Технологическая карта коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей 5-6 лет с ФФНР по автоматизации звука Ш "Как дети учили Машу звук Ш произносить".
Оценка 4.9

Технологическая карта коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей 5-6 лет с ФФНР по автоматизации звука Ш "Как дети учили Машу звук Ш произносить".

Оценка 4.9
Разработки уроков
pptx
дефектология
Детсад
03.04.2018
Технологическая карта коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей 5-6 лет с ФФНР по автоматизации звука Ш "Как дети учили Машу звук Ш произносить".
Технологическая карта. Коррекционно-развивающее логопедическое занятие "Как дети учили Машу звук Ш произносить".
презентация к занятию.pptx

Ф.И.О учителя-логопеда

Ф.И.О учителя-логопеда

Ф.И.О учителя-логопеда

Сенич Анна Николаевна

Группа (логопедическое заключение)

Дети старшей группы с логопедическим заключением «ФФНР. Дизартрия»

Тема занятия, вид занятия.

Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука ш.

Тип занятия

Повторение и систематизация знаний

Используемые технологии

​на основе деятельностного подхода:

​личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

речевая исследовательская деятельность

​информационно-коммуникативная технология

игровая технология

​здоровьесберегающие технологии

Цель занятия

 Актуализация и систематизация знаний о звуке ш, обобщение знаний о звуках и использование  в речевой практике

Задачи

Общеобразовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Развитие социально-коммуникативных навыков.

Воспитание звуковой культуры речи - четкое и ясное произнесение звуков родного языка, умелое использование интонационных средств выразительности; формирование правильного речевого дыхания.

Воспитание слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие речевого творчества через практическую деятельность.

Создать условия для положительного эмоционального и психофизиологического состояния детей.

Предполагается, что к окончанию занятия дети будут

​ уметь

дифференцировать гласные и согласные звуки по акустическим признакам;

​применять тактильные приемы распознавания звонких и глухих согласных звуков;

составлять последовательную характеристику звука со зрительной опорой;

воспроизводить слоговые цепочки в заданной последовательности;

распознавать звук в слогах и словах;

определять позицию звука в слове;

делить слова на слоги;

контролировать произношение звука ш;

использовать приобретённые знания и умения в речевой практике.

Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками коммуникации.

 

Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализацию в реальном поведении.

Создание предпосылок универсальных учебных действий

Создание предпосылок универсальных учебных действий

Создание предпосылок универсальных учебных действий

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

​ развивать способность самоуважения и объективной оценки своей деятельности;

способствовать формированию положительного морально-этического опыта;

развивать и стимулировать познавательный интерес

​ 

​ формировать умение прогнозировать предстоящую работу;

​ оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей;

​ формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

​ формировать способы самоконтроля и взаимоконтроля

   развивать умение слушать и        

   вступать в диалог;

​   интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

​   формировать умение высказывать собственное мнение и внимательно относиться к мнению других, проявлять толерантность

​ 

      развивать умения ставить проблему и формулировать цель;

      получать неизвестную информацию путем использования имеющихся знаний;

​      совершенствовать умения обобщать и аргументировать необходимость полученных навыков

​ 

Особенности логопедического занятия

Виды деятельности на занятии с:

​ учётом психолого-логопедического заключения;

​ учётом возрастных особенностей развития  в подгруппе.

Действия для осуществления деятельности:

​ формулирование проблемы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития;

​ планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития».

Средства ИКТ, материалы, аппаратное обеспечение, наименование

Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация к занятию, голосовое сообщение от лица героя – Маши, карточки-символы обозначений согласных звуков (глухих - звонких, твердых- мягких), карандаши, чистые листы бумаги, документ-камера, программно-дидактический комплекс «Логомер 2», видео картинки из мультфильма «Маша и Медведь», куклы бибабо, предметные картинки, картинки с изображением поезда (с одним, двумя, тремя вагонами), видеомонтаж к песенке с чистоговорками, картинки смайлов с изображением веселого и грустного настроения.

Организационная структура логопедического занятия

Организационная структура логопедического занятия

Организационная структура логопедического занятия

Этап логопедического занятия

Длительность этапа

Задачи

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Контроль результатов деятельности

I этап - мотивация

2 мин

Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. 

 

Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы.

