Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе по теме "Пейзаж родной земли".
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
4 кл
16.04.2017
Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями,
материалами и инструментами, определить границы знания и незнания у четвероклассников; создать условия для развития интереса к истокам искусства России.
Расширят свои представления о жанре пейзаж, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.– Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве
жанр, называемый пейзажем. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Например, картины великого русского художника И. И. Шишкина.
Технологическая карта 1 урока ИЗО в 4 кл..docx
Урока изобразительного искусства в 4 классе по программе «Школа России»
Технологическая карта
Подготовила: Каплина Любовь Павловна,
учитель начальных классов, ВКК
МКОУ Новомеловатская СОШ
Тема урока 1: Пейзаж родной земли.
Цели деятельности
педагога
Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями,
материалами и инструментами, определить границы знания и незнания у четвероклассников; создать условия для развития интереса к
истокам искусства России
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные
результаты
Методы и формы
обучения
Основные понятия и
термины
Образовательные
ресурсы
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о жанре пейзаж, получат возможность
продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использо
вать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; познакомятся
с творчеством выдающихся художниковпейзажистов.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока;
отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке;
вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного
замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи
Объяснительноиллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А.
Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс / Л. А. Неменская. – М. : Просвещение, 2012.
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М.
Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
4. Изобразительное искусство. 1–4 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского / авт.сост. Л. В.
Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2011.
5. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.
1 Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
Интернетресурсы: http://nsportal.ru, http://www.kinofans.tv, http://www.mordovina.ru
Наглядно
демонстрационный
материал
Мультимедийный ряд: репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина и др.
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: фортепианная пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского
Оборудование
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчикнепроливайка, салфетка
Этапы
урока
I.
Организа
ционный
момент
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
организации
совзаимодейст
Универсальные
учебные действия
Промежуточны
й контроль
Формы
вия
Фронтальная
работа
Устные
ответы
Личностные: понимают
значение знаний для
человека и принимают его;
имеют желание учиться,
проявляют эмоционально
ценностное отношение
к Родине, природе
Получив целе
вую установку,
слушают
учителя,
отзывчиво и
эмоцио
нально
выражают свое
отношение к
стихотворению
о Родине.
Отвечают
на вопрос
Проверяет готовность обучающихся
к уроку. Читает стихотворение.
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озерный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит,
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит. Как
мало о тебе еще мы знаем!
Как много изучить нам предстоит.
И. Мордовина
– Как вы думаете, о чем мы будем
говорить с вами на уроке?
– Речь пойдет о красоте родного края
II.
Словесноиллю
– Отгадайте загадку:
Слушают
Фронтальная Личностные: имеют
Устные
2 Изучение
нового
материала
стративный
рассказ с
элементами
беседы по теме
«Красота родной
природы в
творчестве
русских
художников».
Просмотр
мультимедийной
презентации
«Художники
пейзажисты
и их произведе
ния (И. Левитан,
И. Шишкин)».
Музыкальный
фон: пьеса
П. И.
Чайковского из
цикла
«Времена года»
ответы.
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…
учителя.
Отвечают
на вопрос.
работа.
(пейзаж).
Звучит музыка (фон).
– Неисчерпаемое многообразие природы
породило в изобразительном искусстве
жанр, называемый пейзажем. Каждый
пейзаж художник трактует посвоему,
вкладывая в него определенный смысл.
В русской пейзажной живописи есть
произведения, значение которых в
истории нашей культуры необычайно
велико. Например, картины великого
русского художника И. И. Шишкина.
Обратите внимание на его картину «Утро
в сосновом бору». В глубине картины вы
видите, что лес как бы окутан туманом.
Это так называемая воздушная
перспектива. Воздух – прозрачная среда.
Обволакивая предмет, воздух меняет его
внешний вид. Воздушная перспектива
отражена во всех пейзажах.
На картине «Рожь» Шишкин четко
прорисовал каждый колосок, а на линии
горизонта только золотое море ржи.
Все ближние предметы воспринимают
ся подробно, а удаленные – обобщенно,
они покрыты легкой дымкой.
Картина «Дубовая роща». Шишкинские
деревья – это классический образ рус
ского леса. Обратите внимание, как
переданы свет и тень.
Картина «Лесные дали». Удивительно,
как художник сумел так четко передать
Обсуждают,
сравнивают,
анализируют
картины
художников
пейзажистов.
Веселое,
тоскливое,
грустное и
радостное.
мотивацию учебной
деятельности, способность
к эстетической оценке
произведений искусства,
понимают значимость
предмета
«Изобразительное
искусство».
Познавательные: имеют
способность к
художественному
познанию мира, умеют
произвольно и осознанно
строить речевое
высказывание в устной
форме о произведениях
искусства; осуществляют
поиск существенной
информации (из рассказа
учителя, родителей, из
собственного жизненного
опыта) о красоте природы
в произведениях
художниковпейзажистов.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу; осознают
недостаточность своих
знаний.
