Автор работы: Володина Наталья Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ «СОШ №117 имени М.В. Стрельникова» г. Сорочинска
Образование: высшее педагогическое
Квалификационная категория: первая
Стаж работы: 7 лет
Методическая разработка:
Технологическая карта
урока «Литературное чтение» в соответствии ФГОС
УМК «Гармония», О.В. Кубасова, 3 класс.
Сказка "Пятеро из одного стручка"
Презентация к уроку.
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. СорочинскРаздел: «Жизнь дана на добрые дела».
Тема: Сказка "Пятеро из одного стручка"
Цель: познакомить с произведением Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка»
Задачи:
формировать навык осознанного, правильного чтения;
умение работать с текстом, учебной книгой;
расширять читательский кругозор;
развивать умения составлять план по прочитанному произведению, пересказывать
Планируемые результаты:
Предметные:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные
по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
пользоваться приёмами анализа текста;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения
для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;
читать в соответствии с целью чтения.
Познавательные УУД
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Коммуникативные УУД
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. Сорочинск осознавать цель своего высказывания;
строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Личностные:
эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, компьютерная презентация, учебник, выставка книг, иллюстрации к сказкам.
Ход учебного занятия
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Общеучебные
умения и навыки.
1. Организационный
момент.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
1. Актуализация опорных
знаний.
Приём «Экран настроения»
Ребята перед вами лежат смайлики, покажите мне
своё настроение.
Откройте учебник и прочитайте название раздела, с
которым нам предстоит сегодня познакомиться.
К какому жанру литературного произведения
подходит это выражение?
Вспомните определение сказки?
А кто создавал сказки?
Приём «Предметные ассоциации»
Выбирают смайлик и показывают своё
настроение.
«Жизнь дана на добрые дела»
Сказка
Сказка – это произведение с
вымышленными событиями и
героями.
Сказка передавалась из уст в уста
народными сказителями.
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. Сорочинск
Расширение
читательского
кругозора. Сегодня для урока я приготовила волшебный
сундучок. В старину в нём хранили дорогие для
памяти письма, бумаги, драгоценности. Сундучки
берегли, ими дорожили, они составляли семейную
ценность. А в нашем сундучке находятся предметы
из известных, любимых сказок.
С давних времён сказки бережно хранились в
людской памяти. Сказку любили. Её любят и
сегодня. Сказки это драгоценность, и сундучок для
них наша память.
Чтобы открыть этот сундучок, нужно выполнить
ряд заданий.
Приём «Кластер»
Как узнать, что перед нами сказка?
отличаются сказки от других произведений?
Перечислите все отличительные признаки сказки.
Чем
Стадия вызова.
Умение
ориентироваться в
мире детских сказок.
Делать вывод.
(Сказки бывают народные и
авторские.
Бывают: бытовые, о животных,
волшебные.
Сказка начинается с присказки: «Это
не сказка, а присказка, сказка будет
впереди».
Начало сказки – это зачин: «Жили –
были старик да старуха».
Затем повествование сказки.
Концовка – это последние слова
сказки. Например: «… а кто слушал
молодец».
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. Сорочинск3. Открытие новых знаний.
Сообщение темы урока.
Постановка учебных задач.
Вот и открылся наш сундучок.
Приём «Бюро находок»
Посмотрите на предмет и назовите из какого он
произведения.
Игра «По страницам
сказок».
Создание положительного
эмоционального настроя.
Проблемная ситуация.
Ребята, внимательно посмотрите на таблички с
названиями произведений, что объединяет все эти
произведения?
Перед вами предметы из известных вам сказок, как
вы считаете, какой предмет является лишним и
почему?
Самооценивание.
Когда сказка будет названа, предмет
выставляют на стол, на доске
появляется табличка с её названием.
«Принцесса на горошине»
«Гадкий утёнок».
«Огниво».
«Снежная королева».
«Русалочка».
«Дюймовочка».
«Стойкий оловянный солдатик»
картинка «Пять горошин в стручке»
Крепят на доску табличку с названием
сказок.
Эти сказки, написал Х. К. Андерсен.
