Цели урока: усвоение учащимися признаков равенства прямоугольных треугольников., умение применять их при решении типовых задач.
Тип урока: изучение нового, проблемный. Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Включение в деловой ритм. "Лучший способ изучить что - либо - это открыть самому".Затем повторение и закрепление материала. Потом исследование проблемной ситуации. Работа с задачами и в конце рефлексия.
Дата: 18.03.2016 год
Учитель: Борисова Т.А., учитель математики МАОУ СОШ №19 п. Пироговский г. о. Мытищи
Технологическая карта урока по геометрии
Учебный
предмет
Клас
с
Геометри
я
7Б
Автор УМК
Тема урока
Тип урока
Цели урока
Деятельностные
Содержательные
Л.С. Атанасян, В.Ф.
Бутузова, М.: Просвещение,
2010г
Признаки
равенства
прямоугольных
треугольников.
Урок
«открытия»
нового
знания.
Изучение признаков равенства
прямоугольных треугольников;
овладение знаниями и умениями,
необходимыми для решения задач.
Формировать навык применения
изученных признаков; развивать
информационную компетентность
учащихся, уметь извлекать и
обрабатывать информацию.
Создание
условий
для усвоения темы,
развитие готовности
мышления
к
усвоению
нового
способа
деятельности,
развитие
мыслительных
операций
школьников,
развитие
самоконтроля,
схематичного
мышления, развитие
навыков адекватной
самооценки.
навыков Цели урока: усвоение учащимися признаков равенства прямоугольных треугольников, умение применять их при решении типовых задач.
Задачи:
Образовательные
–формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающихся умению учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию;
– создание организационных и содержательных условий для успешного усвоения учащимися признаков равенства прямоугольных треугольников
Развивающие
–развитие универсальных учебных действий, продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, способствовать
деятельности учащихся по самостоятельному установлению соответствия между признаками равенства треугольников и признаками равенства
прямоугольных треугольников;
– развитие внимания, наблюдательности, умения анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные
– прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу, необходимое для работы в паре (малой группе);
– способствовать воспитанию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умению самостоятельно добывать знания, овладению
способами и критериями самоконтроля и самооценки;
– прививать и воспитывать интерес к предмету «математика».
Тип урока: изучение нового, проблемный
Методы обучения: проблемный, частичнопоисковый
Оборудование урока: учебник, компьютер, проектор, экран, карточки
Планируемые результаты
Предметные умения
Владеют базовым понятийным аппаратом
по основным разделам содержания
Универсальные учебные действия
Познавательные: умеют устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения,
делать выводы, понимать и использовать математические средства наглядности.
Регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности.
Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем и с одноклассниками в паре (малой
группе), аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений. Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
УУД
Мотивация к
деятельности
Цель этапа:
включение
учащихся
в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность к уроку,
желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Эпиграф к уроку: высказывание венгерского
математика Дьердя Пойа (читаю «Лучший
способ изучить чтолибо это открыть
самому»). Слайд 2.
Это высказывание станет нашим девизом.
Откройте тетради, запишите дату и классная
работа.
Подготовка класса к работе:
наличие тетради, учебника,
канцелярских принадлежностей.
Приветствие учителя и гостей
Личностные результаты
Самоорганизация, самоопределение
Метапредметные результаты
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
Записывают дату и классная работа Актуализация и
пробное учебное
действие
Цель этапа:
подготовка
мышления
учащихся и
организация
осознания ими
внутренней
потребности к
построению
нового способа
действий.
Постановка
учебной задачи
Цель этапа:
обсуждение
затруднений
Организует повторение знаний, закрепление
умений.
Какой треугольник называется
прямоугольным? Слайд 3.
Как называются стороны прямоугольного
треугольника? Слайд 4.
Назовите катет, прилежащий к острому углу
A, к острому углу B.
Назовите катет, противолежащий острому
углу A, острому углу B.
Решите задачи и объясните, какие свойства
прямоугольного треугольника вы применяли
при решении. Слайды 5, 6, 7.
Мы с вами сформулировали свойства
прямоугольных треугольников, а теперь я вам
предлагаю вспомнить признаки равенства
треугольников. Слайд 8.
Определите признак равенства треугольников,
по которому решается задача, и решите её.
Слайд 9.
