Технологическая карта по информатике "Хранаение информации" (5 класс, информатика)
Оценка 4.8

Технологическая карта по информатике "Хранаение информации" (5 класс, информатика)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
информатика
5 кл
31.03.2017
Технологическая карта по информатике "Хранаение информации" (5 класс, информатика)
Технологическая карта урока "Хранение информации" разработана в соответствии с ФГОС ООО по учебнику Босовой Л.Л. и Босовой А.Ю. В ходе урока формируются предметные, метапредметные и личностные качества. В качестве предметных должны быть сформированы представления о хранении информации как информационном процессе, а также представления о многоообразии носителей информации.Текстовы документ
Хранение информации-5-5-Федосеева.doc

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Предмет -информатика

Класс  -5

 

 

Тема урока -Хранение информации

 

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

 

общие представления о хранении информации как информационном  процессе; представления о многообразии носителей информации

понимание единой сущности процесса хранения

информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

 

 

понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

 

Словарь урока:информация;

·        действия с информацией;

·        хранение информации;

·        память:

1.      память человечества;

2.      память человека;

3.      оперативная (внутренняя) память;

4.      долговременная (внешняя) память;

·        носитель информации;

·        файл; папка.

 

Ресурсы урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1 этап. Орг. момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

 

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

В виде рисунков на слайдах закодирована текстовая информация, связанная с темой нашего сегодняшнего урока. (приложение1, 1-2 сл).

Решите ребусы и раскодируйте предложенную вам информацию. Что у вас получилось?

Как вы думаете, что обозначают эти слова?

Да это действия, которые можно производить над информацией. Иначе эти действия называются информационные процессы.

Как вы думаете о каком информационном процессе идет речь в отрывке из исторической повести В.Яна «Финикийский корабль»? (зачитывается отрывок). Что еще мы узнали?

А как в наше время сохраняется информация?

 

Передача,  хранение, получение, обработка.

 

 

 

 

 

 

 

Это то, что можно делать с информацией.

 

 

Хранение информации, как хранили информацию в древности.

 

 

 

 

 

 

 

3 этап. Актуализация знаний

Перед вами ряд изображений, как вы думаете, какая картинка здесь лишняя?

Объясняя свои решения вы неоднократно употребили слово «информация».

Ребята, кто помнит что такое информация?

 

А как человек может воспринимать информацию?

 

 

Какие существуют виды информации?

 

 

Музыкальный центр, память, записная книжка

 

Знания, полученные из книг, на уроке, новости и др.

С помощью органов чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус, слух

 

Числовая, текстовая, графическая, видеоинформация, звуковая.

 

 

4 этап.

Целеполагание

и планирование

-Подумай, как   современные  люди  узнают  о событиях  прошлого?

 

-тема урока:

- о чем пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать и чему научиться?

 Так, какова цель нашего   урока?

- Люди, живущие ранее, сохранили различную информацию в виде картин, записей, наскальных рисунков.

- Хранение информации

- узнать как можно хранить информацию, научиться ее сохранять;

 Узнать как хранили информацию раньше и как хранят ее в современном мире.

 

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

 

 

 

Итак, мы выяснили цели урока, давайте назовем тему нашего урока. Запишем ее в тетрадь.

Мы уже знаем, что окружающий нас мир – это мир информации.

Вы слушаете учителя на уроке, смотрите телевизор, замечаете на улице красный сигнал светофора – вы получаете информацию. Как еще можно получить информацию?

Полученную нами информацию часто бывает нужно сохранить – человек может просто запомнить то, что вызывает его интерес, но не всегда можно положиться на свою память. Существуют и другие способы хранения информации – записные книжки, диски. Какие еще?

Человеческая цивилизация развивалась, потому что люди обмениваются между собой информацией, они разговаривают, пишут друг другу письма, звонят по телефону.

Очень часто имея одну информацию нужно получить другую информацию. Перед нами встает проблема обработки информации. Решаем ли мы задачу, думаем над тем куда пойти вечером, переводим текст с английского языка – мы обрабатываем информацию. Давайте приведем примеры обработки информации.

А с помощью чего мы можем обработать информацию?

Итак, нам стало известно, что информацию можно обрабатывать, и мы определили с помощью чего это можно сделать – мозг, компьютер, технические устройства.

Сегодня на уроке мы остановимся более детально только на одном информационном процессе – хранении информации. С остальными поближе познакомимся на следующих занятиях.

А теперь давайте вспомним старика Софэра, который описывал свои путешествия на глиняных табличках. Для чего он это делал?

