Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Оценка 5
Работа в классе +1
docx
музыка
5 кл
20.01.2018
Рождество в искусстве раскрывали многие художники. С музыкальной стороны - многие композиторы писали музыку для исполнения в храме католическом и православном.Что же хотели они нам раскрыть в красках и звуках? Любовь, прощение, восхищение, вера... Это лиш то немногое, что можно раскрыть за один урок. Рожество - это праздник, радость. Какую поделку могут принести домой дети? Обо всем этом мой урок искусства
технологическая карта Красных Л.В.docx
Технологическая карта урока « Рождество в искусстве».
УМК «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская (58 классы)
Педагогический кейс.
В 5 классе 23 учащихся, из них 12 девочек и 11 мальчиков. Основной части учащихся – 11 лет, а 6 уже в 1полугодии
исполнится 12 лет. В начальной школе коллектив обучался по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Коллектив в класса отношу к единой сплоченной «группеколективу», где есть общепризнанные лидеры,
предпочтительные, принятые, но есть учащиеся, которым трудно до конца собрать свою волю, найти со всеми общий
язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей в учебной деятельности. Это Андреев Михаил, Никитин
Дмитрий, Чугунов Дмитрий. В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу.
В классе около 95% детей с высокой мотивацией к обучению. Есть способный ученик с синдромом дефицита
внимания и с гиперактивностью, в частности с преобладанием импульсивности и гиперактивности – Смольный Артем и
девочка имеющая диагноз детский церебральный паралич, в частности спастическая диплегия, но
с высокими
интеллектуальными способностями и результатами в обучении.
Урок рассчитан на 2 часа интегрированный
Учебный предмет
УМК
музыка
«Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская (58 классы)
Класс
5 Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Педагогические:
Ученические:
Познакомить обучающихся
с
Тип урока
Цель, задачи урока
для
создание
условий
формирования музыкально –
культуры
художественной
личности и развития образного
восприятия визуального мира;
углубление интереса, развитие
творческих
обучающихся в искусстве.
способностей
историей празднования Рождества
Христова на Руси через ИЗО и
музыку;
привить интерес к изучению
православной культуры в искусстве;
развивать творческие способности через предметы ИЗО и музыку;
Выполнить творческую работу..
послушать рождественскую музыку;
Технологии, методы
Основные
термины
понятия,
Технология развития музыкального восприятия. Объяснительноиллюстративный, репродуктивный, поисковый метод, метод создания ситуации успеха,
эмоционального воздействия.
Тропарь, вертеп, волхвы, колядка, смирна,ладан,Вифлиемская звезда,Рождество,
ангел
Организация пространства
Формы работы
ресурсы
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Мультимедиапроектор, кейсы в группах, музыкальный материал
Предметные результаты
ИЗО
ИЗО
Планируемые результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
ИЗО познавать мир через визуальный худ
основы
образ,
грамоты,
изобразительной
приобретать практические умения и
навыки в изобраз деятельности.
осваивать
развитие художественно – образного,
эстетического типа мышления,
развитие фантазии, получение опыта
восприятия произведений искусства
как
основы формирований
коммуникативных умений.
формирование художественного
вкуса, навыков самостоятельной
работы
выполнении
практических творческих работ,
умение познавать мир через
образы и формы ИЗО.
при
Музыка
умение
Музыка
наблюдать (воспринимать) объекты
и явления музыкальной культуры,
анализировать худ образ
муз.
произведения,
различать жанры
осваивать диалоговые
музыки,
формы общения, развивать худ.вкус
организовывать
свою
деятельность, умение работать с
разными источниками информации,
способность аргументировать свою
т.з.,
ключевых
крмпетенций:исследовательские,
коммуникативные
информационные умения.
формирование
и
как
Музыка
формирование художественного
способности
вкуса
чувствовать и воспринимать муз.
исусство, формирование навыков
самостоятельной работы при
выполнении творческих и учебных
задач, умение познавать мир через
музыкальные формы и образы.
Характеристика деятельности обучающихся:
музыка
1. Слушать, воспринимать, анлизировать музыкальные
произведения.
2. Описывать и характеризовать музыкальные образы.
3. Выражать эмоциональное содержание музыкальных
произведений и проявлять личностное отношение
ИЗО
1. наблюдать, описывать, интерпретировать произведения
искусства, выражать свое отношение к ним.
2. Анализировать эстетическое и духовное содержание идей
в произведениях искусства.
3. Выбирать и использовать различные художественные при их восприятии.
Этапы
урока
1.Организ
ационный
момент
Задачи этапа
Эмоциональны
й настрой.
Замотивирова
ть на музыку и
ИЗО
средства,
выразительного художественного образа.
материалы и техники для создания
Технология обучения
Деятельность учителя
Оформление
доски,
наглядность
Экран.
Презентация
Приветствует
обучающихся
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
Дети садятся в группы
по выбранным предметам
Регулятивные:
принимают
учебную задачу
– снежинка, звездочка,
елка и т.д.:
3 группы и 4 – я группа
– эксперты –
искусствоведы.
Их задача – в течение
урока
наблюдать,
оценивать работу всех
групп.
Детям:Андрееву Михаилу, Никитину Дмитрию, Чугунову Дмитрию предложить быть экспертами – искусствоведами.
Учителю создать ситуацию успеха в том, что он считает этих детей компетентными и пользующимися уважением в классе
для оценивания.
Всем остальным детям предлагается работать в группах .Для них, предположительно, это будет комфортно . 2.
Постанов
ка
учебной
задачи
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Экран .
Слайд Иконы
Рождество
Христово
в
живописи,
Слайд.»И.Х
ИЗО,
на иконах»
Слайд.План
действий
1.Отвечают на заданные
вопросы
Познавательные:
воспроизводят
информацию,
необходимую для
решения учебной
задачи
Регулятивные:план
ирует работу до ее
начала.
2.Составляют план
действий., который
сформулированный
учителем ранее
выводится на экран
У. Муз.Задает вопросы
по иконе:
О чем пойдет речь?
Что мы должны узнать?
С чем познакомиться?
Что хотели бы узнать о
Рождестве Христове?
У. ИЗО
Знакомит с понятием
«Икона».
Задает вопросы:
Кого видят дети?
Когда родился Иисус
Христос?
Что на уроке должны
сделать?
Что узнать?
Чему научиться?
Совместно выводят тему
урока «Рождество в
искусстве: музыке,
литературеИЗО»
План действий: (на экране) познакомиться с музыкой праздника ;
1. Узнать историю празднования Р.Х на Руси;
2.
3. установить связь между видами искусства: музыка – литература ИЗО;
4. выполнить творческую работу.
Сегодня эпиграфом к уроку мы взяли такие слова: слайд ХПИ (экран)
ХПИ «Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья».
Учитель задает вопросы, наталкивая детей на ответы.
Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Потому, что музыка помогает почувствовать, сопереживать, понять. Слова и действия музыка берет на свои плечи, как
птица на крылья и вместе отправляется с ними в полет. Музыка поможет нам.
Мы тоже отправимся в полет и вперед.
Экран.
слайд со словами
Мотивация
учебной
деятельности
обучающихся.
3.
Игра
«Видимо
–
невидимо
»
Объяснение задания игры:
Вам дается 1 минута,
чтобы запомнить слова
,написанные в таблице на
доске и занести в таблицу
на листочках в ваших
группах в любом порядке
Задает вопросы:
Что объединяет все эти
Отвечают все
команды по
очереди.
Регулятивные:
контроль
внимания. слова?
Затрудняетесь
ответить?
Их связывает
православный праздник –
Рождество Христово.
У вас на столах конверты. Достаньте лист фиолетового цвета.
Прочтите стихотворение в конверте. Но это стихотворение разрезано по строчкам и вам нужно его самим собрать. Дети
зачитывают стихотворение по группам ( свой вариант)
? – Могло появиться это стихотворение, если бы не было литературы?
