Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
07.06.2018
Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"
ТЮТЧЕВ «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…», К. БАЛЬМОНТ «ОСЕНЬ» («ПОСПЕВАЕТ БРУСНИКА…»), А. ПЛЕЩЕЕВ «ОСЕНЬ» («ОСЕНЬ НАСТУПИЛА…») (с. 68–70) Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе Тип урока Решение частных задач Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой выбор; получат возможность научиться: наблюдать за «жизнью» слов в художественном тексте, слушать звуки осени в лирическом тексте, наблюдать за рифмой стихотворения. Метапредметные: познавательные: находят и выделяют информацию, выбирают вид чтения в зависимости от цели; регулятивные: ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; коммуникативные: координируют и принимают различные позиции во взаимодействии. Личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельностиконспект
конспект.docx
ТЮТЧЕВ «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…», К. БАЛЬМОНТ «ОСЕНЬ» («ПОСПЕВАЕТ БРУСНИКА…»), А. ПЛЕЩЕЕВ «ОСЕНЬ» («ОСЕНЬ НАСТУПИЛА…») (с. 68–70) Цели Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об  осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного  мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе деятельност и учителя Тип урока Решение частных задач Планируемы Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся:  читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой выбор; получат возможность  научиться: наблюдать за «жизнью» слов в художественном тексте, слушать  звуки осени в лирическом тексте, наблюдать за рифмой стихотворения. Метапредметные: познавательные: находят и выделяют информацию,  выбирают вид чтения в зависимости от цели; регулятивные: ставят новые  учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно используют речь для  планирования и регуляции своей деятельности; коммуникативные:  координируют и принимают различные позиции во взаимодействии. Личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности  учебной деятельности Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный,  практический 1. http://chudesenka.ru/load/7­1­0­226 2. http://www.playroom.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,1/ е  образовател ьные  результаты Методы и формы  обучения Образовател ьные  ресурсы Оборудован Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор ие Организационная  структура  ( сценарий ) урока Этапы  урока I.  Мотив ация  (самоо предел ение) к  учебно й  деятел ьности II.  Актуал изация  знаний Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Эмоцио нальная, психоло гическая и  мотивац ионная  подгото вка  учащихс я к  усвоени ю  изучаем ого  материа ла 1.  Проверк а  домашне го  задания. 2.  Речевая  разминк а.  Формы организ ации взаимо действ ия на уроке Фронт альная ,  индив идуаль ная Деятельность учителя Деятельность  учащихся Приветствует учащихся,  проверяет готов­ность  класса и оборудования;  эмоционально настраивает  на учебную деятельность  под звучание песни «Осень  постучалась к нам» (И.  Смирнова, Т. Прописнова) Слушают  учителя.  Принимают  участие в  диалоге с  учителем.  Демонстриру ют  готовность к  уроку Загадывают  свои загадки. У учащихся  текст песни. Фронт альная ,  индив идуаль ная  Конкурс загадок об осени. Осень постучалась к нам  золотым дождем,  И с, увы, не ласковым  солнечным лучом.  Затянул печальную песню  листопад,  И под эту песенку засыпает  сад.  А рябина­ягода словно  огонек  Согревает, радует пасмурный денек.  Формируемые умения (универсальные учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль Устн ые  ответ ы,  набл юден ия  учите ля Коммуникатив ные: планируют  учебное  сотрудничество с  учителем и  сверстниками. Личностные:  понимают  значение знаний  для человека и  принимают его;  имеют желание  учиться;  проявляют  интерес к  изучаемому  предмету,  понимают его  важность Познавательны е: осуществляют  смысловое  чтение; анализ,  синтез, сравнение, обобщение;  извлечение  необходимой  информации из  текстов;  осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания. Устн ые  ответ ы,  набл юден ия  учите ля,  выпо лненн ые  задан ия Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя Деятельность  учащихся Формы организ ации взаимо действ ия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль Отвечают на  вопросы,  выполняют  за­ дания. Формулирую т тему и  учебные  задачи  совместно с  учителем В лужицах, как лодочки,  листики кружат,  Серые, холодные тучи вдаль  спешат.  