Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»
Оценка 4.9

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
26.08.2018
Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»
Целевой раздел технологической карты урока Предмет Литература класс 9 Тип урока урок – практикум. Работа с художественным текстом Тема урока А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире 1-й урок Обобщенная цель урока Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа А.П.Чехова «Тоска» и связывать выявленные проблемы с жизнью.Целевой раздел технологической карты урока Предмет Литература класс 9 Тип урока урок – практикум. Работа с художественным текстом
карта урока Чехов Тоска.docx
ФИО: Иванова Анна Евгеньевна – учитель русского языка и литературы, Муниципального автономного  общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка» Целевой раздел технологической карты урока Предмет    Литература      класс 9 Тип урока урок – практикум. Работа с художественным текстом Тема урока А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире 1­й урок Обобщенная цель урока Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа  А.П.Чехова «Тоска» и связывать выявленные проблемы с жизнью. Предметный результат Планируемый результат Метапредметный результат / УУД Понимать смысл текста и выявлять  проблему художественного текста;  уметь высказывать мысли и  предположения, обобщать, связывать  выявленные проблемы с жизнью; иметь Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков,  установление причинно­следственных связей; построение  логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение  гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем  Личностные УУД мотивация учения, оценивание  усваиваемого содержания, исходя из  социальных и личностных ценностей,  обеспечивающих личностный  моральный выбор. представление о нравственных  понятиях, отраженных в литературном тексте. творческого и поискового характера Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка  действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли; выявление, идентификация проблемы,  поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; предвосхищение результата и уровня  усвоения; выделение и осознание учащимися того, что уже  усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и  уровня усвоения. Деятельность учителя Организационный момент Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую  Деятельность ученика Формирование УУД нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве. I. Стадия вызова Задачи:  ­ актуализировать имеющиеся у учащихся знания; ­ пробудить познавательный интерес учащихся; ­ мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме. Функции: 1.Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. 2.Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме. 3.Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями. 1.Целеполагание. Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока. Задача   учителя:  обозначив   тему   урока,   включить   его   в   общий   контекст   изучения   произведений   А.П.Чехова, поставить перед учениками учебную цель. ­ провоцирует ученика ­ задает вопросы ­ создает ситуацию актуализации опыта  ученика ­ формирует мотивацию ученика ­ отвечает на провокацию ­ вспоминает все, что знает по данной  теме ­ формулирует первые гипотезы ­ определяется в своих мотивах и целях ­На уроках мы с вами знакомились с  творчеством А.П. Чехова. Сейчас  прослушайте аудиозаписи и назовите  произведения А.П.Чехова. /Включает аудиозаписи/ Прослушивают аудиозаписи, называют  рассказы А.П.Чехова Личностные УУД  (мотивация учения) Познавательные УУД  (анализ с целью выделения ­Посмотрите отрывок мультфильма по  произведению А.П.Чехова. Из какого  произведения? /Демонстрирует отрывок из мультфильма  «Ванька»/ Смотрят отрывок, называют произведение признаков) ­ Отличается этот отрывок от предыдущих?  Чем? Отвечают на вопрос ­Послушайте музыку. Какие чувства вызвал у  вас отрывок? /Включает аудиофайл с записью «Пуччини  «Тоска»/ Слушают музыку, называют чувства Коммуникативные УУД   (инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации) ­Как вы думаете, чему будет посвящен наш  сегодняшний урок? Отвечают на вопрос ­Сегодня мы познакомимся еще с одним  рассказом А.П.