Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
01.04.2017
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; развивать навык выразительного чтения стихотворного текста; расширять кругозор учащихся в процессе словарной работы при изучении русских поверий и легенд.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Метод. Проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог).
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание поэмы «Руслан и Людмила»; уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно), необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.Технологическая карта урока литературы: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
А.С. Пушкин.docx
Технологическая карта урока литературы в 5 Д классе
Тема: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; развивать навык
выразительного чтения стихотворного текста; расширять кругозор учащихся в процессе словарной работы при изучении русских
поверий и легенд.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Метод. Проблемнодиалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог).
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание поэмы «Руслан и Людмила»; уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и
Людмила» и понимать идею произведения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания,
умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно), необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует
знаковосимволические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих
группах с учетом конкретных учебнопознавательных задач. № Этапы работы
1 Мотивирование
к деятельности
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
2
3
Актуализация
знаний
Создание
проблемной
ситуации
Вспомните: что такое сказка?
(Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и
Какие виды сказок вы знаете?
приключениях.)
(Волшебные, о животных, бытовые.)
Если сказка создана народом, то ее называют… (Народной)
Если написана писателем… (Литературной)
На прошлом уроке мы говорили о няне А. С. Пушкина Арине
Родионовне, которой он посвятил свое незаконченное стихотворение,
дав ему название «Няне».
Арина Родионовна, как известно, была искусной рассказчицей, знала
множество народных сказок, присловий, пословиц и поговорок.
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былиныы
Православной старины,
Деятельность учащихся
Включаются в учебную
Размещают учебные
материалы на рабочем месте,
демонстрируют готовность к
уроку.
деятельность.
Вспоминают изученный ранее
материал. Отвечают на вопросы,
принимают
в
обсуждении.
участие
Самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят
действия в соответствии с ней,
открывают тетради, записывают
число, тему урока. вспоминал о ней поэт.
Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами
народных сказок, Пушкин восторженно восклицал: «Что за прелесть эти
сказки! Каждая есть поэма!»
Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько русских
народных сказок, среди них была такая: «Что за чудо, – говорит мачеха,
– вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи,
и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет –
песни поет. – Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес
перед дворец чудный дуб...».
Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в сказочный
мир, и вы познакомитесь с еще одним произведением А. С.
Пушкина.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и
какая будет тема нашего урока.
(А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»)
Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
СЛОВА – ПОМОЩНИКИ:
Познакомиться (с чем?)…
Дать определение (чему?)…
Что такое пролог? Найдите определение в учебнике и запишите в
тетрадь.
Пролог – это вступительная часть литературного произведения,
где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на
определённый лад.
Отрывок, а вернее – вступление к поэме «Руслан и Людмила», мы
читать не будем, а прослушаем. Но сначала поглядите на доску, где
записаны слова, которые вам могут быть незнакомы:
Лукоморье – излучина моря
4
Открытие
нового знания Неведомый – неизвестный.
Видение – призрак, привидение.
Витязь – воин, богатырь.
Чредой – чередой, один за другим.
Пленяет – берет в плен.
Чахнуть – худеть, сохнуть.
А теперь слушаем…
АУДИО ЧТЕНИЕ ПРОЛОГА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
БЕСЕДА
– Каково общее настроение этого отрывка?
Почему поэма захватывает с самого начала?
– Хорошо ли вы представили себе героев и фрагменты сюжетов?
Из каких они сказок?
(«Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Баба Яга», «Василиса
Прекрасная» и другие.)
– А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево?
– Это не просто так: что он символизирует?
(Он символизирует смену дня и ночи, смену правды и вымысла, а
песнь связана с правдой с правой стороны, сказка – с левой стороны, с
выдумкой).
– Прочитайте первую часть вступления и последние две строчки.
Что заметили?
(Кот ученый свои мне сказки говорил – повторяется дважды)
– Почему?
(Предположения детей: в сказках повторы бывают, в народных)
– Мы идем как бы по кругу, что и символизирует золотая цепь,
которая еще и является замкнутой дорогой.
– А почему следующие строчки начинаются со слов «там чудеса»?
(Чудеса – это продолжение выдумки сказки).
Чувствуется ли присутствие автора в прологе? (Да).
Подтвердите свою точку зрения цитатой из текста.
(«И я там был, и мёд я пил»).
Что напоминает концовка Пролога? Где мы слышали подобную
фразу?
(В русских народных сказках).
Пушкинский пролог… Какой жанр устного народного творчества
он напоминает?
Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою
мысль.
(Сказку).
(Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка,
Баба Яга… И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…).
В чём сходство пролога со сказкой?
(Сказочные герои, зачин, концовка).
Пролог разделен автором на две части.
Первая составляет всего шесть строк:
Что изобразил поэт в этой части?
(Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного
Кто главные герои первой части?
мира.)
Какими бы вы представили их на своей картине?
(Кот и дуб.)
(Кот учёный, дуб огромный.)
Почему кот и дуб?
(Кот – герой народных поверий,
дуб – центр творчества, вековой фольклор народа.)
Почему автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая
цепь»?
(В устаревшей форме чувствуется торжественность слова златая, аромат старины, исходящий от этого звучания.)
Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка?
(Поэт любуется этой картиной, уверенный, что и читателю тоже
нравится это описание.)
Вторая часть более объемна, герои сказочного мира описаны
конкретно:
1) Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя...
2) Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту
картину.
3) Какая должна быть интонация при чтении?
4) С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из
употребления слова?
(Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и
другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной,
5) Каким же должно быть чтение этих строк?
сказочностью, волшебством.)
(Чтение должно быть напевным, плавным, но вместе с тем
должны присутствовать и интонации торжественности,
таинственности.)
Найдите слова, в которых заключена основная мысль. Что они
выражают?
(Выражают отношение Пушкина ко всему русскому, его любовь к
России, к народу, уважение к русскому языку).
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление
Групповая работа.
результатов работы в группе.
Самостоятельный анализ поэмы.
Задание. 1 группа.
Ожидали ли вы счастливый конец? Почему?
2 группа.
В чём необычность финала?
3 группа.
Дайте характеристику автору. Какой он в поэме?
Афиширование результатов.
ИТОГ УРОКА:
Что нового узнали на уроке?
Что произвело на вас особое впечатление?
О чем можете рассказать друзьям и родителям?
Как думаете, что выразил поэт в этом произведении? Какие
чувства?
(Через своё произведение А.С. Пушкин выразил огромную любовь к
русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из
поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми, любовь ко
всему русскому, родному).
Александра Сергеевича Пушкина называют гением. Но гений — это не
только творчество и талант, но и огромный труд. Стремитесь к
творчеству, познавайте бесконечно прекрасный мир вокруг нас!
Что удалось нам сегодня на уроке?
Чем запомнится эта встреча?
Кто узнал новое для себя?
Отвечают
заканчивают предложения.
на
вопросы,
Выразительное чтение наизусть «Пролога».
Нарисовать чудесный мир, описанный в пушкинском прологе.
Открывают дневники,
записывают домашнее задание.
5
6
Рефлексия
Домашнее
задание
Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.