Практический метод: игровой приём (звонок телефона и аудио сообщение)

Наглядный прием: на экране (ИКТ технологии) изображение сказочного персонажа.

подгрупповая

Создание мотивации на предстоящую деятельность.

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

- Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение? У меня тоже. Давайте улыбнемся друг другу.

Скажите, друзья, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют разные сказки.)

А вы хотите побывать в сказке? В свою сказку нас приглашает Маша. (Слайд 1. Картинка с Машей.)

Звучит звонок с голосом Маши. («Меня зовут Маса, я хочу к Мисе. Я высла на опуску леса, а  потом всё сла, сла и к мыске присла. Я спрасываю у мыски, как дойти до Миски, а она мне ничего не говорит. Сто мне делать?»)

Ребята, мы можем помочь Маше. Вы поняли, что хочет Маша?

Приветствуют друг друга.

Высказывания детей из личного опыта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ключевой вопрос педагога:

- Ребята, мы сможем помочь Маше? Ответы детей: «Да, можем!» (подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности).

Постановка темы и цели занятия 3 мин

Постановка темы и цели занятия 3 мин

Постановка темы и цели занятия

3 мин

Включение в деятельность

Игровой метод: создание проблемной игровой  ситуации

подгрупповая

Создание проблемной ситуации и формулировка темы.

- Почему не все поняли, что произошло с Машей?

- Как вы думаете, почему мышка не поняла Машу?

- Какой звук не умеет произносить Маша?

- Что нужно сделать Маше, чтобы мышка поняла ее и помогла найти дорогу к Мише?

- А как же мы сможем научить Машу правильно произносить звук Ш?

Развитие мыслительных операций

Ответы детей с опорой на личный опыт.

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость

закрепления  знания.

Дети самостоятельно  формулируют тему и цель занятия.

Ответы детей:

«Маша не умеет произносить звук Ш».

«Нужно научить Машу произносить звук Ш».

«Мышка сможет понять Машу и покажет дорогу к Мише».

Активность участия воспитанников в диалоге.

Разнообразие ответов детей.

II этап - ориентировочный этап (актуализация знаний) 4 мин

II этап - ориентировочный этап (актуализация знаний) 4 мин

II этап -  ориентировочный этап  (актуализация знаний)

4 мин

С помощью целенаправленно организованной беседы,  актуализировать мыслительные операции,  знания и опыт детей.

Словесный метод: уточняющие вопросы.

Наглядный метод: введение карточек-символов

Практический метод: приемы дифференциации звуков по признакам: гласный-согласный, звонкий-глухой.

ИКТ технологии – использование документ-камеры для контроля выполненной работы.

парная

 

индивидуальная

индивидуальная

Педагог предлагает детям вспомнить известную информацию о характерных признаках звука Ш: согласный, глухой, твердый. С помощью символических обозначений выбрать карточки, которые характеризуют звук (изображения клоунов). Работаем в паре, обсуждаем, приходим к общему мнению.

Педагог предлагает детям ответить на вопрос:

«Что нам нужно показать Маше, чтобы она научилась правильно произносить звук Ш?»

Детям предлагается показать карандашами на листочках артикуляцию звук Ш по основным характеристикам.

Дети выкладывают необходимые символы на слоговую дорожку и подтверждают свой выбор, доказывая принадлежность звука к классу согласных – по признаку «преграда воздуха на пути произнесения звука»; к классу глухих согласных – на основе тактильной чувствительности голоса; к классу твёрдых – «сказка о королеве в замке синих согласных звуков».

Дети показывают положение губ, языка и направление воздушной струи при произнесении звука Ш перед зеркалом. Каждый ребенок произносит звук с опорой на зрительный образ (в зеркале).

На листочках дети показывают с помощью символов

 положение губ – «круг», «стрелочка вверх» – положение языка, «солнышко» – теплая воздушная струя.

Обобщение и систематизация знаний о дифференциации звуков по различным акустическим признакам.

Ключевой вопрос: «Какую характеристику мы можем дать звуку Ш».

Правильное произношение изолированного звука.

Самоконтроль детей за выполнением задания с опорой на  документ-камеру.

III этап – поисково-исследовательский4 мин

III этап – поисково-исследовательский4 мин

IIIэтап – поисково-исследовательский4 минВыявление новой информации путем использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.Словесный метод:

уточняющие вопросы, противоречивая информация.

