Технологическая карта урока
Тема урока: Кодирование информации
Предмет. Информатика и ИКТ
Класс 5
Краткое описание: Урок разработан для учащихся 5 классов по учебнику Босовой Л.Л."Информатика и ИКТ».
Цель данного урока закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Кодирования информации»
Тип урока урока: формирования новых знаний и умений с элементами исследования
Цель урока: актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме: «Кодирование информации». Развивать познавательный интерес к изучаемой теме посредством самостоятельной работы учащихся по выполнению предложенных заданий.
Задачи, решаемые на уроке
Образовательные:
– закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Кодирования информации»;
- развивать умения анализировать, видеть и формулировать проблемы, предлагать пути их решения (формирование УУД),
- решать практические задачи по кодированию информации.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, творческие способности, интуицию,
- повышать мотивацию учащихся к дальнейшему изучению предмета.
Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность, желание выполнять задания с элементами исследования, умение работать сообща в парах, в группах;
- воспитывать чувство ответственности, умение осуществлять самоконтроль.
Здоровьесберегающая:
- сохранять здоровье ребёнка через проведение физминуток, создавать благоприятные психологические условия обучения.
Планируемый результат: (для учащихся) понять и уметь применять на бытовом уровне понятие «код», приводить простые примеры кодирования в повседневной жизни и деятельности человека. Умение кодировать информацию с помощью различных кодов, придумать свой собственный код, рассмотреть связи со школьными дисциплинами использующими кодирование (н-р: математика, география, физическое воспитание, окружающий мир и т.д.).
Краткое описание хода урока: На уроке дети расширяют и углубляют свои знания по теме «Кодирование информации». Знакомятся с различными способами кодирования информации. На основе анализа полученной информации решают практические задания по кодированию и декодированию информации. В ходе анализа материала учебника, учащиеся знакомятся с такими понятиями как код, кодирование информации и применение в различных жизненных ситуациях.
Знания, умения, навыки и
качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
Знать понятия: условный знак;
код; кодирование;
Уметь кодировать и декодировать и информацию разными способами и применять в жизненных ситуациях, обобщать и анализировать изученный материал.
УУД:
Личностные: уметь мотивировать свои действия, оценивать свои действия, считаться с мнением других.
Регулятивные: уметь ставить цель;
- удерживать её до получения результатов;
- коррекция, общеучебные познавательные действия;
- контролировать и оценивать уровень владения учебными действиями.
Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя;
- работать в парах, в группах;
-уметь согласовывать свои действия с партнёрами
Познавательные:
- уметь работать с источником информации;
- уметь доносить информацию в доступной форме;
- сравнивать, анализировать, обобщать, давать определения.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- репродуктивный.
Межпредметные связи: метапредметные УУД
Технологии, применяемые на уроке:
· Технология «Обучение в сотрудничестве».
· Здоровьесберегающие технологии.
· Информационно–коммуникационные технологии.
Формы организации работы на уроке:
· Фронтальная.
· Групповая.
· Работа в парах.
· Самостоятельная
· Компьютерный практикум
Ресурсы: учебник, материалы интернета
Оборудование:
Учебник и рабочая тетрадь для 5 класса «Информатика и ИКТ» Л.Л. Босовой, интерактивная доска, проектор, компьютер.
Дидактические материалы: карточки с заданиями для работы в парах.
|
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
1
|
Организационный момент
2 мин |
Организовать рабочее место; мотивировать к учебной деятельности на уроке. |
Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу внимания, быстрой реакции, сообразительности, удачи. Чтобы в конце урока все смогли сказать: ЗНАЮ! УМЕЮ! МОГУ! |
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации
|
2 |
Проверка домашнего задания
5 мин |
Повторить умение применять ранее полученные знания |
- А теперь давайте вспомним, что изучали на прошлом уроке? Ведь повторение – мать учения!
|
Дети читают вопросы и отвечают на них, рассказывают, как выполнили письменное задание; |
Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска Личностные УУД: - развитие грамотной речи |
3 |
Формулирование темы и целей
10 мин |
Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; подготовить к активной познавательной деятельности; тренировать мыслительные операции: анализ, синтез. |
- Какой информационный процесс мы разбирали на прошлом уроке? - Назовите участников этого процесса? - Как называются средства передачи информации? - Посмотрите видеоролик, обсудите в парах личный опыт и обоснуйте ответ на вопрос: «Согласны ли вы с данными видеоролика? - Вспомните, какие еще действия человек может совершать с информацией? - Как человек хранит информацию? -Назовите виды сигналов, с помощью которых может поступать информация от источника к приемнику; - Догадайся, что означает представленный сигнал для человека? -Преобразуй звуковой сигнал в числовую и текстовую формы. -Догадайся, что означает представленный сигнал для человека? -Преобразуй сигнал в текстовую форму; -Подумай, какое действие с информацией ты выполнил, преобразовав её?
