Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс
Тема: "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди». Особенности волшебной сказки".
Образовательные ресурсы: книги А. С. Пушкина для организации книжной выставки, иллюстрации к сказке, выполненные детьми, костюмы для инсценирования отрывка из сказки (три девицы), карточки для индивидуальной работы, тест.
|
|||||||||
|
|||||||||
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
||||||
I. Организационный момент. |
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести! Если возникнут затруднения, то вам помогут одноклассники, и я тоже всегда готова прийти к вам на помощь.
|
Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. |
Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения |
||||||
II. Актуализация знаний. |
-Чтобы узнать тему урока, восстановите последовательность слов в высказывании и дополните недостающее слово (о чём идёт речь?). Предлагает слова для составления высказывания. - Как понимаете их смысл?
- Кто автор этих слов?
|
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- В любой сказке заложен определенный смысл, но он иносказательный и каждый из нас должен найти его для себя. – А. С. Пушкин
|
Аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания |
||||||
III. Проверка домашнего задания |
-Как называется раздел, в котором мы работаем? -С какими произведениями познакомились? -Какое домашнее задание вы получили на прошлом уроке? - Прочитайте название сказки.
- Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
- Как начинается сказка? Прочитайте. -Какие устойчивые эпитеты и сравнения встречаются в сказке Пушкина? – Где в сказке встречаются троекратные повторы? Приведите примеры.
На доске – иллюстрации: картинный план сказки. – На сколько частей разделили сказку? Прочтите названия частей. 1 часть: Выбор жены. Обман царя. Чудесное спасение. Спасение Гвидоном лебедя и награда за это. Корабельщики на острове.
2 часть: Первая встреча с отцом. Первое чудо. Гости у князя Гвидона. Вторая встреча с отцом. Второе чудо.
3 часть: Женитьба Гвидона. Встреча гостей. В гостях у Салтана. Прозрение Салтана и воссоединение семьи. |
- Произведения А.С.Пушкина. - А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди»
-Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. Выполняют выборочное чтение. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Читают наиболее подготовленные ученики.
- На три части. |
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
||||||
|
– Представьте, что вы актеры театра. Прочитаем 1-ю часть сказки «Выбор невесты» по ролям. При чтении постарайтесь отразить характер героя, выразить свое отношение к нему, обратите внимание на интонацию |
1-я группа инсценирует 1-ю часть до слов «В те поры война была…» 2-я группа пересказывает 2-ю часть до слов «В синем море звёзды блещут…». 3-я группа читает выразительно 3-ю часть до слов «И нарёкся: князь Гвидон…» 4-я группа работает по карточкам (см. ресурсный материал). Осуществляют самопроверку |
Дополняют, уточняют высказанные мнения. Владеют навыками самостоятельной работы, самопроверки |
||||||
IV. Работа над сказкой. Беседа с элементами выборочного чтения с опорой на картинный план |
-Какие чувства остались у вас после прочтения сказки? - Понравилась и вам сказка? - Хороший ли конец у сказки? Почему? - Давайте ещё раз более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их. 1) Какое желание появилось у Гвидона после посещения его корабельщиками? 2) В кого превратился Князь Гвидон в первый раз, кого укусил, куда?
3) В кого превратился в третий раз, кого укусил и куда?
4) Сколько теток у князя? 5) Кто и как был наказан в этой сказке? |
- У сказки хороший конец, ведь в сказке всегда добро побеждает зло. Выборочно находят ответы на вопросы. - Он захотел увидеть отца. -В комара, повариху, в правый глаз. - В шмеля, Бабариху в нос. -Три. - Зачитывают отрывки из текста. |
Формулирую т ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыком выразительно го чтения. Ориентируются в тексте |
||||||
V. Физкультминутка
|
|
Выполняют физкультминутку согласно заданиям |
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
||||||
VI. Закрепление материала |
Словарная работа - Сюжет – это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын. В сказке всегда кто-то или что-то помогает или мешает. Помогает царевна Лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. В сказке есть волшебство. Например, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых. В сказке встречаются странствия героев: корабельщики объехали весь свет. - Работа в групп. |
Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встрече
|
|
||||||
Работа в группе |
Группа 1 1.Выполнить тест. 2.Творческое задание: а) проиллюстрировать сказку «О царе Салтане …»; б) к каждой иллюстрации найти и зачитать отрывок. 3.Выступление с творческим заданием. Группа 2 1.Выполнить тест. 2.Творческое задание : а) нарисовать окно во дворце царя Салтана ; б) прочитать по ролям отрывок с. 92-93 3.Выступление с творческим заданием Группа 3 1.Выполнить тест. 2.Творческое задание : а) найти в сказке отрывок, который вам понравился, запомнился; б) инсценировать его (выступить в роли героев сказки). 3.Выступление с творческим заданием.
|
Ребята выходят к доске и показывают всему классу свою работу, анализируют её, подводят итоги. |
Работая в группе соблюдают взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.Полно и точно выражают свои мысли. Владеют навыками самостоятельной работы. Формулирую т ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа |
||||||
Подведение итогов работы в группе. Демонстрация творческих работ каждой группы |
Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и о работнике его Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал: «У Пушкина… сказки русские народные… совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова записаны на доске). Докажите, что Пушкин некоторыми элементам русских народных сказок воспользовался. --- Что взято автором из русских народных сказок? – Как вы понимаете эти строки, вызывающие улыбку? А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Около царя сидят Четырьмя все три глядят.