Птицы песни звонкие больше  не поют.  В стаи собираются и летят на юг.  Вечерами тихими дождик  моросит,  Песню колыбельную по  стеклу стучит. – Понравилась вам песня? – О чем рассказывает нам  автор? – 1­й ряд: читает первый  куплет с удивлением; 2­й ряд:  с вопросительной интонацией;  3­й ряд: с восхищением. – Назовите приметы осени,  описанные в тексте песни 3.  Определ ение  темы,  целей  урока III.  Работа  по теме урока 1.  Знакомс т­ во с  творчест Краткое знакомство с  творчеством Ф. Тютчева, К.  Бальмонта, А. Плещеева (см.  ресурсный материал). Первичное восприятие  Внимательно  слушают. Фронт альная ,  индив идуаль Регулятивные:  ориентируются в  учебнике;  контролируют  учебные действия, осознают правило  контроля и  успешно  используют его в  решении учебной задачи;  умеют  осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию. Коммуникатив ные: умеют  слушать друг  друга, строить  понятные для  партнера по  коммуникации  речевые  высказывания,  задавать вопросы  с целью  получения  необходимой для  решения  проблемы  информации Регулятивные:  принимают и  сохраняют цели и  задачи учебной  деятельности. Устн ые  ответ ы Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия вом  поэтов. 2.  Чтение  стихотв орений Физкуль тминутк а  Работа  над  стихотв орениям и Этапы  урока IV.  Закреп ление  знаний  и  способо в  действ ий Деятельность учителя Деятельность  учащихся Формы организ ации взаимо действ ия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль Выпо лнени е  движ ений Устн ые  ответ ы стихотворений: чтение  учителем (или слушание  аудиозаписи). – Какие чувства испытали,  слушая стихи? Почему?  Найдите подтверждение своим словам в произведениях См. Приложение  Выполняют  задания ная Коммуникатив ные: владеют  навыками  взаимного  учебного  сотрудничества Выполняют  движения  согласно  инструкции Фронт альная Регулятивные:  принимают и  сохраняют  учебную задачу Ф. Тютчев «Есть в осени  первоначальной…». 1) Словарная работа. Лучезарный – сверкающий,  сияющий. Серп – орудие труда в виде  изогнутого полукругом ножа  для срезания хлебных  колосьев. Праздная – отдыхающая. Лазурь – синева; светло­синий цвет. 2) Работа над выразительным  чтением. – С какой интонацией надо  читать стихотворение? К. Бальмонт «Осень»  («Поспевает брусника…»). 1) Словарная работа. Благовонье – запах, аромат. – О ком можно сказать  «проснется и заплачет»? К  кому поэт относит эти слова?  Как вы представляете себе эту Читают  стихотворени е про себя. Работают со  словарной  статьей. Фронт альная ,  индив идуаль ная Отвечают на  вопрос. Читают  стихотворени е про себя. Работают со  словарной  статьей. Отвечают на  вопросы. Читают  Познавательны е: осуществляют  смысловое  чтение;  структурирование знаний; анализ,  синтез, сравнение, обобщение,  аналогию; поиск  необходимой  информации. Регулятивные:  осуществляют  волевую  саморегуляцию в  ситуации  затруднения. Коммуникатив ные: выражают  свои мысли с  достаточной  полнотой и  точностью;  учитывают;  разные мнения, Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия V.  Итоги  урока. Рефлек сия Домаш нее  задани е Обобще ние  получен ных на  уроке  сведени й.  Заключи тельная  беседа.  Выставл ение  оценок Инструк таж по  выполне нию  домашне го  задания Деятельность учителя Деятельность  учащихся стихотворени е про себя. Работают со  словарной  статьей. Выразительн о читают Отвечают на  вопросы картину? 2) Работа над выразительным  чтением. А. Плещеев «Осень» («Осень наступила…»). 1) Словарная работа.  Озимь – зерновые, которые  высаживаются  на полях в зиму (осенью).  2) Работа над выразительным  чтением – Как называется раздел,  который начали изучать? – Кто авторы стихотворений? – Как ещё можно озаглавить  стихотворения? – С каким настроением вы  заканчиваете урок? Почему? – За что бы вы себя похвалили сегодня? Выучить на выбор одно  стихотворение,  с. 68–70 Задают  уточняющие  вопросы Формы организ ации взаимо действ ия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль координируют в  сотрудничестве  разных позиции Устн ые  ответ ы Познавательны е: ориентируются  в системе знаний. Личностные:  проявляют  интерес к  предмету. Регулятивные:  оценивают  собственную  деятельность на  уроке Регулятивные:  принимают и  сохраняют  учебную задачу Фронт альная ,  индив идуаль ная Фронт альная ,  индив идуаль ная Ресурсный материал Федор Иванович Тютчев (1803–1873) родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные   годы   Тютчев   провел   в  Москве.   