Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
Тема: |
В.Бианки «Сова» |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
Знания: - знать особенности сказок-несказок; Умения: - отвечать на вопросы по содержанию текста; - определять автора, название произведения, жанр; - прогнозировать содержание произведения по его заглавию; - воспринимать прочитанное на слух; - делать выводы об идее произведения; - оценивать героя произведения по его поступкам; - читать правильно, осознанно, выразительно. |
Познавательные УУД: - с помощью учителя выделять существенную информацию; - анализировать , сравнивать, обобщать информацию. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности; - контролировать выполнение плана; - оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: - отвечать на вопросы учителя; - принимать участие в групповом обсуждении, формулировать ответ на вопрос; - работать индивидуально, в паре и группе. |
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев сказки; - оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм; - формирование интереса к чтению, читательской компетенции; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - формирование интереса к учебному предмету. |
Задачи: |
Ознакомление с особенностями сказок-несказок.. Содействовать формированию умений определять автора, названия произведения, прогнозировать содержание, делать выводы и оценивать героя по его поступкам. Способствовать развитию правильного и осознанного чтения. Развивать учебно-познавательный интерес. |
|
Технологии: |
ТРКМ, технология продуктивного чтения |
ЭТАПЫ УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ПР |
||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-ориентировочный этап |
||||||||||||||||||||||||||||
1. Создание мотивационной основы учебной деятельности. -Ребята, вы любите уроки литературного чтения? - Что вы ждете от сегодняшнего урока? Свой ответ начните: «Сегодня на уроке мне хотелось бы ……..» - А чтобы все у нас с вами получилось, что нам необходимо? ( Слушать учителя, друг друга, не перебивать, быть внимательным и т.д.) - Я думаю, что у нас с вами все получится. |
Проверка готовности к уроку, эмоциональный и психологический настрой на работу на уроке Отвечают на вопросы учителя. - Слушать учителя, друг друга, не перебивать, быть внимательным и т.д.
|
Л
К |
||||||||||||||||||||||||||
2. Создание проблемной ситуации, постановка целей. - Каждый урок литературного чтения это новая встреча. А с кем или с чем мы встречаемся? - Сегодняшний урок не исключение. Нас ждет встреча. Посмотрите на портрет. Вы узнали этого писателя? Кто это? - Когда мы с вами встречались с ним? - Что мы читали? - Используя опорные слова расскажите об этом писателе.
|
- Писатели, герои.
- Виталий Бианки. Отвечают на вопросы учителя.
По опорным словам рассказывают биографию.
|
П
К
Р |
||||||||||||||||||||||||||
3. Проверка д/з. -Какое произведение этого писателя читали на прошлом уроке? - Вспомним содержание этого рассказа и поиграем в игру «Да-нетка». 1. Старик медвежатник играл на балалайке? (-) НА СКРИПКЕ 2. Знакомый колхозник видел в лесу волка? (-) МЕДВЕДЯ. 3. Старик присел отдохнуть на пенёк? (+). 4. Звук, который услышал старик слышался с опушки? (+) 5. Медведь сидел на дереве? (-) ПОД ДЕРЕВОМ. 6. Старик убил медведя? (-) Проверка :
|
- Музыкант.
Заполняют таблицу. |
|
||||||||||||||||||||||||||
Поисковый этап |
||||||||||||||||||||||||||||
- Любимая тема писателя – лес и его обитатели. - Послушайте, может вы узнаете героя сегодняшнего произведения. (звукозапись – крик совы) - Как вы думаете, кто так кричит? - Подсказка: Какая птица с древности считается символом мудрости и познания? - Наше произведение так и называется «Сова». - Что можно предположить по названию? О чем оно? - Что надо сделать , чтобы проверить наши предположения? - Я вам покажу иллюстрацию к этому произведению, а вы попробуете объяснить, к какому жанру его отнесете?
- Да, это сказка. К какому виду сказок отнесете? А еще В.Бианки называл свои истории «сказки-несказки». Как вы думаете, почему?
- Сказка-несказка рождалась как ответ на вопрос: «Почему?». И даже в названиях произведений В.Бианки звучат вопрсы, н-р: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?», т.е. Бианки придумал новый вид литературной сказки, из которой мы можем что-то узнать, как вы думаете, как называются такие сказки?
- Заполним таблицу.
-В конце урока заполним последнюю колонку и посмотрим, что мы узнали? Что надо сделать , чтобы что-то узнать? |
Высказывают предположения.
Формулируют тему урока.
- Прочитать, познакомиться с текстом. Рассматривают иллюстрацию, высказывают предположения.
- Есть сказочное и не сказочное.
