Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целевой раздел технологической карты урока Предмет Литература класс 9 Тип урока урок – практикум. Работа с художественным текстом Тема урока А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире 1-й урок Обобщенная цель урока Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа А.П.Чехова «Тоска» и связывать выявленные проблемы с жизнью.Целевой раздел технологической карты урока Предмет Литература класс 9 Тип урока урок – практикум. Работа с художественным текстом
Иконка файла материала карта урока Чехов Тоска.docx
ФИО: Иванова Анна Евгеньевна – учитель русского языка и литературы, Муниципального автономного  общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка» Целевой раздел технологической карты урока Предмет    Литература      класс 9 Тип урока урок – практикум. Работа с художественным текстом Тема урока А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире 1­й урок Обобщенная цель урока Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа  А.П.Чехова «Тоска» и связывать выявленные проблемы с жизнью. Предметный результат Планируемый результат Метапредметный результат / УУД Понимать смысл текста и выявлять  проблему художественного текста;  уметь высказывать мысли и  предположения, обобщать, связывать  выявленные проблемы с жизнью; иметь Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков,  установление причинно­следственных связей; построение  логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение  гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем  Личностные УУД мотивация учения, оценивание  усваиваемого содержания, исходя из  социальных и личностных ценностей,  обеспечивающих личностный  моральный выбор.представление о нравственных  понятиях, отраженных в литературном тексте. творческого и поискового характера Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка  действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли; выявление, идентификация проблемы,  поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; предвосхищение результата и уровня  усвоения; выделение и осознание учащимися того, что уже  усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и  уровня усвоения. Деятельность учителя Организационный момент Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую  Деятельность ученика Формирование УУДнить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве. I. Стадия вызова Задачи:  ­ актуализировать имеющиеся у учащихся знания; ­ пробудить познавательный интерес учащихся; ­ мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме. Функции: 1.Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. 2.Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме. 3.Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями. 1.Целеполагание. Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока. Задача   учителя:  обозначив   тему   урока,   включить   его   в   общий   контекст   изучения   произведений   А.П.Чехова, поставить перед учениками учебную цель. ­ провоцирует ученика ­ задает вопросы ­ создает ситуацию актуализации опыта  ученика ­ формирует мотивацию ученика ­ отвечает на провокацию ­ вспоминает все, что знает по данной  теме ­ формулирует первые гипотезы ­ определяется в своих мотивах и целях ­На уроках мы с вами знакомились с  творчеством А.П. Чехова. Сейчас  прослушайте аудиозаписи и назовите  произведения А.П.Чехова. /Включает аудиозаписи/ Прослушивают аудиозаписи, называют  рассказы А.П.Чехова Личностные УУД  (мотивация учения) Познавательные УУД  (анализ с целью выделения­Посмотрите отрывок мультфильма по  произведению А.П.Чехова. Из какого  произведения? /Демонстрирует отрывок из мультфильма  «Ванька»/ Смотрят отрывок, называют произведение признаков) ­ Отличается этот отрывок от предыдущих?  Чем? Отвечают на вопрос ­Послушайте музыку. Какие чувства вызвал у  вас отрывок? /Включает аудиофайл с записью «Пуччини  «Тоска»/ Слушают музыку, называют чувства Коммуникативные УУД   (инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации) ­Как вы думаете, чему будет посвящен наш  сегодняшний урок? Отвечают на вопрос ­Сегодня мы познакомимся еще с одним  рассказом А.П.Чехова. И называется он  «Тоска». ­ Скажите, отличается чем­то это название от  тех, что звучали в начале урока? ­ Давайте запишем ассоциации к слову  «тоска». ­А какое определение дают словари? ­Так чем же отличается рассказ «Тоска»? Регулятивные УУД  (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно) Называют ассоциации Ученик читает спроецированную запись со­Еще какие­то возникли ассоциации? Есть что  сказать? ­Каковы будут цели нашего урока? ­Как вы считаете, какую проблему поднимает  автор в рассказе?  /Подводит итог/ словарной статьей слова «тоска» из словаря  В.И.Даля Формулируют тему и цель урока II. Стадия осмысления Задачи: ­ сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом; ­ помочь учащимся активно воспринимать материал; ­ помочь соотнести старые знания с новыми. Функции: 1.Информационная: получение новых знаний по теме. 2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания. 3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме. 2.Подготовка к восприятию Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу. Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов. ­ предлагает опорный текст по теме ­ организует процесс чтения, обсуждения,  понимания, дискуссии ­ управляет групповой динамикой ­ поддерживает мотивацию и цели ­ учит работать сообща ­ включается в процессы чтения,  обсуждения, дискуссии ­ участвует в групповом взаимодействии ­ подкрепляет и делает коррекцию своих  целей ­ слушает, задает вопросы, пишет,выделяет главные моменты в новой  информации ­ учится работать сообща Отвечают на вопросы Работают в паре Озвучивают свои варианты сюжетов. Коммуникативные УУД  (контроль, коррекция,  оценка действий партнёра,  умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли) ­ Отрывок из фильма с эпиграфом: «Кому  повем печаль мою?» ­ Как вы понимаете значение слова «повем».  Что означает данное слово?  ­Что же хочет поведать нам автор? ­Обсудите со своим соседом по парте сюжет,  спрогнозируйте содержание рассказа. ­Вот у нас такое «Дерево предсказаний».  Давайте выслушаем ваши предположения. 2.Восприятие текста Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального обсуждения поступков  героев. Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их  индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Какие проблемы поднимает в  рассказе «Тоска» А.П.Чехов»? Чтение с остановками Чтение 1­го отрывка учителем. ­С чего начинается рассказ? (с пейзажа). ­Какой пейзаж предстает перед нами? ­С кем мы знакомимся в этой части рассказа? ­Почему рассказ назван «Тоска»? (непонятно,  может быть, что­то случилось, и пейзаж  соотвествующий) Познавательные УУД  (установление причинно­ следственных связей; построение логической  цепи рассуждений;  доказательство; Слушают чтение учителя Отвечают на вопросыСлушают аудиозапись Отвечают на вопросы ­Посмотрите, какой знак стоит в конце части  (многоточие). ­О чем говорит многоточие? (думает лошадь,  думает извозчик, и думы эти бесконечны)  ­Почему Иона находится в таком состоянии? (ваши предсказания) Прослушивание 2­го отрывка в аудиозаписи ­Сбылись ваши предсказания? ­Что происходит с героем во 2­й части? (Иона  подвозит военного, который в ответ на его  слова хоть и спрашивает: «Отчего же он  умер?», но ответа уже не слушает).  ­Сумел ли рассказать Иона о своем горе?  Почему? ­Обратили ли вы внимание на то, что и после  второй части рассказа стоит многоточие.  Почему? (горе Ионы такое огромное, что не  дает ему покоя) ­Так почему же рассказ называется «Тоска»?  (герой остался один, он тоскует). ­А есть ли слово «тоска» во 2­й части  рассказа? (нет) ­Кому же все­таки поведает герой о своем  горе? Вернемся к нашему дереву  предсказаний. выдвижение гипотез и их  обоснование) Коммуникативные УУД  (инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации; умение  с достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли) Регулятивные УУД  (предвосхищение  результата и уровня  усвоения)Слушают чтение Отвечают на вопросы Познавательные УУД  (формулирование  проблемы) Слушают отрывок Отвечают на вопросы Чтение 3­го отрывка учеником ­Сбылись ваши предсказания? ­Кому пытался рассказать о своем горе Иона?  (троим молодым людям) ­Удалось ему это сделать? Как вы думаете,  почему? (молодой ответил: «Все помрем»,  равнодушие) ­Что начинает «отлегать от груди» Ионы?  (одиночество). Почему? ­Появляется ли в этой части слово «тоска»?  (да, тоска громадная, не знающая границ…) ­Найдите в тексте эти слова и прочитайте. ­Какое еще чувство охватывает Иону?  (одиночество) ­Ваш прогноз: кто же выслушает Иону? Прослушивание 4­го отрывка в аудиозаписи Чтение отрывка учащимся ­Сбылись ваши предсказания? ­Что происходит с героем? (Его опять не  выслушали ни дворник, ни молодой извозчик) ­Иона отдается тоске, и на овес­то не выездил, оттого­то вот и тоска. Меньше странички  осталось до конца рассказа. Неужели так  никто и не выслушает Иону?  ­Найдите в тексте слова, которые описывают  состояние Ионы. (изгибается и отдается тоске,обращаться к людям считает бесполезным) ­Что же дальше? Кому же поведает Иона о  своем горе? Слушают чтение учителя Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы   Чтение 5­го отрывка учителем ­Сбылись ваши предсказания? ­О чем мы узнаем из этого отрывка? 3.Работа над нравственной идеей текста Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное. ­Кто же выслушал Иону? Почему? (лошадь  выслушала, потому что она тоже тосковала от  того, что ее оторвали от плуга, от привычных  серых картин) ­Как вы думаете, почему никто из пассажиров  не захотел выслушать Иону? (равнодушие,  безразличие к чужому горю) ­Какие чувства испытали вы сегодня на уроке? Почему? ­Так какую же проблему поднимает автор?  (проблема одиночества) ­Скажите, изменилось ли что­нибудь за этот  период времени? Современен ли рассказ  Чехова? 4.Творческая работа над текстом Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте ­Напишите письмо­обращение автору.  Напишите о том, какие чувства испытали вы  Личностные УУД (оценивание усваиваемого  содержания, исходя из  социальных и личностных  ценностей, обеспечивающих личностный моральный  выбор) Выполняют письменную работу Познавательные УУД  (самостоятельное созданиесегодня на уроке в ходе работы над рассказом  Чехова. Опишите ваши чувства, все то, чем вы  хотели бы поделиться с автором. ­ Давайте послушаем, что вы написали. Чтение писем ­ У кого­нибудь возникли вопросы? Может  быть, кто­то не согласен или имеет своё  мнение по данному вопросу? способов решения проблем  творческого и поискового  характера) Коммуникативные УУД  (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов  разрешения конфликта,  принятие решения и его  реализация) Личностные УУД  (оценивание усваиваемого  содержания, исходя из  социальных и личностных  ценностей, обеспечивающих личностный моральный  выбор) III. Рефлексия Задачи: ­ помочь учащимся самостоятельно обобщить материал; ­ помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала. Функции: 1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации. 2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. 3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.  Итог  Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих  действий, формировать коммуникативные умения Задача   учителя:   выяснить   представления   детей   о   том,   что   было   предметом   обсуждения   на   уроке;   датьвозможность ученикам поразмышлять над уроком. ­ управляет подведением итогов ­ ставит новые вопросы и задачи на будущее ­ оценивает деятельность ученика ­ суммирует в групповой работе весь  изученный материал ­ задает вопросы на будущее ­ делает самооценку своей деятельности Отвечают на вопросы ­Давайте вспомним все, что мы говорили в  начале урока о слове «тоска», вспомним все  наши предположения. Оправдались наши  предположения? ­Какую проблему поднимает автор в своем  тексте? О чем заставляет нас задуматься? ­Что бы вы посоветовали людям, проходящим  мимо горя людского? ­В конце рассказа опять многоточие. Почему? (Чеховские рассказы имеют открытый финал.  Писатель надеется на то, что у читателя  откроется «второе зрение», и он будет видеть  между строк.) Регулятивные УУД (выделение и осознание  учащимися того, что уже  усвоено и что ещё  подлежит усвоению,  осознание качества и  уровня усвоения) Личностные УУД (оценивание усваиваемого  содержания, исходя из  социальных и личностных  ценностей, обеспечивающих личностный моральный  выбор) Домашнее задание Задача   учителя:  мотивировать   учеников   для   успешного   выполнения   домашнего   задания;   познакомить   с   его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.Записывают задание в дневнике и в  тетради ­ А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник» пишет:  «Надо, чтобы за дверью каждого довольного,  счастливого человека стоял кто­нибудь с  молоточком и постоянно напоминал бы  стуком, что есть несчастные, что как бы он ни  был счастлив, жизнь рано или поздно покажет  ему свои когти, стрясется беда – болезнь,  бедность, потери, и его никто не увидит и не  услышит, как теперь он не видит и не слышит  других». ­Согласны ли вы с автором? Напишите об этом дома.

Посмотрите также