Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"
Оценка 4.7

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
17.05.2017
Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"
Технологическая карта— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.docx
Технологическая карта учебного занятия План занятия №_____  по учебной дисциплине (ПМ) Русский язык Тема занятия:  Имя существительное  Тип занятия: урок приобретения знаний Вид занятия: практическое Основные   понятия:  имя   существительное,   начальная   форма,   нарицательное   существительное,   имя   собственное, одушевленное сущ., неодушевленное сущ., род, число. Используемые приемы, методы, технологии обучения: Приемы:  «Вопрос к размышлению». Методы обучения:, наглядные Технологии:  Рефлексивное обучение. Цель занятия: Применение на практике умения выявлять признаки имени существительного Задачи:  • • • Развивающая ­ развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;  Образовательная­ отработать умение определять сущ. в тексте; оценить уровень своих знаний; Воспитательная  –   воспитывать   дисциплинированность, способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности;    исполнительность,   сообразительность; Группа Дата Приобретаемые умения: У1 говорить и писать правильно; У2 продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций; Приобретаемые знания : Прогнозируемый результат: З1языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения; З2. признаки и особенности правильной речи. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;   Оборудование и основные источники информации:  КМО:                  б) дидактический материал        Ход занятия: Этап урока время Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Формир 1.Организационн ый момент  3 мин. Проверка готовности обучающихся Проверка посещаемости обучающихся. приветствие преподавателя, осмысливают информацию; отвечают на вопросы Преподаватель задает вопросы: 1. Мужской, женский, средний, общий – это? (род) 2. Единственное, множественное – это? (число) 3. Первое, второе, третье – это? (лицо) 4. Именительный, родительный, дательный,  винительный, творительный, падежный – это?  (падеж) Все это грамматические признаки слова.     На доске  слова:  Локомотив,  паровоз,  тормозная тяга,   рельс,   дорога.   (Что   общего   между   этими словами?) преподаватель дает основные понятия темы  (приложение 1) раздает карточки с заданием преподаватель   раздает   карточки   с   тестом (приложение 2) Давайте еще раз вспомним тему нашего занятия? Какая была поставлена цель? С помощью чего мы можем достигнуть цели. 2. Актуализация  знаний. 15мин. 3. Изучение  нового материала 57 мин. 6. Закрепление. 8мин. 7. Итоги.  8. Д.З. 3мин. 2 мин. 9. Рефлексия 1­2мин. уемые  компете нции ОК2 ОК2 ОК3    ОК3 осмысливают информацию, отвечвют на  вопрос (все слова­ это существительные) ОК2 делают записи; заполняют таблицу выполняют задание под руководством  преподавателя; выполняют проверку выполняют тест с взаимопроверкой отвечают на поставленный вопрос: «имя  существительное» Преподаватель выставляет оценки за занятие Инструктирует  выполнение Слушают, записывают   Преподаватель   благодарит   за   урок   и     раздает индивидуальные   карточки,   в   которых   нужно подчеркнуть   фразы,   характеризующие   работу  обучающиеся подчеркивают фразы,  характеризующие их на уроке ученика на уроке по трем направлениям 1. На уроке мне было: а) интересно б) скучно в) безразлично 2. Я на уроке: а) активно работал б) работал без особого желания в) отдыхал 3. Итог а) я понял материал б) я узнал больше, чем знал в) я не понял материал, мне нужна помощь  преподавателя. Преподаватель     русского языка и литературы                           Ф.И.О. преподавателя РУБЦОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Приложение 1 Лексико – грамматические категории Примеры Грамматические категории Синтаксическая роль Чем выступает в предложении Примеры Локомотив, паровоз, тормозная тяга, рельс, дорога, железный. Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?  Значение предмета, выражаемое именами существительными, объединяет в себе названия самых различных предметов и явлений, а именно: 1) названия конкретных щей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, портфель, кровать, лампа); 2) названия живых существ (человек, инженер, девочка, юноша, олень, комар); 3) названия различных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль); 4) названия различных явлений природы и общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война); 5) названия отвлечённых свойств и признаков, действий и состояний (свежесть, белизна, синева, болезнь, ожидание, убийство).  Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа.  Имена существительные бывают: собственными (Москва, Русь, «Спутник») и нарицательными (страна, мечта, ночь), одушевлёнными (конь, лось, брат) и неодушевлёнными (стол, поле, дача).  Имена существительные относятся к мужскому (друг, юноша, олень), женскому (подруга, трава, сушь) и среднему (окно, море, поле) роду. Имена существительные изменяются по падежам и числам, то есть склоняются. У имён существительных выделяются три склонения (тётя, дядя, Мария — I склонение; конь, ущелье, гений — II склонение; мать, ночь, тишь — III склонение).  