Практический метод: использование интерактивной гимнастики и интерактивной игры по укреплению речевого выдоха.

Наглядный метод: аудио материал с игровым персонажем (Машей).

подгрупповая

индивидуальная

Педагог предлагает ответить на вопрос: «Скажите, а теперь Маша сможет произнести правильно звук Ш?» (Педагог показывает, что у Маши не получается. Включается  аудиоматериал - предложение: «Меня зовут Маса».)

-Как вы думаете, почему у Маши не получилось?

Педагог соглашается с ответами детей и выбирает правильный: «Нужно тренировать язычок, губы и дыхание».

Детям предлагается выполнить перед зеркалом 2 упражнения для губ: «Лягушка»-  «Слоник».  4 упражнения из интерактивной артикуляционной гимнастики (программно-дидактический комплекс «Логомер 2») – «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Чашечка». Закрепить правильный речевой выдох в интерактивной игре «Подними вертолет в небо» (программно-дидактический комплекс «Логомер 2»).

Педагог включает аудиозапись с правильным произношением звука Ш.

Педагог предлагает ответить на вопрос: «Теперь Мышка сможет понять Машу?»

Педагог напоминает детям о мотивации занятия: «Помочь Маше добраться до Миши».

- А кто научил Машу правильно произносить звук Ш?

Педагог включает на экране  видео картинку Маши и Медведя с музыкой, как Маша смеется и танцует с Мишей.

- Маша благодарит вас за помощь и очень хочет с вами весело поиграть.

Рассуждения детей с опорой на личный опыт.

Возникает затруднение детей в однозначном  ответе на поставленный вопрос, дети предлагают противоположные мнения (либо испытывают явное затруднение в ответе на вопрос).

Дети сами находят ответ на проблемный вопрос.

Выполняют упражнения для губ, языка и речевого дыхания.

Интерактивные упражнения и игра «Подними вертолет в небо».

Дети слушают запись голоса Маши с правильным произношением: « Меня зовут Маша, я хочу к Мише. Я вышла на опушку леса, а  потом всё шла, шла и к мышке пришла. Я спрашиваю у мышки, как дойти до Мишки, а она мне ничего не говорит. Что мне делать?»

Ответы детей: «Да, теперь мышка сможет помочь, потому что она поняла Машу».

Ответы детей.

Самоконтроль за выполнением упражнений перед зеркалом, результат правильного выдоха в интерактивной игре - подъём вертолета в небо.

Ключевой вопрос: Почему мышка сразу стала понимать Машу и помогла найти дорогу к Мише?

Дошкольники

Педагог предлагает ответить на вопрос: «Скажите, а теперь

Педагог предлагает ответить на вопрос: «Скажите, а теперь

Педагог предлагает ответить на вопрос: «Скажите, а теперь Маша сможет произнести правильно звук Ш?» (Педагог показывает, что у Маши не получается. Включается  аудиоматериал - предложение: «Меня зовут Маса».)

-Как вы думаете, почему у Маши не получилось?

Педагог соглашается с ответами детей и выбирает правильный: «Нужно тренировать язычок, губы и дыхание».

Детям предлагается выполнить перед зеркалом 2 упражнения для губ: «Лягушка»-  «Слоник».  4 упражнения из интерактивной артикуляционной гимнастики (программно-дидактический комплекс «Логомер 2») – «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Чашечка». Закрепить правильный речевой выдох в интерактивной игре «Подними вертолет в небо» (программно-дидактический комплекс «Логомер 2»).

Педагог включает аудиозапись с правильным произношением звука Ш.

Педагог предлагает ответить на вопрос: «Теперь Мышка сможет понять Машу?»

Педагог напоминает детям о мотивации занятия: «Помочь Маше добраться до Миши».

- А кто научил Машу правильно произносить звук Ш?

Педагог включает на экране  видео картинку Маши и Медведя с музыкой, как Маша смеется и танцует с Мишей.

- Маша благодарит вас за помощь и очень хочет с вами весело поиграть.

Рассуждения детей с опорой на личный опыт.

Возникает затруднение детей в однозначном  ответе на поставленный вопрос, дети предлагают противоположные мнения (либо испытывают явное затруднение в ответе на вопрос).

Дети сами находят ответ на проблемный вопрос.

