Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
13.08.2019
Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.Урок содействует реализации ФГОС .Структура выстроена с позиции системно-деятельностного подхода.Урок способствует развитию предметных результатов и метапредметных УУД .На уроке ребята должны выбрать материал и составить сравнительную характеристику литературных героев (Жилина и Костылина),определить художественную идею рассказа.
Конспект урока.docx
Предмет Тема урока Цель урока Задачи урока Технологическая карта урока №3 Общая часть 5 Класс Литература Две жизненные позиции в рассказе  «Кавказский пленник».  Жилин и Костылин ­два характера, две судьбы. Выявление  мотивов поступков героев, художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении активной жизненной позиции, любви к людям,  как высшей нравственной основы в человеке. Формирование   умения   собирать   материал   для   характеристики   героев,   развивать   навыки   сравнительной характеристики, навыки анализа текста Воспитание гуманистического мировоззрения в ходе выявления художественной идеи рассказа. формировать навыки анализа художественного произведения; ­формировать умение осознанно воспринимать текст; ­совершенствовать умения  выделять главное,  давать оценку содержанию текста; ­ развивать умение строить суждение; ­ давать устные ответы на вопросы; ­ способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; ­   воспитывать   сознательную   дисциплину   в   решении   поисковых   задач   при   сотрудничестве   в   коллективе   со сверстниками Планируемые образовательные результаты предметные Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст.  Уметь   сравнивать   характеры   героев,понимать   зависимость поступков   от   качеств   характера.   Научиться   понимать нравственное содержание рассказа.   личностные Научиться  проводить самооценку личности на   основе   прочитанного   и   использовать  в возможность   коррекции   качеств     своего характера     определять метапредметные Уметь и формулировать   цель   на   уроке   с помощью   учителя;     планировать своё   действие   в   соответствии   с поставленной задачей;   необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и   учёта   характера   сделанных ошибок   ошибок   (Регулятивные вносить УУД). Уметь   слушать   и   понимать   речь других;  оформлять свои мысли в устной   и   письменной   форме (Коммуникативные УУД). Уметь   ориентироваться   в   своей системе   знаний;   осуществлять анализ объектов; находить ответы на тексте, преобразовывать   информацию   из одной   формы   в   другую   ,   делать выводы, обобщения. (Познавательные УУД). вопросы     в     Решаемые учебные проблемы Основные понятия Вид используемых средств ИКТ Методическое назначение средств ИКТ Аппаратное и программное обеспечение Образовательные интернет­ресурсы Организационная структура урока 1 этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Формирование   конкретного   образовательного   результата   / группы результатов Составить  сравнительную   характеристику   литературных   героев   ,определить художественную идею рассказа Художественная идея произведения, приемы составления характеристики  литературных героев, сравнительная характеристика Компьютерная презентация Возможность наглядно, доходчиво представить изучаемый материал . ПК Середина XIX века, Кавказ, идет тяжелая кровопролитная война, царь Николай I посылает свои войска  завоевывать   кавказские   земли.   Живущие   там   горские   народы   оказывают упорное сопротивление царским  войскам. На крутых горнах    дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивают засады,  берут в плен русских солдат и офицеров. два      рассказе  изображены  ­ Скажите, о каком произведении идет речь? Почему вы так решили? В  офицера.  – На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер?   Обладают ли герои рассказа такими качествами  ,мы   и поговорим сегодня на нашем уроке на нашем уроке. Тема урока : «Две жизненные позиции в рассказе  «Кавказский пленник».  Жилин и Костылин ­два характера, две судьбы. ­Что нам предстоит сделать сегодня на уроке?   Длительность этапа Основной   вид   учебной   деятельности,   направленный   на формирование данного образовательного результата Методы обучения Средства   ИКТ   для   реализации   данного   вида   учебной деятельности Форма организации деятельности учащихся Функции / роль учителя на данном этапе Основные виды деятельности учителя 5 мин   Слушают учителя, строят высказывания, доказывают свою точку зрения словесный Компьютерная презентация Фронтальная или общеклассная Органицация и мотивирование Организует работу 2 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Формирование   конкретного   образовательного   результата   / группы результатов Итак,   сегодня   мы   должны   дать   характеристику   литературным   героям   и сравнить их. ­ Что значит дать характеристику лит.герою?  ­Назовите приемы составления характеристики литературных героев.  – Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?  ­Что   мы   должны   сделать,   чтобы     составить   сравнительную   характеристику героев?    