Технологическая карта по литературному чтению на тему В.Драгунский "Друг детства" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок с применением технологии РКМ (развитие критического мышления) На стадии вызова обучающимся предлагается подумать над названием рассказа. На смысловой стадии используется прием "Чтение с остановками". На стадии размышления задаем вопросы классу: - Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец? Если останется время - можно сочинить синквейн.
Иконка файла материала Технологическая карта по литературному чтению на тему В.Драгунский Друг детства, 1 класс.doc
Класс  1 Тема урока.  В. ДРАГУНСКИЙ  «ДРУГ ДЕТСТВА» Цель:  создать условия для развития у обучающихся умений анализировать  познавательный объект ( В. Драгунский «Друг детства») Задачи: ­ способствовать развитию умения анализировать текст, развитию  познавательного интереса к процессу чтения; ­ совершенствовать навык чтения; ­ расширять словарный запас детей; ­ развивать умение подбирать характеристику персонажам; ­ развивать речь; ­ создать ситуацию успеха для каждого ребенка; ­   стимулировать   познавательный   интерес   с   помощью   проблемных заданий; ­ способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (работа в паре); ­   вызвать   эмоциональный   отклик   на   прочитанное, сопереживания;   чувство                 ­ воспитывать доброту, чуткость, чувство дружбы.                ­ развивать навыки самооценки. Планируемые  результаты:  Личностные:  ­ формировать умение общаться, как умение говорить и слушать,  читать; ­  формировать  позитивное отношение  к  чтению, к книге, умение работать в  паре, группе, отстаивать свою позицию;  ­  оценивать  поступки  людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; ­  оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; ­  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; ­  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; ­  высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их  поступкам. Регулятивные:   ­ осваивать способы работы с книгой;  – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  заголовком,  иллюстрацией учебника; Познавательные:   ­ совершенствовать  навык чтения;  ­   формировать   умение   отбирать   нужную   информацию,  умения     анализировать художественный текст,­  ориентироваться в учебнике; ­  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ­  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  Коммуникативные:   ­ формировать умения слышать и слушать; ­  формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой; ­  уметь взаимодействовать в парах и группах; ­  уметь оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или  небольшого текста); ­  слушать и понимать речь других; ­  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; ­  учиться работать  в паре, группе; ­  выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметные: – воспринимать на слух художественный текст (рассказ) в  исполнении учителя, учащихся; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – составлять устный рассказ по картинке. Урок с применением технологии РКМ (развитие критического мышления) На стадии вызова учащимся предлагается подумать над названием рассказа. ­Прочитайте название. ­О чем может быть рассказ с таким названием? На смысловой стадии используется прием "Чтение с остановками". На стадии размышления задаем вопросы классу: ­ Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?  Если останется время ­ можно сочинить синквейн: Друг. Мягкий, пушистый. Утешает, радует, слушает. Он в беде не бросит. Игрушка. ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА 1.Организац ионный  момент. ­ Передо мной дети, которые не боятся трудностей  и умеют их преодолевать. Проявляя при этом  взаимную помощь и взаимное уважение. Я не  ошиблась? Тогда приступим к работе.2. Речевая  разминка 1. 2. 3. 4. 3. Введение  в тему ­ Прочитайте пословицы, объясните их смысл. 1. Верному другу цены нет. 2. Дерево держится корнями, а человек –  друзьями. 3. Старый друг лучше новых двух. 4. Всякий избирает друга по своему нраву. ­ Что объединяет все пословицы? ­ А кто такой друг? Друг – это тот, кто …………. (повесить на доску) ­ Закончите эту фразу. ­ Какими качествами характера должен обладать  друг? ­ Сегодня на уроке мы познакомимся с новым  произведением. ­ Определите автора. Задание №2 Приём: исключение повторяющихся букв  (индивидуально) АВНИАКНТОСРС – 1 ряд ЦЮЪЗЯЕЦФЪОЯВКИЧК – 2 ряд ЩДОРЩАХГОУЯНХСЯКЭИЭЙ   ­ 3 ряд ­ Кто автор произведения? ­ Что вы знаете об авторе? Детство и юность пришлись на трудные годы.  