Выполняют упражнения для губ, языка и речевого дыхания.

Интерактивные упражнения и игра «Подними вертолет в небо».

Дети слушают запись голоса Маши с правильным произношением: « Меня зовут Маша, я хочу к Мише. Я вышла на опушку леса, а  потом всё шла, шла и к мышке пришла. Я спрашиваю у мышки, как дойти до Мишки, а она мне ничего не говорит. Что мне делать?»

Ответы детей: «Да, теперь мышка сможет помочь, потому что она поняла Машу».

Ответы детей.

Самоконтроль за выполнением упражнений перед зеркалом, результат правильного выдоха в интерактивной игре - подъём вертолета в небо.

Ключевой вопрос: Почему мышка сразу стала понимать Машу и помогла найти дорогу к Мише?

Дошкольники самостоятельно делают вывод о том, что, если правильно говорить, то все окружающие будут тебя понимать.

Совпадение «взрослой» и «детской» цели.

IV этап - практический10 мин.Закрепление  новых знаний в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной)Игровой метод: прием - воображаемая ситуация с ролями.

Наглядный: предметные картинки, картинки с изображением поезда с одним, двумя и тремя вагонами, видеозапись песенки с чистоговорками.Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука Ш (синие квадраты).парная

индивидуальная

парная

подгрупповаяПедагог предлагает детям выбрать кукол бибабо и голосами героев повторить слоговые цепочки попарно (каждый герой передает свою цепочку слогов последующему).

Слоговые цепочки: ша-шу-шо; шо-ши-шу; шу-ши-ша; ши-шо-шэ; шэ-шу-шо.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Подари слово Маше со звуком Ш».

Детям предлагается  выбрать из трех картинок только одну со словом, в котором есть звук Ш, найти нужный поезд (по слоговому составу слова – с одним вагоном (один слог), с двумя – два слога, с тремя – три слога) и на слоговой дорожке показать место звука в слове (начало, середина, конец).

Педагог предлагает проверить своего соседа. Взаимоконтроль.

Педагог обращает внимание детей на имя Маши, в котором тоже есть звук Ш.

Детям предлагается сочинить чистоговорку про Машу.

- Я начну, а вы продолжите:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Ши-ши-ши- это наши малыши.

Педагог спрашивает у детей:

«У вас хорошее настроение?»

А когда хорошее настроение, то хочется петь. Давайте споем песенку Маше со звуком Ш (на экране появляется видео монтаж к песенке):

Ши-ши-ши – как конфетки хороши.

Шо-шо-шо- мойте руки хорошо.

Шу-шу-шу—я к столу вас приглашу.

Ша-ша-ша-будем кушать не спеша.Дети с помощью театральных кукол бибабо задают слоговые цепочки для повторения своему соседу.

Дошкольники рассматривают картинки, анализируют звуковой состав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть звук Ш, определяют слоговой состав и место звука в слове.

После выполнения задания дети проверяют правильное выполнение задания у своего соседа.

Дети слушают начало чистоговорки и стараются продолжить каждую в рифму.

Ответы детей.

Исполнение песенки под музыку и желание подарить радость герою и окружающим.Правильное произношение звука Ш на этапе автоматизации  в прямых открытых слогах.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания по

Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука

Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука

и тремя вагонами, видеозапись песенки с чистоговорками.Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука Ш (синие квадраты).парная

индивидуальная

парная

подгрупповаяПедагог предлагает детям выбрать кукол бибабо и голосами героев повторить слоговые цепочки попарно (каждый герой передает свою цепочку слогов последующему).

Слоговые цепочки: ша-шу-шо; шо-ши-шу; шу-ши-ша; ши-шо-шэ; шэ-шу-шо.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Подари слово Маше со звуком Ш».

Детям предлагается  выбрать из трех картинок только одну со словом, в котором есть звук Ш, найти нужный поезд (по слоговому составу слова – с одним вагоном (один слог), с двумя – два слога, с тремя – три слога) и на слоговой дорожке показать место звука в слове (начало, середина, конец).

Педагог предлагает проверить своего соседа. Взаимоконтроль.

Педагог обращает внимание детей на имя Маши, в котором тоже есть звук Ш.

Детям предлагается сочинить чистоговорку про Машу.

- Я начну, а вы продолжите:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Ши-ши-ши- это наши малыши.

