Технологическая карта урока

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебному комплекту Т.А.Ладыженской и др. Тема урока: Беглые гласные. Предметный результат: расширить понятийную базу о лингвистическом явлении – чередование гласных. Научиться выделять морфемы, находить слова с беглой гласной, рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава.
Иконка файла материала Технологическая карта Кисаевой Ж.Ш..docx
Технологическая  карта урока  Предмет русский язык класс 5  (системно­деятельностный подход)   Тема урока Беглые гласные Тип урока Урок открытия нового знания Цель урока Личностный результат: развивать учебно­познавательный интерес к учебному  материалу; ориентирование на ценностное отношение к учению. Предметный результат: расширить понятийную базу о лингвистическом явлении – чередование гласных. Научиться выделять морфемы, находить слова с  беглой гласной, ,  рассматривать слово с точки зрения его морфемного  состава Предметный результат Расширить понятийную базу о чередовании звуков русского языка. Знать о видах чередований, отражении некоторых видов чередований на письме. о чередовании гласных О и Е с нулем звука в одной и той же морфеме. Уметь:   опознавать     слова   с   беглыми   гласными   О   и   Е   в   разных морфемах, подбирать слова с беглыми гласными по образцам. Место урока по теме (в разделе/главе) например 11 урок из 23 Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод, индивидуальная, парная, групповая формы работы. Задачи урока Обучающие: научить обоснованно выделять морфемы, опознавать слова с  беглыми гласными Развивающие: развивать умение морфемного анализа слова; развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; Воспитательные:  воспитывать интерес и уважение  к русскому слову;  понимание роли русского языка  в развитии интеллектуальных, творческих и  моральных качеств личности. Компетенции / УУД Метапредметный результат: Познавательные УУД: ­ осуществлять поиск и выделение необходимой информации; ­ устанавливать аналогии; ­ выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.   Регулятивные УУД: ­выявлять проблему, определять цель урока, формулировать учебную задачу и искать  способы решения; ­ вносить коррективы и дополнения в составленный план действий; ­ осознавать качество и уровень выполнения работы;   Коммуникативные УУД: ­ регулировать собственную деятельность посредством устной и письменной речи;Технология проблемного обучения; Педагогические технологии ­ работать в паре, группе, уметь слушать и слышать друг друга; ­ представлять результат своей деятельности. Личностные УУД: ­формировать ценностное отношение к родному языку, к совместной познавательной деятельности и  полученным результатам; ­ формировать навыки контроля, адекватной самооценки. Оборудование Компьютер, проектор, интерактивная доска, документ­камера, слайдовая  презентация к   уроку,  раздаточный   материал   по   русскому   языку   для   5   класса   (печатный   и электронный варианты), лист самооценки ученика; учебный комплекс: Учебник в 2 частях Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., Прием Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/ Оценивание/формы контроля Ход урока аспекты компетенции/УУД I. Мотивирование (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин) Прием  «Рифмованное начало урока». Вступительное слово учителя: Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»!  Проверка готовности учащихся  к уроку, определение  отсутствующих, организация  внимания учащихся). Приветствуют учителя,  делают записи в тетрадях УУД:  личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу,  создание ситуации успеха. Оценка эмоционального состояния «Мозговой  Лексическая разминка  по теме  Самостоятельно записывают  Регулятивные : Участие в разгадывании кроссворда  II. III.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 7 мин.штурм» «Морфемика» 1.Значимая   часть   слова, образует формы слова (Морфема)   которая слова­ответы, а затем  осуществляют самоанализ и  взаимопроверку. ­контроль, коррекция знаний. Оценка умения выявлять и  формулировать свои затруднения при  решении практических задач в  незнакомой ситуации 2.