В   предложении   имена   существительные   обычно   выступают   в   качестве   подлежащего   или   дополнения,   но   могут   быть   и   любыми   другими   членами предложения. Например: Когда душа в цепях, в душе кричит тоска, и сердцу хочется к безбрежному приволью (К. Бальмонт). Я лежал в аромате азалий (В. Брюсов) Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным относятся: 1) имена, фамилии, прозвища, клички (Пётр, Иванов, Шарик); 2) географические названия (Кавказ, Сибирь, Средняя Азия); 3) астрономические названия (Юпитер, Венера, Сатурн); 4) названия праздников (Новый год, День учителя, День защитника Отечества); 5) названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий (газета «Труд», роман «Воскресение», издательство «Просвещение») и др.  Нарицательные имена существительные  называют однородные предметы, которые имеют что­то общее, одинаковое, какое­то сходство (человек, птица, мебель).  Все имена собственные пишутся с большой буквы (Москва, Арктика), некоторые также берутся в кавычки (кинотеатр «Космос», газета «Вечерняя Москва»).  Кроме   различий   в   значении   и   написании   собственные   имена   существительные   имеют   ряд   грамматических   особенностей:   1)   не   употребляются   во множественном числе (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли); 2) не сочетаются с именами числительными. Имена существительные одушевлённые служат названиями живых существ (людей, животных, птиц); отвечают на вопрос кто?  Имена существительные неодушевлённые служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира; отвечают на вопрос что? Изначально в русском языке категория одушевлённости­неодушевлённости складывалась как семантическая (смысловая). Постепенно, с развитием языка эта категория стала грамматической, поэтому деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.  Показателем   одушевлённости   или   неодушевлённости   существительного   является   совпадение   ряда   грамматических   форм.   Одушевлённые   и неодушевлённые существительные отличаются друг от друга формой винительного падежа множественного числа. У одушевлённых существительных эта   форма   совпадает   с   формой   родительного   падежа,   а   у   неодушевлённых   существительных   —   с   формой   именительного   падежа, например: нет друзей — вижу друзей (но: нет столов — вижу столы), нет братьев — вижу братьев (но: нет огней — вижу огни), нет лошадей — вижу лошадей (но: нет теней — вижу тени), нет детей — вижу детей (но: нет морей — вижу моря).  У имён существительных мужского рода (кроме существительных на ­а, ­я) это различие сохраняется и в единственном числе, например: нет друга — вижу друга (но: нет дома — вижу дом).  К одушевлённым существительным могут относиться существительные, которые по значению следовало бы считать неодушевлёнными, например: «наши сети притащили мертвеца»; сбросить козырного туза, пожертвовать ферзя, купить кукол, разрисовать матрёшек.  К   неодушевлённым   существительным   могут   относиться   существительные,   которые   по   выражаемому   ими   значению   следовало   бы   отнести   к одушевлённым,   например:   изучать  болезнетворные   микробы;   нейтрализовать   бациллы   тифа;  наблюдать  зародыш  в  его  развитии;   собирать   личинки шелкопряда, верить в свой народ; собирать огромные толпы, вооружать армии. По особенностям выражаемого значения имена существительные можно разделить на несколько групп: 1) конкретные существительные (стул, костюм,   комната,   крыша),  2)   абстрактные,   или   отвлечённые,   существительные  (борьба,   радость,   добро,   зло,   нравственность,   белизна),  3) собирательные существительные (зверьё, дурачьё, листва, бельё, мебель); 4) вещественные существительные (цикл:, золото, молоко, сахар, мёд); 5) единичные существительные (горошина, песчинка, соломина, жемчужина).  Конкретными  называются имена существительные, которые обозначают явления или предметы реальной действительности. Они могут сочетаться с количественными, порядковыми и собирательными числительными и образуют формы множественного числа. Например: мальчик — мальчики, два мальчика, второй мальчик, двое мальчиков; стол — столы, два стола, второй стол.  Абстрактными, или отвлечёнными, называются имена существительные, которые обозначают какое­либо отвлечённое действие, состояние, качество, свойство или понятие. Отвлечённые существительные имеют одну форму числа (только единственного или только множественного), не сочетаются с количественными числительными, но могут сочетаться со словами много, мало, сколько и т. п. Например: горе — много горя, мало горя. Сколько горя!  Собирательными  называются   существительные,   которые   обозначают   совокупность   лиц   или   предметов   как   неделимое   целое.   