«Пять горошин в стручке», т.к. с
этим произведением мы ещё не
знакомы.
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. СорочинскГимнастика для глаз
(по методике
В.Ф.Базарного)
Сообщение об авторе.
( Портрет Х.К. Андерсена.
(18051875))
Сформулируйте тему нашего урока.
Х.К. Андерсена «Пятеро из одного
стручка»
Цель нашего урока познакомиться с
произведением Х.К. Андерсена «Пятеро из одного
стручка».
Поставьте перед собой учебные задачи.
Ответы учащихся.
Самооценивание.
(Х.К. Андерсен датский писатель. С
детства увлекался театром и писал
пьесы. Занимался актёрским
мастерством, прозой. Постепенно
сказки заняли основное место в его
творчестве. Сказки Х. К. Андерсена
читают дети всего мира.)
Приём «Инсерт»
Зная тему урока,
ваша задача сейчас
самостоятельно ознакомиться с биографией
писателя.
Чтобы получить ответы на ваши вопросы, вам
поможет информационный лист
справочник
краткой биографии Ханса Кристиана Андерсена, во
время чтения вы можете ставить карандашом на
краю листа знаки:
Знаком «галочка» (√ ) отмечается в
тексте информация, которая вам уже
известна. Ранее с ней познакомился.
Что было известно?
Знаком «плюс» (+) отмечается новое
знание, новая информация. Ставите этот
знак,
если впервые встретился с
прочитанным текстом.
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. Сорочинск Что нового узнали для себя?
Знаком «минус» () отмечается то, о чем
вы думаете иначе.
Знаком «вопрос»
непонятные слова
требуют дополнительных сведений.
(?)
отмечайте
или слова которые
Работа над произведением
«Пятеро из одного стручка».
Аудио прослушивание 1 и 2
части
У кого возникли вопросы?
Ответы учащихся.
Самооценивание.
Какую следующую задачу мы будем решать?
Знакомиться с содержанием сказки..
Прослушайте первую часть произведения.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы: Как…? Где…? Когда…?
Толстые вопросы: Как ты думаешь…?
Задают друг другу вопросы.
2 часть в парах прочитайте по ролям.
Читают по ролям.
3 часть читаете самостоятельно.
Самостоятельное чтение.
Сколько в сказке частей?
Как озаглавим каждую часть?
3 части
1 часть: «Зелёный дом»
2 часть: «Настоящий праздник»
3 часть: «Судьба горошин»
Умение воспринимать
литературное
произведение, как
произведение
искусства.
Правильно называть
жанр, фамилию
автора, название
произведения.
Умение выделять
главную мысль
фрагмента текста в
целом.
Отвечать на вопросы,
высказывать своё
отношение к героям.
Формирование
нравственно
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. СорочинскОбогащение словаря.
Работа в парах.
Нацелить учащихся на
выполнение разноуровневых
заданий.
Предлагаю прочитать слова, записанные на слайде,
которые встретились в тексте.
Сейчас вам предстоит очень ответственная работа.
Вы должны объяснить слова, которые только что
прочитали.
1.Одним парам даны карточки, на которых записаны
слова и объяснения к ним, вам нужно соединить
стрелочкой по смыслу.
2.Другим даны карточки со словами требующими
объяснения. Словари Ожегова. Иллюстрации,
демонстрационный материал.
1. слабым
Выбрать
объяснения,
которые подходят
к данным словам.
«Поиск
соответствия»
Чердачное
окошко
Каморка –
Бузина –
Затхлая
вода–
комната.
Каморка
маленькая
ценностных качеств
личности.
Умение работать в
парах.
2. сильным
Найти в словарях
Ожегова объяснения
данных слов.
Приём
«Справочник
из ларца»
Исследовательская
Тщедушная слабая здоровьем, без сил,
деятельность.
очень худая.
Понимание смысла
слов, употребление их
в речи.
Голубиный зоб нижняя часть пищевого
горла голубя.
Объединение слов в
Раздобреть – поправиться, располнеть.
словосочетания.
Подённая работа – непостоянная
работа за определённую плату.
