Данная карта урока по литературе в 8 классе позволит учителю провести урок в соответствии с ФГОС. Тема урока "Разоблачение пороков чиновничества в комедии Гоголя " Ревизор" В ней соблюдены все этапы урока "открытия нового знания". Прописаны все универсальные учебные действия учащихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.doc
Автор Аверкина Надежда Александровна
Учитель русского языка и литературы
МОУСОШ с. Липовка Марксовского района
Технологическая карта урока по литературе в 8 классе по теме « Разоблачение пороков чиновничества в комедии
Н.В.Гоголя « Ревизор».
Класс 8. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема: Разоблачение пороков чиновничества в пьесе « Ревизор»
УМК: В.Я.Коровина
Класс: 8.
Цели:
деятельностные: создание условий для усвоения новой темы, новых способов действий и мышления.
содержательные: формирование понятия «порок», какие пороки свойственны чиновникам города N.
Этап
1. Этап мотивации к
учебной
деятельности
Деятельность учителя
Проверяет готовность к уроку,
настраивает на работу.
Читает сцену из афиши ( приложение
1).
Вот такой любопытный диалог
можно было услышать о постановке
пьесы « Ревизор». Что же побудило
написать эту пьесу великого
писателя? Сам Гоголь писал : « В
«Ревизоре» я решился собрать в одну
кучу всё дурное в России, какое я
тогда знал… и за одним разом
посмеяться над всем. Сквозь смех…
Деятельность учащихся
Готовятся к уроку,
настраиваются на работу.
Слушают.
УУД
Р1 принятие и
сохранение учебной
задачи
К5 формулирование
собственного мнения
П3 построение
речевого высказывания
в устной форме читатель услышал грусть…»
Исходя из высказывания Гоголя,
давайте определим цели сегодняшнего
урока.
Организует беседу.
Где происходят события?
Что такое уездный город?
Почему у него нет названия?
Какие учреждения есть в этом
городе?
В каждом учреждении есть
чиновники. Кто такие чиновники?
Организует выполнение задания.
Задание. Определите чиновника по
следующей характеристике.
( приложение 2)
2. Этап актуализации
и фиксирования
индивидуального
затруднения в
пробном действии
3. Этап выявления
места и причины
затруднения
Что дурного знал Гоголь и
показал читателю
Для чего решил посмеяться?
О чём грустит писатель?
Отвечают на вопросы учителя.
Определяют героя и
рассаживаются в группы,
исходя из заполненной дома
таблицы об одном чиновнике.
4. Этап построения
проекта выхода из
затруднений
Организует работу в группе и отчёт о
проделанной работе.
Соединяют всё, что заполнили в
таблицах и предоставляют отчёт.
5. Этап реализации
построенного
проекта
Какие отрицательные черты
характерны для каждого чиновника?
Каким словом синонимом можно
заменить сочетание « отрицательные
Называют черты по очереди;
словом – пороки.
Р1 принятие и
сохранение учебной
задачи
К5 формулирование
собственного мнения
П3 построение
речевого высказывания
в устной форме
Р1 принятие и
сохранение учебной
задачи
К5 формулирование
собственного мнения
П3 построение
речевого высказывания
в устной форме
Р1 принятие и
сохранение учебной
задачи
К5 формулирование
собственного мнения
П3 построение
речевого высказывания
в устной форме
Р1 принятие и
сохранение учебной
задачи
К5 формулирование черты»?
Почему никто из них не смог
разглядеть в Хлестакове пройдоху?
Какими способами привык решать
все важные проблемы городничий?
Организует работу в тех же группах.
Задание. Как даёт взятку «ваш»
чиновник?
Отвечают: ревизоры ездили
тайно, вели себя не похоже на
ревизоров; одет прилично;
собственный страх.
Предлагает взятку, решает
напоить «ревизора».
Пересматривают текст пьесы и
готовят ответ от группы.
6. Этап первичного
закрепления с
проговариванием
во внешней речи
7. Этап
самостоятельной
работы с
самопроверкой по
эталону
Организует письменный ответ на
вопросы:
Для чего Гоголь решил посмеяться?
(одна половина класса),
О чём грустит Гоголь?( вторая
половина класса)
Выполняют письменную работу.
8.
Этап включения в
систему знаний и
повторения
В конце жандарм сообщает, что в
город прибыл чиновник, всех как
громом ударило: это ревизор.