Педагог спрашивает у детей:

«У вас хорошее настроение?»

А когда хорошее настроение, то хочется петь. Давайте споем песенку Маше со звуком Ш (на экране появляется видео монтаж к песенке):

Ши-ши-ши – как конфетки хороши.

Шо-шо-шо- мойте руки хорошо.

Шу-шу-шу—я к столу вас приглашу.

Ша-ша-ша-будем кушать не спеша.Дети с помощью театральных кукол бибабо задают слоговые цепочки для повторения своему соседу.

Дошкольники рассматривают картинки, анализируют звуковой состав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть звук Ш, определяют слоговой состав и место звука в слове.

После выполнения задания дети проверяют правильное выполнение задания у своего соседа.

Дети слушают начало чистоговорки и стараются продолжить каждую в рифму.

Ответы детей.

Исполнение песенки под музыку и желание подарить радость герою и окружающим.Правильное произношение звука Ш на этапе автоматизации  в прямых открытых слогах.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания по трехступенчатой инструкции.

Речевое творчество детей, с закреплением правильного произношения звука Ш.

Правильное произношение звука в песенке. Желание произносить звуки правильно.

IV этап - практический 10 мин

IV этап - практический 10 мин

IV этап - практический

10 мин.

Закрепление  новых знаний в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной)

Игровой метод: прием - воображаемая ситуация с ролями.

Наглядный: предметные картинки, картинки с изображением поезда с одним, двумя и тремя вагонами, видеозапись песенки с чистоговорками.Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука Ш (синие квадраты).

парная

индивидуальная

парная

подгрупповая

Педагог предлагает детям выбрать кукол бибабо и голосами героев повторить слоговые цепочки попарно (каждый герой передает свою цепочку слогов последующему).

Слоговые цепочки: ша-шу-шо; шо-ши-шу; шу-ши-ша; ши-шо-шэ; шэ-шу-шо.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Подари слово Маше со звуком Ш».

Детям предлагается  выбрать из трех картинок только одну со словом, в котором есть звук Ш, найти нужный поезд (по слоговому составу слова – с одним вагоном (один слог), с двумя – два слога, с тремя – три слога) и на слоговой дорожке показать место звука в слове (начало, середина, конец).

Педагог предлагает проверить своего соседа. Взаимоконтроль.

Педагог обращает внимание детей на имя Маши, в котором тоже есть звук Ш.

Детям предлагается сочинить чистоговорку про Машу.

- Я начну, а вы продолжите:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Ши-ши-ши- это наши малыши.

Педагог спрашивает у детей:

«У вас хорошее настроение?»

А когда хорошее настроение, то хочется петь. Давайте споем песенку Маше со звуком Ш (на экране появляется видео монтаж к песенке):

Ши-ши-ши – как конфетки хороши.

Шо-шо-шо- мойте руки хорошо.

Шу-шу-шу—я к столу вас приглашу.

Ша-ша-ша-будем кушать не спеша.

Дети с помощью театральных кукол бибабо задают слоговые цепочки для повторения своему соседу.

Дошкольники рассматривают картинки, анализируют звуковой состав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть звук Ш, определяют слоговой состав и место звука в слове.

После выполнения задания дети проверяют правильное выполнение задания у своего соседа.

Дети слушают начало чистоговорки и стараются продолжить каждую в рифму.

Ответы детей.

Исполнение песенки под музыку и желание подарить радость герою и окружающим.

Правильное произношение звука Ш на этапе автоматизации  в прямых открытых слогах.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания по трехступенчатой инструкции.

Речевое творчество детей, с закреплением правильного произношения звука Ш.

Правильное произношение звука в песенке. Желание произносить звуки правильно.

Vэтап –рефлексивно-оценочный

2 мин

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка.

фронтальная

Побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей.

Чему мы научились? Что мы сегодня с вами поняли? Как мы помогли сегодня Маше? Что нам помогло выполнить нашу задачу? Для чего нам нужно правильно произносить звук Ш? А пригодится нам умение правильного произношения звука Ш? Где нам это пригодится? Каждый из вас сейчас выберет свой символ после занятия. Это будет смайлик с улыбкой или грустный.

Дошкольники анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия, делают предположения, оценивают свою работу

Выбор дошкольниками символов эмоционального состояния в результате выполненной деятельности.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018