Коррекция: обнаружение ошибок и оклонений, внесение соответствующих исправлений.
Первичное
усвоение новых
знаний
4. Слушание
музыки.
Тропарь
Рождества
христова.
Экран.
Видеофрагме
нт
–
исполнение
тропаря в
храме.
Организует работу по
видеофрагменту.
Рассказ
прославлении
о
музыкантами,
поэтами,
художниками
праздника Рождества
Ищут значение слова
«тропарь» в тексте
Познавательные 5.Выполнение
творческой
работыангела
Работа в
группах.
Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция
6.Получение,
обобщение и
систематизация
знаний
Усвоение,
понимание,
обсуждение
задач
В защите участвует
член
каждый
команды,
эксперты
оценивают
в своем творчестве.
Главная молитва его
–
тропарь
рождества
Христова.
Наблюдает
работой в группах
за
Работа в группах – 15
минут
коммуникативные
(на столах у детей кейсы:
1.Алгоритм действий.
Желтый лист.
2.тексты – белый лист
. Конверт экспертам
искусствоведам
Защита работ по группам
– 10мин:
1 – показывает работу
2 – рассказ о технике
3 – рассказ о празднике,
традициях.
Коммуникативные:
взаимодействуют
при обсуждении
ответов.
Регулятивные:
корректируют
ответы. Оценивание
экспертами групп с
аргументацией.
Эксперты оценивают .:
Как выполнили
Как участвовали
Как представили
Чтение
стихотворения
созвучно ли уроку?
После исполнения
песни
проводит
диалог о Рождестве
в искусстве и о
синтезе искусств в
песне
Участвуют в диалоге
Познавательные,
коммуникативные
7.Исполнение
песни «Рожество
Христово»
Синтез искусств:
музыка, ИЗО и
литература
8.Домашнее
задание
Получение
инструкций по
выполнению д/з
Задание в 3х
вариантах
Комментирует
задание.
Задание для
Воспринимают,
уточняют. выбирают по
желанию задание.
Познавательные,
регулятивные любителей нового:
Найти песни
и музыку о
Рождестве;
Задание для
творческих:
Нарисовать
рисунок
теме урока.
по
для
Задание
креативных:
подготовить
информацию
праздновании
Рождества у других
народов
о
9.Рефлексия.
Индивидуальное
и групповое
оценивание себя
и товарищей
(синтез искусств)
Предлагает каждой
группе оценить себя
Коммуникативные,
познавательные
Выставка творческих
работ на доске
.
(Ангелочков
прикрепляют на доску)
Для меня сегодня урок: (приложение)
Предложить
Смольному Артему и
девочке с ДЦП
прочесть
стихотворение
«Богом нам дана
душа»
Рождество Христово это православный праздник, который живет в нашей душе. А какая она у каждого?
Наверное, каждому нужно все время работать над душой, чтоб она стала чистой.
Богом нам дана душа – это маленький наш храм.
Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?
Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,
Или чтонибудь ещё в нём живёт не первый день?
В храмике своей души ты порядок наведи!
Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!
Это стихотворение созвучно нашему уроку? Мы все сегодня потрудились. Музыка помогла нам в этом? Если бы не было
таких видов искусства, как музыка, изо, литература – не появились бы на свет замечательные шедевры искусства. Учитель мы узнали значение слов, которые были на экране в начале урока? Ресурсный материал к уроку:
Приложение 1.
План действий: (на экране)
познакомиться с музыкой праздника ;
1. Узнать историю празднования Р.Х на Руси;
2.
3. установить связь между видами искусства: музыка – литература ИЗО;
4. выполнить творческую работу.
Приложение 2.
Игра «Видимо – невидимо»
тропарь
колядка
Вифлиемская звезда
вертеп
ладан
Рождество
волхвы
смирна
ангел Приложение 3.(стихотворение – песня)
1. Рождество Христово – Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
«Вы, люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!»
