Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Лягушка-путешественница"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
03.04.2017
Технологическая карта урока составлена для использования в 4 классе, по программе "Начальная школа 21 века" по теме: В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница". В ней прописаны основные этапы урока с использованием ИКТ по ФГОС, спланированы разные виды работ с учащимися на уроке, предусмотрены различные приемы обучения.
Технологическая карта урока литературного чтения.docx
Технологическая карта урока литературного чтения
Учитель: Комарова Н.С.
Предмет: литературное чтение
Тема учебного занятия: В.М.Гаршин. Сказка « Лягушкапутешественница»
Класс: 4А
Цели урока:
Образовательные: познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»; его идейносмысловым и
художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Развивающие: развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь
учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно. (Слайд
2)
Формируемые УУД
Тип урока:
Ресурсы:
Личностные: учебнопознавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебнопознавательный
интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату деятельности.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение
логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, умение находить дополнительную информацию,
используя справочную литературу, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в
соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Комбинированный
Оборудование учителя:
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран;
мультимедийная презентация к уроку (Приложение)
аудиосказка «Лягушкапутешественница».
Оборудование учащихся:
толковые словари: С.И. Ожегова;
дополнительный материал о лягушках;
разрезные карточки с пословицами; Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
листы настроения.
Этап
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых
приведёт к достижению запланированных
Деятельность
учащихся
УУД
результатов
I.
Самоопределе
ние к
деятельности .
Цель:
создание
условий для
возникновения
у учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность
и
включение в
деловой ритм.
II. Работа по
теме.
Актуализация
знаний.
Организует
эмоциональный
настрой на урок.
Уточняет рамки
оценивания.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Будем мы сейчас трудиться
Новым знаниям учиться.
Здравствуйте, ребята!
Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. И мне
нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.
Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои
товарищам перед началом урока?
(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был
удачным, было хорошее настроение.)
С каким настроением вы пришли сегодня на урок,
покажите своё настроение( на партах смайлики , дети
выбирают )
Ребята, сегодня вы будете работать в парах, группах и
постоянно оценивать работу своей группы.
Самопланирование
учебной деятельности.
Познавательны
е УУД
формулирование
познавательной
цели
Личностные
УУД
Жизненное
самоопределение
Развивает учебно
познавательную
активность детей
С каким разделом литературного чтения начали
знакомство на прошлом уроке?
Почему раздел называется
« Литературные сказки?»
Актуализация
– Как называется произведение этого раздела, с которым
познакомились на прошлом уроке? « Кто его автор»
Называют раздел
« Литературные
сказки»
Называют различия
между народной и
авторской сказкой.
Составлять
предложение из
слов
Коммуникатив
ные УУД
оформлять свои
мысли в устной Цель:
Проверить
уровень
усвоения
материала
прошлого
урока,
организовать
работу
подготовке
учащихся
восприятию
текста сказки и
формулирован
ия
темы урока.
к
по
знаний, появление
темы,
проблемы
урока.
Проверяет
домашнее задание,
всех
вовлекая
учащихся,
в
пересказ по плану.
Проверяет умение
что
определять,
сказка,
такое
различать
виды
сказок.
Предлагает
выдвинуть
предположения о
теме урока
Проводит речевую
разминку
Предлагает
отгадать загадку о
герое
произведения
Осуществляет связь
уроком
с
Проверка д/з
О каком качестве идёт речь в сказке?
Давайте вспомним сказку и попробуем её рассказать по
плану.
Каждый выбирает пункт плана и рассказывает только
сою часть сказки.
Давайте оценим ваше умение пересказывать сказки .
Сегодня мы продолжаем знакомство с разделом «
Литературные сказки»
Я прошу вас выдвинуть предположение о теме
предстоящего урока.
А о ком или о чём сказка попробуйте догадаться.
IV. Речевая разминка. ( Читают на экране)
1. Прочти правильно и быстро скороговорку.
За день лягушка очень устала,
Лягушка постельку себе застлала.
Постель у лягушки из камышинок,
А одеяло – из листьев кувшинок.
Болотная кочка – лягушке под ушко.
Из мягкого мха – моховая подушка.
А сейчас отгадайте загадку:
Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду плюх! (Лягушка)
Сказку Д.Н.Мамина
Сибиряка « Сказка про
храброго зайца»
о хвастовстве. Нельзя
хвастаться.
Работают в группе,
распределяют кто за
кем рассказывает и
пересказывают сказку
по цепочке .
Оценивают работу
товарищей и свою.
. Выдвигают
предположения о
предполагаемой теме
урока.
Авторская сказка.
Все про себя , а затем
вслух несколько
учащихся читают
скороговорку.
Отгадкалягушка
Итак. Мы выяснили , о ком пойдёт речь в произведении,
с которым мы сегодня познакомимся. Теперь попробуем
выяснить автора.
Сообщения учащихся о
лягушках.
Посмотрите на экран.
целью
форме; слушать
и понимать речь
других;
сотрудничество
с
исполнения
ролей;
Личностные
УУД
профессиональн
ое
самоопределение
Коммуникатив
ные УУД
Уметь
оформлять свои
мысли в устной
форме, слушать
и понимать речь
других.
Коммуникатив
ные УУД
Уметь
оформлять свои
мысли в устной
форме, слушать
и понимать речь
других.
Познавательны
е УУД
Уметь
ориентироваться
в своей системе
знаний;
осуществлять
анализ объектов. окружающего мира.
Развивает
речь
учащихся
посредством
сообщений .
Ставит проблемный
вопрос
Знакомит
биографией автора
с
Мороз Иванович
Лягушкапутешественница
В.М.Гаршин Сказка про храброго зайца»
Д.Н.Мамин
Сибиряк
Ф.М.Одоев
ский
Что можете сказать о прочитанном левом столбике?
Прочитаем правый столбик.
Сформулируйте задание к этим двум столбикам
Кто желает выполнить данное задание?
Со всем ли согласны или будут корректировки?
Сегодня мы познакомимся с творчеством
В.М.Гаршина .
Посмотрите на портрет писателя
Внешность человека может поведать нам о многом: о его
характере, образе жизни.
Посмотрите на этот портрет, что вы можете сказать о
человеке, изображенном на нём?
А знаете ли вы, что это портрет необыкновенного
русского писателя, Всеволода Михайловича Гаршина
(18551888 г.г.)?
Всеволод Михайлович написал “Лягушку
путешественницу, когда ему было 32 года. Произведение
было написано последним в его жизни. Болезнь не
позволила больше писать. И вот уже более 120 лет её
читают дети. Эта сказка пронизана лёгкой иронией, что
читать её одно удовольствие. (Ирония – это тонкая,
скрытая насмешка). Сказка “Лягушкапутешественница”
авторская, но начинается такими же словами, которые
часто встречаются в русских народных сказках. Кто
помнит эти слова?
(Это фамилии
писателей)
ставят задачу
(Соотнести автора и его
произведение).
самопроверка
Этот человек очень
печален
Регулятивные
УУД
Проговаривание
последовательно
сти
своих
действий
Познавательны
е УУД
Уметь
сопоставлять и
преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую:
Коммуникатив
ные УУД
Уметь работать в
группе.
определение
основной
информации
извлечение
информации из
прослушанных
текстов
Прочитайте тему урока.
Регулятивные III
Постановка
учебной
задачи
Целеполагани
е
Цель:
Формулирован
ие темы и
целей урока.
Учит
определять тему и
цель урока.
.Ставит цель
практической
работы и вопросы
на которые должны
ответить в конце
урока.
Формулирует
вместе с детьми
тему урока
и цель.
Предлагает
объяснить значение
слова.
Предлагает
сформулировать
вопросы.
Тема урока: «В.М.Гаршин. Сказка « Лягушка
путешественница»»
Вы можете сказать почему сказка называется «
Лягушка путешественница?»
Как может лягушка путешествовать?
Правильные ли ваши предположения мы узнаем,
познакомившись со сказкой В.М.Гаршина. « Лягушка
путешественница»»».
формулируют тему и
цель урока
отвечают на вопросы
по земле , по воде
Какую цель мы поставим? Продолжите мою мысль: « С
помощью сказки узнать , почему сказка так
называется…»
узнать почему сказка
так называется … и
чему учит нас эта
Давайте вернёмся к названию нашего произведения. Кто
такие путешественники? Кто может путешествовать?