Вывод:
Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино» -Как вы думаете, что хотели нам сказать Матроскин и Шарик? - значит, тема нашего урока будет связана с чем? - А что вам подсказало, что говорить мы сегодня будем о шифрах. (нажать на 3 вывод) Догадайтесь, как прочитать слово и узнаем тему урока. -Тема урока: «Кодирование информации» - Попробуйте сформулировать цели нашего урока: Сформировать представления о кодировании информации. Ввести понятия код, кодирование/декодирование, условный знак. Сформировать правила кодирования/декодировать информации. -Какие задачи на этот урок вы для себя поставите? Почему? |
1.Дети отвечают на поставленные в презентации вопросы, обосновывая свои ответы, что такое - звуковой сигнал, зрительный сигнал, световой сигнал и другие. 2.Слушают звуки будильника, обсуждают и делают вывод о значении сигнала – пора вставать. 3. Смотрят видео и делают вывод о значении сигнала – «Я пришел, откройте дверь».
4.Смотрят отрывок из мультфильма «Зима в простоквашино, делают вывод: возможно, Матроскин и Шарик общались друг с другом при помощи шифров - Он передал Матроскину зашифрованное письмо, нарисовал на печке вигвам.
- что такое код и как кодировать информацию; Дети смотрят видео и делают вывод о шифрах
выдвигают предположения:
«Кодирование информации»; выдвигают предположения, чему они должны научиться
|
Регулятивные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; Познавательные УУД: -актуализация сведений из личного опыта; -формирования навыков преобразования информации; -формирование понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»;
Личностные УУД: - умение структурировать знания; - применять навыки кодирования на практике
Коммуникативные УУД: - формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;
Личностные УУД: - снятие физического напряжения
Личностные УУД: -развитие логического мышления Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, - развитие диалогической речи
|
4 |
Изучение нового материала + одновременное закрепление
10 мин |
Отработать полученные умения и использовать их в работе.
Снять психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, а также локального утомления и общего воздействия |
Вспомните свой жизненный опыт, обсудите с товарищем по парте следующие понятия: Кодирование Код Сформулируйте их определения
- Найдите в учебнике эти определения, с. 25. Знакомство с различными видами кодирования информации (презентация)
Физкультминутка
Работа в группах(задание) -У вас на партах лежат задания, вам нужно закодировать информацию. ( См. приложение) -Каким способом кодирования информации закодировала каждая группа? ( вывешивается задание на доску) . -Как читают слепые люди? -Как кодируется информация в компьютере? Запомни! В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде. -Существует огромное количество кодов. Что же главное при кодировании/декодировании информации? - Запомни! Для кодирования и декодирования информации нужна кодировочная таблица. |
Учащиеся обсуждают и формируют понятийный аппарат. Учащиеся - высказывают свои определения, - анализируют их -читают определение, пересказывают; - рассматривают картинки и делятся жизненным опытом.
- Существует три основных способа кодирования информации: -графический, числовой, символьный
- с помощью азбуки Брайля; - смотрят видеоролик, запоминают
-Запоминают правила, необходимость кодировочной таблицы; - работают с кодировочной таблицей и текстом и узнают способы кодирования – числовой, текстовый, графический. |
|
5 |
Закрепление
15 мин
|
Отработать полученные умения |
-Давайте теперь попробуем применить полученные знания на практике. Выполните задание, закодировав предложенную информацию по определенному правилу. Работа в группах У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания Что у вас получилось и почему?
Компьютерный практикум |
Кодируют информацию: ОТТОПОТАКОПЫТ ПЫЛЬПОПОЛЮЛЕТИТ
Я изучаю информатику
Выполнение практического задания |
Личностные УУД: -развитие логического мышления Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, - развитие диалогической речи
Регулятивные УУД: - развитие навыков работы с ПК
|
6
|
Запись домашнего задания. Итоги урока, рефлексия 3 мин |
Зафиксировать полученные знания и умения; затруднения, которые остались, и способы их преодоления; оценить собственную деятельность на уроке; дать качественную оценку всего класса. |
§1.6, 1.7 с. 25 РТ: №87, 88,84 с.61
Рефлексия -А теперь давайте вспомним, на какие три вопроса мы с вами должны были ответить в конце урока? В начале урока перед вами была поставлена цель: закончить ответ на три вопроса: Я ЗНАЮ… Я УМЕЮ… Я МОГУ… Попробуйте сформулировать свои ответы. Теперь оцените себя, нарисовав координатную плоскость, отметьте на каком уровне вы находитесь в конце урока |
Работа с дневниками
Знаю! Умею! Могу! (ответы детей, их комментарии) |
Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, -контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.