Технологическая карта урока
Предмет : литература
Класс: 5
Тип урока урок «открытия» нового знания, анализ лирического произведения
Тема: Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Планируемые результаты
Личностные :осознание себя гражданином своего Отечества, проявление интереса и уважения к другим народам, признание общепринятых морально-этических норм.
Метапредметные :познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения,, выводы;
коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, слушает и отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;
регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану;
личностные: осознаёт свои трудности и стремится их преодолевать, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Предметные: знание содержания изучаемого произведения, умение воспринимать и анализировать текст, умение определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, умение давать характеристику героям.
Основные понятия: лирика ,лирическое произведение, ритм, звукопись, эпитет, метафора, заимствованные и устаревшие слова
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык.конспект
Технологическая карта урока
Предмет : литература
Класс: 5
Тип урока урок «открытия» нового знания, анализ лирического произведения
Тема: Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Планируемые результаты
Личностные :осознание себя гражданином своего Отечества, проявление интереса и уважения к другим народам, признание общепринятых моральноэтических
норм.
Метапредметные :познавательные: выполняет учебнопознавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных
задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливает причинноследственные связи, делает обобщения,, выводы;
коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, слушает и отвечает на вопросы,
формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную
деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебнопознавательных задач;
регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану;
личностные: осознаёт свои трудности и стремится их преодолевать, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Предметные: знание содержания изучаемого произведения, умение воспринимать и анализировать текст, умение определять жанр литературного произведения,
формулировать идею, проблематику произведения, умение давать характеристику героям.
Основные понятия: лирика ,лирическое произведение, ритм, звукопись, эпитет, метафора, заимствованные и устаревшие слова
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык.
Ресурсы: программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной; УМК: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на
электронном носителе в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 3е изд. М: Просвещение,2014г., фонохрестоматия, раздаточные материалы на печатной основе,
различные словари
Этапы урока
Деятельность
учителя
№
п/
п
1 Мотивировани
е к учебной
деятельности
Проверка
готовности
учащихся к уроку,
включение
в
деловой
ритм,
создание
эмоциональной
обстановки(предла
гает
послушать
фрагмент
Торжественной
увертюры «1812
год»
П.И.Чайковского,
Познавательная
Формируемы
е способы
деятельности
Выдвигать
гипотезу и
обосновыват
ь её
Осуществляе
мые действия
Слушают
музыку,
задают
вопросы,
отвечают на
вопросы
учителя,
интересуются,
называют
ассоциации,
связанные со
словом
Бородино,
выдвигают
Ход урока
Деятельность обучающихся
Коммуникативная
Осуществляем
ые действия
Взаимодейству
ют с учителем
во
время
опроса,
делятся
впечатлениями
, вступают в
диалог
Формируемые
способы
деятельности
Слушать
собеседника,
строить
понятные
монологическ
ие
высказывания
Регулятивная
Осуществляе
мые действия
Осознают
актуальность
и тематику
урока,
контролируют
правильность
ответов
учащихся
Формируемы
е способы
деятельности
Уметь
слушать в
соответствии
с
целевой
установкой,
дополнять,
уточнять
высказанные
мнения по
существу
полученного
задания2
Актуализация
и
фиксирование
индивидуальн
ого
затруднения в
пробном
учебном
действии
3
Выявление
места
причины
затруднения
и
и
задаёт вопросы на
выявление
восприятия
музыкального
произведения.),про
сит
подобрать
ассоциации к слову
Бородино, просит
выдвинуть
предположение о
теме предстоящего
урока.
Активизирует
опорные
исторические
литературные
знания, полученные
в начальной школе.
Организует
коллективный
анализ
учебной
задачи; фиксирует
гипотезы.
Объясняет
целеполагание
урока,
понимание
учащимися
поставленных
целей урока.
Организует
учебное
взаимодействие.
Создаёт
проблемную
ситуацию
.Организует
обсуждение
содержания
выступления
учащегося.
уточняет
предположени
я о теме
урока.
Отвечают на
вопросы
учителя,
аргументирую
т, доказывают
свою точку
зрения,
определяют
цели учебной
деятельности
Осуществлят
ь
актуализаци
ю
исторически
х
и
литературны
х
знаний,
выделять
существенну
ю
информацию
Осознанно
строят
речевые
высказывания
Регуляция
речевого
поведения,
рефлексия
своих
действий
Принимать и
сохранять
учебную цель
и задачу
Исследуют
условия
учебной
задачи,
обсуждают
способы её
решения
Устанавлива
ть причинно
следственные
связи
Выслушивают
ответы
однокласснико
в,
Делать
выводы
Принимают
учебную
задачу
Планировать
необходимые
действия
Подготовленн
ый учащийся
рассказывает,
почему
Лермонтову
интересна
тема
Отечественно
й
войны,
основываясь
на
биографическ
их сведениях;
слушают,
обсуждают,
фиксируют
собственныезатруднения
Отвечают на
вопросы,
составляют
модели
учебных
действий
Слушают,
участвуют в
беседе
по
сюжету
стихотворени
я
Проводят
коллективное
исследование
4
5
6
7
из
Построение
проекта
выхода
затруднения
(цель и тема,
способ, план,
средство).
