спрасываю у мыски, как дойти до Миски, а она мне ничего не говорит. Сто мне делать?») Ребята, мы можем помочь Маше. Вы поняли, что хочет Маша? |
Приветствуют друг друга.
Высказывания детей из личного опыта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Ключевой вопрос педагога: - Ребята, мы сможем помочь Маше? Ответы детей: «Да, можем!» (подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности).
|
Постановка темы и цели занятия |
3 мин |
Включение в деятельность
|
Игровой метод: создание проблемной игровой ситуации |
подгрупповая |
Создание проблемной ситуации и формулировка темы. - Почему не все поняли, что произошло с Машей? - Как вы думаете, почему мышка не поняла Машу? - Какой звук не умеет произносить Маша? - Что нужно сделать Маше, чтобы мышка поняла ее и помогла найти дорогу к Мише? - А как же мы сможем научить Машу правильно произносить звук Ш? |
Развитие мыслительных операций Ответы детей с опорой на личный опыт.
Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость закрепления знания. Дети самостоятельно формулируют тему и цель занятия.
Ответы детей: «Маша не умеет произносить звук Ш». «Нужно научить Машу произносить звук Ш». «Мышка сможет понять Машу и покажет дорогу к Мише». |
Активность участия воспитанников в диалоге. Разнообразие ответов детей. |
II этап - ориентировочный этап (актуализация знаний)
|
4 мин
|
С помощью целенаправленно организованной беседы, актуализировать мыслительные операции, знания и опыт детей.
|
Словесный метод: уточняющие вопросы. Наглядный метод: введение карточек-символов Практический метод: приемы дифференциации звуков по признакам: гласный-согласный, звонкий-глухой. ИКТ технологии – использование документ-камеры для контроля выполненной работы.
|
парная
индивидуальная
индивидуальная |
Педагог предлагает детям вспомнить известную информацию о характерных признаках звука Ш: согласный, глухой, твердый. С помощью символических обозначений выбрать карточки, которые характеризуют звук (изображения клоунов). Работаем в паре, обсуждаем, приходим к общему мнению.
Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Что нам нужно показать Маше, чтобы она научилась правильно произносить звук Ш?»
Детям предлагается показать карандашами на листочках артикуляцию звук Ш по основным характеристикам. |
Дети выкладывают необходимые символы на слоговую дорожку и подтверждают свой выбор, доказывая принадлежность звука к классу согласных – по признаку «преграда воздуха на пути произнесения звука»; к классу глухих согласных – на основе тактильной чувствительности голоса; к классу твёрдых – «сказка о королеве в замке синих согласных звуков». Дети показывают положение губ, языка и направление воздушной струи при произнесении звука Ш перед зеркалом. Каждый ребенок произносит звук с опорой на зрительный образ (в зеркале). На листочках дети показывают с помощью символов положение губ – «круг», «стрелочка вверх» – положение языка, «солнышко» – теплая воздушная струя. |
Обобщение и систематизация знаний о дифференциации звуков по различным акустическим признакам. Ключевой вопрос: «Какую характеристику мы можем дать звуку Ш».
Правильное произношение изолированного звука.
Самоконтроль детей за выполнением задания с опорой на документ-камеру. |
IIIэтап – поисково-исследовательский4 минВыявление новой информации путем использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.Словесный метод:
уточняющие вопросы, противоречивая информация.
Практический метод: использование интерактивной гимнастики и интерактивной игры по укреплению речевого выдоха.
Наглядный метод: аудио материал с игровым персонажем (Машей).
подгрупповая
индивидуальная
Педагог предлагает ответить на вопрос: «Скажите, а теперь Маша сможет произнести правильно звук Ш?» (Педагог показывает, что у Маши не получается. Включается аудиоматериал - предложение: «Меня зовут Маса».)
-Как вы думаете, почему у Маши не получилось?
Педагог соглашается с ответами детей и выбирает правильный: «Нужно тренировать язычок, губы и дыхание».
Детям предлагается выполнить перед зеркалом 2 упражнения для губ: «Лягушка»- «Слоник». 4 упражнения из интерактивной артикуляционной гимнастики (программно-дидактический комплекс «Логомер 2») – «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Чашечка». Закрепить правильный речевой выдох в интерактивной игре «Подними вертолет в небо» (программно-дидактический комплекс «Логомер 2»).
Педагог включает аудиозапись с правильным произношением звука Ш.
Педагог предлагает ответить на вопрос: «Теперь Мышка сможет понять Машу?»
Педагог напоминает детям о мотивации занятия: «Помочь Маше добраться до Миши».
- А кто научил Машу правильно произносить звук Ш?
Педагог включает на экране видео картинку Маши и Медведя с музыкой, как Маша смеется и танцует с Мишей.
- Маша благодарит вас за помощь и очень хочет с вами весело поиграть.
Рассуждения детей с опорой на личный опыт.
Возникает затруднение детей в однозначном ответе на поставленный вопрос, дети предлагают противоположные мнения (либо испытывают явное затруднение в ответе на вопрос).
Дети сами находят ответ на проблемный вопрос.
Выполняют упражнения для губ, языка и речевого дыхания.
Интерактивные упражнения и игра «Подними вертолет в небо».
Дети слушают запись голоса Маши с правильным произношением: « Меня зовут Маша, я хочу к Мише. Я вышла на опушку леса, а потом всё шла, шла и к мышке пришла. Я спрашиваю у мышки, как дойти до Мишки, а она мне ничего не говорит. Что мне делать?»
Ответы детей: «Да, теперь мышка сможет помочь, потому что она поняла Машу».
Ответы детей.
Самоконтроль за выполнением упражнений перед зеркалом, результат правильного выдоха в интерактивной игре - подъём вертолета в небо.
Ключевой вопрос: Почему мышка сразу стала понимать Машу и помогла найти дорогу к Мише?
Дошкольники
Педагог предлагает ответить на вопрос: «Скажите, а теперь Маша сможет произнести правильно звук Ш?» (Педагог показывает, что у Маши не получается. Включается аудиоматериал - предложение: «Меня зовут Маса».)
-Как вы думаете, почему у Маши не получилось?
Педагог соглашается с ответами детей и выбирает правильный: «Нужно тренировать язычок, губы и дыхание».
Детям предлагается выполнить перед зеркалом 2 упражнения для губ: «Лягушка»- «Слоник». 4 упражнения из интерактивной артикуляционной гимнастики (программно-дидактический комплекс «Логомер 2») – «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Чашечка». Закрепить правильный речевой выдох в интерактивной игре «Подними вертолет в небо» (программно-дидактический комплекс «Логомер 2»).
Педагог включает аудиозапись с правильным произношением звука Ш.
Педагог предлагает ответить на вопрос: «Теперь Мышка сможет понять Машу?»
Педагог напоминает детям о мотивации занятия: «Помочь Маше добраться до Миши».
- А кто научил Машу правильно произносить звук Ш?
Педагог включает на экране видео картинку Маши и Медведя с музыкой, как Маша смеется и танцует с Мишей.
- Маша благодарит вас за помощь и очень хочет с вами весело поиграть.
Рассуждения детей с опорой на личный опыт.
Возникает затруднение детей в однозначном ответе на поставленный вопрос, дети предлагают противоположные мнения (либо испытывают явное затруднение в ответе на вопрос).
Дети сами находят ответ на проблемный вопрос.
Выполняют упражнения для губ, языка и речевого дыхания.
Интерактивные упражнения и игра «Подними вертолет в небо».
Дети слушают запись голоса Маши с правильным произношением: « Меня зовут Маша, я хочу к Мише. Я вышла на опушку леса, а потом всё шла, шла и к мышке пришла. Я спрашиваю у мышки, как дойти до Мишки, а она мне ничего не говорит. Что мне делать?»
Ответы детей: «Да, теперь мышка сможет помочь, потому что она поняла Машу».
Ответы детей.
