Технологическая карта урока . ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл—9 кл
14.08.2019
1. Возрождение как величайший прогрессивный период в европейской истории и культуре.
2. Вильям Шекспир - великий поэт и драматург Ренессанса. «Межусобные бои» в Вероне
3. Противостояние любви и феодальных нравов. Трагедия и торжество любви.
4. Вечные образы в литературе. Шекспировское изображение действительности.
Обеспечить знания учащихся о сущности ренессансного мировосприятия, творчестве титанов эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, М. Сервантеса, биографии В. Шекспира; способствовать развитию навыков подготовки сообщения на литературную тему, составления конспекта лекции; содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся
тк шекспир .doc
Раздел
Тема
Цели и задачи
Термины
понятия
Планируемый
результат
Организация
образовательного
пространства
ТК ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Обзор (1 ч) + У. Ш е к с п и р. «Ромео и Джульетта». (3 ч)
1. Возрождение как величайший прогрессивный период в европейской истории и культуре.
2. Вильям Шекспир великий поэт и драматург Ренессанса. «Межусобные бои» в Вероне
3. Противостояние любви и феодальных нравов. Трагедия и торжество любви.
4. Вечные образы в литературе. Шекспировское изображение действительности.
Обеспечить знания учащихся о сущности ренессансного мировосприятия, творчестве титанов эпохи Возрождения:
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, М. Сервантеса, биографии В.
Шекспира; способствовать развитию навыков подготовки сообщения на литературную тему, составления конспекта
лекции; содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся
Ренессанс, возрождение, гуманизм
и
Личностные
умения
Межпредметны
е умения
Предметные
умения
Межпредметны
е связи
Ресурсы
(оборудование)
Формы
и
методы работы
Проявляют интерес к изучаемой теме. Осознавают успешность собственной учебной деятельности.
Развивают свои творческие способности, работать над культурой речи
Умеют работать с тестовым материалом. Выполняют учебное задание в соответствии с целями,
соотносят собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Умеют формулировать
собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для
представления результата.
Знают особенности и временные рамки Возрождения, его основных представителей, признаки трагедии
как драматического жанра, сонета, могут самостоятельно составлять конспект темы, готовить
сообщение на литературную тему, выразительно читают наизусть
Русская культура, история
Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточкизадания на печатной основе, тесты
Демонстрационные: иллюстрации
Интегративные: презентация PowerPoint, аудиозапись
Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»
Урок 1. Возрождение как величайший прогрессивный период в европейской истории и культуре. и
к
темы,
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный
Задачи
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и
эмоционально настроить учащихся на работу
2 этап: Целеполагание и мотивация
Мотивировать
изучению
стимулировать
желание изучать тему
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация
Установить
правильность,
полноту
осознанность
выполнения д/з всеми
(большинством учся)
Выявить пробелы в
знаниях и способах
деятельности учся и
определить причины
их возникновения
Устранить в ходе
проверки
обнаруженные
пробелы
4 этап: Первичное усвоение материала
Обеспечить
восприятие,
осмысление
и
Минивикторина
1) Каким словом принято обозначать литературу и культуру Древней Греции и Древнего рима с
IX века до н. э. до V века н. э.?
2) назовите две древнегреческие поэмы, ставшие непревзойдёнными образцами эпоса, и их
автора.
3) О ком из героев трагедии Эсхила говорится в следующем отрывке:
Цветок твой яркий — творческий огонь — Украв, он смертным в дар принёс и должен За этот
грех наказан быть богами, Чтоб научился власть любить, Своё оставив человеколюбие…?
Ответы: 1) античная. 2) «Илиада» и «Одиссея» Гомера. 3) О Прометее.
Учебное задание
Формы и методы
Фронтальная. Беседа
Фронтальная. Беседа
Фронтальная
Беседа.
Анализ
поэмы.
текста
Минилекция учителя
(Демонстрационный материал к лекции учитель отбирает по собственному усмотрению.)
— Завершение средневековой цивилизации в истории человечества связано с блестящим периодом
Активное
слушание.
(метод первичное усвоение
изучаемого
учся
материала.