Первоначальное   образование   получил дома   под   руководством   поэта­переводчика   С.   Е.   Раича.   В   1821   г.   блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене – столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния). Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был   замечен   ни   критикой,   ни   читателями.   Настоящий   дебют   Федора   Тютчева состоялся   в   1836   г.:   тетрадь   стихотворений   Тютчева,   переправленная   из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с   изумлением   и   восторгом,   опубликовал   их   в   своем   журнале   «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения   на   родину,   в   50­х   годах,   когда   о   поэте   восхищенно   отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.). И   все   же   Федор   Тютчев   не   становится   профессиональным   литератором,  до конца   жизни   будучи   на   государственной   службе.   В   1858   г.   он   был   назначен председателем   комитета   иностранной   цензуры   и   занимал   этот   пост   до   самой смерти. Умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге. Константин Дмитриевич Бальмонт  (1867–1942) свою первую, юношескую, книгу стихов выпустил в 1890 году. Вслед за ней вышли сборники: «Под северным небом» (1894), «В  безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие   здания» (1900), «Будем как солнце» (1903) и прочие, сделавшие имя Бальмонта одним из самых   популярных   среди   поэтов   1890–1900­х   годов   –   вершинную   пору   его творчества. Поэт выступал и как автор статей о   литературе   (книги «Горные вершины»   (1904),   «Белые   зарницы»   (1908)   и   другие.   Разнообразной   и   очень активной   была   также   переводческая   деятельность   Бальмонта   –   он   переводил Шелли, Кальдерона, Уитмена, По, Верлена, Руставели, Исаакяна и других.  Бальмонт   –   поэт   старшей   плеяды   русских   символистов,   выразитель импрессионистических   тенденций   в   символизме.  Лирический   герой   его   поэзии движим   стремлением   окунуться   в   «безбрежность»   мира,   в   бесконечное   его разнообразие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой «мимолетности» жизни. «Стихийничество» Бальмонта было связано с культом красоты, безразличием к этическим   ценностям,   равнодушием   к   социальным   проблемам   и   попыткой возвысить   безусловную   свободу   демонической,   все   преступающей   личности. Поэтике   Бальмонта   присущи   импрессионистическая   красочность   образов, музыкальность. В 1921 году Константин Бальмонт эмигрировал за границу. Алексей   Николаевич   Плещеев  родился   22   ноября   (4   декабря)   1825   г.   в Костроме в семье, принадлежавшей  к старинному дворянскому роду. Детские годы  его  прошли  в Нижнем  Новгороде, где  служил  отец,  рано  умерший. Под руководством матери Плещеев получил хорошее домашнее образование.  В   1839   г.   вместе   с   матерью   переселяется   в   Петербург,   учится   в   Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845 г. В студенческие годы определился интерес Плещеева к литературе   и   театру,  а  также   к   истории   и  политической   экономии.  Тогда   же сблизился с Ф. Достоевским,  Н. Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.  В   1844   г.   в   «Современнике»   появились   первые   стихотворения   Плещеева («Сон»,   «Странник»,   «На   зов   друзей»),   благодаря   которым   его   стали воспринимать как поэта­борца.  В 1846  г.  выходит   первый   сборник   стихов,  в  котором   было   исключительно популярное   в   кругу   петрашевцев   стихотворение   «Вперед!   без   страха   и сомненья...».  В 1870–1880 гг. Плещеев много занимался переводами.  Интерес к театру особенно усилился в 1860­е, когда Плещеев подружился с А. Островским и сам начал писать пьесы («Что часто бывает», «Попутчики», 1864).  В 1870–1880 гг. был секретарем редакции «Отечественных записок», после их закрытия – одним из редакторов «Северного вестника».  В   1890   г.   Плещеев   получил   огромное   наследство.   Это   позволило   ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей.  Музыкальность   стихотворений   Плещеева   привлекала   внимание   многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов­Иванов.  