Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
13.04.2019
Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)
Технологическая карта урока по предмету "Карелия. Край. в котором я живу" содержит информационный и занимательный материал о жизни зверей карельского леса: тексты, загадки, тесты и вопросы для беседы по теме урока. В уроке использованы разные технологии работы с классом для развития УУД.
Технологическая карта урока во 2 классе Карелия. Кто живёт в лесу. Звери..docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учитель: Карпова Эльвира Борисовна Предмет: «Карелия. Край, в котором я живу»                    Класс: 2  Базовый УМК: ОС «Школа 2100» Тема урока: Кто живёт в лесу. Звери. Цель урока: изучение животного мира карельского леса. Задачи урока:  уточнить и расширить представление об обитателях леса, познакомить с классификацией животных, их видами, учить различать животных по  внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни; воспитывать  чуткое отношение к животным;  развивать  речь, воображение, смекалку, воспитывать желание к совместной работе Тип урока: изучение нового материала. Необходимое оборудование: компьютер, ИКТ, учебник, рабочая тетрадь, карточки. Структура и ход урока № Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Звучит аудиозапись звуков леса, на доске  изображение леса. ­ Где мы с вами оказались?  ­ Почему вы так решили? Прочитаем строки на доске.  1 Орг.момент.  Мотивация. 2 Постановка  цели.  Определение темы. Слушание Ответы детей Дети читают: Здравствуй, лес!  Зеленый лес,  Полон сказок и чудес. Кто в глуши твоей таится?  Что за зверь? Какая птица?  Все открой, не утаи:  Ты же видишь ­ мы свои. Формы Приемы Технологии  Подводящий  диалог Формируемые  УУД личностные Продуктивно е чтение Личностные,  коммуникатив ные 3 Актуализаци я. 4 Усвоение новых знаний. ­ О чём будем узнавать?  ­ Можем ответить на этот вопрос? Каких жителей  леса вы знаете?  Работа с заданием на доске.  Распределите животных на группы  и объясните, по  какому признаку вы их сгруппировали.  Диалог. Лес ­ это большой дом, где по соседству живут  самые разнообразные растения и животные. Они не  только живут вместе, но и нужны друг другу. ­Зачем? В лесном доме несколько этажей растений.  ­ Какие?  На всех этажах леса и в почве обитают животные.  ­ Где живут птицы, белочки, куницы?  ­ Где обитают такие звери, как лиса, еж, медведь? ­ Насекомые? ­ Каких живущих в лесу насекомых вы знаете?  ­ А если одна  или другая группа животных  исчезнет? Что будет? Всех животных можно разделить на три группы, в  зависимости от их питания. ­ Кто знает, на какие? В лесу много животных, которые питаются  различными частями растений: листьями, плодами,  корой, почками.  ­ Как таких животных называют?  ­ А чем питаются хищники? ­ Как называется третья группа животных?  ­ Чем они питаются? Работа с учебником. Проверим свои предположения. Прочитаем текст в  учебнике на стр.41. ­ Назовите хищников нашего леса. ­ Травоядных животных. ­ Кто живёт в лесу. Ответы детей   Дети группируют животных:  звери, птицы, насекомые.  личностные Классифика ция и  группировка Ответы детей. Высокие деревья, деревья  пониже, кустарники и травы.  На самом верхнем этаже. Внизу  Встречаются повсюду. Ответы детей.  Предположения детей. Ответы и предположения детей. Травоядные. Другими животными.  Всеядные. Ответы детей. Работа с учебником. Читают текст. Сверяют свои  знания с новым материалом. Ответы детей. Беседа и  работа с  учебником Личностные и  регулятивные личностные Анализ,  синтез,  здоровьесбер ежение 5 Первичная  проверка  понимания с  физпаузами. ­ Всеядных. Отгадайте загадки и определите группу животных. (читает учитель и дети)   ­ Назовите детёнышей белки?  ­ Что знаете о белке? ­Изобразите, как прыгает белка. ­ Как называют детёнышей ежа?  ­ Что известно о еже? ­ Изобразите, как бегает ёжик. ­ Детёныши медведя?  ­ Что слышали о медведе? ­ Изобразите, как передвигается медведь. ­ Что общего у этих трёх зверей?  ­ А это кто? ­ Детёныши зайца?  ­ Расскажите о зайце. ­ Изобразите зайчика. Читают, отгадывают, отвечают  на вопросы.  1.Хвост пушист, а глазки зорки.  Прыгает по веткам ёлки.  