Значимая   часть   слова,   которая находится   после   корня   и   обычно служит   для   образования   слов (Суффикс) 3.Значимая   часть   слова,   которая находится перед корнем и служит  для образования слов (Приставка) 4.Главная   значимая   часть   слова,   в которой заключено общее лексическое значение   всех   однокоренных   слов (Корень). 5.Часть   изменяемого   слова   без окончания (Основа). 6.  Взаимная   замена звуков в   одной   и той же морфеме называется (позиционным чередованием). ­Найдите в языковом материале  § 78­80 такие слова, в которых  наблюдается позиционное  чередование звуков, назовите их  и объясните, какому правилу  подчиняется написание этих  слов.  Прием «Группировка». Ученики могут назвать  слова  восторг(г//ж), луг(г//ж),  лужка (ж/ш), пенек (е//и),  вбежал (е//и), а также  луговой (о//а). Они называют  фонемный принцип, основанный на  сильной позиции звуков).  ­Назовите слова, в которых есть  варианты одной и той же  Называют слова луг­лужок­ луговой, пень­пня и др. УУД: Регулятивные (поиск и выделение  информации). Оценка/самооценка умений  определять и формулировать  проблему, цель урока Предметные (анализ с целью  выделения общих признаков,  сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строитьморфемы. ­ Какие чередования  происходят? Чередование Е и О с нулем  звука. высказывание, выражение  собственного мнения). III. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 5 мин. УУД: Регулятивные (формулировать    тему и цель урока, планирование). оценочное суждение; ­самоконтроль, самооценка Познавательные (формулирование  проблемы) Приём  «Дерево предсказаний».  Отвечают на вопросы.  Осваивают лингвистические  термины. Выполняют письменную  работу (все учащиеся в  тетрадях, один ­ на  доске). Обдумывают ответы на  вопросы, высказывают  предположения и понимают,  что знаний у них недостаточно для полных ответов. Выполнение упражнений 422,  423. Учитель организует и  сопровождает деятельность  обучающихся:   ­ Почему происходят эти  чередования? ­Запишите в столбик слова день, камень, сон, рот, нос, лоб, ночь, лень, рожь, олень. ­Рядом запишите формы  родительного падежа этих слов  (дня, камня,  сна, рта и т.д. ­Почему в одних словах  происходит чередование с нулем звука, а в других нет? Куда же «убегают» гласные О и  Е в вариантах некоторых  морфем?  Почему  в разных  словах они ведут себя по­ разному?. Сегодня на уроке мы  откроем еще один секрет нашего языка – найдем научное  объяснение этому  лингвистическому явлению.­Учитель организует и  сопровождает деятельность  обучающихся, подводит к  формулировке вывода. . IV. Построение проекта выхода из затруднения ­ 7 мин. Формулируют  цель учебной  деятельности в диалоге с  учителем. Высказывают свои  мысли, обосновывают их. В  сотрудничестве с учителем и  одноклассниками делают  выводы . Познавательные: добывают новые  знания, находить ответы на  вопросы, используя разные  источники Регулятивные: планируют (в  сотрудничестве) необходимые  действия Коммуникативные: строят  небольшие монологические  высказывания, осуществляют  совместную деятельность с учетом  конкретно­познавательных задач. участие   в   обсуждении,   ответы   на вопросы; Прием «Постановка проблемных задач» Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя. ­ Найти ответы на возникшие   вопросы  помогут справочные  материалы. Работа с материалами сети  Интернет или подготовленных учителем справочников. ­ Работать будем группами, у  каждой группы будет свое  задание – найти ответы на  вопрос: 1 гр. – Какие фонемы обозначали буквы Ь и Ъ? 2 гр. ­ Что произошло с этими  фонемами? Как называют в  науке это явление? 3гр. ­ Cколько времени занял  этот процесс? 4гр. ­ Какие буквы их заменили в современном русском языке? Организует и сопровождаетПриём  «Облака  мыслей». деятельность обучающихся,  подводит к формулированию  вывода. ­ Вернемся к нашей проблеме.  