УМК «Планета знаний» 3 класс
учитель – Мамедова А.В.
Тема урока: «Водные объекты»
(Технологическая карта урока)
Предмет:
Уровень
образования:
Тема
Тип урока:
Окружающий мир
Начальное общее образование
Водные объекты
Урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения: Фронтальная, групповая, индивидуальная
Участники:
Цель темы
Планируемый
результат
Ученики 3 «А» класса
Создать условия для расширения знаний детей о значимости водных объектов, способствовать
формированию представлений о необходимости охраны природы.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность поближе
познакомиться с крупными водными объектами Росси и Тамбовской области; обобщить
представление о классификации водных объектов.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная
компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы,
обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои
достижения на уроке; вступать в речевое общение.
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование УУД
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Базовый учебник:
Ресурсы
проявлять положительное отношение к учению.
формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с
учетом конкретного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень
усвоения материала;
осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных
познавательных задач;
умение извлекать информацию, устанавливать причинноследственные связи зависимости
между живой и неживой природой.
Окружающий мир, Ивченкова Г.Г., Потапов И.В.
Москва «Астрель АСТ»2016 год, 1 часть
Презентация к уроку
Раздаточный материал, использование ИКТ
Атлас Тамбовской области
Справочный материал «Водные ресурсы»
Видеоролик «Водопад и пение птиц» Деятельность
ученика
Демонстрируют
готовность к
уроку,
психологически
настраиваются
на него, готовят
своё рабочее
место.
Деятельность
учителя
Проводит орг.
момент.
Позитивный
настрой на
урок.
Повторение
правил
поведения на
уроке.
Этапы
урока
I этап.
Организа
ционный
момент.
Цель:
создание
условий для
возникновен
ия у
учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятель
ность
Обучающие и развивающие задания
каждого этапа
Доброе утро, ребята! Предлагаю вам
настроиться на урок и провести
следующую игру: Я скажу слова"Доброе
утро ..." и назову кого то из нашего класса.
Те, кого я назову, помашут мне рукой
значит, вы услышали и отвечаете мне на
приветствие.
Доброе утро всем мальчикам!...
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем тем, кто сегодня
чистил зубы!...
Доброе утро всем, кому нравится такая
погода, как сейчас за окном! ...
Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
Доброе утро всем, кто хочет узнать, чем
мы будем заниматься на уроке?
Вот теперь мы с вами настроились на
работу, давайте пожелаем друг другу
успехов!
Коммен
тарии
Мотивация
Вызов на
положи
тельные
эмоции.
Формирование
УУД
РУУД:
умение
контролировать
свою
готовность к
уроку)
ЛУУД :
понимают
значение знаний
для человека; Просматривают
видеоролик,
отвечают на
поставленный
вопрос.
Слушают
учителя.
Принимают
участие в
диалоге с
учителем.
Включается
видеоролик.
Организует
фронтальную
работу по
выводу темы
урока.
II этап.
Актуализац
ия
знаний и
постановка
учебной
задачи.
Цель:
вовлечь
всех детей в
активную,
познавательн
ую деятель
ность.
.
Участвуют в
выполнении
заданий
Мотивирует к
деятельности
Организует
фронтальную
работу,
коллективное
обсуждение.
Изображен
ия красоч
ные, дос
тупные
для детей
данного
возраста
Решение
учебной
задачи
(связь с
жизнью)
Внимание на экран Слайд 1.( представлен
видеоролик «Водопад, пение птиц,
растительность»)
Что вы увидели?( птиц, водопад, много
зелени)
Переходим к следующему изображению
Слайд 2 (фото пустыни с минимальным
количеством растительности, которая
присуща данной климатической зоне)
Что вы увидели на этом изображении ?
(пустыню)
В чём отличие? ( нет зелени и животных)
А почему? Как вы думаете, что
необходимо для жизни растений и
животных? (Вода)
Правильно. А какие состояния воды вы
знаете? (жидкое, твёрдое, газообразное)
Какое состояние самое распространённое
на Земле?(Вода, жидкое)
Какими свойствами обладает вода?