Коммуникативные:
умеют строить понятное
монологическое
высказывание;
согласовывать свои
действия с партнером;
активно слушать
3 дальность расстояния, простор.
На этой картине очень хорошо видны
ближняя и дальняя перспективы.
– Какое настроение вам навевают эти
пейзажи?
– А как может художник передать разно
образное настроение в картине?
(Цветом, светом.)
– Цветовой строй картины создает
ее колорит.
– Как вы считаете, какой цвет вызывает
радость? (Теплый, светлый, и т. д.)
– В чем состоит идея пейзажей, передав
ших раздолье родных мест?
– Какими изобразительными средствами и
материалами пользуется художник
для воплощения своего замысла?
– Почему все пейзажи такие разные, хотя
посвящены одной теме – изображению
природы?
– При создании пейзажа особенно важна
работа над его композицией. На одних
картинах дерево выступает в качестве
единственного героя и располагается
в центре композиции. В этом случае
выразительность пейзажа зависит от
характера образа этого дерева. На других
картинах композиция состоит из лесных
массивов и групп деревьев. При такой
композиции важно продумать решение
пространства: передний, средний,
дальний план.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Беседа на тему
«Колорит и
композиция в
пейзаже».
Физкультминутк
а.
Пауза общего
воздействия
одноклассников и учителя;
вступать в коллективное
учебное сотрудничество,
принимая его условия и
правила; рассуждать и
находить ответы на
вопросы, формулировать
их
Устные
ответы
Отвечают
на вопросы.
Фронтальная
работа.
Выполняют
упражнения
Фронтальная
работа
4 III.
Творческа
я
практичес
кая
деятельно
сть
Изображение
пейзажа своей
родной стороны.
Выявление
особой красоты
пейзажа
художественным
и средствами
(гуашь)
Ветер роняет росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим назад
– Прочитайте задания в учебнике на с. 18
и приступайте к выполнению по плану:
1. Обдумайте мотивы своего пейзажа,
что конкретно будет на нем изображено.
Определите средства выразительности.
Постарайтесь акцентировать наиболее
характерные признаки картины родных
мест, знакомой и близкой вам.
2. Начинайте рисунок с разметки уровня
горизонта примерно в середине листа.
3. Темнокоричневой краской нарисуйте
изгибающийся ствол дерева и несколько
коротких веток.
4. С помощью зеленой краски нанесите
много коротких диагональных штрихов,
накладывая их поверх линий ветвей.
5. Используя краски цвета лайма и светло
зеленого тона, нарисуйте множество
диагональных линий, обозначающих
листья.
6. Разместите на дальнем плане деревья
мельче и бледнее, на ближнем плане –
крупнее и четче
Составляют
план работы
над рисунком.
Индивидуаль
ная работа.
Индивидуаль
ная работа
Рисуют
красками
Наблюдение.
Выполнение
рисунка
Познавательные: умеют
применять полученные
знания в собственной
художественно
творческой деятельности.
Регулятивные:
составляют план и
последовательность
действий; контролируют
сличение способа действия
и его результата с
заданным эталоном
с целью обнаружения
отклонения от эталона.
Коммуникативные: зада
ют вопросы для уточнения
последовательности
работы и техники
исполнения рисунка
IV. Итог
урока.
Рефлекси
я
Выставка работ
обучающихся,
анализ и
эстетическая
оценка.
Обобщающая
– С произведениями какого русского
художника мы сегодня познакомились?
– Рассмотрите выполненные вами
рисунки и подумайте, в каких работах
удалось передать красоту родной
природы.
Рассматривают
рисунки,
оценивают ра
боту свою и од
ноклассников,
сравнивая их с
Фронтальная
работа.
Устные
ответы
Личностные: понимают
значение знаний для че
ловека, воспринимают
произведения искусства;
связывают свои наблюде
ния за природой родного
5 беседа
– Давайте выберем наиболее удачные
композиции, удачный колорит.
– Как вы хорошо потрудились! На столах
у вас лежат маленькие квадратики
бумаги.
Передайте на них свое настроение с по
мощью красок (цветовое пятно, дерево,
цветок, дождик, солнце, радуга
и т. д.).
– Получился коллаж, пейзаж настроения
нашего класса
образцом
(рисунком
педагога).
Быстро
рисуют
цветовое
пятно,
природный
объект,
явление в
природе и
прикрепляют на
отдельный
стенд
Индивидуаль
ная работа
края с оценкой увиден
ного в произведениях
искусства.
Регулятивные: оценивают
свою работу,
эмоциональное настроение
на уроке и в процессе
работы
6
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе по теме "Пейзаж родной земли".
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе по теме "Пейзаж родной земли".
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе по теме "Пейзаж родной земли".
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе по теме "Пейзаж родной земли".
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе по теме "Пейзаж родной земли".
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе по теме "Пейзаж родной земли".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.