Предчувствие
– чувство
ожидания чего нибудь неизвестного.
застоявшаяся, с
неприятным
запахом.
кустарник с
чёрными
или
красными ягодами.
маленькая
комната.
окошко на
чердаке.
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. СорочинскПроверка по эталону.
Работа над содержанием
текста.
На слайде я буду показывать видео сюжет из сказки,
а вы должны найти этот отрывок в тексте и
подтвердить словами.
Работа с текстом.
4.Физкультминутка
5.Применение
Царь Горох
Давнымдавно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутилвертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
Самостоятельная работа по карточкам.
Дети повторяют описываемые
движения.
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. Сорочинск
Формирование
правильного
осознанного чтения.
Подтверждать свой
ответ текстом из
учебника. Умение
ориентироваться в
учебной книге.
Ориентируются всвоей системе знаний.
Делают выводы в
результате работы.
Аргументируют своё
мнение по
обсуждаемой теме.
Уточнение восприятия
и понимания
произведения.
теоретических знаний на
практике.
Приём «Ключевой момент».
Какими вы представляете горошинки?
Какие слова подходят каждой из них?
Выберите и соедините стрелочками верные
характеристики для каждой горошины.
1ая скромная
2ая сонная
3я равнодушная
4ая мечтательная
5ая хвастливая
Проверка полученных
знаний.
6. Рефлексия.
Обобщение читательского
опыта детей.
Самостоятельно работают с ПК.
Оценивают работу.
Ответы детей.
Приносить пользу людям
Онлайн «Викторина по биографии и сказкам
Х.К.Андерсена». http://testedu.ru/test/literatura/4
klass/andersen.html см.приложение
Ваша задача пройти онлайн викторину, набранное
количество баллов записать в лист самоконтроля.
Приём «Микрофон»
С каким произведением познакомились?
Мы ответили на задачи, поставленные в начале
урока?
Чему учит сказка?
Какой вывод можно сделать?
Даже маленькая – маленькая горошина способна
принести такую большую пользу. Но мы то сможем
сделать гораздо больше, только почаще надо
оглядываться вокруг, может быть комуто нужна
наша помощь: другу, маме и.т.д. Ведь каждое наше
доброе дело не пропадёт, оно как горошина пустит
росток и цветок в сердце человека, которому мы
помогли.
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. Сорочинск7. Итог урока,
самооценивание. Оценка
учителя.
8. Домашнее задание.
Оценивать свою
работу и работу
товарища в
достоверности
изложения, верности.
Обосновать оценку.
Отработка
полученных умений.
Приём «Зажигаем огоньки знаний»
Учителю сдают лист самооценки.
Посмотрите в лист самоконтроля, оцените свою
работу на уроке.
Ребята, моя горошина из сундучка желает дать вам
совет: «Через несколько лет вы окончите школу и
разлетитесь, словно горошины, в разные города.
Хочется пожелать вам, чтобы вы, в отличие от
горошин, не ждали, что ктото распорядиться вашей
судьбой, а сами ставили цели и достигали их.
Вот на этой горошине я написала то доброе дело,
которое я сделаю.
Какие добрые дела вы совершите сегодня, об этом
расскажите на следующем уроке. Сейчас возьмите
нужную горошину, и прикрепите её к нашему
волшебному стручку.
Приём «Синквейн» со словом горошина
Пересказ сказки « Пятеро из одного стручка».
По желанию: нарисовать иллюстрации к эпизоду,
который понравился.
Урок мне понравился, был
познавательным, я работал активно.
Урок понравился, но
работал я очень мало и остались
вопросы.
ничего полезного для себя не извлек.
Урок был скучным,
1я строка. Кто? Что?
2я строка. Какой?
Алгоритм написания синквейна.
1 существительное.
2 прилагательных.
3 глагола.
3я строка. Что делает?
4я строка. Что автор думает о
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. Сорочинск
теме? Фраза из 4 слов.
5я строка. Кто? Что?Спасибо за урок!
(Новое звучание темы).
1 существительное.
Володина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117 имени М.В.Стрельникова», г. Сорочинск