Технологическая карта по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
16.02.2018
Данный материал разработан по программе Сергеевой, Критской для уроков в 5 классе. На данном уроке обучающиеся знакомятся и закрепляют и расширяют знания по таким понятия как: «вокализ», «песни без слов», «баркарола и «романс», вспоминают жанры, к которым относятся вокальная и инструментальная музыка. Материал будет полезен для учителя музыки в 5 классе.
Жанры инструментальной и вокальной музыки 5.doc
Конспект урока
Класс: 5
УМК (название, автор): Образовательная система Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» М. :Просвещение, 2012.
Тип урока: получение новых знаний
Вид урока: комбинированный с использованием ИКТ
Тема урока: «Жанры инструментальной и вокальной музыки»
Цель урока: раскрытие взаимосвязи музыкального и литературного искусства через общность жанров.
Задачи:
образовательные:
музыке;
развивающие:
познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной
показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;
научить различать жанры по характеру звучания.
развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;
расширять музыкальный кругозор учащихся;
формировать исполнительские навыки.
воспитательные:
коррекционные:
воспитывать музыкальный вкус;
формировать позитивное отношение к классической музыке.
развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей
развивать в детях чувство прекрасного;
Планируемые результаты:
Предметные: Владеть понятиями: «вокализ», «песни без слов», «баркарола и «романс» в инструментальной музыке;
Метапредметные: познавательные
внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы;
коммуникативные
осваивают диалоговую форму общения;
регулятивные
определять название инструмента по его звучанию
Личностные:
умение делать вывод по теме
Музыкальный материал:
«Вокализ» С.В.Рахманинова,
«Романс» Г.Свиридова,
«Песня венецианского гондольера» gmoll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.
Методы и приемы: словесные (беседа, наводящие вопросы); метод "забегания вперёд"; наглядный (показ презентации)
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Информационные источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мво образования и науки
Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).
Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 57 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение,
2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» М. :Просвещение, 2012.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 56 классы. М. :Просвещение, 2014. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты
второго поколения).
Этапы
Деятельность учителя
Орг.момент Приветствие.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о
музыке и литературе.
Актуализац
ия опорных
знаний
Что связывает между собой эти два искусства?
Слайд 1
Вспомните, на какие виды делится музыкальное
искусство по способу исполнения?
Что такое вокальная музыка?
Какие жанры вокальной музыки мы знаем?
Что такое инструментальная музыка?
Какие жанры инструментальной музыки мы знаем?
Деятельность
обучающихся
Эмоциональнообразный
настрой к уроку
Обсуждают что им уже
известно по данной теме.
Называют знакомые
инструменты
симфонического
оркестра, автора
произведения,
определение
программной
УУД
Личностные (развитие эмоционально
нравственной отзывчивости
Коммуникативные(планирование
учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками)
Познавательные(самостоятельное
решение задач повышенной сложности
отдельными учениками или коллективом
класса)
Регулятивные (выстраивание
самостоятельного маршрута общения с
музыкальным произведением)
Коммуникативные (умение слушать и
слышать мнение других людей,
способность излагать свои мысли о
музыке).
Личностные (определение границы
собственного знания и «незнания») Коллективная
дискуссия: основные
особенности вокальной и
инструментальной
музыки, их жанров
Исполнение песни
Познавательные (умение находить
главные идеи в текстовом материале,
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и
поискового характера, построение
логической цепи рассуждений,
установления аналогий, классификации
Личностные (формирование духовно
нравственных ценностей)
Регулятивные (учатся размышлять,
слушать вопросы и отвечать на них)
Решение
проблемы
Беседа
Мы с вами знаем, что композиторы используют разные
средства музыкальной выразительности, чтобы передать
различные образы. Одним из главных выразительных
средств в музыке является мелодия.
Как вы думаете, почему?
Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства
человека. Через мелодию композитор нам о чёмто
рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это
мысль, выраженная звуками.
В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами,
они складываются во фразы и предложения. Тоже
происходит и в мелодии: несколько звуков образуют
мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов
составляют фразу, а фразы образуют предложения.
Поэтому так важно внимательно вслушиваться в
музыкальную речь.
что проще понять
музыкальное произведение, когда есть название или
стихотворный текст, например в песне
Что стало бы с песней без стихотворного текста?
Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у
каждого слушателя своё.
Останется самое главное – мелодия.
А её можно просто пропеть или сыграть на какомнибудь
инструменте, правда?
И получится песня без слов.
Понятно, Просмотр презентации.
Размышлять,
анализировать,
высказывать свое
отношение к музыке
Это «Вокализ» С.
Рахманинова.
Вокализ –это
произведение для голоса с
инструментальным
сопровождением,
Дети отмечают.
Личностные (творческая
самореализация на уроке,
эмоциональное осознание себя и
окружающего мира)
Познавательные(преобразование
музыкального образа в пространственно
графический, анализ произведения с
целью выделения существенных
признаков)
Регулятивные (постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися)
Коммуникативные (умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли)
Ответы детей.
Романс имеет нежный,
певучий характер, как
будто говорит.
Слушание музыки:
раскрытие интонационновыразительных возможностей
мелодии на примере вокализа, романса.
Так в музыке возникли жанры, где главной является
выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент
музыкального произведения и вспомните жанр вокальной
музыки.
(Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова)
Слайд 6.
Что это за жанр?
Может быть, вы вспомнили и произведение?
Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ –
это произведение для голоса с инструментальным
сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном
звуке (обычно «а»).
Повторное слушание произвдения с голосом
Автором данного вокализа является русский композитор
Сергей Васильевич Рахманинов.
Есть вокализы, которые представляют собой специальные
упражнения для развития голоса певца и техники. Но
«Вокализ» С.В.Рахманинова это уже концертное
произведение.
Какие чувства у вас возникли, когда звучало это
произведение?
Нужны ли здесь слова?
Да. Рахманинов посвятил этот вокализ
певице
А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и
исполнением сможете выразить всё лучше и значительно
больше, чем ктонибудь словами». И действительно, как
сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу
навей». Вокально
хоровая
работа
4.Подготовка к песенной деятельности.
а) Учащиеся выполняют дыхательные упражнения,
задерживают дыхание, учатся правильно дышать, сохраняя
осанку и не поднимая плечи.)
б) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне
до1октавы ми 2 октавы).
5.Песенная деятельность.
(На данном уроке разучивается 1 раздел песни. Слова песни
напечатаны на отдельных листках.)
(Перед разучиванием читаю текст, разбираем вместе с
ребятами непонятные слова)
Разучивание по фразам (индивидуальное ,групповое и
фронтальное)
Рефлексия V. Подведение итогов урока.
О каких общих жанрах инструментальной и вокальной
музыки мы сегодня говорили?
Что такое вокализ?
Что такое романс?
С какими композиторами встретились сегодня на уроке?
Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство
музыки? Да это мелодиядуша музыки.
Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность
ребят, их интересные ответы).
Урок окончен. До свидания.
Исполнительская
хоровая работа
Исполнение упражнений
Исполнение песни хором
Работа в парах(взаимный
опрос слов песни)
Познавательные УУД:выполнение
действий по алгоритму
Оздоровление голосового аппарата и
подготовка к пению.
Выразительное исполнение песни
Осуществляют
самооценку
собственной
деятельности,
выводы.
делают
Познавательные(формулирование
проблемы)
Регулятивные (выделение и
осознание учащимися того, что уже
усвоено, осознание уровня усвоения)
Технологическая карта по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)
Технологическая карта по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)
Технологическая карта по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)
Технологическая карта по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)
Технологическая карта по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)
Технологическая карта по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.