Ребята в главе «Соотношения межу
сторонами и углами треугольника» теме
«Прямоугольные треугольники» выделен
отдельный параграф. Ведь это не просто так.
Прямоугольные треугольники – это особый
вид треугольников.
Что вы использовали при решении данных
задач?
Что объединяет все эти задачи? Слайд 9.
Вывод.
Создает проблемную ситуацию
Как вы думаете, можно ли доказать равенство
данных прямоугольных треугольников иначе?
Значит, у нас с вами появилась проблема. Раз
это особый вид треугольников, то и признаки
Отвечают и решают задачи на
повторение темы: «Прямоугольные
треугольники и их свойства» и
признаки равенства треугольников.
Одна из учащихся готовит
сообщение «Из истории
математики»
Формулируют признаки равенства
треугольников.
Анализируют и решают задачи.
Вывод: признаки равенства
треугольников применимы для
доказательства равенства
прямоугольных треугольников.
На данном этапе организуется
подготовка учащихся к объяснению
нового знания, выполнение ими
пробного учебного действия и
фиксация индивидуального
затруднения.
Познавательные – анализ, обобщение,
аналогия, классификация, извлечение
необходимой информации; осознанное
и произвольное построение речевого
высказывания;
Регулятивные, включая действия
саморегуляции: подведение под
понятие выполнение пробного
учебного действия фиксирование
индивидуального затруднения в
пробном действии; волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения.
Коммуникативные: выражение своих
мыслей с достаточной полнотой и
точностью; аргументация своего
мнения и позиции в коммуникации;
учет разных мнений; использование
критериев для обоснования своего
суждения.
Формулируют проблему и тему
урока.
Ставят цели:
Узнать (сформулировать) признаки
равенства прямоугольных
Метапредметные результаты
Целеполагание
Постановка вопросов
Предметные результаты
Формулирование проблемы треугольников.
Доказать признаки равенства
прямоугольных треугольников.
Применить эти признаки для
решения простейших задач.
Соотносят полученное выражение с
материалом, изученным ранее:
сравнивают изученные ранее
признаки равенства треугольников с
решением задачи, с доказательством
признаков прямоугольных
треугольников.
Третий признак (по гипотенузе и
острому углу) доказывают
самостоятельно, работая в паре.
На основе выполненных действий
делают вывод о равенстве
прямоугольных треугольников.
Делают записи в тетрадях.
Формулируют признаки равенства
прямоугольных треугольников.
(почему возникли
затруднения, чего
мы ещё не знаем).
Выявление места
и причины
затруднения
Цель этапа:
постановка целей
учебной
деятельности
равенства у них должны быть особые.
Итак, как же можно сформулировать тему
урока?
Какие цели можно поставить на урок?
Слайд 10
Доказывать эти признаки будем, опираясь на
признаки равенства треугольников.
Организует учащихся по исследованию
проблемной ситуации
1.Решите задачу: Признак равенства по двум
катетам
Слайд 11.
Что и почему можно убрать из признака
равенства треугольников, не меняя смысла
теоремы?
Почему?
2. Решите задачи: Признак равенства по
катету и прилежащему к нему острому углу.
Слайд 12.
Сколько пар равных элементов мы с вами
выделили при доказательстве этих двух
признаков?
Как вы думаете, сколько существует
признаков равенства прямоугольных
треугольников?
3. Следующий признак равенства по
гипотенузе и острому углу докажите
самостоятельно, работая в паре.
(Для менее подготовленных учащихся дается
карточка с планом доказательства). Проверить
и показать на Слайдах 13, 14
4. Может ктото уже догадался о четвертом
признаке равенства прямоугольных
треугольников? Но перед этим я хочу
Метапредметные результаты
Соотнесение действия и правила.
Прогнозирование
Сотрудничество в поиске и действия.
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование
цели.
Решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение гипотез и
их обоснование спросить вас, а сколько пар равных элементов
мы определяем, чтобы доказать равенство
прямоугольных треугольников?
(Если назовут по катету и противолежащему
острому углу, то сообщить детям о том, что на
самом деле признак имеет название по катету
и острому углу, а это следствие из этого
признака). Слайд 15.
Итак, 4й признак равенства
прямоугольных треугольников по
гипотенузе и катету. Доказать учителю,
привлекая к обсуждению учащихся. Слайд 16.
Сформулируйте признаки равенства
прямоугольных треугольников друг другу и
сравните их с формулировками пункта 36.