В 16 лет юноше пришлось пойти работать на завод,  он   шил конскую сбрую в шорной мастерской,  перевозил пассажиров на лодке через Москву –  реку.  Но он всегда мечтал о театре и всё таки стал  актёром. Это не помешало ему стать ещё и  замечательным писателем. Он писал различные  произведения, но за ним прочно закрепилось звание  детского писателя, после создания книги  «Денискины рассказы». В этой книге 45  удивительных и забавных историй, случившихся с  мальчиком Дениской Кораблёвым (младший сын  писателя) ­ Вспомните, какие рассказы Виктора Драгунского  вы читали? ­ Сегодня мы познакомимся с ещё одним из его  рассказов из серии «Денискины рассказы». а)   Чтение вслух. б)   Объяснение  смысла ­  они о верном  друге Терпеливый,  внимательный,  отзывчивый, верный, надёжный, заботливый Виктор Юзефович  Драгунский Луковникова К. ­ «Девочка на шаре», «Заколдованная  буква», «Он живой и светится»и другие­ Определите название рассказа. (приём  антиципации гласных) Подставьте недостающие гласные и определите  название. Д Р . Г       Д . ТСТВ .  Прочитайте ещё раз название произведения.  Рассмотрите иллюстрацию с.16 Прочитайте с доски  ключевые слова (главные, основные, имеющие  наибольшее значение для понимания текста)  И предположите, о чём пойдёт речь в данном  произведении? ­ Определите жанр этого произведения: сказка, стих или рассказ?  Думаю, что всем уже не терпится узнать, о чём эта  история, поэтому начнём.  Послушайте текст и  подумайте, верны ли наши предположения. ­ Назовите героев произведения ­ А кто является главным героем? ­ Подтвердились ли наши предположения? ­ А кем Дениска хотел стать? Быть боксёром хорошо (движения боксёра) А штангистом лучше. В волейбол играть легко, Но учиться нужно. Спинку прямо ты держи, Руки вверх всегда тяни. ­ Я не совсем поняла, почему Дениска не  осуществил свою мечту? Помогите мне в этом  разобраться. а) Чтение 1 части. С.16 (часть1, 1­й абзац) ­ Сколько лет было Дениске?  ­ О чём не знал Дениска в этом возрасте?  ­ Как относился он ко всем окружающим его людям и их работе? Зачитайте предложение.  ­ Кем хотелось стать Дениска?  Работа в парах. Друг детства Боксёрская груша плюшевый мишка не буду боксёром ­ Дениска, мама,  папа, медведь ­ боксёром ­ 6 и ли 6,5 лет ­ кем же в конце  концов буду на этом свете ­ Люди вокруг очень нравились и все  работы тоже ­ астрономом,  капитаном дальнего  Прогнозиро вание  текста 4.Первичное чтение 5.  Физминутка 6.Чтение по  смысловым  частям с  комментиро ванием.  Составлени е плана­ Почему он так часто менял свои будущие  профессии?  ­ Почему он мечтал стать астрономом?  ­ А почему ему хотелось стать капитаном дальнего  плавания? ­ Почему, как вы думаете, он решил стать  боксёром? ­ О чём главном мы сейчас говорили? ­ Подберите заголовок к этой  части ­ б)  О том, как Дениска становился боксёром,  прочитаем дальше с.17 ­ О чём попросил Дениска папу? ­ Зачем ему понадобилась обыкновенная кожаная  боксёрская груша? Как папа отреагировал? Почему папа так отнёсся к просьбе сына? ­ Как вы понимаете слова «спятил», «перебейся»? Спятил – сошёл с ума; перебейся ­ обойдись Почему Дениска обиделся на папу? Прочитайте эти  слова.  ­ А папа хотел обидеть сына? ­ А сейчас о чём главном мы говорили? ­  Подберите заголовок  в) С.17­18 (до 2­й части)  ­ Но если папа не помог сыну, то кто пришёл на  помощь? Теперь прочитаем о реакции мамы. ­ Какой выход нашла мама? Что она придумала?  Прочитайте.  ­ Что увидел мальчик в этой корзине плавания, боксёром ­не мог  определиться, что  ему больше  нравится ­ хотел наблюдать за звёздами ­ Много  путешествовать,  повидать разные  страны быть сильным,  защищать себя ­ о выборе  профессии 1.Выбор  профессии. ­ купить боксёрскую грушу ­тренироваться,  отрабатывать удар ­ оделся и пошёл на  работу ­ отказал со смехом ­ об отказе папы 2. Отказ папы. ­ И она наклонилась  и вытащила из – под  дивана большую  плетёную корзину… ­ старые игрушки,  которыми он уже не­ Почему Дениска назвал содержимое корзины  игрушечным утилём?  играл 3 ­ А что такое утиль? 1 ребёнок работал со  словарём   (тетрадь с.4) ­ Что же искала мама среди старых игрушек? –  ­ Почему мама решила, что именно этот мишка  может заменить Дениске боксёрскую грушу?  Прочитайте предложения.  ­ здоровущего  плюшевого мишку ­ «Живот какой  толстый! Ишь как  выкатил!» ­ А сейчас о чём главном мы говорили? ­ Подберите заголовок.  ­ о помощи мамы 3. Помощь мамы. г) Чтение 2 части. (1 абзац)( с.18 ­ Как же отнёсся Дениска к маминому  предложению?  ПОМОГАЛ           ОБРАДОВАЛСЯ ­ Для чего же понадобился мишка Дениске?  Зачитайте.  ­ Но почему же Дениска отказался от своей мечты? Д) с.18, 2 абзац ­ Найдите слова, которыми описывается мишка.  Дети   находит слова, зачитывают, а на доске  появляется слово. ЗДОРОВУЩИЙ     ПЛЮШЕВЫЙ          ШОКОЛАДНОГО ЦВЕТА ЗДОРОВО ОБЛЕЗЛЫЙ                       РАЗНЫЕ  ГЛАЗА ЗАБАВНАЯ МОРДОЧКА БАРХАТНЫЕ   ТВЁРДЕНЬКИЕ   УШКИ ­Почему автор использовал для описания слова  «шоколадный», «облезлый»? ­ Что вспомнил Дениска, когда разглядывал мишку? Зачитайте.  ­ Как он относится к мишке? ­ Что значит «любил  всей душой»?( модель на доске )   ЛЮБИЛ ВСЕЙ ДУШОЙ       НЕ   РАССТАВАЛСЯ ­ очень обрадовался ­ развивать силу  удара ­не расставался,  сажал рядом  обедать, кормил с  ложки манной  кашей, укладывал  собой спать… ­ как к младшему  братишке, как к  лучшему другуНАСТОЯЩИЙ ДРУГ ДЕТСТВА  ­ Почему автор использует такую форму слова:  здоровущий, но всё таки мишка, а не медведь?  ­ О чём думал мальчик, глядя на сидящего перед  ним мишку ­ Почему мишка « смеётся разными глазами»?  ­ «Я любил тогда». Когда?  – Какие слова из текста подчёркивают большую любовь мальчика к мишке? ­ Как называет Дениска мишку?  ­ А сейчас о чём главном мы говорили?  ­ Подберите заголовок.  ж) Дочитайте эту часть до конца рассказа и  подберите заголовок. ­ Дениска продолжал рассматривать своего друга  детства, представил, для чего достали эту игрушку. ­ Какие чувства возникли в душе у Дениски? ­ Обратила ли мама внимание на состояние сына?  ­ Зачем он молчал, задрав голову к потолку? ­ Для чего автор использует выражения «слёзы  вкатились обратно», «скрепился немного»? ­ Что произошло с Дениской, когда он «скрепился  немного»?  ­ Почему мальчик переспросил маму?  ­ ласково, с любовью ­ Вот он сидит,  смеётся разными  глазами, а я хочу  тренировать об него  силу удара… ­ другой от  пуговицы наволочки ­ когда был совсем  маленький ­ я за него жизнь бы  отдал ­ «бывший, самый  лучший друг,  настоящий друг  детства» ­ о друге детства 4. Друг детства. ­ да, спросила что с  ним ­ чтобы слёзы  вкатились обратно ­ принял решение ­ показать, что  задумался и не  услышал её вопроса ­ Почему он раздумал быть боксёром? ­ Станет ли Дениска настоящим другом для кого –  нибудь? Почему? ­о чувствах­ А сейчас о чём главном мы говорили? ­ Подберите заголовок.  1 ряд ответить на вопрос: Кто такой настоящий  друг? Зачеркните слова, которые не подходят Задание №3 мальчика 5. Чувства  Дениски. НАСТОЯЩИЙ ДРУГ  ДОБРЫЙ                                                5  ВНИМАТЕЛЬНЫЙ   ВРЕДНЫЙ   ВЕРНЫЙ   НАДЁЖНЫЙ  ГРУБЫЙ   ЗАБОТЛИВЫЙ  2й ряд  подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о мальчике.  эмоциональ ный ДОБРЫЙ УПРЯМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫ Й ДЕНИСКА ЗЛОЙ ЖАДНЫЙ ­  А Дениса можем назвать настоящим другом? 3й ряд расскажут, о чём это произведение. Как вы поняли, о чём это произведение? Обведи наиболее точный ответ. А)  О мишке. Б)  О  настоящей дружбе. В)  О помощи мамы. ­  Так что же хотел сказать нам автор?  Работа в тетради с.4­5  Кто написал этот рассказ?  (Н. Носов К.Чуковский, В. Драгунский)  Какое название рассказа? («Друг детства»,  Кому хорошо», «Воробей»)  Кто герой этого рассказа? (котёнок, воробей,  Мишка)  Кем Дениска никогда не будет?  (клоуном, артистом, боксёром)  О чём это произведение      (о мишке, о  настоящей дружбе  , о помощи           мамы)   Взаимопроверка ­ Ожидали вы, что у рассказа может быть такой  конец?  ­ Давайте ещё раз вернёмся к началу урока. Что вы  теперь сможете добавить: ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО …….. ВЕРНЫЙ ­ дружба друг 7. Работа в  параах                   8. Тест 9. Итог:­ КТО ИЗ ВАС МОЖЕТ НАЗВАТЬ СЕБЯ  ДРУГОМ? ­ К какому литературному жанру относится это  произведение? (рассказ) ­ Какое главное слово рассказа, на ваш взгляд?  ­ Помог вам Мишка сегодня понять, что такое  дружба? Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не  бросит в беде, поддержит добрым словом,  утешит. ­ У кого из вас есть такой же верный друг? Закройте глаза, вспомните свои игрушки,                    которые не стерлись из памяти, хранятся в душе как воспоминание                          (дома подумайте о том, чем вам дорога эта  игрушка? Вы можете принести его на следующий  урок и рассказать небольшую историю)  ­ Нарисуйте мишку, каким вы его представляете по  описанию В. Драгунского.

Посмотрите также