Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"
Оценка 4.6

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
16.03.2018
Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"
Технологическая карта по русскому языку для студентов второго курса. С точки зрения синтаксиса, предложение – это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.
Технологическая карта учебного занятиОдносоставное предложения..docx
Технологическая карта учебного занятия План занятия №_____  по учебной дисциплине (ПМ) Русский язык Тема занятия: Односоставное предложения. Тип занятия: урок закрепления знаний Вид занятия: практическое Основные понятия: предложение, грамматическая основа, односоставное предложение Используемые приемы, методы, технологии обучения: Приемы:  «Вопрос к размышлению». Методы обучения:, наглядные Технологии:  Рефлексивное обучение. Цель занятия: Применение на практике знаний о односоставном и неполном предложении Задачи:  • • • формированию и развитию трудовых качеств личности;  Развивающая ­ развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;  Образовательная­ оценить уровень своих знаний; Воспитательная  –   воспитывать   дисциплинированность,   исполнительность,   сообразительность;   способствовать Группа Дата Приобретаемые умения: Приобретаемые знания: У1 говорить и писать правильно; У2 продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций; З1языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения; З2. признаки и особенности правильной речи. Прогнозируемый результат: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК   3.  Анализировать   рабочую   ситуацию,   осуществлять   текущий   и   итоговый   контроль,   оценку   и   коррекцию   собственной   деятельности,   нести ответственность за результаты своей работы; Оборудование и основные источники информации: КМО:              б) дидактический материал Этап урока время Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Ход занятия: Формир уемые  компете нции 1.Организационный момент  3 мин. Проверка готовности обучающихся Проверка посещаемости обучающихся. приветствие преподавателя, 2.Актуализация  15мин. Преподаватель проводит опрос осмысливают информацию; ОК2 знаний. отвечают на вопросы словосочетания и предложения главное зависимое главные члены предложения повествовательные, побудительные,  вопросительные распространенные, нераспространенные подлежащее сказуемое Что изучает синтаксис? Слово в словосочетании, от которого задается вопрос,  называется…. Слово в словосочетании, к которому задается вопрос,  называется… Грамматическая основа предложения ­ это… К группе предложений по цели высказывания относятся: К группе предложений по наличию второстепенных членов относятся: Главный член предложения, который называет того, кто  действует, испытывает какое­либо состояние т и отвечает  на вопросы КТО? или ЧТО? , называется Главный член предложения, который называет действие,  состояние или признак подлежащего и отвечает на  вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ (КАКОЙ)  ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ?,  называется Второстепенный член предложения, который отвечает на  вопросы косвенных падежей и обозначает предмет,  называется дополнение Второстепенный член предложения, который отвечает на  вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? КАК?  ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И обозначают место, время, способ  действия, называется… обстоятельство Если предложение содержит две или несколько  грамматических основ, то такое предложение  называется…     сложным 3. Определение  темы, целей. 4. Новый материал 48 мин.       Преподаватель записывает на доске предложение: Хожу на охоту.  Я хожу на охоту. Задает вопрос к размышлению: Посмотрите внимательно на данные предложения, чем они отличаются? Как называются предложения, грамматическая основа  которого состоит из одного главного члена?  Исходя из всего сказанного, давайте сформулируем  тему нашего занятия…. Скажите, вы можете назвать типы односоставных  предложений? Это значит, что сегодня на занятии мы должны  познакомиться с… Односоставные предложения бывают двух видов: 1. С главным членом в форме подлежащего; 2. С главным членом в форме сказуемого. Преподаватель диктует предложения: Вот и машинист.  Прелестное утро. Волшебная ночь. Такие предложения называются назывными. Односоставные предложения с главным членом в форме  сказуемого делятся на четыре типа:  Определенно­личные предложения   Неопределенно­личные предложения  Обобщенно­личные предложения  Безличные предложения Записывают предложения в тетрадях, выделяют  грамматические основы и второстепенные члены  предложения. Хожу на охоту.  Я хожу на охоту. Они отличаются составом грамматической  основы. Односоставные предложения Односоставное предложение. Нет. Типами односоставных предложений. делают записи в тетрадях ОК2 Вот и машинист. Прелестное утро. Волшебная  ночь. Раздает карточки для самостоятельного изучения Приложение 1.   Преподаватель диктует предложения: 1. При первом  рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник  за белками (Пришвин). 2. Собирают клюкву поздней  осенью (Пришвин). 3. По такой лыжне без лыж  полверсты не пройдёшь (Пришвин). 4. В Обломовке  Изучают новый материал, заполняют таблицу Проговаривают содержание таблицы. Один из обучающихся записывает у доски  остальные в тетрадях. Выделяют грамматическую основу, второстепенные члены предложения.  Определяют тип односоставного предложения. 1. При первом рассвете выходим по одному в  разные стороны в ельник за белками (Пришвин). верили всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров). 5.  В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь  кормиться в поле (Тургенев). 6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого  пня (Пришвин). 5. Закрепление. 8мин. Давайте еще раз вспомним тему нашего занятия? Какая   была   поставлена   цель?   