2. Пастыри в пещеру первыми пришли
И Младенца Бога с Матерью нашли.
Стояли, молились, Христу поклонились.
Днесь Христово Рождество.
3. Все мы согрешили, Спас, перед тобой,
Все мы люди грешны. Ты один святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье.
Днесь Христово Рождество. Приложение 4.
Выполнить задания:
Алгоритм действий – желтый лист
1. Прочитать текст и подготовить краткое сообщение по истории праздника Рождества Христова (белый лист)
Прочитать и подготовить сообщение « Обычаи и традиции Р.Х»
Значение новых слов
2. Выполнить творческую работу
(Вырезать, сложить форму, выбрать технику декорирования)
3. Защитить (презентовать) работу.
4. Оценить свою деятельность в листе самооценки
5.Распределить обязанности участников группы. Конверт Экспертам – искусствоведам.
Эксперты оценивают всех участников:
1. активность участников группы
2.творческую работу по 5 бальной шкале
3.представление работы..
Приложение5.
Рефлексия: (на экране)
Для меня сегодня урок:
Урок
интересно
скучно
безразлично
Я на уроке
работал
отдыхал
Помогал товарищу
итог
Понял материал
Узнал много нового
Ничего полезного Приложение 6.
История праздника Рождество
Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится город Иерусалим более двух тысяч лет
назад. Местность там гористая. По склонам гор разведено местными жителями множество виноградников и садов. К
северу от Иерусалима, в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан
Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился,
где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлиема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлием.
В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли
приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее
событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано
назвать сына Иисус
Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им
великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они
смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.
Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при
рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула
на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут
имя Вифлеемская, указала волхвам путь до самой пещеры. Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: золото, как символ царской власти. Ладан (ароматная
смола), как богу, при богослужении. Смирну ( масло), как человеку, идущему на смерть. Потому что умерших людей
смазывают благовонным маслом.
Когда же Иисус родился, через пустыню пришли поклониться маленькому ХристуСпасителю волхвы с востока и
принесли ему дары.
Главная молитва праздника – это тропарь Рождества Христова. Мы с вами его послушали
* Тропарь (церк.) – песнопения в честь какоголибо православного праздника или святого. (С.И. Ожегов)
Традиции и обряды.
Перед Рождеством соблюдается пост, он считался самым голодным. С утра никто ничего не ел, даже за стол не
садился.
Все готовились к Рождеству: пекли пироги с горохом, картофелем, сочни с ягодами. Поэтому день перед Рождеством
назвали сочельником или сочевником.
На Рождество любили дети рядиться. Наряжались попом, цыганом, надевали странные маски. Девочки рядились в
мальчиков, а мальчики в девочек. Рядились в животных: коней, коз, медведей, журавлей. Рядились и нечистой силой:
кикиморой, Бабой Ягой, чертом. Существует очень много пословиц о Рождестве.
В Сочельник и рождественскую ночь люди зажигали и ставили на окна свечи, на улицах жгли костры, чтобы «согреть
новорожденного Иисуса Христа». Люди ходили по городу и стучали в те дома, где в окнах были зажжены свечи. Они
шутили, плясали и устраивали представления, пели рождественские песни, славили Христа.
Самое веселье – это святки. Они наступают после Рождества и длятся до крещения. Колядки поют, заходя с
поздравлением в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье.
Колядующих одаривают подарками, угощениями.
Исполнить колядку по группам) Также в этот праздник во всех странах Европы в домах и церквях зажигают свечи, поют песни, молитвы о
родившемся в мир Младенце и Его Матери – Деве Марии. Во многих странах принято устраивать вертепы
( так называется изображение пещеры, внутри которой икона и маленький Иисус в яслях. Сверху горит Вифлеемская
звезда, которая зажглась на небе, возвещая о рождении Спасителя Мира)
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Технологическая карта "Рождество в искусстве" - интегрировынный урок в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.