Высказывают предположения. - Познавательные сказки.
Вместе с учителем заполняют таблицу. Планируют свою деятельность на уроке
- Прочитать текст. |
П
Р
Л
П
Р |
||||||||||||||||||||||||||
Практический этап |
||||||||||||||||||||||||||||
Словарная работа – работа в парах. - В тексте могут встретиться незнакомые слова. Как мы поймем, о чем пойдет речь? - Предлагаю вам самим догадаться, какое слово , что обозначает. Подберите синонимы к словам , соединяя их стрелками.
|
- Посмотреть в словаре, в Интернете.
Работают в паре. Находят синонимы, опираясь на свой читательский опыт.
Проверка по слайду. Оценивание. |
П
К
Р
|
||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом. - Мы будем читать и вести диалог с автором, задавать вопросы автору, сами искать на них ответы и проверять свои предположения по ходу чтения.
Чтение с «остановками». 1 часть. (вопросы задаются во время чтения) - Как обратилась Сова к Старику? - Почему она считала старика другом? - Как вы думаете, что ответил старик? - Прочитаем. - Как отреагировала Сова? - Изменилось ли ее отношение к Старику? Как это видно? 2 часть. -Предположите, что может случиться, если Сова перестанет на луг летать? Чтение учениками по смысловым частям + вопросы во время чтения. - Какое первое предупреждение Совы? - Что стали делать мыши? - Какое второе предупреждение? - Какое настроение у Старика? Как это видно? - Какое третье предупреждение? - Как поменялось настроение? - О чем предупреждала Сова? - Кто оказался мудрее? Почему? - В каком предложении заключается вывод, который сделали герои? (Дружно не грузно, а врозь хоть брось) 3 часть. Чтение парам по цепочке по 1 предложению. - Как относился старик к Сове в начале сказки? - Как стал относится в конце? - Почему произошли такие изменения? - Простила его Сова? Почему? (ей нужно питание)
|
Оценивают героя произведения по его поступкам.
Прогнозируют содержание произведения, отвечают на вопросы учителя. |
Р
К
П |
||||||||||||||||||||||||||
- Кто главные герои сказки? - Почему сказка познавательная? (связи в природе) - Какой урок дает нам В.Бианки? - Вы поняли главную мысль произведения: В природе всё взаимосвязано. Природные связи нарушать нельзя. Работа в группах. 1 группа: Восстановить цепочку из картинок
Сова - ? --? -- ? -- ? --- ? – чай (сова-мыши – шмели – клевер – корова – молоко - чай)
2 группа: Что относится к сказке и к несказке (соеденить стрелки)
3 группа: Синквейн (выбрать и подчеркнуть подходящие слова ДЛЯ СОВЫ) 1. СОВА 2. МУДРАЯ, РАССУДИТЕЛЬНАЯ, ДОБРАЯ, ОБИДЧИВАЯ 3. УЧИТ, ЗНАЕТ, ПРЕДУПРЕЖДАЕТ, ПРОЩАЕТ, ОБИЖАЕТСЯ, БРАНИТЬСЯ 4. ДРУЖНО НЕ ГРУЗНО, А ВРОЗЬ ХОТЬ БРОСЬ. С ТЕМ НЕ БРАНИСЬ , КОМУ БУДЕШЬ КЛАНЯТЬСЯ. 5. МУДРОСТЬ, РАСКАЯНИЕ
4 группа: ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА. (карточка) Простила ___________ Старика, вылезла из __________, полетела на луг _________ пугать. Мыши со страху попрятались в _____________. ____________ загудели над лугом. Корова пошла на луг ____________ жевать. _____________ у коровы много. Стал __________ молоком ____ белить.
|
Заполняем таблицу ЗХУ Отвечают на вопросы, делают выводы.
1 группа – работает на доске
2 группа – работает по карточке.
3 группа – работает на доске Составляют синквейн.
4 группа – работает по карточке.
Вставляют пропущенные слова.
|
Л
П
К Р |
||||||||||||||||||||||||||
Рефлексивно – оценочный этап |
||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, вы сегодня были замечательными читателями и с В.Бианки вы встретитесь еще не раз, и многому у него научитесь и узнаете. А что вы узнали сегодня о себе?
Продолжите любую фразу: На уроке я узнал…….. Эта сказка учит меня……. Мне захотелось……. Мне было трудно……
Вернемся к нашей таблице. Что мы узнали из того, что хотели узнать? (зажигают огоньки).
Отметки учителя. |
Оценивают результат деятельности. |
Р
Л |
||||||||||||||||||||||||||
д/з с.146 – 150, дополнительный материал о сове |
Записывают д/з |
|
||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.