Физминутка.
Гимнастика для глаз.
Почти 90% информации человек воспринимает
глазами. Если устают глаза, то снижается наша
активность и внимание. Давайте перед
следующим этапом урока дадим отдых глазам
и себе.
1.Закройте глаза на несколько секунд, сильно
напрягая глазные мышцы, затем раскройте
их, расслабив мышцы. Повторите 34 раза.
2.Посмотрите на переносицу и задержите
взор. Затем посмотрите вдаль. Повторите
34 раза.
3.Медленно наклоняйте голову: вперед –
влево – вправо – назад. Повторите 34 раза.
4.Поморгайте несколько раз глазами, не
напрягая мышц. Сделайте глубокий вдох и
медленный выдох.
5. Встаньте, потянитесь, опустите руки, Первичное
закрепление
Цель этапа:
усвоение
учащимися
правильного
применения
признаков
равенства
прямоугольных
треугольников.
Рефлексия
деятельности
Цель этапа:
осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности
своей и всего
класса.
улыбнитесь друг другу и садитесь на свои
места.
Устанавливает осознанность восприятия,
делает первичное обобщение.
На каждой парте – таблица: установите
соответствие между признаками равенства
треугольников и признаками равенства
прямоугольных треугольников. Почему вы так
считаете? Слайд 17.
Предлагает выполнить задания. И обосновать
свое решение. Задания по готовым чертежам на
слайдах.
Слайды 18, 19, 20, 21, 22
А теперь предлагаю проверить, как вы
усвоили признаки равенства прямоугольных
треугольников и решить на карточках
самостоятельную работу
Проверка на Слайде 23, 24
Организует рефлексию, организует
самооценку результатов учащихся.
Ребята, какова была наша проблема (тема)?
Какие мы с вами ставили цели?
Достигли ли мы этих целей?
Давайте назовем эти признаки.
С какими трудностями столкнулись?
Что необходимо повторить для успешной
работы на следующем уроке?
Оцените свою работу на уроке.
Возвращаемся к эпиграфу «Лучший способ
изучить чтолибо это открыть самому».
Получилось ли у вас открыть чтото новое?
Учитель задает домашнее задание с
1.Устанавливают соответствие,
обосновывают свой выбор.
2. Решают задания на готовых
чертежах (слайды)
3.Выполняют на карточках
самостоятельную работу.
4. Если останется время на уроке,
то решить задачи № 261, 263 (в
малых группах)
Метапредметные результаты
Контроль
Оценка
Коррекция
Управление поведением партнера
Выражение своих мыслей и эмоций с
достаточной полнотой и точностью
Предметные результаты
Действие по аналогии
Умение структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задач.
Осуществляют оценку урока и
самооценку, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
Какой материал повторили
на уроке?
Что нового узнали?
С какими трудностями
столкнулись?
Что необходимо повторить
для успешной работы на
следующем уроке?
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли
Предметные результаты
Рефлексия
Контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин
успеха/неуспеха в учебной
деятельности учетом уровня подготовки обучающихся:
всем – выучить признаки с доказательством
п. 36, вопросы 12 – 13 (стр. 8889),
задания по выбору:
1) № 262,
2) – Доказать равенство прямоугольных
треугольников по катету и противолежащему
острому углу.
3) – Подготовить сообщение «Из истории
математики о признаках равенства
прямоугольных треугольников»
Приложения к уроку
Эпиграф к уроку: высказывание венгерского математика Дьердя Пойа «Лучший способ изучить чтолибо это открыть
самому» это девиз урока.
Карточка для доказательства признака равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу
Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу
другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.
▲
АВС, А
▲ 1В1С1
Дано:
∟ С, С∟ 1 прямые A
АВ=А1В1
A1
∟ А =
Доказать:
План доказательства:
1. АВ =А1В1 (по _______________ )
А∟ 1
▲ 1В1С1
АВС= А
▲ ∟
∟ 1 (по ________________ ) C B
А
2. А =
3. Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? C1 B1
4. Выразите В = _________________ ,
5. Сравните В и
6. Отметьте на рисунке, что у вас получилось.
7. Примените один из признаков равенства треугольников.
8. Сделайте вывод: _________________________________________
∟ 1= ______________
В
∟ 1 ___________________________________
В
∟
∟
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.