Самоконтроль за выполнением упражнений перед зеркалом, результат правильного выдоха в интерактивной игре - подъём вертолета в небо.
Ключевой вопрос: Почему мышка сразу стала понимать Машу и помогла найти дорогу к Мише?
Дошкольники самостоятельно делают вывод о том, что, если правильно говорить, то все окружающие будут тебя понимать.
Совпадение «взрослой» и «детской» цели.
IV этап - практический10 мин.Закрепление новых знаний в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной)Игровой метод: прием - воображаемая ситуация с ролями.
Наглядный: предметные картинки, картинки с изображением поезда с одним, двумя и тремя вагонами, видеозапись песенки с чистоговорками.Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука Ш (синие квадраты).парная
индивидуальная
парная
подгрупповаяПедагог предлагает детям выбрать кукол бибабо и голосами героев повторить слоговые цепочки попарно (каждый герой передает свою цепочку слогов последующему).
Слоговые цепочки: ша-шу-шо; шо-ши-шу; шу-ши-ша; ши-шо-шэ; шэ-шу-шо.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Подари слово Маше со звуком Ш».
Детям предлагается выбрать из трех картинок только одну со словом, в котором есть звук Ш, найти нужный поезд (по слоговому составу слова – с одним вагоном (один слог), с двумя – два слога, с тремя – три слога) и на слоговой дорожке показать место звука в слове (начало, середина, конец).
Педагог предлагает проверить своего соседа. Взаимоконтроль.
Педагог обращает внимание детей на имя Маши, в котором тоже есть звук Ш.
Детям предлагается сочинить чистоговорку про Машу.
- Я начну, а вы продолжите:
Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Ши-ши-ши- это наши малыши.
Педагог спрашивает у детей:
«У вас хорошее настроение?»
А когда хорошее настроение, то хочется петь. Давайте споем песенку Маше со звуком Ш (на экране появляется видео монтаж к песенке):
Ши-ши-ши – как конфетки хороши.
Шо-шо-шо- мойте руки хорошо.
Шу-шу-шу—я к столу вас приглашу.
Ша-ша-ша-будем кушать не спеша.Дети с помощью театральных кукол бибабо задают слоговые цепочки для повторения своему соседу.
Дошкольники рассматривают картинки, анализируют звуковой состав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть звук Ш, определяют слоговой состав и место звука в слове.
После выполнения задания дети проверяют правильное выполнение задания у своего соседа.
Дети слушают начало чистоговорки и стараются продолжить каждую в рифму.
Ответы детей.
Исполнение песенки под музыку и желание подарить радость герою и окружающим.Правильное произношение звука Ш на этапе автоматизации в прямых открытых слогах.
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания по
и тремя вагонами, видеозапись песенки с чистоговорками.Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука Ш (синие квадраты).парная
индивидуальная
парная
подгрупповаяПедагог предлагает детям выбрать кукол бибабо и голосами героев повторить слоговые цепочки попарно (каждый герой передает свою цепочку слогов последующему).
Слоговые цепочки: ша-шу-шо; шо-ши-шу; шу-ши-ша; ши-шо-шэ; шэ-шу-шо.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Подари слово Маше со звуком Ш».
Детям предлагается выбрать из трех картинок только одну со словом, в котором есть звук Ш, найти нужный поезд (по слоговому составу слова – с одним вагоном (один слог), с двумя – два слога, с тремя – три слога) и на слоговой дорожке показать место звука в слове (начало, середина, конец).
Педагог предлагает проверить своего соседа. Взаимоконтроль.
Педагог обращает внимание детей на имя Маши, в котором тоже есть звук Ш.
Детям предлагается сочинить чистоговорку про Машу.
- Я начну, а вы продолжите:
Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Ши-ши-ши- это наши малыши.
Педагог спрашивает у детей:
«У вас хорошее настроение?»
А когда хорошее настроение, то хочется петь. Давайте споем песенку Маше со звуком Ш (на экране появляется видео монтаж к песенке):
Ши-ши-ши – как конфетки хороши.
Шо-шо-шо- мойте руки хорошо.