 

Учитель демонстрирует презентацию «Хранение информации» из ЦОР к учебнику «Информатика» 5 класс,
Л. Л. Босова, сопровождая ее пояснениями.

 

Давайте зафиксируем то, что мы сейчас узнали. Итак, нам стало известно, что информацию можно хранить, и мы определили места хранения – на бумаге, на диске, на кинопленке, на каменных плитах, в памяти человека и другие.

У меня к вам вопрос – кто знает что означает слово «оперативный»? Действительно, из словаря Ушакова: «Приспособленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач». А как вы думаете, если сравнить собственную память человека и CD-диск. С какого из этих устройств мы считаем информацию быстрее? Вы правы, память человека мгновенно может выдать вам информацию, а диск еще нужно будет  поместить в дисковод и только потом считать с него информацию. Та же ситуация с таблицей умножения – она может храниться в памяти, а может быть записана на обложке тетради. Если тетради под рукой нет – умножить быстро не удастся. А если долго не пользоваться запомненной таблицей умножения, что произойдет?

 Вот тут то нам и поможет таблица, записанная на обложке. Оказывается у памяти есть свой срок хранения информации – одна память (внешние носители информации) хранит информацию долговременно (как например записная книжка), а другая – наша внутренняя память, хранит информацию более короткое время, но до нее легче добраться.

Давайте зафиксируем это в тетради.

 

Тема урока: «Хранение информации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно хранить в книге, в записной книжке, на кинопленке, на диске, на каменных плитах, в памяти человека, в сети интернет и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи, кроссворда, примеров, работа над ошибками. С помощью мозга человека, компьютера, технических устройств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы сохранить  для потомков сведения как жили люди в древности

 

 

 

 

 

 

 

Быстрый, скорый

 

 

 

 

 

 

 

Из памяти человека.

 

 

 

Она забудется.

 

6.Физкультминутка (эмоциональная разрядка)

 

 

7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Я называю различные ситуации, нужно определить информационный процесс хранение информации и  поднять красный флажок. За каждый правильный ответ начисляется один балл, который я отмечаю на доске. Итак, начинает…

-           Номер телефона в записной книжке;

-           Ученик слушает учителя;

-           Мальчик пишет письмо другу;

-           Студент переводит текст с английского языка;

-           Больной вызывает скорую помощь по телефону

-           Мама читает книгу;

-           Оценка записана в классном журнале;

-           Собака нюхает след;

-           Штурман самолет прокладывает на карте маршрут;

-           Две бабушки разговаривают возле подъезда;

-           Инженер рассчитывает мощность машины;

-           Шофер видит красный сигнал светофора;

-           Файл находится на диске компьютера;

-           В музее находится глиняная табличка с иероглифами;

-           Моряк расшифровывает сообщение, полученное азбукой морзе

 

2.  Воспользуйтесь текстом учебника (§5), а также справочниками и энциклопедиями и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке. (Рис 1)

            Номер телефона в записной книжке;

-           Оценка записана в классном журнале;

 

-           Файл находится на диске компьютера;

 

-           В музее находится глиняная табличка с иероглифами;

 

 

8.Компьютерный практикум

Учитель раздаёт детям карточки с заданием на тему «Хранение информации» и объясняет, что нужно сделать. Повторяет с детьми правила работы за компьютером и технику безопасности.
- Выполни  практическую работу №3.(С. 105)

- работа с учебником и  простым текстовым редактором

 

9 этап. Рефлексия и оценивание

 

 

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Учитель по окончании работы характеризует, оценивает работу обучающихся и сообщает им отметки

 

Я сегодня узнал....
Я сегодня научился....
Я сегодня понял....
Мне в будущем пригодится....

 

10 этап. Домашнее задание

Ваше домашнее задание: Базовый: параграф 5 стр.34-37, вопросы 1-7 стр.39

из учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.

Повышенный: Придумайте свое собственное устройство хранения информации. Опишите, как оно будет работать – как будет считываться с него информация.

 «Носители будущего» Составить небольшой рассказ-сочинение о носителях будущего, как они будут выглядеть, что на них будет храниться

 

 

 

рис 1

 

 

 


Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

Ребята, кто помнит что такое информация?

Ребята, кто помнит что такое информация?

Итак, нам стало известно, что информацию можно обрабатывать, и мы определили с помощью чего это можно сделать – мозг, компьютер, технические устройства

Итак, нам стало известно, что информацию можно обрабатывать, и мы определили с помощью чего это можно сделать – мозг, компьютер, технические устройства

Тема урока: «Хранение информации»

Тема урока: «Хранение информации»

Можете ли вы назвать тему урока? -

Можете ли вы назвать тему урока? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017