Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"
Оценка 4.6

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
16.03.2018
Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"
Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже (светлый, холодный, зелен, добр).В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого (либо в составе именного сказуемого).
Технологическая карта учебного заняти Имя прилагательное.docx
Группа Дата Технологическая карта учебного занятия План занятия №_____  по учебной дисциплине (ПМ) Русский язык Тема занятия:  Имя прилагательное  Тип занятия: урок приобретения знаний Вид занятия: практическое Основные понятия: имя прилагательное, начальная форма, род, число. Используемые приемы, методы, технологии обучения: Приемы:  «Вопрос к размышлению». Методы обучения:, наглядные Технологии:  Рефлексивное обучение. Цель занятия: Применение на практике умения выявлять признаки имени существительного Задачи:  • • • –   воспитывать   дисциплинированность, способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности;  Развивающая ­ развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;  Образовательная­ отработать умение определять прил. в тексте; оценить уровень своих знаний; Воспитательная    исполнительность,   сообразительность; Приобретаемые умения: Приобретаемые знания : У1 говорить и писать правильно; У2 продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций; З1языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения; З2. признаки и особенности правильной речи. Прогнозируемый результат: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;   Оборудование и основные источники информации:  КМО:                  б) дидактический материал        Ход занятия: Этап урока время Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Формир уемые компете нции ОК2 1.Организационн ый момент  3 мин. Проверка готовности обучающихся Проверка посещаемости обучающихся. приветствие преподавателя, 2. Актуализация  знаний. 15мин. осмысливают информацию; отвечают на вопросы Преподаватель задает вопросы: 1. Мужской, женский, средний, общий – это? (род) 2. Единственное, множественное – это? (число) 3. Первое, второе, третье – это? (лицо) 4. Именительный, родительный, дательный,  винительный, творительный, падежный – это?  (падеж) Все это грамматические признаки слова.  Словарная работа:  Абстрактный­ Слишком общий, не конкретный.  Адекватный ­Точно соответствующий чему­л.,  совпадающий с чем­либо    Аккуратный ­ Соблюдающий во всем порядок,  точность. Актуальный ­ Важный для настоящего времени;  злободневный, насущный.  Искусный ­ Хорошо знающий свое дело,  обладающий высоким мастерством; умелый. Безапелляционный ­ Не допускающий возражений  и сомнений; категоричный. Бесспорный ­ Не вызывающий возражений,  сомнений, споров; несомненный, очевидный. Вагоностроительный ­ Соотносящийся  по значению с существительным: вагоностроение,  связанный с ним. Внешкольный ­ Существующий, происходящий вне, помимо школы. Древнерусский – связанный с Древней Русью 3. Изучение  нового материала 47мин.   На   доске   слова:   Тепловоз,   колесо,   тяга,   шпалы, дорога,   пассажирский.   (какое   слово   лишнее почему?) осмысливают информацию, отвечают на  вопрос (железный, т.к. остальные слова  существительные) ОК2 6. Закрепление. 12 мин. преподаватель дает основные понятия темы  (приложение 1) раздает карточки с упражнением Показывает, как делать морфологический разбор Инструктирует выполнение морфологического  разбора Тест с взаимопроверкой Приложение Давайте еще раз вспомним тему нашего занятия? Какая была поставлена цель? С помощью чего мы можем достигнуть цели. раздает карточки с тестом делают записи один обучающийся у доски остальные в  тетрадях делают записи отвечают на поставленный вопрос: «имя  существительное» ОК2 ОК3 выполняют тест (взаимопроверка) 7. Итоги.  3мин. Преподаватель выставляет оценки за занятие    Преподаватель     русского языка и литературы                           Ф.И.О. преподавателя РУБЦОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Приложение 1 Имя прилагательное Значение и грамматические признаки имени прилагательного Под признаком в грамматике принято понимать свойства, принадлежность, количества и тд., характеризующие предметы.  Имена прилагательные завися от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?  Примечание.    По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.   которым они относятся.   в краткой форме (только качественные). В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого.  Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые.  Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень.  Упражнение 1. Дополните предложения прилагательными. Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода. Имена прилагательные бывают в полной и 1. Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. Качественные прилагательные Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обозначают признак предмета по:  форме (прямой, угловатый) размеру (узкий, низкий) цвету (красный, лимонный) свойству (прочный, вязкий) вкусу (горький, соленый) весу (тяжелый, невесомый) запаху (пахучий, ароматный) температуре (теплый, прохладный) звуку (громкий, тихий) общей оценке (важный, вредный) и др.  Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы. Полная форма изменяется по падежам, числам и родам.  Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам. Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые.  Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: горазд, рад, должен, надобен.   Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами, обозначающие высокую степень признака, и прилагательное, входящие в состав терминологических наименований (скорый поезд, глубокий тыл). Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень, иметь антонимы.   Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной (состоит из двух слов): более твердый, самый тихий. Сравнительная степень Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак появляется в большей или меньшей степени, чем в другом. Красивый – красивее. Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому ­ либо признаку. Яркий – ярчайший. Относительные прилагательные Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени.  Деревянная парта.  Превосходная степень Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов. Относительные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе).     Относительные прилагательные обозначают: материал (деревянная ложка, глиняный горшок) количество (пятилетняя дочь, двухэтажный дом) место нахождения (речной порт, степной ветер) время (прошлогодний план, январские морозы) назначение (стиральная машина, пассажирский поезд) вес, длину, меру (метровая палка, квартальный план) и др. Притяжательные прилагательные Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам.  Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего ­ либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?   Упражнение 2. Определить разряд прилагательного. Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога;  волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег. Морфологический разбор имени прилагательного I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. 3. Непостоянные признаки: 1) у качественных:  а) степень сравнения,  б) краткая и полная форма; 2) У всех прилагательных:  а) падеж,  б) число,  в) род. III. Синтаксическая роль. Упражнение   3.  Выпишите   из   текста   словосочетания   "Существительное   +   прилагательное".   Определите   разряд   прилагательных.   выполните морфологический разбор трех прилагательных. Овладей русской речью Ты родной владеешь речью, бойко говоришь. Русский же язык неважно знаешь, мой малыш! Слушай потому поэта, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью хорошо владеть. Эта речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. Скажем, к странам зарубежным держишь морем путь, Перед спутниками хочешь знаньями блеснуть – В разговорах или спорах с другом иль врагом Ты воспользуешься смело русским языком! Потому ты, школьник резвый, будь прилежней впредь! Ты обязан русской речью хорошо владеть. (И. Гришашвили) 1. Что такое имя прилагательное?  Имя прилагательное ­ часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что? Имя прилагательное ­ часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Имя прилагательное ­ часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Имя прилагательное ­ часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Тест: Имя прилагательное 2. В какой строке записаны окончания имени прилагательного женского рода?  ­ ой, ­ая, ­яя ­ой, ­ий, ­ый ­ой, ­ей, ­ий ­ ой, ­ее, ­ое А) Б) В) Г) А) Б) В) Г) 3. Выбери верное утверждение:  А) Имя прилагательное изменяется по родам, числам. Б) В) Г) А) Б) В) Г) А) Б) В) А) Б) В) А) Б) В) А) Б) В) А) Б) В) Имя прилагательное изменяется по числам, в единственном числе ­ по родам. Имя прилагательное не изменяется по числам и родам Имя прилагательное изменяется по числам, во множественном числе ­ по родам. 4. В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского  рода?  ­ой, ­ий, ­ый ­ой, ­ей, ­ий ­ ой, ­ая, ­яя ­ ой, ­ее, ­ое 5. Укажите строчку, в которой все слова ­ имена прилагательные:  красивый, радость, пришёл поёт, цветок, красный весёлый, большой, умный 6. Укажите строчку, в которой все имена прилагательные мужского рода:  зимняя, ночное, звёздный серое, цветная, чуткий крутой, храбрый, смелый 7. Укажите строчку, в которой все имена прилагательные среднего рода:  солнечное, дождливое, жаркое смешной, дремучая, большой летнее, весенняя, зимний 8. Укажите строчку, в которой все имена прилагательные женского рода:  хлебная, широкая, умная утренняя, звонкая, сложное синяя, ласковая, дальний 9. Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании ВЕСЕНН… КАПЕЛЬ?  ­ ее ­ ие ­ яя 10. Окончания имен прилагательных во множественном числе? А) Б) В) А) Б) В) А) Б) В) Г) ­ый, ­ий ­ые, ­ие ­ое,­ые 11. Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос  какая? какое? какие? 12. Определи род прилагательных: красные, пушистые, холодные  ж.р м.р не имеют рода с.р Ответы:  1­в 2­а 3­б 4­а 5­в 6­в 7­а 8­а 9­в 10­б 11­в 12­в

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018