5 мин Длительность этапа Основной   вид   учебной   деятельности,   направленный   на Формируют   понятия,   участвуют   в   обсуждении   содержания   материала, формирование данного образовательного результата Методы обучения Средства   ИКТ   для   реализации   данного   вида   учебной деятельности Форма организации деятельности учащихся Функции / роль учителя на данном этапе Основные виды деятельности учителя 3 этап. Практикум Формирование   конкретного   образовательного   результата   / группы результатов Длительность этапа Основной   вид   учебной   деятельности,   направленный   на формирование данного образовательного результата Методы обучения Средства   ИКТ   для   реализации   данного   вида   учебной деятельности Форма организации деятельности учащихся Функции / роль учителя на данном этапе обсуждают опорную таблицу по сравнительной  характеристике героев. Беседа,объяснение Компьютерная презентация Коллективное обсуждение и поиск общего решения Организационная Беседа,оказание помощи при формировании понятий Составьте   сравнительную  характеристика   Жилина   и   Костылина  .Определите художественную     Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.Работая с текстом учебника ,заполните таблицу произведения  идею       Жилин I. Портрет II. «Говорящая» фамилия III. Поведение героев во время нападения татар IV. В плену 1.Письмо о выкупе 2.Внутреннее 3. Занятия 4. Мнение татар   V. Побег Общее 20 мин. Составление сравнительной характеристики героев с опорой на таблицу  и текст , работа в группе. Набледение,сравнение,проблемно­поисковый состояние   групповая  направляющая Основные виды деятельности учителя Консультация,оказание помощи в составлении таблицы 4 этап. Проверка полученных результатов. Коррекция Длительность этапа Виды   учебной   деятельности   для   проверки   полученных образовательных результатов 10 мин Взаимопроверка. Обсуждение.Сравнение с эталоном и коррекция ­Как вы думаете, зачем мы сравнивали этих двух героев? (Чтобы понять, почему люди в одинаковой ситуации ведут себя по­разному..   В одних и тех же условиях один герой – Жилин ­ проявляет волю, мужество, чувство собственного достоинства, находчивость, стойкость, активно борется. А другой – Костылин ­ покоряется обстоятельствам, ждет помощи со стороны, страдает, проявляет эгоизм, бездействует. Жилина уважают не только друзья, но   и   враги,   он   спасается   из   плена   благодаря   своей   находчивости,   отваге, доброте   к   людям. Костылин же   не   заслуживает   уважения,   он   слаб   (не физически, а духовно), он покорно дождался, пока за него заплатят выкуп, ему повезло, что он остался жив. ­Какова же художественная идея рассказа?(Утверждение активной жизненной позиции,любви к людям как высшей нравственной основы в человеке.  Человек мужественный, уважающий себя и других, не опускающий рук в трудной, даже безвыходной ситуации, достоин уважения и свободы. Эта же идея выражена в противопоставлении  образов офицеров.) ­ Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?  Это необходимо в жизни, чтобы: –   различать   добро   и   зло,   любовь   и   ненависть,   смелость   и   трусость; –сделать  друзей; правильный  – понимать внутренний мир человека. выбор   Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности Методы контроля Способы коррекции Форма организации деятельности учащихся Функции / роль учителя на данном этапе Компьютерная презентация коллективное обсуждение,  формулирование выводов самокоррекция фронтальная Котролирующая Основные виды деятельности учителя 5 этап. Подведение итогов. Домашнее задание Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам Домашнее задание Коррекция, устные комментарии к ответам учащихся.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 1.Написать  сочинение по теме : «Жилин и Костылин: разные судьбы» 2.Ответить на вопрос: «Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники» 3.Подготовить слайдовую презентацию «Иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник»( задание по выбору учащихся) Каким образом данный урок будет  содействовать реализации новых  ФГОС: Урок  содействует реализации  ФГОС :т. к .структура урока была выстроена с позиции системно­ деятельностного подхода .Урок способствует  развитию предметных результатов  и метапредметных  УУД Дополнительная информация Ресурсы, оборудование и материалы  ИКТ,   мультимедийный проектор,  компьютерная  презентация, учебник литературы Меркина Г.С. Ф.Е.Соловьева «Уроки литературы».Методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина  ://   www  http  http://festival.1september.ru/subjects  .  uroki    .  net    https://infourok.ru/  Заполнение таблицы, устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа,    работа с тексто    системно­деятельностный  ,  проблемно­поисковый  Список учебной и дополнительной  литературы Ссылки на использованные интернет­ ресурсы Дидактическое обеспечение урока  ССЫЛКИ Используемые педагогические  технологии,  методы и приемы Ограничения на использование  ресурса (да, нет), описание  ограничений Дополнительная необходимая  информация

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"

Технологическая карта урока литературы "Две жизненные позиции в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин-два характера,две судьбы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2019