С   помощью   чего   мы можем достигнуть цели. Преподаватель раздает карточки с предложениями: Другого   сторожа   на   место   Антипича   не   назначили (Пришвин).  Вообще там денег тратить не любили (Гончаров) Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин). Уж не жду от жизни ничего. Скажи, откуда эти слезы? (приложение 2) Неопр.­личн.2. Собирают клюкву поздней осенью  (Пришвин). Обобщ.­личн. 3. По такой лыжне без  лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин). Опред.­ личн. 4. В Обломовке верили всему: и оборотням,  и мертвецам (Гончаров).обобщ.­личн. 5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь  кормиться в поле (Тургенев). обобщ.­личн. 6. Нигде не найдёшь в лесу жизни  более обильной и страстной, как возле старого  пня (Пришвин). Безличн. отвечают на поставленный вопрос ОК2 ОК3 6. Итоги.  7. Д.З. 3мин. 2 мин. 8. Рефлексия 1­2мин. Преподаватель выставляет оценки за занятие Инструктирует  выполнение Слушают, записывают   раздает   Преподаватель   благодарит   за   урок   и   индивидуальные   карточки,   в   которых   нужно подчеркнуть   фразы,   характеризующие   работу   ученика на уроке по трем направлениям  обучающиеся подчеркивают фразы,  характеризующие их на уроке ОК3 1. На уроке мне было: а) интересно б) скучно в) безразлично 2. Я на уроке: а) активно работал б) работал без особого желания в) отдыхал 3. Итог а) я понял материал б) я узнал больше, чем знал в) я не понял материал, мне нужна помощь  преподавателя. Преподаватель     русского языка и литературы                           Ф.И.О. преподавателя РУБЦОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Приложение 1. Заполните таблицу: «Типы односоставных предложений с главным членом в форме сказуемого.» Тип, его особенности Примеры Определенно­личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица Определенно­личные предложения (говорящего или собеседника). В   определённо­личных   предложениях главный   член   выражен   глаголом   в   форме   1   и   2   лица   единственного   и   множественного   числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы. Например: Люблю грозу   в   начале   мая (Тютчев); Будем терпеливо   сносить   испытания (Чехов); Пойди, поклонись рыбке (Пушкин). В   определенно­личных   предложениях сказуемое   не   может   быть   выражено   глаголом  3­го  лица  единственного   числа   и  глаголом   в  форме прошедшего времени. В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным. Сравните: Вы и по­гречески знаете? — Учился немного (Островский).   Неопределенно­личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного Неопределенно­личные предложения субъекта. В   неопределённо­личных   предложениях главный   член   выражается   глаголом   в   форме   3   лица   множественного   числа (настоящего   и будущего   времени   в   изъявительном   наклонении   и   в   повелительном   наклонении), формой   множественного   числа   прошедшего   времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен. Например: В   доме стучали печными   дверцами (А.   Толстой); На   улицах   где­то   далеко стреляют (Булгаков); Дали   бы человеку отдохнуть перед дорогой(Шолохов). Обобщенно­личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта   (действие приписывается всем и каждому в отдельности). Обобщенно­личные предложения Главный член в обобщенно­личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно­личных и неопределенно­личных предложениях,   но чаще   всего   выражен   глаголом   2­го  лица   единственного   и   множественного   числа   настоящего   и  будущего   времени   или глаголом 3­го лица множественного числа. Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень­то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь, то и пожнешь (пословица). Обобщенно­личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах. К обобщенно­личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1­го лица употребляет глагол 2­го лица. Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.   Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие Безличные предложения независимо от производителя действия. В   таких   предложениях невозможно   подставить   подлежащее.  Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается: 1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого — быть главным членом безличных односоставных предложений: Например: Холодает / холодало / будет холодать. 2) личным глаголом в безличной форме: Например: Темнеет. 3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях: Например: Ветра не было / нет. Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым, может иметь следующее выражение: 1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив: Например: За окном стало темнеть. 2) глагол­связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив: Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями.  Пора собираться в дорогу. Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым, выражается: 1) глагол­связка в безличной форме + наречие: Например: Было жаль старика. На улице. становилось свежо. 2) глагол­связка в безличной форме + краткое страдательное причастие: Например: В комнате было накурено. Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения. Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными. Например: Ему завтра дежурить. Всем встать! Поехать бы в Москву! Инфинитивные   предложения   имеют   различные   модальные   значения:долженствования,   необходимость,   возможность   или   невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание. Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать!) иусловно­желательные (почитать бы). Приложение 2.  Другого сторожа на место Антипича не назначили (Пришвин).  Вообще там денег тратить не любили (Гончаров) Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин). Уж не жду от жизни ничего. Скажи, откуда эти слезы?

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"

Технологическая карта по русскому языку на тему "Односоставные предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018