Дать
о
представление
и
литературе
искусстве
эпохи
Возрождения,
дать
понятие «сонет»
коллективного
обучения
«Виртуальная
экскурсия»)
культуры и литературы, который носит название Возрождения, или, если использовать общепринятый
французский термин, ренессанса. Это гораздо более короткая, чем античность или средневековье,
эпоха. Она была переходной по сути, но именно культурные достижения этого времени заставляют
выделять его как особый этап в развитии человечества. Возрождение дало истории культуры
огромное созвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения в науке,
живописи, музыке, архитектуре, литературе. Петрарка и Леонардо да Винчи, Боттичелли и
Микеланджело, Шекспир и Сервантес — это лишь немногие из целой плеяды имен гениев этой
эпохи, часто и справедливо именуемых титанами Возрождения за универсальность и мощь их
дарования. Великолепным памятником ренессансной архитектуры является собор святого Петра в
Риме, образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина Рафаэля
«Сикстинская Мадонна», а прекрасная музыка эпохи Возрождения звучит в исполнении современных
музыкантов и сегодня. Именно эпохе Возрождения мы обязаны созданием таких ставших для нас
привычными жанров музыкальнодраматического искусства, как опера и балет. Невозможно
представить себе современные нравственные ценности и принципы без осознания того, что их
фундамент был заложен гуманистами эпохи ренессанса. Многие художественные образы,
получившие название «вечных», родились в период Возрождения. Это и знаменитые шекспировские
герои, среди которых выделяется Гамлет, и не менее знаменитый Дон Кихот Сервантеса. Именно с
этими героями мы будем знакомиться на уроках в 10 классе.
Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связан в этот период с особым отношением
к античному наследию. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать,
«возродить» утраченные, как казалось тогда многим, в средние века культурные идеалы и ценности.
Культура позднего средневековья ощущает себя принадлежащей к другому времени, чувствует
неудовлетворенность состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется человеку Возрождения
забвением замечательных достижений античности, и он берётся за их восстановление. античное
наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», деятели Возрождения придают
большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей. любителям
древних литературных памятников эпохи ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать
сегодня письма Цицерона, комедии Плавта, роман лонга «Дафнис и Хлоя». Эрудиты Возрождения
стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. Они основывают библиотеки, создают музеи, учреждают школы для изучения классической
древности, организовывают специальные путешествия.
Период культурных изменений в Западной Европе, названных эпохой Возрождения, длился со второй
половины XV в. до XVI в., а в Италии — родине Возрождения он начался на столетие раньше — в
XIV. Историки связывают эти изменения с общей эволюцией экономической и политической жизни
Западной европы, ступившей на путь буржуазного развития. Возрождение — время великих
географических открытий (прежде всего америки), развития мореплавания, торговли, зарождения
крупной промышленности. Это период формирования европейских наций и национальных
государств, развития отношений между государствами, образования политических союзов и
возникновения дипломатии.
Возрождение — это время, когда интенсивно развивается наука, когда человек начинает поновому
ощущать себя и окружающий его мир. Человек эпохи Возрождения чувствует себя живущим в
особом времени, близком к понятию золотого века благодаря своим «золотым дарованиям», как
пишет один из итальянских гуманистов XV в. Человек видит себя центром мироздания,
устремленного не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко
открытого разнообразию земного существования. люди новой эпохи с жадным любопытством
вглядываются в окружающую их реальность, имеющую собственную ценность и достоинство. Новая
духовная атмосфера прославляет свободу и мощь человека как земного, природного существа.
Оптимистическая убеждённость в могуществе человека, его способности к совершенствованию
рождает желание и необходимость соотносить поведение отдельного человека, свое собственное
поведение со своеобразным образцом «идеальной личности», жажду самосовершенствования. Так в
западноевропейской культуре Возрождения формируется центральное движение этой культуры,
получившее название «гуманизма».
Значение этого понятия не совпадает с общеупотребительными сегодня словами «гуманизм»,
«гуманный», означающими «человеколюбие», «милосердие», хотя их современное значение в
конечном счете восходит к ренессансным временам. Гуманизм эпохи Возрождения — это особый
комплекс нравственнофилософских представлений. Он имел непосредственное отношение к
воспитанию, образованию человека на основе преимущественного внимания к гуманитарным
дисциплинам: филологии, истории, морали. Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как наиболее универсальные, в связи с чем в процессе формирования духовного
облика личности главное значение придавали «словесности», а не какойлибо другой, возможно,
более «практической» отрасли знания. Как писал замечательный итальянский поэт Возрождения
Франческо Петрарка, именно «через слово человеческое лицо становится прекрасным». Престиж
гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок.
В эпоху Возрождения меняется способ мышления человека. Им становится гуманистический диалог,
включающий разные точки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную
многоликость истин о мире и человеке. Он же является и главной формой общения людей этого
времени. не случайно диалог — один из популярных литературных жанров эпохи Возрождения.
расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, комедии,— одно из проявлений внимания литературы
Возрождения к античной жанровой традиции. но Возрождение знает и новые жанровые образования:
сонет — в поэзии, новелла, эссе — в прозе. Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а
на основе их художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных
образов, сюжетов, проблем.
Культурный облик эпохи Возрождения характеризуется новизной и стилевым многообразием.
Однако в процессе исторического развития действительность позднего Возрождения становится всё
более бурной, неспокойной. растёт экономическое и политическое соперничество европейских стран,
ширится движение религиозной реформации, приводящее все чаще к прямым военным
столкновениям между католиками и протестантами. Всё это заставляет современников эпохи
Возрождения острее чувствовать утопичность оптимистических упований ренессансных мыслителей.