(прозрачность, растворитель, не имеет
вкуса и запаха)
Ребята, скажите, пожалуйста, какие
ЛУУД :
имеют желание
учиться;
проявляют
интерес к
изучаемому
предмету.
ПУУД
Осуществляют
логические
действия:
анализ, синтез,
обобщение.
КУУД:
Высказывают
свою точку
зрения,
вступают в
диалог,
обмениваются
мнениями. опыты мы проводили на уроках
окружающего мира, доказывающие эти
свойства?
Скажите, пожалуйста, человек может
прожить без воды? (нет)
Для чего нужна вода в повседневной
жизни?
Слайд3 Сейчас я предлагаю вашему
вниманию ознакомиться с интересными
фактами о воде.
( использование воды в повседневной
жизни с расчёта на одного человека)
Слайд 4А знаете ли вы, какую часть суши
занимает вода? (2/3)
Что изображают синим цветом на картах и
глобусах? ( Водные объекты)
Слайд 5 Что такое водные объекты? ( это
водоёмы и водотоки)
Слайд 6 Какие водные объекты вы знаете?
( искусственные и естественные)
Какие водные объекты относятся к
искусственным , к естественным?
Давайте сформулируем тему урока
«Водные объекты»Слайд 7
РУУД:
Ориентируются
в
дополнительно
й литературе;
контролируют
учебные
действия.
организа
ция
формулиров
ания темы
урока
учащимися;
организа
ция
постановки
цели урока
учащимися
Находят
необходимую
информацию, на
индивидуальных
листах.
Организует
фронтальную
работу, работу
с
индивидуальн
ыми листами.
Проверяет
умение
работать с
источниками. Самостоятельно
выводят задачи
урока.
Проверяет
умение
ставить задачи
урока
Слайд 8.Цель урока «Изучение водных
объектов»
Ребята, подпишите листы самооценки и
оцените себя по 5 бальной шкале в
соответствии с таблицей. Слайд 9
Давайте поставим задачи к нашему уроку
1.Распределить водные объекты по их
происхождению
2.Познакомиться с крупными водными
объектами страны
3.Найти и презентовать информацию о
водных объектах Тамбовской области
КУУД:
Выражают свои
мысли,
формируют и
аргументируют
своё мнение.
ПУУД:
самостоятельно
выделяют и
формулируют
познавательную
цель.
этап.
III
(работа в
группах)
учить детей
Проговаривают
правила работы
в группе
Включает
КУУД:
Выражают свои
Применени
е
полученны самоорганиз
ации в
решении
проблемной
ситуации.
повысить
уровень
информации
о водных
объектах,
крупных
водоёмах
нашей
страны и
Тамбовсой
области.
Распределяют
роли: эколог,
краевед,
ботаник,
журналист,
фотограф,
редактор
Каждый в
соответствии со
своей ролью
выполняет
работу.
Работают
слаженно в
группе с
полученными
материалами
детей в
практическую
деятельность.
Распределяет
обязанности
между
группами на
время сбора
информации
Обеспечивает
контроль за
выполнением
Ребята, первая группа у нас будет
работать по инструкции над проектной
задачей под названием «Классификация
водных объектов »
Группа № 2 также работает по инструкции,
тема вашей проектной задачи «Крупные
водные объекты нашей страны».
Группа № 3 работает над проектной
задачей « Водные объекты Тамбовской
области»
Слайд 13.Прежде, чем приступить к
работе, вам необходимо вспомнить
правила работы в группе.
Я приглашаю ответственных групп для
получения заданий.
Итак, работаем в команде, дружно, чётко
распределив роли. Все готовы? По
истечению 5 минут вам необходимо будет
презентовать свою работу.
х знаний на
практике.
Группы
получают
конверты с
заданиями
мысли,
формируют и
аргументируют
своё мнение.
ПУУД:
самостоятельно
выделяют и
формулируют
познавательную
цель.
РУУД:
проявляют
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве
КУУД:
работают в
группе,
слушают и
слышат друг
друга
ПУУД:
Добывают
новые знания: находят ответы
на вопросы,
используя
интернет, свой
жизненный
опыт и
информацию,
полученную на
уроке;
контролируют
свою работу и
работу
товарища
Движения,
которые
повторяют
дети,
позволяют
отдохнуть
всем
группам
мышц.