А Гвидон-то злится, злится...
– Мы не случайно говорили о шутках, так как в русских сказках они часто встречаются. – Что вы можете сказать о времени и месте действия? – Что является общим для сказки литературной и народной? – Какую мораль можно извлечь из этих слов? -А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Разбежались по углам: Их нашли насилу там. Тут они во всем признались, Повинились, разрыдались -Докажите, что в сказке есть жизненная правда. – Чему учит сказка? -Давайте подведем итоги - Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин? На доске написаны следующие сведения: • Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822 г. • Подробная запись в Михайловском – в 1824 г. • 14 стихов, остальное проза – 1828 г. • Написал полностью в 1831 г., устроив творческое соревнование с Жуковским |
Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены. – Имена, герои (Бабариха, царевна Лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры). Костюмы («в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»; «под косой луна блестит…»). – Двух сестер укусил Гвидон прямо в глаз, когда оборотился в комара и муху. – Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буяне, море. Корабельщики объехали весь свет: за морем житье не худо… – Мораль.
-«Царь для радости такой отпустил всех трех домой…», «Ветер по морю гуляет…» -Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать. Учит справедливости, добру, правде |
|
||||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
-В сказках добро побеждает зло. -Простил ли автор сестер в сказке? – А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки? – Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете? – Чему научила нас эта сказка? На доске теги: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д. |
-Да, простил. – Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. |
|
||||||
VIII. Домашнее задание |
-Выучить понравившийся отрывок сказки А. С. Пушкина наизусть. -Составить характеристику других героев сказки. К нам приходят пушкинские сказки, Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Все скорей нам хочется узнать. Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза! Даже если мы уже не дети, В тридцать, сорок или шестьдесят, Убегаем мы игрою в детство, Убегаем к Пушкину опять! Убегаем в буйство свежих красок, В торжество добра над темным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом! |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляю т поиск средств ее достижения |
Дополнительный материал к уроку
ТЕСТ
Вариант 1
1. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком?
Две
Три
Пять
2. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын?
Корабль
Бочка
Плот
3. Какая птица атаковала лебедя на берегу моря?
Коршун
Орел
Ястреб
4. Как нарекли молодого царевича?
Граф Додон
Князь Гвидон
Барон Бурбон
5. Чем торговали корабельщики, посещавшие князя Гвидона?
Соболями
Горностаями
Серебристыми лисами
6. В кого превратила белая лебедь князя Гвидона?
В мотылька
В комара
В стрекозу
7. Что делала в сказке белка?
Танцевала польку
Пела песенки
Рассказывала сказки
8. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря?
Дуремар
Бэримор
Черномор
9. Сколько видящих глаз осталось у ткачихи с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой после того, как их покусал князь Гвидон в образе насекомых?
Три
Четыре
Пять
10. Что блестит под косой у царевны Лебедь?
Луна
Месяц
Звезда
11. Какого цвета была даль, в которой показался флот царя Салтана?
Изумрудная
Лазоревая
Золотая
12. Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, когда те повинились в содеянном?
Посадил в тюрьму
Посадил в бочку
Отпустил домой
13. Как звали жену царя Салтана?
Бабариха
Буяна
В сказке имя не упоминается
14. Что объединяет царя Салтана и князя Гвидона?
Старая дружба
Любовь к шахматам
Отец и сын
Вариант 2
1. Сколько девиц сидело за пряжей вечером?
а) две
б) четыре
в) три
2. О чем мечтали девушки за работой?
а) отправиться в путешествие
б) стать царицами
в) научиться летать
3. О чем мечтала младшая сестра?
а) стать царицей и для батюшки-царя родить богатыря
б) стать поварихой
в) стать ткачихой
4. Старшие сестры царицы и сватья Бабариха подменили письмо царю с радостным известием о рождении сына на другое послание. Что в нем было написано?
а) что царица родила девочку
б) что царица родила «неведому зверушку»
в) что царица сильно заболела
5. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это подложное письмо?
а) посадить жену и ребенка в темницу
б) ничего не делать и ждать его возвращения
в) прогнать царицу из царства
6. Как в этот раз поступили ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой?
а) снова подменили письмо, в котором написали, что царицу с ее сыном следует засмолить в бочке и бросить в море
б) послушались приказа царя и стали ждать его возращения
в) испугались того, что подменили первое письмо, и снова подменили письмо царя, где написали, что царицу с сыном следует отправить к нему в военный лагерь
7. Кого молодой царевич подстрелил из лука, когда выбрался из бочки на берег?
а) медведя
б) коршуна
в) белку
8. Кем на самом деле оказался коршун?
а) морским царем
б) злым чародеем
в) добрым молодцем
9. Как лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?
а) приготовила для царевича и его матери вкусный ужин
б) сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича — князем этого острова
в) на корабле отправила их обратно в царство царя Салтана
10. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца?
а) превратила его в бабочку
б) снарядила корабль
в) превратила его в комара
11. О каком чуде рассказала царю Салтану повариха?
а) о медведе, который печет блины
б) о белке, которая грызет золотые орешки и поет песенки
в) о лисице, которая танцует под гармошку
12. Сколько богатырей под руководством дядьки Черномора выходило из моря?
а) тридцать три
б) двадцать три
в) тринадцать
13. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»?
а) дочь соседского короля
б) лебедь
в) белочка
14. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон его сын?
а) прогнал их из царства
б) простил их
в) велел наказать
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.