недаром само слово «утопия» (его можно перевести с греческого как «место, которого нет нигде»)
родилось в эпоху ренессанса — именно так назывался известный роман английского писателя томаса
Мора. растущее ощущение дисгармоничности жизни, её противоречивости, понимание трудностей
воплощения в ней идеалов гармонии, свободы, разума приводит в конце концов к кризису
ренессансной культуры. Предчувствие этого кризиса ощутимо уже в творчестве писателей позднего
Возрождения.
Ярчайшим представителем эпохи позднего Возрождения является английский писательдраматург
Вильям Шекспир.
Дарование Шекспира было отмечено с первых его сочинений. Он нашел поддержку в творческой среде, возглавил как автор и руководитель самую популярную труппу той поры, по достоверному
свидетельству современника, восторженное поклонение окружало его.
«Душа века нашего... Да будешь славен во все времена», – такую высокую оценку современников
получил Шекспир.
Так кто же такой Шекспир?
– Какие произведения великого драматурга вам известны? Какие из них вы смотрели на сцене театра
или видели экранизированными?
Сонет – стихотворение из 14 строк с определенным порядком рифмовки.
4. Чтение подготовленным учеником (или учителем) сонета Шекспира.
66
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!
130
Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Коллективное составление обобщающей таблицы.
Средневековая католическая
доктрина
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений
Обеспечить
повышение уровня
осмысления
изученного материала,
глубины
его
понимания.
Обеспечить
установление учся
внутрипредметных и
межпредметных
знаний.
Провести коррекцию
выявленных пробелов
в осмыслении учся
Что находилось
в центре Вселенной,
по мнению средневековых
схоластов и
ренессансных
мыслителей?
Каково назначение человека
в
и
ренессансном
понимании?
В центре Вселенной Бог
который вершит судьбы
людей.
Назначение
определено
Всевышним, и он только
покорно выполняет Божью
человека
наперед
средневековом
Взгляды гуманистов эпохи
Возрождения
В центре Вселенной
человек, который общается с
Богом как с Абсолютом совести.
Человек не зависит от воли
небесных
сил, он сам определяет свою
судьбу.
Беседа.
Конструирован
ие таблицы изученного материала
Как
трактовалась
любовь
Каков критерий оценки
Каково
человека?
отношение
земным
радостям
к
любовь
Личность
волю.
Любовь
высокое
религиозное
чувство,
обращенное к Богу и его
воле, а
чувственная
считается
греховной.
ценилась по ее
положению в обществе, по
имущественному положению.
Осуждение земных радостей
любви, веселья, развлечений
и
н а с л а ж д е н и я . О н и
провозглашались
дьявольскими
искушениями.
не
распространяется
Любовь
только на
Бога, а и на земных людей
родных и
близких.
Основной критерий оценки
человека его личные
качества.
Эпикурейские радости
расценивались как
неотъемлемая часть
человеческой жизни.
♦ Узнали ли вы чтото новое об эпохе Возрождения?
♦ Понятен ли вам смысл термина «гуманизм эпохи Возрождения»?
♦ Близки ли вам принципы гуманизма эпохи Возрождения?
♦ Какие открытия эпохи Возрождения вам запомнились больше всего?
♦ Можете ли вы назвать своих любимых представителей эпохи Возрождения?
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений
Выявить недостатки в
знаниях и способах
действий учся
Установить причины
выявленных
недостатков
Обеспечить развитие
школьников
у
способности
к
оценочным действиям
Фронтальная беседа
(интерактивный
прием «Микрофон»)
Генетический метод
обучения
(посредством показа
логики
существования
понятия в практике) Выучить сонет Шекспира или Петрарки
Откорректироварь
выявленные пробелы
в знаниях и способах
действий учся в
рамках изученной
темы
7 этап: Домашнее задание
Обеспечить
понимание учся цели,
содержания
и
способов выполнения
домашнего задания
8 этап: Рефлексия. Итог урока
Обеспечить
учащимися их
деятельности на уроке и полученных новых
знаний по теме урока.
Научить соотносить собственный результат с
поставленной целью.
Оценить работу учащихся
самоанализ
Самостоятельная
запись
1й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов
Индивидуальная
«Рисунок по шаблону»
2й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось…..
у меня не получилось…. Я хочу….
«Незаконченное
предложение»
Урок 2.
Вильям Шекспир великий поэт и драматург Ренессанса. «Межусобные бои» в Вероне
Технологическая карта урока . ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Технологическая карта урока . ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Технологическая карта урока . ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Технологическая карта урока . ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Технологическая карта урока . ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Технологическая карта урока . ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Технологическая карта урока . ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Технологическая карта урока . ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Технологическая карта урока . ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.