Собирательные существительные имеют форму только единственного числа и не сочетаются с именами числительными, например: молодёжь, старичьё, листва, березняк, осинник. Ср.: Старики долго судачили о жизни молодых и интересах молодёжи. — Вы чьё, старичьё? Крестьяне по сути своей всегда оставались собственниками. — Ни в одной стране мира крестьянство никогда не было действительно свободным. Первого сентября все дети пойдут в школу. — Детвора собралась во дворе и ожидала приезда взрослых. Все студенты успешно сдали государственные экзамены. — Студенчество принимает активное участие   в   работе   благотворительных   фондов.   Имена   существительные   старичьё,   крестьянство,   детвора,   студенчество   являются   собирательными, образование форм множественного числа от них невозможно.  Вещественными называются существительные, которые обозначают вещество, не поддающееся делению на составные части. Эти слова могут называть химические  элементы,  их  соединения,  сплавы,  лекарственные  препараты,  различные  материалы,  виды  пищевых  продуктов и  сельскохозяйственных культур   и   пр.   Вещественные   существительные   имеют   одну   форму   числа   (только   единственного   или   только   множественного),   не   сочетаются   с количественными числительными, но могут сочетаться со словами, называющими единицы меры килограмм, литр, тонна. Например: сахар — килограмм сахара, молоко — два литра молока, пшеница — тонна пшеницы. Единичные  имена существительные являются  разновидностью  вещественных существительных. Эти существительные называют один экземпляр тех предметов, из которых состоит множество. Ср.: жемчуг — жемчужина, картофель — картофелина, песок — песчинка, горох — горошина, снег — снежинка, солома — соломина. Род — это способность имён существительных сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов: мой дом, моя шляпа, моё окно.  По признаку рода имена существительные делятся на три группы:  1) имена существительные мужского рода (дом, конь, воробей, дядя),  2) имена существительные женского рода (вода, земля, пыль, рожь),  3) имена существительные среднего рода (лицо, море, племя, ущелье).  Кроме того, существует небольшая группа существительных общего рода, которые способны служить экспрессивными названиями лиц и мужского, и женского пола (плакса, недотрога, молодчина, выскочка, хапуга).  Грамматическое   значение   рода   создаётся   системой   падежных   окончаний   данного   существительного   в   единственном   числе   (таким   образом,   род существительных различают только в единственном числе). К мужскому роду относятся:  1) существительные с основой на твёрдый или мягкий согласный и нулевым окончанием в именительном падеже (стол, конь, камыш, нож, плач);  2) некоторые существительные с окончанием ­а (я) типа дедушка, дядя;  3) некоторые существительные с окон­чанием ­о, ­е типа сараишко, хлебушко, домишко;  4) существительное подмастерье.  К женскому роду относится:  1) большинство существительных с окончанием ­а (я) (трава, тётя, земля) в именительном падеже;  2) часть существительных с основой на мягкий согласный, а также на ж и ш и нулевым окончанием в именительном падеже (лень, рожь, тишь).  К среднему роду относятся:  1) существительные с окончанием на ­о, ­е в именительном падеже (окно, поле);  2) десять существительных на ­мя (бремя, время, племя, пламя, стремя и пр.); 3) существительное «дитя».  Существительные врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор и под., называющие лицо по профессии, роду деятельности, относятся к мужскому роду Упражнение. Прочитайте текст и выполните задания. С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом. Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как­то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский. Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во­первых, на перевод уходит лишнее время, во­вторых, он не всегда возможен. Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь,   но   чаще   говорят   на   языке,   который   для   кого­то   в   мире   родной.   Обычно   этот   язык   обладает   б?льшим   авторитетом,   чем   родные   языки собеседников. Им может быть просто какой­нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык. 1. Выпишите из текста имена собственные. 2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. 3. Выпишите по 2­3 примера существительных 1, 2 и 3­го склонения. Определите их род. 4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их. 5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род. 6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры. 7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род. Приложение 2. 1. Имя существительное – это ... A. слово B. часть речи C. часть предложения D. словосочетание 2. Какого признака нет у имени существительного A. рода B. времени C. падежа D. числа 3. Укажите существительные 1 склонения. A. тенью B. лошадью C. полотенцем D. образованием E. семьёй F. лошадкой 4. Назовите разряды имен существительных по значению. A. относительные, притяжательные, качественные B. конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные C. неопределенные, отрицательные, возвратные D. повелительные, условные, изъявительные E. переходные, действительные, страдательные 5. Найди ошибку. A. м.р. – скрипач, аккордеон, кофе B. ж.р. – земляника, зеркало, жизнь C. ср.р. – яблоко, желание, подземелье

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"

Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2017