Шу-шу-шу—я к столу вас приглашу.
Ша-ша-ша-будем кушать не спеша.Дети с помощью театральных кукол бибабо задают слоговые цепочки для повторения своему соседу.
Дошкольники рассматривают картинки, анализируют звуковой состав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть звук Ш, определяют слоговой состав и место звука в слове.
После выполнения задания дети проверяют правильное выполнение задания у своего соседа.
Дети слушают начало чистоговорки и стараются продолжить каждую в рифму.
Ответы детей.
Исполнение песенки под музыку и желание подарить радость герою и окружающим.Правильное произношение звука Ш на этапе автоматизации в прямых открытых слогах.
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания по трехступенчатой инструкции.
Речевое творчество детей, с закреплением правильного произношения звука Ш.
Правильное произношение звука в песенке. Желание произносить звуки правильно.
IV этап - практический |
10 мин. |
Закрепление новых знаний в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной) |
Игровой метод: прием - воображаемая ситуация с ролями. Наглядный: предметные картинки, картинки с изображением поезда с одним, двумя и тремя вагонами, видеозапись песенки с чистоговорками.Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука Ш (синие квадраты). |
парная
индивидуальная
парная
подгрупповая |
Педагог предлагает детям выбрать кукол бибабо и голосами героев повторить слоговые цепочки попарно (каждый герой передает свою цепочку слогов последующему). Слоговые цепочки: ша-шу-шо; шо-ши-шу; шу-ши-ша; ши-шо-шэ; шэ-шу-шо.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Подари слово Маше со звуком Ш». Детям предлагается выбрать из трех картинок только одну со словом, в котором есть звук Ш, найти нужный поезд (по слоговому составу слова – с одним вагоном (один слог), с двумя – два слога, с тремя – три слога) и на слоговой дорожке показать место звука в слове (начало, середина, конец). Педагог предлагает проверить своего соседа. Взаимоконтроль.
Педагог обращает внимание детей на имя Маши, в котором тоже есть звук Ш. Детям предлагается сочинить чистоговорку про Машу. - Я начну, а вы продолжите: Ша-ша-ша – наша Маша хороша. Шо-шо-шо – говорим мы хорошо. Ши-ши-ши- это наши малыши.
Педагог спрашивает у детей: «У вас хорошее настроение?» А когда хорошее настроение, то хочется петь. Давайте споем песенку Маше со звуком Ш (на экране появляется видео монтаж к песенке):
Ши-ши-ши – как конфетки хороши. Шо-шо-шо- мойте руки хорошо. Шу-шу-шу—я к столу вас приглашу. Ша-ша-ша-будем кушать не спеша. |
Дети с помощью театральных кукол бибабо задают слоговые цепочки для повторения своему соседу.
Дошкольники рассматривают картинки, анализируют звуковой состав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть звук Ш, определяют слоговой состав и место звука в слове.
После выполнения задания дети проверяют правильное выполнение задания у своего соседа.
Дети слушают начало чистоговорки и стараются продолжить каждую в рифму. Ответы детей.
Исполнение песенки под музыку и желание подарить радость герою и окружающим. |
Правильное произношение звука Ш на этапе автоматизации в прямых открытых слогах.
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания по трехступенчатой инструкции.
Речевое творчество детей, с закреплением правильного произношения звука Ш.
Правильное произношение звука в песенке. Желание произносить звуки правильно.
|
Vэтап –рефлексивно-оценочный |
2 мин |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка. |
фронтальная |
Побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей. Чему мы научились? Что мы сегодня с вами поняли? Как мы помогли сегодня Маше? Что нам помогло выполнить нашу задачу? Для чего нам нужно правильно произносить звук Ш? А пригодится нам умение правильного произношения звука Ш? Где нам это пригодится? Каждый из вас сейчас выберет свой символ после занятия. Это будет смайлик с улыбкой или грустный.
|
Дошкольники анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия, делают предположения, оценивают свою работу |
Выбор дошкольниками символов эмоционального состояния в результате выполненной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.