Можем ли мы теперь ответить на вопрос: «Почему в одних словах  происходит чередование фонем  в морфеме, а в других нет?» Организует обсуждение  ответов, предложенных  учащимися; создаёт условия  для реализации построенного  проекта; Раскрывает сущность новых  понятий  ­ выбирает  совместно с учащимися новые  способы учебной и умственной  деятельности. V. Реализация построенного проекта ­  5 мин. Учащиеся работают со  справочными материалами  целенаправленно, отбирают  необходимую для ответа на  вопрос информацию. Один человек из группы дает  полный ответ с примерами Слушают, обсуждают. Познавательные: читают и  слушают,  извлекая нужную  информацию.  Регулятивные: контролируют  учебные действия, замечают  допущенные ошибки. Осознают  правило контроля и успешно  используют его в решении учебной  задачи Коммуникативные:  осуществляют совместную  деятельность в  рабочих группах с учетом  конкретно­познавательных задач. Участие в обсуждении,  ответы на вопросы; ­создание продуктов деятельности Физкультминутка (2 мин.): Вновь у нас физкультминутка, наклонились – ну­ка, ну­ка! Распрямились, подтянулись, а теперь – назад прогнулись! (наклоны вперед и назад) Разминаем руки, плечи,  чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать,  читать,  считать и совсем не уставать! (рывки руками перед грудью) Голова устала тоже? Так давайте ей поможем! Вправо­влево,  раз и два – поработай, голова! (осторожное вращение головой) Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка! (дети садятся на место)Первичное закрепление 7 мин. Выполняют задание, работают со словарями и справочной  литературой. Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют цель,  осуществляют поиск необходимой  информации в разных источниках.. Регулятивные: сохраняют  учебную задачу. рефлексия деятельности; Прием «Ералаш». ­Сравните: Посол(1) – посол(2) Посла – посола Послу­посолу. Объясните лексическое значение каждого слова. (1) – дипломат представитель  какого­либо государства 2) – способ заготовки овощей  грибов с помощью соли. ­ От каких слов образованы эти  слова? (1­от слова «послать»; 2­  от слова «посолить»). Как называются такие слова.  Сделайте вывод. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу 7 мин. Прием «Светофор». Разноуровневые   задания   на основе   текстов   учебника   и дидактических материалов. Учитель   создает   условия   для применения полученных знаний на   практике;  организовывает самостоятельную   работу учащихся   по   выполнению заданий   на   новый   способ действий (применение знаний в ­ самостоятельно решают  учебную задачу; ­ выполняют задание; ­ проверяют  результаты  работы. Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют цель,  осуществляют поиск необходимой  информации, выполняют задание. Регулятивные: сохраняют  учебную задачу. самоконтроль,   образцу;   самопроверка   по ­новой ситуации); Приём  «Самооценка». Учитель организует рефлексию и самооценку учащихся;   соответствие ­устанавливает   между   поставленной   целью   и результатом   урока,   говорит   о значимости темы. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2 мин   рефлексия, анализ, самооценка учебно­ познавательной деятельности;   Познавательные: ориентируются  в новой системе знаний, отличают  новое от уже известного; Регулятивные: оценивают свою  работу;  Коммуникативные: cтроят  небольшие монологические  высказывания. ­   Зелёный   –  я   активно   работал   на   уроке, поэтому у меня всё получилось. Жёлтый   –   у   меня   не   всё   получилось,   но   в целом  с работой справился. ­ Красный –­ мне было неинтересно работать на уроке, у меня ничего не получилось. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин. домашнее выясняют     ­записывают задание, непонятные моменты. Благодарят, прощаются. ­ Регулятивные: сохраняют  учебную задачу. Коммуникативные: участвуют в  диалоге. Прием  позитивного  «якорения».. ­Учитель подводит  итог урока, ­ выставляет оценки,  комментирует их.  сообщает объем и содержание  домашнего задания с фиксацией  в дневнике; ­комментирует задание. Отмечает успех каждого и  закрепляет его словом,  дружеским жестом или каким­ либо  другим, соответствующим  ситуации,  способом. домашнее