На земле сорвет грибок  И в дупло с грибочком ­ скок!  (белка) (бельчата) Ответы детей. Разминаются. 2.Он иголками богат,  Но немного скуповат:  Сам хотя и не портной,  Не подарит ни одной. (ёж)  (ежата)  Ответы детей. Разминаются. 3. Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей  снежной. И доволен неспроста, Что родился "без хвоста"  (медведь) (медвежата)  Ответы детей. Разминаются. (они всеядные) 4.Куцехвостик, длинноушка.  На пеньке он как игрушка.  Лапки ты свои поджал...  От лисички убежал? (заяц)  (зайчата) Ответы детей. Разминаются. 5.Он из леса вышел снова,      Не олень и не корова. ­ Детёныши лося?  ­ Поделитесь знаниями о лосе? ­ Покажите, какие у лося рога, потянитесь, как он, за листвой к ветке. ­ Чем питаются эти животные? К какой группе их  отнесём?  Внимание!  ­ У волка потомство ­ это?  ­ Чем особенен волк? 6 Усвоение  новых  знаний. ­ Потомство лисы?  ­ Что говорят о лисе? ­ К какой группе отнесём этих двух зверей?  ­ Что помогает отгадывать загадки про животных? ­ Как можно назвать всех этих животных? ­ Где, кроме леса можно их увидеть? (прочитайте на стр.44) ­Хотите уточнить свои знания об этих лесных  зверях?  Нам поможет учебник и дополнительный материал  на карточках. Поработаем в группах.  Вспомним правила работы в группе: 1. Работать.... 2. Уметь... 3. Найти.... 4. Получить....      Повстречаться нам  пришлось.      Познакомьтесь это...(лось) (лосята) Ответы детей. Разминаются. (травоядные)  6. На овчарку он похож.   Что ни зуб – то острый нож!  Он бежит, оскалив пасть,  На овцу готов напасть…(волк) (волчата) Ответы детей. 7. Лесная рыжая плутовка – Известна всем её сноровка. С ней аккуратней, не зевай А дверь в курятник запирай! (лиса) (лисята)  Ответы детей? (хищники)  (описание их внешности и  повадок) Лесные звери Ответы детей. Дети вспоминают правила  работы в группе, продолжая  фразы: 1. ...дружно, сообща. 2. ...слушать и договариваться. 3....общее решение или мнение. Работа в  группах коммуникатив ные 5. Суметь.... Подготовьте рассказ для класса. 1группа ­ о медведе (стр.42) 2 ­ о еже (стр.43) 3 ­ о белке (стр.43­44) 4 ­ о лосе (стр.44­45) 5 ­ о зайце (стр.45) 6 ­ о волке (стр.46) 7 ­ о лисе (стр.46) 7 Закрепление Представьте свои результаты.  ­Что вы узнали и  можете рассказать одноклассникам по своей теме? После каждого выступления учитель включает видео с животными. Обратимся к Рабочей тетради. (стр.6 № 2.)  Подчеркните карандашом названия животных  карельского леса.  Сверьтесь в парах.  Проверим. Я называю зверя ­ хлопните, если он  живёт в карельском лесу. С №1 поработайте сразу в паре.  ­ Вся таблица заполнена? ­ Как решить эту проблему? Узнайте дома о других лесных зверях Карелии,  заполните таблицу в №1 до конца и выполните  задание №3.(рисунок любого, не изученного сегодня  зверя, зверька карельского леса  ­ в тетради, 2­3  предложения о нём ­ оформить на листке) А сейчас небольшой тест по изученному сегодня  материалу. Задание №4 в тетради. Выполним взаимопроверку Поменяйтесь тетрадями. "Да­нетка."(+ и ­) ­ У кого всё верно? 8 Творческое  домашнее  задание. 4 ....результат. 5....его представить, защитить. Дети изучают в учебнике и на  карточке свои тексты (может  читать сильный ученик или все  про себя, тихо вслух), делят их  на части между всеми  участниками группы,  договариваются, кто за кем  выступает, и готовят рассказ  классу.  Выступления групп. Дети работают в тетради. Сверяются в парах. Хлопают, этим обозначая свой  ответ. Дети работают в паре, заполняя  таблицу. ­ Нет. ­ Узнать из разных источников. Получают инструкцию о  домашнем задании. Самостоятельная работа. Выполняют взаимопроверку,  опираясь на проверку с  учителем через "да­нетку"  Сигнал поднятой руки. взаимообуче ние Личностные,  коммуникатив ные Работа в  тетради, в  паре Личностные,  коммуникатив ные,  регулятивные Проблемное  творческое  задание Регулятивные. личностные тест личностные 9 Итог.  Рефлексия. ­ Какую тему изучали? ­ Какую группу животных? ­ Что нового для себя открыли? Покажите сигнал, как вы оцениваете свою работу  сегодня.  (зелёный ­ всё понимал, активно работал; жёлтый ­ были  трудности;  красный кружок ­ мне было сегодня очень  сложно и неинтересно) Лесных зверей. Ответы детей. Сигналы детей. личностные Опрос,  обратная  связь Дополнительный материал. Медведь. Это самый крупный из хищных зверей Карелии. Встретить его удается редко ­ он ведет преимущественно ночной образ жизни, очень  осторожен и всегда старается уступить дорогу человеку. Название "медведь" связано с тем, что этот зверь очень любит мед и ведает (знает),  где его искать. За ним он залезает на высокие деревья в дупла с сотами диких пчел, нередко совершает набеги на пасеки. Еще он ест рыбу,  насекомых. Распространено мнение, будто бы медведи, находясь в берлоге без пищи, сосут лапы, чтобы извлечь из них питательные соки и  утолить голод. В действительности это не так. У медведей примерно в феврале происходит отслаивание с поверхности подошв старой,  огрубевшей за лето кожи. Молодая нежная кожица на лапах чешется и мерзнет, поэтому медведь облизывает подошвы горячим язычком,  причмокивая при этом губами. Вот почему со стороны кажется, что медведь сосет лапу. Зимой у медведицы рождаются медвежата.  А весной  она выводит своих детенышей из берлоги. Она учит медвежат находить себе корм. Ёж. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся  внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у ёжика короткие с маленькими коготками. На спине ёж  носит колючие иголки. А как же ему без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернется ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые  иглы – попробуй­ка, съешь его. Возле старого пня ежик устраивает себе норку и устилает её сухими опавшими листьями. Ёжик по­своему  заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберется в свой теплый уютный домик и крепко проспит до весны. Весной у самки рождается от 3 до 8 детенышей. Они родятся с  закрытыми глазами и ушами. Иголок на ежатах сначала нет, они появляются через час­полтора после рождения – белые, мягкие. Мама­ежиха  очень любит своих детей, кормит их молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое место. Днем ежи спят в норе  под старым пнем, а ночью выходят на охоту. ­ Что общего у ежа и медведя? (спят зимой) Белка. Белочка – чудесный, грациозный, проворный зверёк. Выпуклые черные беличьи глаза смотрят задорно и весело. Зубы у белки большие,  изогнутые, очень острые, поэтому она легко разгрызает твердые орехи и лущит шишки. Цепкие коготки на лапках помогают ей ловко  хвататься за ветки, перепрыгивать с дерева на дерево. Главная гордость белочки – её великолепный пушистый хвост. Когда белка сидит, то хвост прикрывает ей низ спины. Распушив хвост, словно  раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево и управляет хвостом, словно рулём. Белочка  бережет свой хвостик, постоянно чистит, в сырую погоду старается укрыться в гнезде, чтобы не замочить его. Найдя укромное место в развилках густых хвойных деревьев, белка сплетает из тонких веточек гнездо. Ловко орудуя передними лапками, как маленькими руками, она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья друг к другу. Потом белочка загибает концы  прутьев и сплетает их в большой шар с боковым отверстием для входа. Беличье гнездо называется гайно. На всякий случай белочка сплетает  не одно гнездо, а два или три гнезда, чтобы в случае опасности перенести в них бельчат. Белочка устилает гайно мягким пухом, шерстью,  перьями птиц и листьями. Морозные дни она любит проводить в своем уютном жилище. Иногда белка приспосабливает для своей квартиры прошлогоднее гнездо сороки или вороны, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.  Еще белка питается ягодами, желудями, почками, орехами, грибами. Весной белка меняет свою теплую серую шубку на более легкую рыжую. Лось. Он легко узнаваем. Крупные, мощные ноги, горбоносая морда, высокая холка. Взрослые самцы могут похвастаться большими рогами,  похожими на лопату. Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает в ноябре­декабре и ходит без них до мая. Лось – губастик, верхняя  губа у него очень большая. Шея короткая, уши длинные, остроконечные. Шубейка (шерсть) — коричневого цвета, с различными оттенками  пепельного. В летнюю пору цвет шерсти лося более тёмный. Ветки деревьев и кустарников, калужница, осока, а также болотная  растительность. Лоси – большие любители такого растения, как иван­чай. Зимой лось кормится днем, а ночью спит. Летом, же, наоборот. Прячась от жары и мошек, летним днём он отдыхает, а ночью ищет себе  пропитание. В конце лета по утрам и вечерам самцы издают звуки, похожие на глухое и протяжное мычание. В последние дни мая — начале июня лосиха рождает одного, реже двух лосят. Весят новорожденные в среднем 12­14 килограмм. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала  задние ноги, а потом передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему гораздо труднее. В народе зайца называют Косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверек может видеть, что делается  сбоку и даже сзади. У зайцев острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев. Нору зайцы не делают и пропитание на зиму не собирают. Днем они спят, спрятавшись в чаще леса: под корнями вывернутого бурей дерева  Заяц. или забившись в ямку под кустами. От зимней стужи заяц надеется укрыться в лесной чащобе, зарывшись в пушистый снег.  Корма зимой в лесу мало, поэтому зайчишки подбираются к стогам и лакомятся сеном. Нередко заяц скачет по лесу за лосем и подбирает за ним молодые побеги осин. Немало врагов подстерегают зайку в лесу: волк, куница, лиса, ястреб, орел, сова. Спасаясь от погони, косой запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или охотничьих  собак. Весной у зайчихи появляются пушистые, зрячие зайчата. Волк. Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Относится к семейству псовых. Морда у волка шире, чем у собаки, лоб  выпуклее, а хвост обычно опущен. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю. Вожак стаи – самый сильный и опытный волк. Именно он выводит  «своих» на охоту. Под покровом ночи, неслышно подкрадываются волки к деревне. В лесном массиве добыча волков – лоси, косули, кабаны,  олени. Могут вся и всех смести на своём пути – съесть зайца, птицу, птичье яйцо. Считается, что в лесу хитрый и умный зверь – лисица, а волк – так себе. Но, на самом деле, волк тоже достаточно умён – всегда ловко уходит от опасности, искусен в охоте. В летнюю пору, когда в логове волчицы появляются детёныши, волки стараются не охотиться вблизи от своего жилища, чтобы люди  ненароком не обнаружили волчат. Как и медведь, волк, по большей степени, молчаливое животное. Но осенней и зимней порой волки часто воют. Родившиеся волчата на волков­то даже не похожи: головастенькие, с кривыми ножками. Резвятся около родной норы, за бабочками гоняются,  возятся, а услышат — ветка хрустнет, сразу прячутся в норе.  Для того, чтобы их брали на охоту, им надо сначала подрасти. Лиса. Днем лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в густом лесу. Иногда лиса занимает барсучью норку. Ночью лисица выходит на  охоту. Летом корма для нее вдоволь. Лиса ест и жуков, и лягушек, ловит ящериц, охотится за водяными крысами. Летом и осенью, когда в  лесу созревают ягоды, поспевают плоды, лиса с удовольствием лакомится ими.  Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисьим кормом становятся мыши­полевки. У лисы очень тонкий слух и нюх. Бродит она по полю и  прислушивается, не пищат ли в своих норах под снегом мыши. Если учует лиса мышь, подкрадется тихо­тихо, а потом высоко подпрыгнет,  громко ударяя о снег всеми четырьмя лапами. Мыши, испугавшись шума, выскакивают из норки, а лиса их быстро ловит на снегу. Так лиса  мышкует. Весной в лисьей норе появляются маленькие беспомощные лисята. Воспитывают лисят и папа­лис и мама­лисица. Папа зорко  охраняет нору, ходит на охоту, добывает пропитание для большого семейства. Мама­лисица ни на минуту не оставляет лисят. Детеныши  растут быстро, уже через две недели они открывают глаза, а еще через неделю­другую весело играют на лесной поляне возле норы, возятся,  рычат, тявкают, совсем как щенки. Если лисью нору обнаружит человек, лиса переносит лисят в более безопасное место. Первые охотничьи  уроки малышам дает лисица. Опасный враг рыжей лисы – волк. В тех местах, где много волков, лисы почти не водятся.

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)

Технологическая карта урока "Карелия. Кто живёт в лесу. Звери" ( 2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2019