А теперь давайте сформулируем вопросы, на которые вы
должны будете дать ответы в конце урока.
УУД
Проговаривание
последовательно
сти
своих
действий
Познавательны
е
УУД
(общеучебные)
определение
основной
информации,
извлечение
информации из
прослушанных
текстов;
Познавательны
е
УУД
(логические)
анализ объектов
с
целью
выделения
общих признаков
Регулятивные
УУД
Уметь
планировать своё
действие
в
соответствии с
поставленной
задачей.
сказка
дети читают на
карточках значение
слова «
путешественник»
формулируют вопросы
сами учащиеся
Кто?, какая?, когда?,
почему ? ,куда?,
зачем?, как? чем?,
чему?
ученики
слушают
сказку в исполнении
актера, а затем своих
одноклассников.
Дети слушают и по
учебнику следят за
чтением актёра и
учащихся , отмечают
непонятные слова
IV Открытие
нового знания.
Чтение
текста.
Цель:
Первичное
восприятие
сказки
Организует
аудиопрослушиван
ие
сказки в
исполнении актёра.
Совершенствует
умения работать с
текстом,
воспитывает
речевую культуру,
развивает
А теперь давайте прослушаем сказку В.М. Гаршина «
Лягушкапутешественница»,
(Прослушивание аудиозаписи 1 части сказки на
компьютере в исполнении актера и в сопровождении
слайдов презентации по сказке, а затем чтение
учащихся.
Понравилось ли вам произведение? Чем?
К какому жанру его можно отнести?
Докажите, что это сказка? ,обогащение
читательского
опыта
через
знакомство с
новым
произведением.
наблюдательность и
мышление.
Организует работу
по определению
жанра,
задает
вопросы по тексту.
.
VI Первичное
закрепление
Цель:
Работа с
текстом.
проверить, как
поняли текст и
как умеют
отвечать на
вопросы
,используя
текст
произведения.
Организует
словарную работу
с помощью
толкового словаря
.
Помогает выяснить
значение
фразеологических
оборотов.
Проводит
физкульминут
ку, связанную с
темой урока
Что вы можете сказать об этой сказке? К каким сказкам
её можно отнести?
Словарная работа.
Эту удивительную сказку написал В.М. Гаршин в 1887
году, поэтому в ней нашли отражение слова того
времени, прочитаем их. (запись на доске)
СКИРДЫ (хлеб в скирдах) стога сена.
ЦЕП (стук цепов) ручное орудие для молотьбы.
ПАЯЦ (бумажный паяц) ?
Понять значение слова "паяц" нам поможет Толковый
словарь Ожегова.
На доске на карточках фразеологические обороты:
присутствие духа
полетела вверх тормашками
закричала во всё горло
физкультминутка.
На болоте две лягушки, две зелёные подружки,
Рано утром умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, глазками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот друзья в чём наш секрет,
Всем ребятам: «Физкультпривет!»
Кто является главной героиней сказки?
Почему автор назвал свою сказку “Лягушка
путешественница”.
Что вы о ней узнали?
Как жилось лягушке в болоте?
Почему она решила отправиться в дальние края?
Как лягушка относилась к окружающему миру?
сказке
дети зачитывают зачин
сказки, концовку
это авторская сказка, её
можно отнести к
сказкам о животных
отвечают на вопросы
значение слова "паяц"из
из толкового словаря
Ожегова. зачитывает
ученик
Защита по рядам.
Работа в группах
ответы детей:
самообладание, не
растеряться;
полетела вверх ногами;
закричала очень
громко.
Выполняют
физкультминутку
отвечают на вопросы
лягушка
Познавательны
е УУД
Уметь
сопоставлять и
преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую:
Коммуникатив
ные УУД
Уметь работать в
группе.
определение
основной
информации
извлечение
информации из
прослушанных
текстов;
Познавательны
е УУД Уметь
сопоставлять и
преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую:
. Работа в парах.
А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Перед
вами листок, на котором слева написаны слова, а справа
Лягушка придумала
способ путешествия на
утках.