Умер А. Плещеев 26 сентября (8 октября н. с.) 1893 г. в Париже. Похоронен в Москве. Урок  20. А. ФЕТ «ЛАСТОЧКИ ПРОПАЛИ…», А. ТОЛСТОЙ «ОСЕНЬ» (с. 68–70) Цели деятельност Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об  осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного и учителя мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе Тип урока Решение частных задач Планируемы Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся:  объяснять яркие образные выражения в лирическом тексте; получат  возможность научиться: слушать звуки осени в лирическом тексте; сравнивать звуки, переданные в лирическом тексте, с музыкальным произведением. Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения  (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают  содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении;  регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации; коммуникативные: слушают собеседника и ведут  диалог, признают различные точки зрения. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный,  практический е  образовател ьные  результаты Методы и формы  обучения Образовател ьные  ресурсы Оборудован 1. http://school.xvatit.com/index.php 2. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/chtenie/formirovanie­uud­na­uroke­ literaturnogo­chteniya­vo­2­klasse Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор ие Организационная  структура  ( сценарий ) урока Формы организ ации взаимо действ ия на уроке Фронт альная ,  индив идуаль ная Деятельность учителя Деятельность  учащихся Приветствует учащихся,  проверяет готов­ность  класса и оборудования;  эмоционально настраивает  на учебную деятельность  Слушают  учителя.  Принимают  участие в  диалоге с  учителем.  Демонстриру ют  готовность к  уроку В осеннее ненастье Семь погод на дворе: Сеет, веет, кружит,  рвет, Сверху льет, а снизу  метет. Чтение жужжащим  способом. Четкое проговаривание,  чтение скороговоркой Фронт альная ,  индив идуаль ная  Рассказываю т наизусть  стихотворени я.  Отрабатываю т дикцию.  Объясняют  смысл  пословицы,  выполняют  задания Называет тему и цели урока Внимательно  слушают Фронт альная Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Эмоцио нальная, психоло гическая и  мотивац ионная  подгото вка  учащихс я к  уроку 1.  Конкурс чтецов. 2.  Речевая  разминк а Этапы  урока I.  Мотив ация  (самоо предел ение) к  учебно й  деятел ьности II.  Актуал изация  знаний III.  Постан овка  учебно й  задачи Формируемые умения (универсальные учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль Набл юден ия  учите ля Устн ые  ответ ы,  набл юден ия  учите ля,  выпо лненн ые  задан ия Коммуникатив ные: умеют  оформлять свои  мысли в устной  форме, вступать в диалог,  обмениваться  мнениями. Личностные:  проявляют  интерес к  изучаемому  предмету Познавательны е: осуществляют  смысловое  чтение;  структурирование знаний; работу с  информацией,  выполнение  логических  операций;  извлечение  необходимой  информации из  текстов;  выявление  сущности,  особенности  объектов.  Коммуникатив ные:  обмениваются Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Знакомс тво  с  творчест ­вом А.  Фета, А. Толстог о.  Первичн ое  восприя тие  стихотв орений Работа  над  стихотв орениям и Этапы  урока IV.  Работа  по теме урока V.  Закреп ление  знаний  и  способо в  действ ий Деятельность учителя Деятельность  учащихся Внимательно  слушают.  Выполняют  задания См. ресурсный материал. Чтение учителем или  аудиозапись. – Какие чувства испытали,  слушая стихи? Почему?  – Найдите подтверждение  своим словам  в произведениях Формы организ ации взаимо действ ия на уроке Фронт альная ,  индив идуаль ная Формируемые умения (универсальные учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль мнениями; умеют  слушать друг  друга; могут  работать в  коллективе. Регулятивные:  контролируют  учебные действия А. Фет «Ласточки  пропали…».  1) Беседа по содержанию (с.  71). – О какой осени рассказывает  автор?  – Что представили, слушая  стихотворение?  – Прочтите стихотворение  самостоятельно молча и  дополните картину.  2) Работа над выразительным  чтением. Анализ.  – Прочитаем стихотворение  по частям. – Что представили? Что  сказано о ласточках?  – Что значит «пропали»?  – О каких ещё птицах  говорится в этой части?  – Когда грачи летали? Что  такое заря?  – В этом стихотворении автор  Фронт альная ,  индив идуаль ная Читают,  отвечают  на вопросы. Читают по  частям  вслух. – Значит,  только грачи  летали. – С сетью. Устн ые  ответ ы,  работ а со  слова рной  стать ей Познавательны е: осуществляют  анализ, синтез,  сравнение,  обобщение,  аналогию; поиск  необходимой  информации;  построение  логической цепи  рассуждений. Регулятивные:  осуществляют  волевую  саморегуляцию в  ситуации  затруднения. Коммуникатив ные:  формулируют и  аргументируют  свое мнение и  позицию в Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя Деятельность  учащихся Формы организ ации взаимо действ ия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль говорит о вечерней заре.  – Почему следующая строчка  начинается со слова «всё»? – С чем сравнивает автор стаю грачей?  – Почему используется такое  сравнение?  – Что значит «мелькала»?  – Стихотворение «Ласточки  пропали» вызывает грустное  чувство. А. Толстой «Осень». 1) Беседа по содержанию.  – Какую картину вы себе  представили?  – Какое настроение вызывает  стихотворение?  – Какие слова передают  грусть?  – Что вы представляете при  чтении двух последних строк? 2) Работа над выразительным  чтением – С каким стихотворениями  мы сегодня познакомились? – Кто автор? – А вы знаете, что у  стихотворения «Ласточки  пропали…» есть  продолжение? Попробуйте его найти и принесите на  следующий урок VI.  Итоги  урока. Рефлек сия Обобще ние  получен ных на  уроке  сведени й.  Заключи тельная  беседа.  Выставл ение  оценок Работают со  словарём. Читают  стихотворени е про себя. Отвечают на  вопросы коммуникации;  учитывают разные мнения,  координируют в  сотрудничестве  разные позиции.  Личностные:  оценивают  усваиваемое  содержание Отвечают на  вопросы Устн ые  ответ ы Фронт альная ,  индив идуаль ная Познавательны е: ориентируются  в системе знаний. Регулятивные:  оценивают  собственную  деятельность на  уроке.  Личностные:  проявляют  интерес к  предмету Домаш Инструк Выразительное чтение  Задают  Фронт Регулятивные: Этапы  урока нее  задани е Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия таж по  выполне нию  домашне го  задания Деятельность учителя Деятельность  учащихся стихотворения наизусть (по  выбору). Сделать рисунок к  стихотворению уточняющие  вопросы Формы организ ации взаимо действ ия на уроке альная ,  индив идуаль ная Формируемые умения (универсальные учебные действия) Пром ежуто чный  контр оль принимают и  сохраняют  учебную задачу Ресурсный материал Русский поэт  Афанасий Афанасьевич Фет  родился 23 ноября (5 декабря) 1820 г. Происхождение поэта – самое темное место его биографии. Неизвестно, кто был его отцом. В начале 1820 года в Германии, в Дармштадте, лечился 44­ летний русский отставной офицер  Афанасий  Неофитович  Шеншин,  богатый  и просвещенный орловский помещик. В доме местного обер­кригскомиссара Карла Беккера он познакомился с его дочерью, 22­летней Шарлоттой, бывшей замужем за мелким чиновником Иоганном Фётом. В сентябре того же года она бросила семью и бежала с Шеншиным в Россию. Она была уже беременна, но обвенчалась с Шеншиным по православному обряду и взяла себе имя Елизаветы Петровны Шеншиной. Родившийся младенец был записан в метриках как сын Шеншина, и до 14 лет будущий поэт считался несомненным Афанасием Шеншиным. Однако в 1834 году орловские губернские власти вследствие какого­то доноса стали наводить справки о рождении мальчика и браке его родителей. Шеншин, опасаясь,   чтобы   Афанасий   не   попал   в   незаконнорожденные,   поспешил   увезти ребенка в лифляндский городок Верро (ныне эстонское Выру) и стал хлопотать перед   немецкими   родственниками   о   признании   мальчика   «сыном   умершего асессора Фёта». И хотя Иоганн ранее не признавал его своим сыном, согласие было получено. Благополучный исход стал источником дальнейших жизненных несчастий Фета. Из русского столбового дворянина он превратился в иностранца, утратил право наследовать родовое имение Шеншиных.   После окончания Московского университета Фет круто изменил свою судьбу и поступил нижним чином в один из провинциальных полков, расквартированный в Херсонской губернии. Цель, которую преследовал начинающий поэт, была одна – дослужиться   до   потомственного   дворянства   и   вернуть   утраченное   положение. Вернув вскоре себе русское гражданство, а в 1853 году сумев добиться перевода в   гвардейский   полк,   стоявший   недалеко   от   Петербурга,   он   так   и   не   смог дослужиться   до   дворянства,   так   как   новые   императорские   указы   постоянно поднимали планку воинского звания, обеспечивавшего это. В 1858 году Фет ушел в   отставку   в   чине   штабс­ротмистра   (соответствовавшего   майорскому   цензу), тогда как дворянство давал лишь полковничий чин.  