Выполняют
упражнения
физминутки.
Организует и
показывает
выполнение
упражнений
этап
IV
Физкульт
минутка
Цель:
Организция
процесса
релаксации.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Наклоны вправо и влево)
Больше спать не захотел.
(наклоны вперед и назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется, Бабочка
кружит и вьется. (покружиться)
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись
Поклонись и улыбнись.
Презентация конечного «продукта»
1.Классификация водных объктов
2.Мы с вами живём в стране, которая
очень богата водными объектами. Морская
акватория представлена 14 морями,
которые принадлежат четырем океанам, в
России находится около 2 миллионов
пресных и солёных озёр, среди них самое
крупное озеро Байкал, в России находятся
самые крупные реки: Волга, Лена, Обь,
Енисей, Дон, Урал.
3.Тамбовская область также богата
водными объектами. К поверхностным
водным объектам относятся 1400 рек и
КУУД:
умение
выражать свои
мысли,
составлять
правила и
использовать
их.
КУУД:
планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
Учащиеся
закрепляю
т
полученны
Представляют
свою работу
классу.
Формулируют
вывод
Включает
учащихся в
обсуждение
проблемных
вопросов.
Осуществляют
взаимоконтроль
и оказывают
помощь в
сотрудничестве.
V этап.
Закреплени
е
изученного
Цель:
проверить
умения
учащихся
пользоваться
предложенно
й
информацие
й,
представлен
ной в
различных
видах. ручьев, 900 прудов и водохранилищ, 300
небольших озер. Общая протяженность рек
на территории области 6,8 тысяч
километров. К рекам федерального
значения относятся наиболее крупные
реки: Цна, Ворона, Воронеж, Лесной
Тамбов. Наиболее крупные озера Рамза в
Кирсановском районе, Красное в
Моршанском районе, Чистоозерное,
Чистое и Княжное в Тамбовском районе.
Главная река Тамбовщины – Цна, что в
переводе со славянского «тысынъ»
означает узкий, тесный.
Организует
фронтальную
работу,
коллективное
обсуждение.
е знания, в
ходе
практичес
кой
работы
сверстниками,
определение
цели, функций
участников,
способов
взаимодействия
ПУУД:
Преобразовыва
ть информацию
из одной
формы в
другую.
РУУД:
Работая по
плану, сверять
свои действия с
целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с
помощью
учителя. РУУД:
Осуществлять
познавательную
и личностную
рефлексию
Учащиеся
оценивают
свою
работу на
уроке в
группе и
индиви
дуально
Создает
ситуацию для
осмысления
всей работы
на уроке.
Осознание
учащимися
практической и
личностной
значимости
результатов
каждого этапа
урока.
Самооценка
усвоения
материала.
этап
VI
Рефлексия
учебной
деятельност
и на уроке.
Самооценка
и самоконт
роль. Итог
урока
Цели:
организация
рефлексии и
самооценки
учениками
собственной
учебной
деятельнос
ти.
Подведём итог нашего урока и проверим,
как вы усвоили знания. Я предлагаю вам
небольшое тестирование, давать ответ вы
будете с помощью сигнальных карточек,
показываете тот цвет, который содержит
правильный ответ (тестирование)
Оцените себя, поставив нужную отметку в
соответствии с набранным количеством
баллов.
– Чему вы научились?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Что больше всего понравилось? Что
нового открыли на уроке?
Понадобятся вам эти знания в жизни?
Сейчас я предлагаю оценить работу своей
группы.
Самооценка
1.если ты старался не подвести группу,
тебе было интересно, и ты справился с
заданием, то на полянку наклей зеленое
деревце.
2.если задания тебе было выполнять
трудно, работа показалась не интересной
наклей красное деревце. этап.
VII
Домашнее
задание.
Экспертный лист для оценки работы
группы (заполняет учитель).
Учебник: с.5052 «Охрана водоёмов»
читать, отвечать на вопросы
Спасибо за урок.
Элемент
ТРКМ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.