Чехова. И называется он  «Тоска». ­ Скажите, отличается чем­то это название от  тех, что звучали в начале урока? ­ Давайте запишем ассоциации к слову  «тоска». ­А какое определение дают словари? ­Так чем же отличается рассказ «Тоска»? Регулятивные УУД  (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно) Называют ассоциации Ученик читает спроецированную запись со ­Еще какие­то возникли ассоциации? Есть что  сказать? ­Каковы будут цели нашего урока? ­Как вы считаете, какую проблему поднимает  автор в рассказе?  /Подводит итог/ словарной статьей слова «тоска» из словаря  В.И.Даля Формулируют тему и цель урока II. Стадия осмысления Задачи: ­ сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом; ­ помочь учащимся активно воспринимать материал; ­ помочь соотнести старые знания с новыми. Функции: 1.Информационная: получение новых знаний по теме. 2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания. 3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме. 2.Подготовка к восприятию Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу. Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов. ­ предлагает опорный текст по теме ­ организует процесс чтения, обсуждения,  понимания, дискуссии ­ управляет групповой динамикой ­ поддерживает мотивацию и цели ­ учит работать сообща ­ включается в процессы чтения,  обсуждения, дискуссии ­ участвует в групповом взаимодействии ­ подкрепляет и делает коррекцию своих  целей ­ слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой  информации ­ учится работать сообща Отвечают на вопросы Работают в паре Озвучивают свои варианты сюжетов. Коммуникативные УУД  (контроль, коррекция,  оценка действий партнёра,  умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли) ­ Отрывок из фильма с эпиграфом: «Кому  повем печаль мою?» ­ Как вы понимаете значение слова «повем».  Что означает данное слово?  ­Что же хочет поведать нам автор? ­Обсудите со своим соседом по парте сюжет,  спрогнозируйте содержание рассказа. ­Вот у нас такое «Дерево предсказаний».  Давайте выслушаем ваши предположения. 2.Восприятие текста Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального обсуждения поступков  героев. Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их  индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Какие проблемы поднимает в  рассказе «Тоска» А.П.Чехов»? Чтение с остановками Чтение 1­го отрывка учителем. ­С чего начинается рассказ? (с пейзажа). ­Какой пейзаж предстает перед нами? ­С кем мы знакомимся в этой части рассказа? ­Почему рассказ назван «Тоска»? (непонятно,  может быть, что­то случилось, и пейзаж  соотвествующий) Познавательные УУД  (установление причинно­ следственных связей; построение логической  цепи рассуждений;  доказательство; Слушают чтение учителя Отвечают на вопросы Слушают аудиозапись Отвечают на вопросы ­Посмотрите, какой знак стоит в конце части  (многоточие). ­О чем говорит многоточие? (думает лошадь,  думает извозчик, и думы эти бесконечны)  ­Почему Иона находится в таком состоянии? (ваши предсказания) Прослушивание 2­го отрывка в аудиозаписи ­Сбылись ваши предсказания? ­Что происходит с героем во 2­й части? (Иона  подвозит военного, который в ответ на его  слова хоть и спрашивает: «Отчего же он  умер?», но ответа уже не слушает).  ­Сумел ли рассказать Иона о своем горе?  Почему? ­Обратили ли вы внимание на то, что и после  второй части рассказа стоит многоточие.  Почему? (горе Ионы такое огромное, что не  дает ему покоя) ­Так почему же рассказ называется «Тоска»?  (герой остался один, он тоскует). ­А есть ли слово «тоска» во 2­й части  рассказа? (нет) ­Кому же все­таки поведает герой о своем  горе? Вернемся к нашему дереву  предсказаний. выдвижение гипотез и их  обоснование) Коммуникативные УУД  (инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации; умение  с достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли) Регулятивные УУД  (предвосхищение  результата и уровня  усвоения) Слушают чтение Отвечают на вопросы Познавательные УУД  (формулирование  проблемы) Слушают отрывок Отвечают на вопросы Чтение 3­го отрывка учеником ­Сбылись ваши предсказания? ­Кому пытался рассказать о своем горе Иона?  (троим молодым людям) ­Удалось ему это сделать? Как вы думаете,  почему? (молодой ответил: «Все помрем»,  равнодушие) ­Что начинает «отлегать от груди» Ионы?  (одиночество). Почему? ­Появляется ли в этой части слово «тоска»?  (да, тоска громадная, не знающая границ…) ­Найдите в тексте эти слова и прочитайте. ­Какое еще чувство охватывает Иону?  (одиночество) ­Ваш прогноз: кто же выслушает Иону? Прослушивание 4­го отрывка в аудиозаписи Чтение отрывка учащимся ­Сбылись ваши предсказания? ­Что происходит с героем? (Его опять не  выслушали ни дворник, ни молодой извозчик) ­Иона отдается тоске, и на овес­то не выездил, оттого­то вот и тоска. Меньше странички  осталось до конца рассказа. Неужели так  никто и не выслушает Иону?  ­Найдите в тексте слова, которые описывают  состояние Ионы. (изгибается и отдается тоске, обращаться к людям считает бесполезным) ­Что же дальше? Кому же поведает Иона о  своем горе? Слушают чтение учителя Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы   Чтение 5­го отрывка учителем ­Сбылись ваши предсказания? ­О чем мы узнаем из этого отрывка? 3.Работа над нравственной идеей текста Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное. ­Кто же выслушал Иону? Почему? (лошадь  выслушала, потому что она тоже тосковала от  того, что ее оторвали от плуга, от привычных  серых картин) ­Как вы думаете, почему никто из пассажиров  не захотел выслушать Иону? (равнодушие,  безразличие к чужому горю) ­Какие чувства испытали вы сегодня на уроке? Почему? ­Так какую же проблему поднимает автор?  (проблема одиночества) ­Скажите, изменилось ли что­нибудь за этот  период времени? Современен ли рассказ  Чехова? 4.Творческая работа над текстом Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте ­Напишите письмо­обращение автору.  Напишите о том, какие чувства испытали вы  Личностные УУД (оценивание усваиваемого  содержания, исходя из  социальных и личностных  ценностей, обеспечивающих личностный моральный  выбор) Выполняют письменную работу Познавательные УУД  (самостоятельное создание сегодня на уроке в ходе работы над рассказом  Чехова. Опишите ваши чувства, все то, чем вы  хотели бы поделиться с автором. ­ Давайте послушаем, что вы написали. Чтение писем ­ У кого­нибудь возникли вопросы? Может  быть, кто­то не согласен или имеет своё  мнение по данному вопросу? способов решения проблем  творческого и поискового  характера) Коммуникативные УУД  (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов  разрешения конфликта,  принятие решения и его  реализация) Личностные УУД  (оценивание усваиваемого  содержания, исходя из  социальных и личностных  ценностей, обеспечивающих личностный моральный  выбор) III. Рефлексия Задачи: ­ помочь учащимся самостоятельно обобщить материал; ­ помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала. Функции: 1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации. 2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. 3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.  Итог  Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих  действий, формировать коммуникативные умения Задача   учителя:   выяснить   представления   детей   о   том,   что   было   предметом   обсуждения   на   уроке;   дать возможность ученикам поразмышлять над уроком. ­ управляет подведением итогов ­ ставит новые вопросы и задачи на будущее ­ оценивает деятельность ученика ­ суммирует в групповой работе весь  изученный материал ­ задает вопросы на будущее ­ делает самооценку своей деятельности Отвечают на вопросы ­Давайте вспомним все, что мы говорили в  начале урока о слове «тоска», вспомним все  наши предположения. Оправдались наши  предположения? ­Какую проблему поднимает автор в своем  тексте? О чем заставляет нас задуматься? ­Что бы вы посоветовали людям, проходящим  мимо горя людского? ­В конце рассказа опять многоточие. Почему? (Чеховские рассказы имеют открытый финал.  Писатель надеется на то, что у читателя  откроется «второе зрение», и он будет видеть  между строк.) Регулятивные УУД (выделение и осознание  учащимися того, что уже  усвоено и что ещё  подлежит усвоению,  осознание качества и  уровня усвоения) Личностные УУД (оценивание усваиваемого  содержания, исходя из  социальных и личностных  ценностей, обеспечивающих личностный моральный  выбор) Домашнее задание Задача   учителя:  мотивировать   учеников   для   успешного   выполнения   домашнего   задания;   познакомить   с   его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей. Записывают задание в дневнике и в  тетради ­ А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник» пишет:  «Надо, чтобы за дверью каждого довольного,  счастливого человека стоял кто­нибудь с  молоточком и постоянно напоминал бы  стуком, что есть несчастные, что как бы он ни  был счастлив, жизнь рано или поздно покажет  ему свои когти, стрясется беда – болезнь,  бедность, потери, и его никто не увидит и не  услышит, как теперь он не видит и не слышит  других». ­Согласны ли вы с автором? Напишите об этом дома.

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»

Технологическая карта урока литературы А. П. Чехов «Тоска»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2018