Технологическая карта урока литературы по произведению Н. Гоголя "Тарас Бульба" 8 класс
Оценка 4.8

Технологическая карта урока литературы по произведению Н. Гоголя "Тарас Бульба" 8 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
10.07.2018
Технологическая карта урока литературы по произведению Н. Гоголя "Тарас Бульба" 8 класс
технологическая карта литература 8 класс Сычева М.Л..docx

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Учитель: Сычёва Мария Леонидовна

Тема урока: Три смерти в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели урока:

Образовательные:

1. Сопоставить смерти трех главных героев, выявить отношение автора к героям.

2. Показать художественное мастерство писателя.

Развивающие:

1. Развивать навыки анализа текста, работы с книгой;

2. Продолжать формировать навыки работы с таблицей, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

3. Развивать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

4.  Формировать умения аргументировать свою позицию. 

Воспитательные: 

1. Подвести учащихся к более глубокому пониманию Родины, патриотизма, долг;

2. Формировать уважительное отношение к истории, гордости за подвиги предков; 

3. Помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Прогнозируемые результаты

личностные:

·                    Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

· Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

метапредметные:

· Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

· Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

· Осмысленно читать;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

· устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

· аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

· организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

· работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

· основам коммуникативной рефлексии;

· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

· структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

· интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

· откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.

· на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

· использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

предметные:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, история.

Оборудование: слайдовая презентация, фрагменты из фильма «Тарас Бульба», режиссер В. Бортко, 2009 г. (эпизоды из фильма); текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» учебник, текст изучаемого произведения, предметы, ассоциирующиеся с героями произведения, стендовые доклады детей, вопросы (толстые и тонкие) с заданиями для групповой работы, бланк «Алфавит».

Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

 

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов (побуждение)

 

Прием технологии развития критического мышления

Прием стратегии смыслового чтения

«Алфавит эмоций»

  Приветствие учащихся. Настрой на урок.

1. Ассоциативный ряд (представлены предметы)

 

2. «Алфавит эмоций» (выдается лист для заполнения учащимися)

     Учащиеся называют ассоциации с этими предметами, а затем самостоятельно формулируют тему урока.

       В течение урока ученики могут заполнять «Алфавит эмоций», давая оценку героям произведения, записывая их качества, слова, раскрывающие  основную идею произведения, проблемы, затрагивающие жизненные ценности.

Осмысление

 (поиск ответов)

 

Прием технологии развития критического мышления «Толстые и тонкие вопросы» (работа в группах)

Группам даются названия главных героев произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

стендового доклада

(связь литературы и живописи, кинемотографа)

1. Как погиб герой?

2. Какие качества проявил герой в свой последний час?

3. Последние слова героев. Как они характеризуют героя?

4. Прочитайте пословицы и афоризм. Чью смерть можно охарактеризовать первой пословицей,  афоризмом? Цитаты (см. приложение).

5.  Скажите, как мы можем характеризовать уход из жизни  героев?   Как вы считаете, что объединяет эти фрагменты?

Скажите, почему мы говорим о смерти Андрия, но гибели Тараса? Как их можно озаглавить? Верны ли наши предположения, мы узнаем, просмотрев три эпизода из фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба» (Демонстрация 3-х эпизодов гибели главных героев).

6. Зачем же Тарас убил собственного сына? Как он мог?

    Вам, ребята, необходимо в течение 2-3 минут представить  стендовый доклад по теме нашего урока.

 

 

 

      Каждое художественное произведение несет определенную идею. Какова основная идея произведения? Каков конфликт? Какова проблематика художественного произведения?

      

      Деление класса на группы, выдается конверт с именами героев произведения. Задаются «толстые и тонкие вопросы», касающиеся темы урока. Дети заполняют в электронном виде таблицу (работа на ноутбуках).

     

 

    Каждому из ребят предлагается карточка «Черты характера» (подпишите ее), подчерните  на ней черты характера героя, имя которого носит ваша команда. Сравните свой выбор сначала в паре, а затем представьте его в группе,  определитесь  с выбором главных черт, назовите 5 черт героя и дайте аргументированный ответ (см. приложение).

 

 

 

 

      Стендовые доклады учащихся, подготовленные по картинам художников, запечатлевших моменты смерти и  гибели героев повести. Составлены синквейны.

   Ребята,  вам необходимо оценить стендовые доклады учащихся (выдаются оценочные листы, на которых выставляется оценка докладчикам).

   Загляните  в глоссарий, который у вас расположен на рабочем столе в файле «Глоссарий литературоведческих терминов».

    Учащиеся формулируют проблематику художественного произведения, конфликт, идею произведения.

Размышление (рефлексия)

 

Прием стратегии смыслового чтения

«Алфавит эмоций»

Оценка работы учащихся на уроке с помощью слова «УРОК»

«Алфавит эмоций». Удалось ли заполнить все ячейки алфавита?

Домашнее задание:

1. Составить план сочинения (логограф) «Тарас Бульба – народный герой», «Два брата», «Путь Остапа к подвигу», «Мои любимые страницы повести».

 

     Завершите заполнение таблицы. Дайте оценку своей деятельности  в умении заполнить ее, подберите слова ко всем буквам алфавита, оценивая героев.

  При выполнении домашнего задания детям предоставляется право выбора темы сочинения и составление логографа сочинения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; ·

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; ·

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, история

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, история

Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы

Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы

О смысление (поиск ответов)

О смысление (поиск ответов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2018