Фет уже выпустил несколько сборников стихов. Кстати, когда в 1842 году в журнале «Отечественные записки» появилось первое стихотворение за подписью Фета,   в   его   фамилии   буква   «ё»   оказалась   заменена   на   «е».   Поэт   принял   эту «поправку»   –   и   отныне   немецкая   фамилия   как   бы   превратилась   в   псевдоним русского поэта. Лирика Фета встретила огромный успех, но лишь в узких литературных кругах. Его   поэзия   не   соответствовала   духу   времени,   когда   в   стране   накалялась общественно­политическая атмосфера и складывалась революционная ситуация. Фет вновь круто изменил свой жизненный путь, приобретя небольшое имение – хутор   Степановку   –   в   местах,   где   находились   родовые   поместья   Шеншиных. Хозяином он оказался отличным, а среди соседей­помещиков стал уважаемым лицом. В 1867 году его избрали на почетную должность мирового судьи, которую Фет занимал 11 лет. В 1873 году поэту удалось добиться возврата утраченной в детстве дворянской фамилии и связанных с этим наследственных прав. Он вновь начал активно писать стихи, выпустил несколько сборников под одним названием «Вечерние   огни».  Но,  как   и   раньше,  известность   поэта   была   ограничена   лишь кругом   его   друзей,   которые   торжественно   отпраздновали   пятидесятилетний юбилей поэтической деятельности Фета. Алексей   Николаевич   Толстой  родился   29   декабря   1882   года   в   городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.  Алексей провел свое детство в семье отчима в Сосновке недалеко от Самары.  Окончил Санкт­Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал   в  1907   году   поэтическим   сборником   «Лирика».  В  1910–1912   гг. опубликовал романы «Чудаки», «Хромой барин» и цикл рассказов и повестей. В середине 20­х  годов  была   издана   первая  часть   знаменитой   трилогии  Толстого «Хождение   по   мукам»   –   роман   «Сестры».   Вторая   часть   трилогии, «Восемнадцатый год», вышла в 1928 г., третья, «Хмурое утро», – в 1941 году. В начале 30­х годов Толстой приступил к своему роману «Петр Первый» (1930– 1945). 19 марта 1943 года за роман «Хождение по мукам» ему была присуждена Сталинская премия первой степени. Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку «Приключения Буратино», которая стала одной из любимейших книг детворы.  В годы Первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции уехал из России и поселился  во  Франции.  В  эмиграции опубликовал   автобиографический   роман   «Детство   Никиты»   (1921), а год спустя фантастический роман «Аэлита». В 1923 году Толстой вернулся в Россию. 30 марта 1943 года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает   присужденную   ему   премию   в   сто   тысяч   рублей   на   постройку   танка «Грозный». В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».  Творчество   Толстого   отмечено   множеством   наград,   в   том   числе   тремя Сталинскими премиями – за трилогию «Хождение по мукам», за роман «Петр Первый» и пьесу «Иван Грозный». Урок  21. С. ЕСЕНИН «ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА ЗОЛОТАЯ…»,  В. БРЮСОВ «СУХИЕ ЛИСТЬЯ…», И. ТОКМАКОВА «ОПУСТЕЛ СКВОРЕЧНИК…» (с. 73–75) Цели Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об  осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного  мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе деятельност и учителя Тип урока Решение частных задач Планируемы Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся:  читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;  сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся;  объяснять свой выбор; получат возможность научиться: наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, находить средства художественной  выразительности, подбирать самостоятельно придуманные слова, создавать с  помощью слова собственные картины.  Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа  текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое  высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего  впечатления. Личностные: проявляют художественно­эстетический вкус; осознают  эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и  заучивания наизусть произведений художественной литературы. Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный,  практический 1. http://festival.1september.ru/articles/416994/ 2. http://zaycev.net/download.php е  образовател ьные  результаты Методы и формы  обучения Образовател ьные  ресурсы Оборудован Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; альбомный лист, краски ие Организационная структура (сценарий) урока I. Организационный момент. Девиз урока: «И золотеющая осень листвою плачет на песок» (С. Есенин). II. Постановка учебных задач. – Я хочу пригласить вас в царство Осени. Звучит мелодия вальса из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица». Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. И в душе, и в долине прохлада, Синий сумрак – как стадо овец, За калиткою смокшего сада Прозвенит и замрет бубенец.                                        С. А. Есенин III. Вступительная беседа учителя. В   природе   есть   праздники.   Ледоход.   Первая   зелень.   Первый   снег.   Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля даже начинает светиться. Вы замечали, наверное, идешь по лесу – свет. В такой час чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля. И вот сегодня я пригласила в гости к нам на урок саму хозяйку – Осень.  У ч а щ и е с я  (хором).     Осень, осень, в гости просим – С листопадом и дождем, С перелетным журавлем.  Под музыку входит Осень, обращается к учащимся.  О с е н ь . Желтый цвет – мой символ. С желтых листьев деревьев начинается мое время. У ч и т е л ь . Ребята, а какая осень пришла к нам, ранняя или поздняя? – Верно, пришла ранняя осень. Она похожа на весну: снова слышишь поющих птиц, вновь зацвели цветы. О с е н ь . Солнечный наряд садов, парков, лесов дал мне название – золотая. Пора самой яркой раскраски листьев. Физкультминутка IV. Работа над стихотворением С. Есенина «Закружилась листва золотая». 1. Словарная работа перед чтением. – Картины природы осенью никого не оставляют равнодушными. – Обратите внимание на слова, которые встретятся вам в тексте. Они написаны на доске. – Как вы их понимаете? «Листва золотая» – преобладает желтый цвет; «розовая вода» – от листьев, которые упали на воду, отражение от деревьев; «словно бабочек легкая стая» – сравнение (листья, плавно летящие на землю). 2. Чтение стихотворения учащимися разными способами. 1) «Жужжания».  2) «Дождик».  – Прочитайте медленно, постарайтесь передать чувства, которые пережил поэт, увидеть картину, нарисованную поэтом, и приготовьтесь к конкурсу актерского мастерства. 3) «Дикторы».  – Послушайте и скажите: с чем Осень сравнивает листочки? О с е н ь . Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали, как солнышки, багряными и золотыми. Налились, отяжелели и полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь (разбрасывает листья). У ч и т е л ь . Ребята, а кто из вас знает стихи об осени, листочках? V.   Работа   над   стихотворениями   В.   Брюсова   «Сухие   листья,   сухие листья…», И. Токмаковой «Опустел скворечник…». – К   какому   из   прочитанных   стихотворений   более   близко   содержание музыкальной пьесы П. И. Чайковского? – Пожалуй,  только  осенью  можно   оценить   всю  красоту   таких  деревьев,  как осина, рябина и, конечно же, клен. Волшебница­осень входит в русский лес, и в лесу происходят чудеса, как в сказке. Кленовые листья висят на нитях осенней паутины. Каждый кленовый листочек надолго прощается с солнцем, поэтому и становится золотым, как будто хранит в памяти капельку солнца. Но начинается пора листопада, и в лесу идет золотой дождь. Подует легкий ветерок, сорвет листочки, и они, словно бабочки, кружась в воздухе, падают на землю. Опавшие листья   застилают   весь   лес,   словно   сказочный   ковер.   И   мы   сегодня   на   уроке изобразим часть этого сказочного ковра. Каждый из вас раскрасит кленовый лист, и мы соберем их все вместе и посмотрим, какой ковер у нас получится. Учащиеся работают под музыку. VI. Подведение итогов урока. – Посмотрите,   какой   замечательный   ковер   у   нас   получился.   Все   ли   краски подобраны верно? – Так какие же краски вы использовали? Осень, а тебе понравился наш ковер? Довольна ли ты работой наших ребят? – Что вам понравилось в уроке больше всего? – С произведениями каких авторов вы познакомились? Домашнее задание: творческое задание: проиллюстрировать стихотворение.

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"

Технологическая карта урока "Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной"
Скачать файл