Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Оценка 4.8

Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
01.04.2017
Технологическая карта урока:  А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; развивать навык выразительного чтения стихотворного текста; расширять кругозор учащихся в процессе словарной работы при изучении русских поверий и легенд. Тип урока: урок открытия новых знаний. Метод. Проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог). Форма работы: фронтальная, индивидуальная. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать содержание поэмы «Руслан и Людмила»; уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно), необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.Технологическая карта урока литературы: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
А.С. Пушкин.docx
Технологическая карта урока литературы в 5 Д классе Тема: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; развивать навык выразительного чтения стихотворного текста; расширять кругозор учащихся в процессе словарной работы при изучении русских поверий и легенд.  Тип урока: урок открытия новых знаний. Метод. Проблемно­диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог). Форма работы: фронтальная, индивидуальная. Планируемые результаты изучения темы: Предметные  умения:  знать  содержание   поэмы   «Руслан   и   Людмила»;  уметь  определять   роль   пролога   в   поэме   «Руслан   и Людмила» и понимать идею произведения. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные:  положительно   относится   к   учению,   познавательной   деятельности,   имеет   желание   приобретать   новые   знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает   и   сохраняет   учебную   задачу;   планирует   (в   сотрудничестве   с   учителем   и   одноклассниками   или самостоятельно), необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает   информацию,   представленную   в   изобразительной,   схематичной,   модельной   форме,   использует знаково­символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­познавательных задач. № Этапы работы 1 Мотивирование к деятельности ХОД УРОКА: Деятельность учителя Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! 2 3 Актуализация знаний  Создание проблемной ситуации ­ Вспомните: что такое сказка?  (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и ­ Какие виды сказок вы знаете?  приключениях.) (Волшебные, о животных, бытовые.) ­ Если сказка создана народом, то ее называют… (Народной) ­ Если написана писателем… (Литературной) ­   На   прошлом   уроке   мы   говорили   о   няне   А.   С.   Пушкина   Арине Родионовне,   которой   он   посвятил   свое   незаконченное   стихотворение, дав ему название «Няне». ­ Арина Родионовна, как известно, была искусной рассказчицей, знала множество народных сказок, присловий, пословиц и поговорок. Мастерица ведь была И откуда что брала! А куды разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы, былиныы Православной старины, ­ Деятельность учащихся               Включаются   в   учебную     Размещают   учебные материалы   на   рабочем   месте, демонстрируют   готовность   к уроку.    деятельность.      Вспоминают изученный ранее материал. Отвечают на вопросы, принимают в обсуждении.   участие     Самостоятельно   формулируют познавательную   цель   и   строят действия в соответствии с ней, открывают тетради, записывают число, тему урока. вспоминал о ней поэт. ­ Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» ­   Поэт   записал   со   слов   няни   Арины   Родионовны   несколько   русских народных сказок, среди них была такая: «Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. – Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб...». ­ Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в сказочный мир,   и   вы   познакомитесь   с   еще   одним   произведением   А.   С. Пушкина. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: ­ Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будет тема нашего урока.  (А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА») ­ Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок? СЛОВА – ПОМОЩНИКИ: Познакомиться (с чем?)… Дать определение (чему?)… ­ Что такое пролог? Найдите определение в учебнике и запишите в тетрадь. Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад. ­ Отрывок, а вернее – вступление к поэме «Руслан и Людмила», мы читать не будем, а прослушаем. Но сначала поглядите на доску, где записаны слова, которые вам могут быть незнакомы: Лукоморье – излучина моря 4 Открытие нового знания Неведомый – неизвестный. Видение – призрак, привидение. Витязь – воин, богатырь. Чредой – чередой, один за другим. Пленяет – берет в плен. Чахнуть – худеть, сохнуть. А теперь слушаем… АУДИО ЧТЕНИЕ ПРОЛОГА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» БЕСЕДА – Каково общее настроение этого отрывка? ­ Почему поэма захватывает с самого начала? – Хорошо ли вы представили себе героев и фрагменты сюжетов?  ­ Из каких они сказок? («Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие.) – А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево? – Это не просто так: что он символизирует? (Он символизирует смену дня и ночи, смену правды и вымысла, а песнь связана с правдой с правой стороны, сказка – с левой стороны, с выдумкой). – Прочитайте первую часть вступления и последние две строчки. Что заметили? (Кот ученый свои мне сказки говорил – повторяется дважды) – Почему? (Предположения детей: в сказках повторы бывают, в народных) – Мы идем как бы по кругу, что и символизирует золотая цепь, которая еще и является замкнутой дорогой. – А почему следующие строчки начинаются со слов «там чудеса»? (Чудеса – это продолжение выдумки сказки). ­ Чувствуется ли присутствие автора в прологе? (Да). ­ Подтвердите свою точку зрения цитатой из текста.  («И я там был, и мёд я пил»). ­ Что напоминает концовка Пролога? Где мы слышали подобную фразу?  (В русских народных сказках). ­ Пушкинский пролог… Какой жанр устного народного творчества он напоминает?  ­Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль. (Сказку). (Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга… И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…).  ­ В чём сходство пролога со сказкой?  (Сказочные герои, зачин, концовка). ­ Пролог разделен автором на две части.  ­ Первая составляет всего шесть строк: ­ Что изобразил поэт в этой части?  (Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного ­ Кто главные герои первой части?  мира.) ­ Какими бы вы представили их на своей картине?  (Кот и дуб.) (Кот учёный, дуб огромный.) ­ Почему кот и дуб?  (Кот – герой народных поверий, дуб – центр творчества, вековой фольклор народа.) ­ Почему автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»?  (В устаревшей форме чувствуется торжественность слова златая, аромат старины, исходящий от этого звучания.) ­ Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка?  (Поэт любуется этой картиной, уверенный, что и читателю тоже нравится это описание.) ­  Вторая  часть   более   объемна,   герои   сказочного   мира   описаны конкретно: 1) Как можно понять строки: Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя... 2)   Объясните   значение   слова   «мимоходом».   Нарисуйте   устно   эту картину. 3) Какая должна быть интонация при чтении? 4) С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова?  (Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, 5) Каким же должно быть чтение этих строк?  сказочностью, волшебством.) (Чтение должно быть напевным, плавным, но вместе с тем должны присутствовать и интонации торжественности, таинственности.) ­ Найдите слова, в которых заключена основная мысль. Что они выражают?  (Выражают отношение Пушкина ко всему русскому, его любовь к России, к народу, уважение к русскому языку). Обсуждение и поиск общего решения группы, представление Групповая работа. результатов работы в группе. Самостоятельный анализ поэмы. Задание. 1 группа. ­Ожидали ли вы счастливый конец? Почему? 2 группа. ­В чём необычность финала? 3 группа. ­Дайте характеристику автору. Какой он в поэме? Афиширование результатов. ИТОГ УРОКА: ­ Что нового узнали на уроке?  ­ Что произвело на вас особое впечатление?  ­ О чем можете рассказать друзьям и родителям? ­   Как   думаете,   что   выразил   поэт   в   этом   произведении?   Какие чувства? (Через   своё   произведение   А.С.   Пушкин   выразил   огромную   любовь   к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения   в   поколение   и   любимы   взрослыми   и   детьми,   любовь   ко всему русскому, родному). ­ Александра Сергеевича Пушкина называют гением. Но гений — это не только   творчество   и   талант,   но   и   огромный   труд.   Стремитесь   к творчеству,  познавайте бесконечно прекрасный мир вокруг нас! ­ Что удалось нам сегодня на уроке?  ­ Чем запомнится эта встреча?  ­ Кто узнал новое для себя? Отвечают заканчивают предложения.   на     вопросы, Выразительное чтение наизусть «Пролога».  Нарисовать чудесный мир, описанный в пушкинском прологе. Открывают дневники,  записывают домашнее задание. 5 6 Рефлексия Домашнее задание

Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока:  А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока:  А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока:  А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока:  А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока:  А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока:  А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока: А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Технологическая карта урока:  А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017