Что может произойти дальше?
Предлагают свои варианты
разрешения проблемы
возникшей перед городничим.
собственного мнения
П3 построение
речевого высказывания
в устной форме
Р1 принятие и
сохранение учебной
задачи
К5 формулирование
собственного мнения
П3 построение
речевого высказывания
в устной форме
Р1 принятие и
сохранение учебной
задачи
К5 формулирование
собственного мнения
П3 построение
речевого высказывания
в письменной форме
форме
Р1 принятие и
сохранение учебной
задачи
К5 формулирование
собственного мнения
П3 построение
речевого высказывания
в устной форме 9. Этап рефлексии
учебной деятельности
Подводит итоги урока, объявляет
оценки и домашнее задание. ( читать «
Шинель»)
Подводят итоги, выставляют
оценки, записывают домашнее
задание.
Лформирование границ
собственного знания и
незнания
Р1принятие и
сохранение учебной
задачи
Приложения
№ 1.
Дама Сцена у афиши.
Дама:
Погода сегодня замечательная. Ах, посмотрите – афиша. Любопытно, что за пьеса?
Господин:
«Ревизор»? Любопытная пьеска я вам доложу. Сам государь изволил быть на премьере и остался очень недоволен.
премьере и остался очень недоволен.
Дама:
Что, настолько плоха?
Господин:
Да нет, только господин Гоголь вывел прелюбопытные типы на сцену. Вот взять хотя этого городничего, он мне начальника департамента, в
котором служу, напоминает.
бы этого городничего, он мне начальника департамента, в котором я служу,
напоминает.
Дама:
Смотрите, а фамилии какие занятные. СквозникДмухановский, Хлопов, ЛяпкинТяпкин, Земляника, Бобчинский , Добчинский. Так и
кажется что они говорят чтото об их владельцах.
Тяпкин, Земляника, Бобчинский, Добчинский. Так и кажется, что они говорят чтот
об их владельцах.
Господин:
Да, да. Я с вами согласен. Вот Земляника. Такое слово благозвучное, а вышел господин необъятных размеров. Вот была неожиданность. А
Хлопов чудится, что буковку в фамилии г. Гоголь пропустил, наверное, Холопов должен быть. Прескверный господин, доложу я вам.
господин необъятных размеров. Вот была неожиданность. А Хлопов – чудится, что
буковку в фамилии г.Гоголь пропустил, наверное – Холопов должен быть.
Прескверный господин доложу я вам.
Дама:
Ах, позвольте я угадаю. ЛяпкинТяпкин. Наверное, и судит он так же тяпляп. Я вас очень прошу, достаньте мне билетик на этот
спектакль, я вам буду очень признательна.
очень прошу, достаньте мне билетик на этот спектакль, а вам буду очень
признательна.
Господин:
Ну конечно. Пойдёмте, а я вам ещё любопытнейшие вещи расскажу. № 2 .
Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни
мало»; черты лица грубы и жестки; грубо
развитые склонности души. «Смотри, у
меня ухо востро!.. не по чину берешь!».
Купцов «постоем заморил, хоть в петлю
полезай». В немой сцене: «Чему
смеетесь? Над собой смеетесь!..»
«Человек, прочитавший пять или шесть
книг»; берет взятки «борзыми щенками».
«Я вот уже пятнадцать лет сижу на
судейском стуле, а как загляну в
докладную записку – а! только рукой
махну»
« Очень толстый, неповоротливый и
неуклюжий человек, но при всем том
проныра и плут»; «совершенная свинья в
ермолке»; предлагает «подсунуть»
ревизору взятку; доносит ему на других
чиновников. «Человек простой: если
умрет, так умрет, если выздоровеет, то и
так выздоровеет»
Напуган частыми проверками ревизоров и
выговорами неизвестно за что, а потому
боится, как огня, всяких посещений;
«Всего боишься: всякий мешается,
всякому хочется показать, что он тоже
умный человек».
Простодушный до наивности человек, читать чужие письма – «преинтересное
чтение», «смерть люблю узнать, что есть
нового на свете»
Использованная литература
1. Беленький Г.И.. Литература в 8 классе. М.: Просвещение. 1993, с. 79.
2. Золотатёва . Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. Москва, 2001, с. 42.
3. Докусов А.М. Марвнцман В.Г. Комедия Н.В.гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвещение. 1975
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.