услышала рассказ уток
Коммуникатив
ные УУД Совершенствует
умения работать с
текстом с
элементами
рассуждения
воспитывает
речевую культуру
развивает
наблюдательность и
Организует работу
в парах
Руководит
правильным
подбором значений
слов, осуществляет
проверку.
V.Анализ
текста сказки.
Цель:
проверить
умение
работать
самостоятельн
о,
умение
соотносить.
значение этих слов.
Задание: соединить слово с его значением
.осторожный
Любознательный
изобретательный
Смелый
тщеславный
хвастливый
Молодцы! А теперь поработаем в группах.
. Исследование. Работа в парах.
Каждой паре своё задание Перечитайте сказку и
найдите в ней подтверждение тому, что лягушка
была..Работа по учебнику
1пара "осторожная"
2 пара "любознательная" на доске появляются
3 пара "изобретательная" карточки со словами
4 пара "смелая"
4.Физкультминутка для глаз.
5.Тест по пониманию прочитанного текста .
Мы уже составили картинный план, а теперь хочется
проверить вас при помощи теста, что вы запомнили о
лягушке и насколько были внимательны при чтении и
прослушивании сказки.
На вашем рабочем столе вы увидите файл «Лягушка
путешественница». Откройте его при помощи двойного
щелчка левой клавиши мыши. Скажите «ОК».
Просмотрите содержимое файла. У всех ли этот файл
открылся? Перед вами 12вопросов с возможными
вариантами ответов. Выберите правильный ответ,
выделив его при помощи оранжевого цвета. Как только
вы выполните это задание, оправьте файл учителю.
А теперь попробуем составить рассказ о нашей героине,
используя ответы на вопросы . которые мы задали себе
в начале урока. А теперь, я надеюсь, получили на них
ответы.
и это стало её мечтой
Выполняют задание:
выборочное чтение
отвечают на вопросы
Уметь работать в
группе.
определение
основной
информации
извлечение
информации из
прослушанных
текстов
Личностные
УУД
профессиональн
ое
самоопределение
Соединяют слова и их
значения
крайне
осмотрительный в
своих действиях,
поступках
стремится к
приобретению новых
знаний, к познанию
окружающей среды
быстрый на выдумку,
способный изобретать
1 учащийся с
интерактивной
приставкой, остальные
работают на карточках .
отвечают на вопросы.
Коммуникатив
ные УУД
Познавательны
е УУД –
формировать
умение
употреблять
пословицы
обычной речи;
Личностные
УУД:
формировать и
Организовывает
рефлексию
оценку учениками
собственной
учебной
деятельности.
Оценивает работу
учащихся.
Сможете ли вы теперь, после чтения сказки, ответить
на вопрос:
Чему нас научила сказка?
Какой совет вы бы дали всем?
Понравился вам сегодня урок?
Что больше всего запомнилось?
Изменилось ли ваше настроение к концу урока.
Оцените свою работу на уроке.
Работа с сигнальными карточками.
Помогает подвести
итог урока
Организует запись
д/з.и выбор
домашнего задания
разных уровней
сложности.
Домашнее задание (по выбору).
Перечитать сказку, разделить на части и озаглавить
каждую часть.
краткий пересказ сказки;
придумайте другую концовку сказки.
Составить рассказ о лягушке и выразить своё отношение
к ней.
Нарисовать иллюстрацию к сказке.
VI Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке
Цели:
зафиксировать
новое
содержание
урока;
организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности,
подвести итог
проделанной
работе на
уроке.
основы
самоопределени
я,
умение
самостоятельно
делать выводы,
Личностные
УУД:
умение
самостоятельно
делать выводы,
осознавать
сущность
выполненной
работы на уроке.
Хвастовство не
приводит к добру, надо
быть скромным и
сдержанным. Лягушка
была умная и
изобретательная, и
могла бы долететь до
юга.
самооценка
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Лягушка-путешественница"
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Лягушка-путешественница"
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Лягушка-путешественница"
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Лягушка-путешественница"
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Лягушка-путешественница"
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Лягушка-путешественница"
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Лягушка-путешественница"
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Лягушка-путешественница"
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Лягушка-путешественница"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.