Реализация
построенного
проекта
Первичное
закрепление с
проговаривани
ем во внешней
речи
Самостоятель
ная работа с
самопроверко
й по эталону
Подводит к теме,
организует
обсуждение темы,
целей урока.
и
и
группах
Читает
стихотворение
«Бородино»,
организует работу
по осмыслению
содержания текста.
Организует работу
в
с
материалами
учебника
дополнительной
литературой
(Приложение №1,)
корректирует
выполнение
заданий.
Организует
презентацию
обсуждение
выполненных
заданий
Организует
прослушивание
стихотворения
«Бородино»
актёрском
исполнении
(Фонохрестоматия)
и самостоятельную
работу
по
составлению
партитурной
разметки
фрагмента
текста(расстановка
логических
ударений,
ритмических пауз,
в
Составляют
партитурную
разметку
отрывка так,
чтобы
передать
патриотическ
ий
пафос
стихотворени
я
Сравнивать,
сопоставлять
,
анализироват
ь
степень
выразитель
ности чтения
одноклассни
ков
для
во
Учатся
использовать
речь
регуляции
своих
действий,
фронтальном
режиме
слушают
актёрское
исполнение
Выдвигать
цели, делать
умозаключен
ия
Обсуждают и
формулируют
тему урока
Излагать своё
мнение
Определяют
цели урока
Планировать
учебную
деятельность
Участвуют в
обсуждении
учебного
материала,
Формулирова
ть суждения
Анализирова
ть
содержание
поэтического
произведения
Строить
логическую
цепь
рассуждения,
анализироват
ь,
устанавливат
ь причинно
следственные
связи,
фиксировать
результаты
по
группах
В
кооперируют
усилия
решению
учебной
задачи,
учатся
формулироват
ь
свою
позицию
Адекватно
оценивать
свои
возможности
Принимать и
сохранять
учебную цель
и
задачу,
оценивать
объективные
трудности,
контролиров
ать ответы
одноклассни
ков
Выявлять
отклонения
от эталона,
осуществлять
взаимопровер
ку
Сохраняют
учебную
задачу,
осуществляют
самоконтроль
Осуществляю
т пошаговый
контроль,
взаимоконтро
ль
процесса
выполнения
задания
В
ходе
заслушивания
текста
поэтического
произведения
осуществляют
самоконтроль
и контроль
выразительнос
ти чтения
Согласовыват
ь усилия по
решению
учебной
задачи,
договариватьс
я и приходить
общему
к
мнению
в
совместной
деятельности,
учитывать
другие
мнения
Выразительно
читать,
понимать на
слух текст
стихотворени
яотрывка
интонационное
и
повышение
понижение голоса),
выразительное
чтение
учащимися,
организует
обсуждение
степени
выразительности
чтения
Организует
обсуждение
обобщающего
вывода о смысле
поэтического
произведения,
выявляет
осознанность
восприятия текста
(каждая
группа
получает пакет с
вопросами
по
тексту
стихотворения,
приложение №2).
Оценивает
результаты
обсуждения
характеров героев
поэтического
произведения и
выявления смысла
стихотворения
Организует
фронтальную
беседу, рефлексию
(приложение
№3),.предлагает
выбрать домашнее
задание.
8
Включение в
систему
знаний
повторение
и
9
Рефлексия
учебной
деятельности
на
(итог).
уроке
Анализируют
поэтическое
произведение
с
целью
определения
идеи
стихотворени
я, характера
героев, роли и
значения
лирического
героя, делают
обобщающий
вывод
смысле
поэтического
произведения
о
Самопроверка
, самооценка
Уметь
оценивать
себя и других
Строят
рассуждения
на заданную
тему, делают
вывод
о
смысле
поэтического
произведения с
обоснованием
Понимать на
слух ответы
учащихся,
строить
высказывания
,
понятные
для партнёров
Осуществлят
ь
анализ
поэтического
произведения
с выделением
существенны
х смысловых
признаков,
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывани
е в устной
форме,
обосновыват
ь своё мнение
Анализируют
учебную
деятельность
и
Соотносить
цель
результаты,
степень их
соответствия
Подводят
итоги, делятся
впечатлениями
Контролирую
т и оценивают
результаты
работы
Осуществлят
ь итоговый и
пошаговый
контроль по
результату,
адекватно
воспринимат
ь
оценку
учителя
Рефлексия
своих
действий
(полное
отображение
предметного
содержания и
условий
осуществляем
ых
действий)…Могучее, лихое племя…Высказывает ли этим бывший воин недоверие к следующему поколению? Почему? …
Приложение 3
Рефлексия
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами.