Технологическая карта урока
Предмет |
Русский язык |
Класс |
1 класс |
УМК |
Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока |
«Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» |
Целевая установка |
Учебные задачи, направленные на достижение - предметных результатов: · наблюдать за образованием согласных звуков; · правильно произносить согласные звуки; · учить различать в слове согласные звуки по их признакам; · определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки; · наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки; · формировать орфографическую зоркость; · ввести в активный словарный запас учащихся термин «согласный звук»; - метапредметных результатов: · формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности; · развивать умение работать с разными источниками информации (с научным текстом, со словарём, с таблицей); - личностных результатов: · формировать ценностное отношение к русскому языку; · воспитывать доброжелательность, терпимость; · развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах. |
Оборудование |
· Учебник. «Русский язык. 1 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий · Электронное приложение к учебнику. · Таблица «Признаки гласных и согласных звуков». · Скороговорки про Сеню. · Картинки: домашние животные (для орфографической минутки), «мышка и сыр», «сени», иллюстрации к скороговоркам. · Конверты для парной работы: 1. Скороговорка. 2. Слова для классификации. · Толковый словарь. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Актуализация знаний по теме «Звуки и буквы. Гласные звуки».
Презентация по теме урока.
Слайд 1. |
- Какую большую тему мы продолжаем изучать? - Чем отличаются звуки и буквы? - Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка? - Какие основные задачи стояли перед нами? - Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки.
|
Фронтально отвечают на вопросы.
Работают со шмуцтитулом: вспоминают тему и основные задачи её изучения.
Озвучивают признаки гласных звуков.
|
Познавательные УУД Учатся осуществлять актуализацию изученного материала.
Регулятивные УУД Учатся слушать поставленные вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные УУД Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников. |
Орфографическая минутка.
Слайд 2.
Показ образца написания после записи слов.
|
- Мы учились обозначать гласные звуки буквами. Проверим – проведём орфографическую минутку. - Рассмотрите картинки. Как назвать эту группу животных? - Произнесём слова-названия данных животных. - Какое слово-название начинается с гласного звука? - Запишите это слово. Вызвало ли затруднение написание слова? - Какие из слов являются словарными и их написание мы должны запомнить, потому что безударную гласную в них проверить нельзя? - Запишите эти словарные слова в любом порядке. Выделите орфограммы. - С какой безударной гласной запишите слово «коза»? Почему? |
Рассматривают картинки на экране (корова, коза, собака, утка, петух). Произносят слова-названия.
Самостоятельно записывают слова-названия.
Самостоятельно проверяют правописание: сверяют с образцом на экране.
Доказывают правильность написания слова с проверяемой безударной гласной. |
Познавательные УУД Учатся находить и определять орфограммы.
Регулятивные УУД Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности. Учатся принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. |
Определение темы и образовательной задачи урока. |
- Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и их обозначение буквами». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше? - Тема сегодняшнего урока: Согласные звуки. (На доске открывается тема) - Мы вновь возвращаемся к вопросу: Как отличить согласный звук от гласного? - Какие задачи будут стоять перед нами? Обратимся к стр.45. - Мы возвращаемся к вопросу «Как отличить согласные звуки от гласных». Будем наблюдать за согласными звуками, и выделять их главные признаки. |
Определяют тему урока.
Работают со шмуцтитулом: определяют задачи урока. |
Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
Проведение наблюдений над образованием и звучанием согласных звуков.
Слайд 3.
|
- Отгадайте загадку: Живёт в норке. Грызёт корки. Короткие ножки. Боится кошки. - Рассмотрите картинку. Произнесите слова-названия изображённых предметов. - Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах. - Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха? - При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков. - А из чего состоит каждый согласный звук? - Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков. - Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: Мышка любит сыр. Какие правила будете соблюдать? - Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. - Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем? - Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков. |
Отгадывают загадку про мышку.
Рассматривают картинку на экране. Произносят слова-названия изображённых предметов.
Произносят согласные звуки по порядку звучания в словах.
Поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков. Наблюдают и делают вывод о произнесении согласных звуков.
Произносят согласные звуки. Наблюдают и делают вывод о том, из чего они состоят.
Составляют предложения по картинке.
Вспоминают правила записи предложения. Самостоятельно записывают предложение. Самостоятельно подчёркивают буквы, обозначающие согласные звуки, делят слова на слоги. Закрывают в слогах гласные. Наблюдают и выделяют 3-ий признак согласных звуков.
|
Познавательные УУД Учатся правильно произносить согласные звуки, наблюдать за произнесением согласных звуков, выделять признаки согласных звуков на основе наблюдений. Учатся активно использовать в речи термин «согласный звук».
Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем во время работы по наблюдению за звуками, отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.
Познавательные УУД Учатся различать буквы, обозначающие согласные звуки. |
Работа над осмыслением содержания научного текста.
Результат – заполнение таблицы «Признаки согласных и гласных звуков»
Слайд 4.
|
- Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.75. Рубрика «Мудрая сова». Прочитайте заголовок. - Нашли мы ответ на данный вопрос? - Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков. |
Работают с научным текстом из учебника. Выборочное чтение: обобщение знаний о признаках согласных звуков.
|
Познавательные УУД Учатся понимать информацию, представленную в разных формах (таблица на экране, научный текст в учебнике). Учатся выделять информацию из научного текста в соответствии с заданием. |
Развитие речи. Работа над скороговорками.
Слайды 5, 6.
|
- Как мы уже обсуждали, правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки. - Послушайте скороговорку, постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке. - О ком скороговорка? - Что делал Сеня, для чего? - Куда Сеня носил сено? - Что такое «сени»? - Где можем узнать значение слова?
- Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки? - В каких словах [c][c´][н][н´]? - Эта скороговорка записана в учебнике в упр.2 с.74. Дома выучите скороговорку наизусть. Поучитесь произносить её в разном темпе. - Оказывается, о Сене придумано много скороговорок. Ребята выучили скороговорки про Сеню. Давайте послушаем.
|
Подготовленный ученик произносит скороговорку в разном темпе: Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.
Определяют тему скороговорки. Пытаются объяснить значение слова «сени». Ученик обращается к толковому словарю, читает значение слова «сени». Рассматривают картинку на экране.
Произносят согласные звуки, услышанные в скороговорке. Называют слова с услышанными звуками.
Подготовленные ученики произносят скороговорки о Сене в разном темпе. Все остальные слушают, наблюдают за образцом чтения скороговорки наизусть.
1. Сеня вёз воз сена. 2. Везёт Сенька Саньку с Соней на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, с санок все в сугроб. 3. Ах, вы, сени, сени, Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. 4. Сено Сене Костя косит, В сени Сеня сено носит. |
Познавательные УУД Учатся правильно произносить согласные звуки, распознавать согласные звуки в слове, слова с соответствующими звуками. Учатся находить информацию в толковом словаре.
Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.
Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу. |
Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков.
Слайд 7.
|
- Может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Поработайте в парах. Возьмите из конверта листок со скороговоркой. - Прочитайте внимательно ещё одну скороговорку про Сеню.
- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?
- Так может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Спишите скороговорку. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
- Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите группы слов, которые отличаются одним согласным звуком. - Значения всех ли слов вы понимаете? (том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.) - Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова. |
Высказывают предположения (фронтально).
Начинают парную работу.
Читают скороговорку из конверта. У Сени и Сани в сетях дом с усами.
Находят слово, несоответствующее смыслу скороговорки. Самостоятельно исправляют слово «дом» на слово «сом». У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Делают вывод о смыслоразличительной роли согласных звуков.
Записывают предложение, подчёркивают буквы, обозначающие согласные звуки.
Собирают в паре группы слов, которые отличаются одним согласным звуком. Работа проверяется: одна пара читает группу слов, остальные находят такую же группу у себя. Задают вопросы о значении незнакомых слов. Объясняют значения знакомых слов. Записывают слова любой группы, подчёркивают буквы, которыми слова различаются. |
Познавательные УУД Учатся наблюдать за смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, их обозначающих.
Коммуникативные УУД Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи. Учатся формулировать собственное высказывание.
Личностные УУД Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.
Познавательные УУД Учатся проводить классификацию слов по заданному критерию. Регулятивные УУД Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре. Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
Итог урока. Домашнее задание.
Электронное приложение. Тема «Согласные звуки и буквы». Рубрики «Анимация» и «Упражнения». |
- Подведём итог урока: Можете ли вы назвать признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных? - Дома обратитесь для закрепления материала к электронному приложению. Послушайте ещё раз главное, что нужно знать о согласных звуках. - Выполните два задания: · Помогите бегемоту послушать первые звуки в словах и правильно приклеить карточки со словами к нужным картинкам. · Помогите лягушонку посчитать согласные звуки в словах, расставить слова в порядке увеличения согласных звуков и перебраться лягушонку на другой берег.
|
Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку.
Называют признаки согласных звуков без опоры на зрительную подсказку.
|
Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.